Тамара Шорникова: Ну а сейчас – одна из любимых рубрик наших телезрителей. Да и наша, что уж там. Александр Денисов: Разгоняемся! Рубрика «Автомобили» в эфире. Андрей Осипов уже забегает в студию, влетает. Андрей Осипов: Буквально влетает, да. Здравствуйте. Александр Денисов: Ну, не въезжает. Андрей Осипов: Здравствуйте. Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Ну, конечно же, здравствуйте, коллеги. Традиционно мы начинаем с нашей рубрики «Реальный выбор», задачи для которой нам ставите вы, уважаемые зрители. Вот вы спросили нас: какой кроссовер можно купить за 1 миллион рублей? Что же, поскольку понятие кроссовера довольно размыто, то мы включили в список внедорожники, а также приподнятые универсалы и седаны, которые сейчас многие и относят к категории кроссоверов. В качестве основных критериев отбора мы использовали не только приличный дорожный просвет, но и гарантию производителя, и, конечно же, стоимость владения. Еще одна небольшая ремарка: при выборе машин мы ориентировались исключительно на официальные прайс-листы производителей на автомобили 2019 года выпуска, без учета различных спецпредложений и маркетинговых программ. Итак, начинаем с низов. И первыми в корзину отправим сразу семь «китайцев», которых, к слову сказать, в этом сегменте представлено очень много. И пусть некоторые из них действительно заслуживают внимания (о чем я скажу чуть позже), но такие машины, как Brilliance V5, Geely Emgrand X7, Zotye T600, Lifan Myway, X50, X60 и X70, на наш взгляд, рассматривать не стоит вообще. Причин тут масса: это и сомнения в безопасности этих машин, и посредственная управляемость, а также проблемы с запасными частями, особенно с кузовными, и очень странная гарантия. Например, у Lifan гарантия на вариатор или автомат – два года или 60 тысяч километров, на лакокрасочное покрытие – три года. У Geely после трех лет эксплуатации или 60 тысяч километров пробега гарантией уже не покрываются такие вещи, как гидротрансформатор, мотор, турбина или генератор, а также большая часть остальных узлов мотора и подвески. Кстати, не только для Geely, но и для всех остальных «китайцев» установлена минимальная гарантия в три месяца или 5 тысяч километров пробега на тормозные колодки, фильтры, сцепление, свечи зажигания, лампы, предохранители и щетки стеклоочистителя. Справедливости ради замечу, что подобные ограничения есть практически у всех автопроизводителей, но столь внушительный список ограничений можно найти лишь у китайских компаний. Как бы там ни было, но замыкает список не рекомендованных к покупке машин Hyundai Creta, однако причина здесь уже совсем другая. За 1 миллион рублей вы сможете купить только переднеприводную версию в целом довольно неплохого и надежного корейского автомобиля, и лишь в базовой комплектации, а там нет даже подогрева сидений или кондиционера – что за миллион в новой машине, на наш взгляд, иметь наверняка захочется. Переходим теперь к условно рекомендованным автомобилям. И открывает этот список, как ни странно, «китаец» – это Changan CS35, а также практически вся модельная гамма Tiggo: 2, 3, 4, 5 и 7. Да, с управляемостью здесь наблюдаются проблемы, но эти модели привлекают прежде всего сочетанием невысокой цены и богатым списком установленного оборудования. Да и к гарантийным обязательствам меньше нареканий, хотя без них, в общем-то, не обошлось. Например, у Chery большая часть элементов подвески, рулевой тяги, наконечники шаровой опоры и даже амортизаторы имеют гарантию лишь на два года или 40 тысяч километров пробега. Через три года или 60 тысяч километров истечет гарантия на ремень ГРМ, топливные форсунки, всю мультимедиа и глушитель. Максимальным гарантийным сроком в пять лет или 150 тысяч километров пробега у Chery покрываются только мотор без навесного оборудования и коробка передач без сцепления. Забавно с гарантией и на лакокрасочное покрытие. К