Петр Кузнецов: Мы продолжаем, и прямо сейчас одна из ваших любимых рубрик особенно в пятницу… Ольга Арсланова: И наша, кстати. Петр Кузнецов: Наша тоже – «Автомобили». У нас Олег Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер, добрый вечер, дорогие друзья. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Мы как всегда с событий очень важных? Осень такая богатая на внесение изменений. Олег Осипов: Да, это правильно, но, к сожалению, минувшие 7 дней принесли, увы, новые сообщения о трагедиях на российских дорогах. Вчера, например, на трассе М7 в Чувашии произошло ДТП, в котором погибли 13 человек. Причина – грузовик выехал на полосу встречного движения и столкнулся с микроавтобусом. А несколькими днями ранее аналогичное происшествие, также унесшее жизни 13 человек, случилось под Тверью: там сошлись маршрутка и автобус. У меня нет сомнений, что сотрудники ГИБДД найдут непосредственных виновников ДТП. Но куда важнее, на мой взгляд, выяснить причины, по которым такие аварии возможны в принципе. Вот ведь парадокс: дороги в последнее время в России становятся лучше, этого нельзя не заметить, а количество дорожных происшествий с тяжелыми последствиями практически не уменьшается. В чем причина? С моей точки зрения, дело в устаревших стандартах безопасности, по которым строятся магистрали. Скажем, почему нельзя все же разделить встречные потоки если не специальными конструкциями, отбойниками, то хотя бы катафотами, которые было бы видно в темное время суток? Ведь эти аварии случились именно в темное время суток. И причем эти разделительные барьеры должны быть – световые или металлические – с моей точки зрения, не только на скоростных и платных, а на всех трассах федерального значения. Впрочем, с этим вопросом я обращаюсь к сведущему человеку Олегу Алексеевичу Бадере, председателю Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Олег Алексеевич, вы на связи, я вижу. Олег Бадера: Да, я на связи, добрый вечер. Петр Кузнецов: Добрый вечер. Олег Осипов: Добрый вечер. Как вы считаете, не устарели ли все-таки сами стандарты строительства дорог? Олег Бадера: Вы знаете, я с вами согласен, но отчасти, это только одна из причин. На мой взгляд, причины еще есть такие важные – это размытая ответственность за безопасность дорожного движения. Кто сегодня отвечает за безопасность дорожного движения? С одной стороны, это региональные власти, которые обязаны поддерживать региональные дороги в соответствующем состоянии, и даже те участки федеральной дороги проходят через их территорию, они также отвечают там за расстановку знаков и ремонты, это с одной стороны. С другой стороны, полиция, ГИБДД, которая должна нести функцию инспекции, она, к сожалению, эту функцию, на мой взгляд, не несет не очень качественно. Она должна предписывать региональной власти и федеральной власти в том числе, где нужно устанавливать знаки, как их нужно устанавливать, а мы в основном с вами с ними встречаемся, когда нас ловят за нарушения, и где знак стоит неправильно, ловят за превышение скорости, это главный заработок. Поэтому сочетание этих факторов дает то, что деньги выделяются на дороги, а количество смертей на дорогах не уменьшается и наша страна постоянно находится в самом конце списка стран по количеству погибших на дорогах, хотя протяженность дорог у нас меньше, мы могли бы значительно улучшить эти показатели. Такие республики, как Беларусь, допустим, уменьшили смертность на дорогах в 2 раза за тот же самый период. У нас за это мало с кого спрашивают, ответственность низкая, и все это в целом приводит к таким плачевным результатам. Олег Осипов: Олег Алексеевич, я с вами согласен, в Белоруссии поездил, дороги там лучше, шире, инфраструктура получше на самом деле. Но вот я смотрю, я достаточно много езжу по России, недавно был в Тольятти, уезжаю в Томск на следующей неделе, появляются действительно новые дороги. Но опять полоса туда, полоса обратно, никаких отбойников, никаких катафотов, в темноте ехать только на свой страх и риск. Две сплошные нарисованы, но их не видно, взять чувашский случай. Не пора ли, я хочу повторить вопрос, если позволите, изменить стандарты при строительстве трасс хотя бы федерального значения? Олег Бадера: Снова с вами и соглашусь, и не соглашусь. На федеральных трассах первой категории стандарты достаточно высокие, позволяют делать дороги хорошие. Вопрос, кто это контролирует, ведь для того чтобы сдать