Петр Кузнецов: У нас рубрика «Автомобили». Андрей Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Еще раз здравствуйте. Ольга Арсланова: И снова здравствуйте. Андрей Осипов: Снова здравствуйте, снова здравствуйте. Ну, с новостей начнем. На днях в Москве прошел IV ежегодный конгресс автошкол с участием, конечно же, представителей ГИБДД, где прозвучали самые разные предложения – ну, в частности, это переход на электронные медицинские справки, ужесточение системы выдачи прав для иностранцев и так далее и тому подобное. Но вот одно предложение от директора ярославской автошколы меня несколько удивило и несколько расстроило одновременно. Петр Кузнецов: Ну-ка? Андрей Осипов: Поскольку оно уже, кстати говоря, было поддержано ГИБДД, должен заметить. Речь идет о том, чтобы обязать водителей пересдавать теоретический экзамен на знание ПДД при замене водительского удостоверения – то есть фактически раз в 10 лет. Более того, глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов предложил привлекать водителей к сдаче такого экзамена скидками на полис ОСАГО. Вот если я не хочу сдавать, то что – мне теперь полис по заоблачной цене, получается, придется приобретать? Да, представители ГИБДД заявили, что вопрос требует серьезной проработки, экзамен должен быть скорее добровольным. Ну, это, на мой взгляд, уж простите за прямоту и грубость, редкостная глупость, потому что… Петр Кузнецов: Такое уже, извини, где-то есть. Нет? Андрей Осипов: Чтобы каждые 10 лет пересдавать на права? Нет, до такой практики никто еще не додумался. Ольга Арсланова: А можно же забыть за 10 лет все. Андрей Осипов: Ну, забыть, как ездить, за 10 лет? Ольга Арсланова: Конечно. Андрей Осипов: По каким знакам ориентироваться? Ольга Арсланова: А вдруг… Андрей Осипов: Нет, в нашей стране это особенно актуально. Давайте мы сейчас с вами поговорим. Давайте, может быть, спросим у наших уважаемых телезрителей, собственно говоря, надо ли… на ваш взгляд, водители вообще должны пересдавать теорию каждые 10 лет – да или нет? Петр Кузнецов: «Да» или «нет» – на короткий SMS-номер. Должны ли водители пересдавать теорию каждые 10 лет? Вы пишете «да» или «нет». Потом все посчитаем. Ольга Арсланова: Вот именно 10 лет, потому что именно так сейчас у нас дела и обстоят. Да? Андрей Осипов: Да. Ольга Арсланова: То есть мы за текущее положение вещей либо голосуем, либо нет. Андрей Осипов: На самом деле мы сейчас подведем к эксперту. Но я должен заметить, что… Петр Кузнецов: Он уже с нами на связи, если что. Андрей Осипов: Он у нас на связи, да. Вы знаете, вы правы в том, что за 10 лет правила могут измениться так, что человек со стажем вождения в 10, 20 или 30 лет может попросту и не узнать вообще. Слава богу, какие-то знаки, правила проезда перекрестков, основополагающие вещи не меняются. Давайте дадим все-таки слово эксперту. Петр Кузнецов: Не зря же предложено заморозить немножко все эти изменения дальнейшие в ПДД. Андрей Осипов: Я бы навсегда это заморозил, чтобы уже ничто там не менялось, чтобы было, в общем-то, как во всем мире. Петр Кузнецов: Подключай эксперта. Андрей Осипов: Да. Тот, кто, собственно говоря, занимается профессиональным обучением водителей – у нас на связи председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Юрьевич Лобарев. Сергей Юрьевич, здравствуйте. Сергей Лобарев: Здравствуйте. Андрей Осипов: Как вы относитесь к этому предложению? Сергей Лобарев: Действительно, такие новеллы о пересдаче знаний своих, чтобы сдать экзамен, они витают каждые 5–10 лет. Но эксперты Гильдии автошкол считают, что в этом нет необходимости. Ну, действительно, утратят некоторые какие-то элементы тонкие, элементы Правил дорожного движения, которые порой даже не влияют на безопасность дорожного движения. И многие 20, 30, 40, 50 лет продолжают управлять безопасно автомобилем. Мы видели и знаем, что лет 5–10 тому назад были такие моменты, и сейчас при пересдаче на водительское удостоверение лица, которых лишали водительского