примеру, в сервисной книжке к кроссоверам Tiggo 2, 3 и 5 сказано, цитата: «Производитель гарантирует отсутствие производственных дефектов лакокрасочного покрытия, нанесенного на кузов автомобиля при его производстве и отсутствии сквозной коррозии кузова, на срок два года или 60 тысяч километров пробега – в зависимости от того, что наступит ранее». Но Chery – единственный бренд, который честно пишет, что срок службы лакокрасочного покрытия составляет три года, а срок службы всего автомобиля – пять лет или 150 тысяч километров. Ну конечно, понятно, что это вовсе не означает, что через пять лет машина попросту возьмет и, собственно говоря, встанет, но все же довольно-таки показательно. В целом же, когда мы рассуждаем о покупке нового автомобиля, то опираемся не столько на срок его службы, но и на условия эксплуатации. А в нашей стране они могут быть такими, что настоящий внедорожник попросту необходим. Нет проблем даже при бюджете всего 1 миллион. Вас с радостью примут в дилерских центрах УАЗ или LADA. Конечно же, я говорю, можно сказать, о легендах нашего автопрома – это УАЗ «Хантер» и «Патриот», «Нива-2121» и ее GM-тезка Chevrolet Niva. Да, надежности здесь немного. Гарантия пестрит различными ограничениями – не хуже, чем у китайцев. Но зато обслужить можно самостоятельно. А по проходимости практически равных нет. Наиболее приятным в плане эргономики и комфорта будет Chevrolet, а самыми проходимыми – конечно же, LADA «Нива» и продукция УАЗ. И в некоторых регионах нашей страны без этого, увы, не обойтись. Впрочем, отчасти по проходимости с ними мог бы поспорить наш следующий герой – Renault Captur, но его, увы, за миллион можно приобрести только с передним приводом и совсем не в топовой комплектации. Опять же повторюсь: мы не учитывали специальные предложения производителя или дилеров и смотрели на прайс-листы машин исключительно 2019 года выпуска. Потому Captur мы бы рекомендовали к покупке с очень большой натяжкой. Следом за Captur мы разместили хорошо известную а-ля внедорожную версию KIA Rio X-Line. Она обойдется дешевле Captur, но понятное дело, что полного привода у модели нет вообще. Зато за миллион комплектация будет побогаче, и есть выбор между механической или автоматической коробкой передач. Ну, не могу не отметить, что у KIA Rio гарантия на большую часть деталей подвески – от 30 до 70 тысяч километров. А те самые пять лет и 150 тысяч километров пробега – во многом просто рекламный ход. Ну и замыкает список машин, условно рекомендованных к покупке, хорошо знакомое французское семейство Logan и Sandero с приставкой Stepway. Разница в цене между ними не столь велика, и за миллион можно найти не самую бедную комплектацию, да еще и с «автоматом». Ограничений по гарантии здесь меньше, подвеска хорошо справляется с нашими дорогами. И цена, в общем-то, довольно привлекательная. Кстати, это предпоследний «иностранный» (в кавычках, конечно же) автомобиль сегодняшнего выбора. Последней же «иностранной» машиной (опять же в кавычках) снова стал Renault, но с моделью Duster, которая, в общем-то, и открывает список машин, рекомендованных к покупке. Ну да, не красавец, скажем честно, но в ценовом диапазоне, опять же в нашем ценовом диапазоне будет только бензиновый мотор и с механической коробкой передач. Да, надо сказать, что с отделочными материалами и эргономикой есть проблемы, но цена весьма привлекательна, список оборудования немалый, а гарантия не пестрит многочисленными звездочками и мелким шрифтом. К тому же Duster заметно дешевле Captur, хоть и отличается от него внешностью, интерьером и, в общем-то, двумя нижними рычагами передней подвески, если быть точным. Ну и сейчас можно найти, должен заметить, в общем-то, неплохие скидки. За Duster следуют сплошные LADA – как, в общем-то, и ожидалось. Тамара Шорникова: Наконец-то! Потому что все – иностранцы, иностранцы, иностранцы. Александр