дорогу, во-первых, ее сначала надо спроектировать, утвердить все проекты, а потом сдать дорогу, эту дорогу должны принять в эксплуатацию. Соответственно, те службы, которые за это отвечают, не должны принимать дорогу в эксплуатацию в таком состоянии. Это все-таки комплекс проблем, это во-первых. И мы очень часто говорим о ДТП таких, о которых слышно на трассах, а еще очень много людей гибнет на дорогах в городе, на перекрестках, там тоже очень большое количество погибших. Это вроде бы и скорости небольшие, и дороги не должны быть там с отбойниками, но при этом люди гибнут, потому что знак не там стоит, переход не нарисовали. Здесь должна работать инспекция как контроль, должна жестко спрашивать с власти. А у нас получается, что у нас народ выходит сам ямы засыпает, сам же еще и жалуется на дорожников и сам с ними судится. Олег Осипов: Спасибо вам большое. С нами был на связи Олег Алексеевич Бадера, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Деловой России». Петр Кузнецов: Наши зрители очень активно и остро реагируют на тему нашей сегодняшней рубрики. «Причина не в устаревшем оборудовании, водители играют на дорогах в смерть, идут на обгон, не уступают друг другу. Лобовое столкновение… Головы надо лечить!» Алтайский край: «Это точно, ночью трассы не обозначены контуром». Карелия: «Не только разделение потоков, но и нещадящая эксплуатация водителей». Ольга Арсланова: Тут, видимо, действительно много факторов. Олег Осипов: Да, это совершенно правильно, наш собеседник назвал многие факторы, но все-таки, вы знаете, сразу человека невозможно перевоспитать: если человек привык ездить вот так, он будет так ездить долгие годы, пока его не научат или жизнь не заставит. Но существуют вещи безусловные, которые не позволяют встречным потокам пересекаться, вот и все. Если вы ставите отбойник или хотя бы заметную линию из катафотов, которую было бы видно в любое время в свете фар, как это делается во всем мире… Ольга Арсланова: Не самая сложная штука. Петр Кузнецов: Не самая дорогая. Олег Осипов: Да, и на самом деле это не так дорого, как кажется. На многих трассах, действительно на новых федеральных, возьмите М4, там разделены потоки, и то не везде, от Павловска и дальше, ближе к Ростову, там полоса туда и полоса обратно является федеральной трассой. Поэтому стандарты, с моей точки зрения, менять просто необходимо. Ольга Арсланова: У нас очень много сообщений из разных регионов, из разных мест, из городов, из деревень о том, что люди с ужасными дорогами живут, много аварий происходит, бьются, пытаются что-то сделать, требуют ввести какие-то изменения, но ничего не получается. Петр Кузнецов: Действительно засыпают даже сами. Ольга Арсланова: Давайте послушаем звонок. Петр Кузнецов: Да. Валерий, Рязань, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: По теме, а потом уже к «Тест-драйву» перейдем и тоже к вашим звонкам. Слушаем вас, Валерий. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы сказать о том, что вот знаки дорожные не всегда ставятся из соображений безопасности движения. К примеру, у нас в Рязани вокруг города построили недавно окружную дорогу, которая проходит по пойме реки Оки. Там высокая насыпь, с левой стороны дороги двойное ограждение металлическое, с правой стороны двойное металлическое ограждение. Встречные потоки тоже разделены металлическим ограждением. И на этой дороге скорость 60 километров, через каждый километр практически стоят камеры. Есть другие направления у нас, где на дороге не везде выдерживается ширина в 3 метра, обочина для разъезда даже не везде доступна для безопасного съезда, и там вообще никаких знаков и ограничений скорости нет. То есть создается впечатление, что знаки на окружной дороге у нас стоят для узаконенного отъема денег у водителей. Ольга Арсланова: Исключительно. Олег Осипов: Ну я вам скажу так: я уже не раз замечал, что поступления в казну от штрафов сопоставимы с поступлениями от налогов, так что можете себе представить. Ольга Арсланова: Отказываться от них никто не будет. Олег Осипов: Отказываться от них не будут. Разумеется, в этом деле тоже требуется навести порядок, как и во многих других. Но по крайней мере у вас там есть отбойники, уж на это жаловаться не стоит. Ну а то, что скорость маленькая, – да, это глупо, но что поделаешь. Петр Кузнецов: Ну что, перейдем к вопросам по выбору автомобилей. Олег Осипов: Не против. Петр Кузнецов: И начнем с Новгородской области, все по правилам, потому что очередь занял давно человек: «Kuga 2.5 150 лошадиных сил или Qashqai 2018 года, то есть совершенно новый, 2 литра, 144 лошадиные силы, передний привод?» У Kuga непонятно, видимо, и у того, и у другого передний привод. Олег Осипов: Да, может быть и передний привод. Петр Кузнецов: Что выбрать? Олег Осипов: Тут уж что вам больше нравится. Я бы выбрал тот автомобиль, который посвежее. Речь идет если о новой Kuga, то, может быть, Kuga будет чуть побольше внутри по пространству и, наверное, немножко больше ресурс. Все-таки атмосферник 2.5 литра неплох. Хотя и Qashqai решительно хороший автомобиль. Петр Кузнецов: Александр из Петербурга на связи. Здравствуйте, Александр, ваш вопрос. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Kia Sportage рестайлинг 2018 года, Hyundai Tucson тоже 2018 года рестайлинг, двигатели 150, 2 литра, автомат. В техническом плане они как-то изменились, или это то же самое все? – рулевое, настройки, вот это все. И можно ли сравнить эти автомобили с сегодняшней Toyota RAV 4? Что лучше? Олег Осипов: Можно сравнить вполне, правомерное сравнение будет, потому что корейцы очень сильно подтянулись, они во многих отношениях не уступают, а то и превосходят японцев. Могу сказать вам честно по итогам наших тестов, которые мы проводим… Кстати говоря, Tucson у нас был, вы можете посмотреть этот тест, будет на следующей неделе Santa Fe новый. Что выбрать, Kia или Hyundai? Это, в общем, автомобили братья-близнецы. Что касается изменений, то они есть, но я бы не назвал их принципиальными. Рулевое практически то же самое осталось, система полного привода та же самая осталась. Но улучшилась шумоизоляция, улучшилась отделка, вам в салоне будет и в том, и в другом автомобиле комфортнее. Так что тут уж что вам больше нравится, что глянется. Ольга Арсланова: Итак, Honda Accord 2012 года, двигатель 2.4 – ваше мнение? Можно ли брать такую машину? Олег Осипов: Это не новый автомобиль. Honda славится выносливостью, и тем не менее все-таки автомобиль будет тянуть из кошелька достаточное количество средств, потому что его надо обслуживать, нужно покупать запчасти так или иначе. В общем, подумайте еще раз, прежде чем покупать автомобиль 2012 года. Петр Кузнецов: Давайте поможем многодетной семье из Марий Эл, им нужен минивэн (какой марки?), или микроавтобус какой по качеству выбрать, подскажите, пожалуйста. Олег Осипов: Да очень маленький выбор, к сожалению, на российском рынке. Смотря сколько у вас денег и смотрите ли вы на новые автомобили либо на подержанные. Новых автомобилей не так много, тем более что один из лучших, скажем, Opel Zafira, ушел с нашего рынка. Но есть корейские машины весьма неплохие… Петр Кузнецов: Что-нибудь повместительнее. Олег Осипов: Повместительнее? Самый лучший будет из них, с моей точки зрения, один из лучших – это, конечно, Volkswagen Transporter, Caravelle, вот эти автомобили. Они достаточно вместительные, у них очень хорошо трансформируется салон, его можно как угодно скомпоновать. Но все зависит от того, какой бюджет, конечно, потому что наша слушательница не обозначила. Петр Кузнецов: Да. Ольга Арсланова: У нас звонок из Омска, Олег на связи. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Хочу поменять машинку. Вот дилемма, что лучше взять: новый X-Trail двушечку или Outlander двушечку? Цены примерно одинаковые… Олег Осипов: Какую-какую вторую? Зритель: Outlander, X-Trail и Outlander. Цены примерно одинаковые, но Outlander 92-й бензин, X-Trail 95-й. Но как известно, качество топлива в России неважно. И еще вопрос: говорят, мощность Outlander 2-литрового 146 лошадиных сил «затуплена» электроникой, а в Европе такой же двигатель 162 лошадиных силы. Есть такое или нет? Олег Осипов: Есть такое на самом деле, потому что у вас подгоняется автомобиль под транспортный налог, грубо говоря: вы платите до 150 лошадиных сил чуть поменьше, чем платите за автомобиль больше 150 лошадиных сил. Что касается Outlander или X-Trail, во-первых, Outlander чуть больше, во-вторых, на новом, обновленном Outlander я вот поезжу на следующей неделе ровно в Томске и точно вам все расскажу, покажем тест-драйв. Тут дело вкуса, X-Trail тоже автомобиль весьма и весьма симпатичный, я недавно о нем рассказывал, да и еще вдобавок с системой Яндекс.