Денисов: Тут Тамара посмеивалась. Великий русский вопрос: что лучше – отечественное или все-таки подержанная иномарка? Андрей Осипов: В данном случае победителей нет. Я скажу и подведу итоги, если позволите, когда мы огласим список, так сказать, рекомендованных машин. Итак, третье место мы отдали семейству LADA XRAY и XRAY Cross – они дешевле тех же Renault Sandero, на платформе которых построены, и, как ни парадоксально, отличаются от них в лучшую сторону. Да, «автоматов» здесь уже нет, только «робот», но это, пожалуй, наибольшее нарекание к автомобилю. К тому же выглядит машина неплохо и придется впору, на наш взгляд (как раз таки к вопросу о том, что лучше), прежде всего тем, кто живет в городе, в городской черте. Условно второе место мы отдали новинке российского автопрома – LADA Granta Cross. Она дешевле XRAY, ее «робот» работает гораздо лучше – что было проверено буквально вчера на первом официальном тест-драйве новинки. Детально я, если позволите, останавливаться на машине не буду, поскольку через пару недель мы выдадим, собственно говоря, материал с этого мероприятия. Но отмечу, что Granta Cross еще и недорога в обслуживании. К примеру, суммарная стоимость всех ТО за 60 тысяч километров пробега составит всего 23 тысячи рублей – против (чтобы для сравнения) 35 тысяч для Renault Sandero или 34 тысяч для KIA Rio X-Line. Опять же, это стоимость владения. Условным победителем сегодняшней рубрики «Реальный выбор» стала LADA Vesta Cross и ее универсальная версия SW Cross. Вполне современный автомобиль с дорожным просветом больше 20 сантиметров, на равных конкурирующий, в общем-то, с бюджетными иномарками и гораздо лучше любого «китайца» по управляемости. Да, есть, конечно, ограничения по гарантии, без этого не обошлось. На аккумулятор и амортизаторы это всего два года или 40 тысяч километров пробега. Но тем не менее по сочетанию цена/качество Vesta Cross – это одно из лучших на сегодняшний день предложений в нашем сегменте, особенно если вы ищете что-то такое вместительное, с багажником, естественно, с большим багажником и приличным дорожным просветом, и естественно, с ценой до 1 миллиона рублей. Ну, естественно, я могу сказать, что призываю наших уважаемых телезрителей задавать нам вопросы. Но не могу не отметить, что когда мы учитывали и рассчитывали диапазон «до 1 миллиона рублей», мы это делали с прицелом на то, что какая-то сумма денег должна остаться, чтобы покрыть страховку, какие-то первоначальные вложения, которые мы в любом случае осуществляем при покупке новой машины. Поэтому вот этот миллион рублей, за его пределы мы постарались никак не выйти. Александр Денисов: К вопросам. Андрей Осипов: Давайте. Тамара Шорникова: Итак, спросим у Осипова, у нашего эксперта. Вопросов действительно много. СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Александр Денисов: Много, Тамара, да? Тамара Шорникова: Много. Начнем с SMS, потому что завалили просто, как на «Почте России» посылками. Андрей Осипов: Это же хорошо. Александр Денисов: Как в Шереметьеве. Тамара Шорникова: Как в Шереметьеве, да. Ох, не дай бог! «RAV4 2013 года. Пробег – 80 тысяч. Стоит ли задуматься о замене?» Андрей Осипов: Если есть такая финансовая возможность – задумайтесь. Я тут не могу давать какого-то однозначного ответа, стоит ли менять этот автомобиль. В принципе, RAV4 с пробегом 80 тысяч километров – это для него немного. Ну, по крайней мере, мотор… Не знаю, какая у вас коробка. Если вариатор, то он тоже должен проработать, по крайней мере, до 100–150 тысяч при бережной эксплуатации и надлежащем, конечно же, обслуживании. Ну, опять же продавать/не продавать – вы уж простите, это зависит от вашего бюджета. И, кстати, о Шереметьеве, вы заметили. Я вчера прилетел в терминал В, и таких проблем не было. Александр Денисов: Повезло. Андрей Осипов: Это только у тех, кто прилетает в терминалы D и Е – там больше такие проблемы. Александр Денисов: Звонок. Андрей Осипов: Давайте. Александр Денисов: Дозвонился зритель из Пермского края, Александр. Тамара Шорникова: Слушаем вас. Зритель: Добрый день! Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: У меня есть к ведущему вопрос: что из себя представляет Volga Siber? Андрей Осипов: Volga Siber? Зритель: Да-да. Андрей Осипов: Ну, скажем так, это газовский проект, который… Эта машина вообще построена на платформе Chrysler Sebring образца конца 90-х. Александр Денисов: По-моему, уже не выпускается, да? Андрей Осипов: Да давно уже не выпускается. И Siber давно не выпускается. То есть они купили у Chrysler старую линию для производства и на этой же платформе (ее, собственно говоря, немножко модернизировали) построили. То есть, по большому счету, это во многом американский автомобиль, но под нашим брендом, конечно же, во многом с нашими комплектующими, с нашим кузовом, с нашим салоном и, к сожалению, со всем остальным тоже присущим. Александр Денисов: Все удачно было? Андрей Осипов: Более или менее нормально. Нельзя сказать, что она пользовалась огромным спросом, но в целом машина, поскольку она была очень хорошо позиционирована по цене (а таких предложений нет в этом ценовом сегменте), то нормально. Но ГАЗу денег не принесла, поэтому ее производство достаточно быстро свернули. Александр Денисов: Вопрос из Ростовской области: «Ваше мнение о «Ладе Надежда»?» Андрей Осипов: «Лада Надежда»? Ну, хорошо, что жива надежда, поскольку эта машина уже практически не производится. Но опять же в свое время это был полноценный вэн за минимальное количество денег, что можно было потратить на семиместный автомобиль. В целом мне не нравится у этого автомобиля качество кузовных панелей, особенно качество их подгонки, потому что двери там периодически переставали закрываться. Ну, были такие моменты, двери очень плохо закрывались. И, конечно, ржавчина, коррозия – тоже проблема. Александр Денисов: «Что лучше – Mazda СХ-5 или Škoda Kodiaq?» Андрей Осипов: Если вам нужен семейный автомобиль, то тут вариантов нет – тогда Kodiaq. Но в целом, если говорить об управляемости и ощущениях на водительском месте, то я бы предпочел СХ-5. Хотя и Kodiaq на самом деле решительно неплох. Мне кажется, что тут во главу угла стоит поставить прежде всего функциональность автомобиля, насколько та или иная модель устраивает вас по набору оборудования и пространству салона. Александр Денисов: А по цене? Андрей Осипов: По цене они плюс-минус сопоставимые. Хотя я надеюсь, что наш уважаемый зритель не рассматривает Kodiaq с мотором 1.4 Turbo, самую слабую версию, потому что вот ее бы я не рекомендовал – по той простой причине, что терзают смутные сомнения в плане ресурса. Машина тяжелая, а 1.4 Turbo – мотор малообъемный, 140 лошадиных сил. И полный привод еще плюс к этому, семиместный автомобиль. Ну, я не уверен, что он больше 120–130 тысяч проживет. Тамара Шорникова: До звонка успеем, очень подробное сообщение из Воронежской области: «Когда производители авто вернутся к нормальному углу наклона лобового стекла? При малом угле наклона в светлую солнечную погоду в стекле сильно отражается панель и торпедо, видимость притупляется очень сильно, а это – безопасность. Наверное, при ДТП надо подавать в суды на производителей авто за неправильный угол наклона стекла». Андрей Осипов: Понятно, понятно. Ответ уже сразу: угол наклона лобового стекла продиктован дизайном транспортного средства. Вот дизайнер его так нарисовал. Это первое, собственно говоря, по углу наклона. Второе. Угол наклона лобового стекла просчитывается в аэродинамической трубе, потому что аэродинамика автомобиля сейчас чрезвычайно важна. Поэтому дело не в производителях, в их желании или нежелании ставить стекло прямо или класть его чуть ли не на 90 градусов. Дело в том, что это продиктовано формой кузова и