Пробки, тоже очень удобно. Петр Кузнецов: Ну что, давайте к «Тест-драйву» переходить? Объявляйте. Олег Осипов: Тест-драйв нашей Lada Granta. Петр Кузнецов: Lada Granta. Ольга Арсланова: Наконец-то, у нас давно зрители просили. Петр Кузнецов: Да, давно спрашивали что-то из российского автопрома. Давайте посмотрим. Олег Осипов: Итак, дорогие друзья, мы с вами в новой, долгожданной Lada Granta. Автомобиль, безусловно, посвежел, поменял облик. Это, знаете, как молодой человек, который вышел из подросткового возраста, оставив в прошлом угловатость некоторую и прочие несуразности, и входящий в жизнь уже совершенно другим, обаятельным я бы сказал молодым человеком. Вот так и Lada Granta приобрела совершенно новые черты, новый облик, вне всякого сомнения она стала симпатичнее, выразительнее. Причем на этот раз, поскольку тест проходит в городе Тольятти, мне достались сразу два автомобиля. Это, конечно, лифтбэк, я его выбрал ровно потому, что мне кажется, красный цвет идет этому автомобилю больше, именно этот цвет подчеркивает в особенности выразительность передка. Второе – это седан Lada Granta, который длиннее, чем лифтбэк. Вот эти 18 миллиметров дали возможность добиться потрясающего по вместительности багажника, то есть багажник у седана больше, чем у лифтбэк. Глядел я на Lada Granta и все думал: а как же светодиоды, куда же без них современному автомобилю? И представьте себе, дорогие друзья, они есть у Granta! Третьи стоп-сигналы, которые за задним стеклом, причем в Lada Granta лифтбэк они более выразительные, их больше, ну а в седане поскромнее. В экстерьере у меня вызывает некоторое недоумение форма дверных ручек. Вот эта вот часть, которая, собственно, и является ручкой, которая подвижная, создает некий выступ. Совершенно по-иному Lada Granta выглядит не только снаружи, но и изнутри. Поскольку речь идет о самом доступном, пожалуй, на российском рынке автомобиле, то пластик тут не образец по мягкости, по органолептическим каким-то своим свойствам, но тем не менее выглядит вполне пристойно. Мне нравится щиток приборов, который теперь также смотрится куда лучше, чем в прежней Lada Granta. Центральная консоль лаконичная, но здесь все есть. Что касается эргономики водительского места, то в принципе для бюджетного автомобиля, для автомобиля в этой ценовой категории в общем вполне удобно. Регулируется колонка только по высоте, по вылету, конечно, регулировок нет, но тем не менее я вот устроился вполне комфортно. Из недостатков в интерьере: как ты смотришь в зеркало заднего вида, так видишь крепления для ремня безопасности среднего пассажира, если он там вдруг рискнет расположиться. Впрочем, наверное, к этому можно привыкнуть. Еще из недостатков, конечно, шумоизоляция, она оставляет желать лучшего. Кроме всего прочего, у лифтбэка крышка багажника обшита, то есть там нормальный пластик, все выглядит вполне пристойно; почему этого нельзя было сделать на седане, не знаю, может быть, из экономии. В любом случае доступнее машины на российском рынке пока, насколько я знаю, нет. Теперь по ходовым качествам. Двигатель 1.6, 106-сильный, в паре с механической коробкой передач обеспечивает не только весьма пристойные динамические характеристики, но и позволяет также экономить топливо, если вы вовремя переходите с передачи на передачу. К самой 5-ступенчатой механической коробке у меня претензий нет: передачи переключаются четко, с выбором не ошибешься, ни малейшей разболтанности нет. Что касается седана, скажу несколько слов и о нем, седан снабжен, который мне достался на тест, уже автоматической коробкой передач. Но, разумеется, вы теряете немножко в динамике. Кстати сказать, эта версия седана снабжена тем же двигателем, но развивает этот двигатель уже не 106, а 98 лошадиных сил. И конечно, на разгонной динамике сказывается наличие 4-ступенчатого автомата. Мне кажется, что седан, конечно, также будет востребован, в особенности людьми, которые исповедают не столько драйверский, сколько спокойный стиль езды. Так что выбор есть. Ну а мне пора, пожалуй, возвращаться в студию. Вернемся в студию. Петр Кузнецов: Нам остается лишь попрощаться и пообещать, что на все вопросы мы ответим. Их очень много, Nissan Murano и так далее. Олег Осипов: Обязательно через неделю. Спасибо. Всего доброго. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Олег Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro, это рубрика «Автомобили». Ольга Арсланова: А мы скоро вернемся, друзья. Петр Кузнецов: Впереди большой выпуск новостей.