требованиями, которые предъявляются, в том числе требованиями по безопасности. И поверьте мне, можно найти машины, у которых лобовое стекло стоит практически перпендикулярно, а можно найти какие-нибудь спорткары, в которых лобовое стекло находится под чрезвычайно малым углом по отношению к боковым панелям. Тамара Шорникова: Звонок. Александр Денисов: Александр из Сочи. Зритель: Да, добрый вечер. Александр Денисов: Добрый вечер. Тамара Шорникова: Ваш вопрос, слушаем. Зритель: Подскажите, вот Honda Elysion 2008 года, какой лучше движок – 2.4, трехлитровый или 3.5? И полноприводная версия, или как? Андрей Осипов: Ну понятно. 3.5 – на самом деле наименее проблемный был двигатель, потому что 2.4 – неплохой мотор в общем и целом, он хорошо известен. Там конструкция, в общем, старая. Но, мне кажется, исходя из того, что мы говорим о машине 2008 года, то есть ей 11 лет, то тут лучше остановить свой выбор на той версии, которая находится в лучшем техническом состоянии. И учитывать тот простой факт, что чем больше объем мотора (ну, если мы не учитываем, скажем так, то, как ездит водитель), то тем больше будет расход топлива. Понятное дело, что трехлитровый или версия 3.5 будет потреблять топлива больше. Ну и вопрос налогов возникает по мощности: куда он вписывается, в какую гамму, в плане транспортного налога – 150–200 или это уже будет больше 250? Потому что разные ставки. Тамара Шорникова: Казань еще послушаем, Андрей дозвонился. Здравствуйте. Зритель: Вечер добрый. Короткий вопрос. Land Cruiser Prado 150 или Toyota Fortuner? Андрей Осипов: Если по бездорожью, то лучше Fortuner – он чуть-чуть дешевле, чуть-чуть надежнее, больше возможностей для последующей доводки. И там, и там рамная конструкция. Но если все-таки вам нужен комфорт, в том числе при езде по грунтовым дорогам, к примеру, или по асфальту, то скорее Prado – он все-таки больше по своим объемам. Ну и они по цене не совсем сопоставимые, Fortuner гораздо дешевле. Александр Денисов: Андрей, коротко – о Renault Arkana поподробнее, новая модель. Андрей Осипов: Нет никакой информации, абсолютно новая модель. Да, была презентация, но, вы знаете, я ничего не могу говорить… Александр Денисов: На Х6 похожа очень сильно. Андрей Осипов: Очень! На BMW Х6. Ее так и называют, собственно говоря. Но пока я машину не пощупал – извините, мнения не будет. Как пощупаю – обязательно расскажу. Александр Денисов: О той машине, которую пощупали, сейчас расскажете. Андрей Осипов: Да, правильно. Nissan Qashqai. Очень забавный, кстати, и вполне бюджетный. Тамара Шорникова: Смотрим. ТЕСТ-ДРАЙВ Александр Денисов: Андрей, кот был впечатлен машиной. Ну, за миллион, понятно, каждый купит себе машину. Андрей Осипов: Конечно. Александр Денисов: Вопрос: «Что можете сказать о машинах ценой 100–150 тысяч рублей?» Андрей Осипов: Этот вопрос нам задают, мне кажется, каждую пятницу. Александр Денисов: Интересный же! Андрей Осипов: Интересный. Я вам скажу так. И ответ, в общем-то, такой же традиционный будет. Если вы хотите купить автомобиль, чтобы поездить просто сезон – ну, найдите тогда такую машину в более или менее приличном состоянии. Но покупать такой автомобиль для долговременно использования, на наш взгляд, не стоит – по той простой причине, что в 90% случаев, как показывает практика, в автомобиль ценой 100–150 тысяч рублей за год вы вложите гораздо больше, чем 100–150 тысяч рублей, вот и все, потому что он потребует больших вложений. Ну, вы сами понимаете, что за 100–150 тысяч в каком состоянии машина будет находиться. Александр Денисов: Необычный еще вопрос – не про автомобили, а про «Супротек». Так ли он хорош? Коротко. Андрей Осипов: Попробуйте, попробуйте. Очень коротко, по-моему. Хуже не будет. Это уже хорошо. Александр Денисов: Спасибо. Это был Андрей Осипов, рубрика «Автомобили». Андрей Осипов: Спасибо. Тамара Шорникова: Автоэксперт наш, отечественный.