удостоверения, предположим, не могут сдать, забыли. Но нужно ли всем это поголовно делать? Нужно ли? Тогда будем переаттестацию делать врачей, я не знаю, строителей по СНиПам? Нет. Андрей Осипов: Ну а с какой целью, Сергей Юрьевич? Сергей Лобарев: Мало того, нет людей, чтобы государственный экзамен принять. Порой в регионах по 2–3 месяца люди в ожидании, чтобы у них приняли экзамен представители Госавтоинспекции. И тут еще миллион-полтора будут на экзамен направлять этих людей. Конечно, это бессмысленно. Андрей Осипов: А откуда ноги растут, Сергей Юрьевич, как вы считаете? Почему? Сергей Лобарев: Ну, хотят некоторые школы заработать, видимо. Но это не подход. На наш взгляд, если уж переэкзаменовку и делать, то это тем водителям, которые системно грубо нарушают правила дорожного движения. Я напомню, что в прошлом году 12 тысяч водителей имели более 100 нарушений. Вот эти люди, которые управляют этим снарядом весом в тонну, орудием убийства или самоубийства, которые мешают нам, законопослушным гражданам, нормально выполнять свои функции и безопасно управлять, – вот этих бы я направлял. Мало того, в Германии и во многих странах смотрят, если 20–30 раз какие-нибудь стритрейсеры, которые… Ну, не будем. Ну, это ненормальный человек, который знает, что лишили, и все равно будет управлять. Андрей Осипов: Но им уже к психиатру тогда, скорее, а не в автошколу. Понимаете? Теоретический экзамен ни на что в данном случае не повлияет и, в общем-то, мало имеет отношения к безопасности дорожного движения, тем более для того человека, который просто меняет водительское удостоверение. Сергей Лобарев: Ну конечно. Тем более это профессия теперь, уже как пять лет. Андрей Осипов: Конечно. Сергей Лобарев: Ну как? Грузовой автомобиль. Мало того, напомню… Ну, давайте так представим, просто пофантазируем. Если наши слушатели сейчас после автошколы 2–3 месяца в ожидании очереди, то что будет водителям автобуса или грузового транспортного средства? Или у кого-то автомобиль, предположим, где-то в дальних регионах – средство передвижения, семью он перевозит. И на полгода приостановить свое правок управлять транспортом – это ненормально, в этом нет смысла. Андрей Осипов: Спасибо большое, спасибо большое Сергею Юрьевичу Лобареву, председателю правления Гильдии автошкол России. Собственно говоря, хорошо, что представитель профессионального сообщества, на мой взгляд, с нами согласен. И я очень надеюсь, что эти слова все-таки возымеют некий эффект. Петр Кузнецов: Слушай, нам, я так понимаю… Ольга Арсланова: Но есть информация… Петр Кузнецов: Редакторы нам подсказали уже, что буквально полчаса назад пришла информация о том, что опровергли. Единственное – уточните, пожалуйста, кто именно опроверг введение. Ольга Арсланова: МВД. Петр Кузнецов: МВД опровергло. Андрей Осипов: Нет, ну они абсолютно правы, потому что если мы посмотрим зарубежный опыт… Петр Кузнецов: То есть можно выдохнуть, да? Андрей Осипов: Я надеюсь, что можно выдохнуть. Но, вы знаете, мы так часто что-то привыкли «можно выдохнуть», а потом – раз! – и это все реализуется. Ведь никто не верил, что парковка в Москве будет стоить 380 рублей за час, а она уже стоит, почти неделю так. Понимаете? Поэтому дыма без огня не бывает. Петр Кузнецов: Голосование все равно продолжим. Андрей Осипов: Да. Петр Кузнецов: Еще раз напомним его. Пересдавать теорию по правам каждые 10 лет – вы за или против? Точнее, вы пишете «да» или «нет» на короткий SMS-номер. Ну, здесь уже из комментариев: «Глупость какая! Если я за рулем 17 лет, почему я должна сдавать экзамен? Это что, опять зарубежный опыт?» Мы выяснили, что… Андрей Осипов: Никакого зарубежного опыта. Петр Кузнецов: Я тоже думал, что это зарубежный опыт. Андрей Осипов: Вы права получаете один раз и навсегда. И никаких пересдач каждые 10 лет, никаких замен. Один раз вы получаете. Ольга Арсланова: «Способ честного отъема денег», – конечно же, пишут. Петр Кузнецов: Ну да. Налоги здесь увидели. Андрей Осипов: Ну естественно. Петр Кузнецов: И так далее, и так далее. Ну, собственно, интересно все-таки посмотреть, как голоса распределятся на голосовании. Андрей Осипов: Конечно. Ольга Арсланова: И давайте послушаем наших зрителей. У нас Валентин на связи из Тюменской области. Добрый день, мы вас слушаем. Андрей Осипов: Давайте. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Я из Тюменской области. У меня отец всю жизнь шофером проработал. Мне кажется, пересдавать нужно шоферам тем, которые нарушают. Андрей Осипов: Периодически и постоянно. Зритель: Да. У которых есть нарушения. Андрей Осипов: Ну правильно. Наш эксперт, в общем-то, об этом и говорил. Зритель: Виновен в столкновении – пускай идет и сдает. Андрей Осипов: Да и потом, понимаете, опять же теория… Спасибо. Теория не имеет никакого отношения к тому, как человек ездит, собственно говоря, и вообще мало влияет на характер вождения человека. Нужно водителя ставить в те условия, при которых нарушение правил дорожного движения было бы невозможным, наказание было бы неотвратимым, и вообще это было бы попросту неудобно делать, как в той же самой Германии, как в большинстве развитых нормальных стран. Там трудно себе представить, что ты в городе будешь ехать с двукратным превышением скорости, потому что дорожные условия и улицы, вообще вся дорожная инфраструктура создана таким образом, что ты вынужденно, так или иначе, ты соблюдаешь правила дорожного движения. Вот и все. Вот самое главное. Петр Кузнецов: Ну что? Переходим к вопросам по конкретным автомобилям. Андрей Осипов: Согласен. Петр Кузнецов: Рубрика «Спросите у Осипова». СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Петр Кузнецов: Нижегородская область: «Как вы относитесь к новой Toyota Camry? И с каким двигателем лучше брать новую Toyota Camry?» Андрей Осипов: Ну, я бы рекомендовал взять все-таки эту машину с мотором самым мощным – 3,5 V6, потому что хотя бы с этим силовым агрегатом вы получите, в общем-то, более или менее нормально настроенные подвески и новую уже коробку передач. Вообще у меня отношение к Toyota Camry, пусть и нового поколения, несколько негативное, особенно к тем версиям, которые продаются у нас. Потому что мы ожидали принципиально новой модели, а получили, в общем-то, по крайней мере с мотором 2,4–2,5, старый автомобиль со старой коробкой, пусть и построенный на новой тележке, которому по-прежнему несколько не хватает тормозов. И пожалуй, к его плюсам можно отнести, наверное, относительную надежность. Но управлять ей так скучно! Петр Кузнецов: А та машина, которую ты описал, сколько она стоит? Андрей Осипов: Она стоит дорого, да. И я бы лучше на эти деньги посмотрел, честно, какого-нибудь «европейца». Та же самая Škoda Superb ездит гораздо интереснее, веселее и приятнее. Ольга Арсланова: Хорошо. Петр Кузнецов: Пожалуйста. Ольга Арсланова: Honda CV… Андрей Осипов: CR-V, наверное? Ольга Арсланова: Наверное. 2013 год, 2 литра. Плюсы и минусы? Андрей Осипов: Плюсы? Достаточно надежная, ресурсная машина. Ну, она еще более или менее свежая. Ну, что там? 5–6 лет машине. Если, конечно, вы ее покупаете в надлежащем техническом состоянии и, в общем-то, за ней ухаживали должным образом. Из недостатков? Я бы сказал, высокая стоимость запасных частей и достаточно дорогая цена обслуживания. Петр Кузнецов: Юрий из Краснодара с нами на прямой связи, слушаем ваш вопрос в прямом эфире. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Кроссовер Subaru XV… Андрей Осипов: Так? Зритель: 2013 года. Плюсы и минусы? И в настоящий момент какая ему цена? Андрей Осипов: Ну, какая ему цена – я думаю, что вам подскажут различные интернет-площадки. Это будет гораздо, скажем так, честнее, чем скажу вам я. Там лучше посмотреть. Что касается самого автомобиля, то, в общем, к плюсам можно отнести достаточно честную систему полного привода, неплохо, в общем-то, настроенная подвеска, хотя мелочь традиционно будет переходить на вашу спину и остальное сиденье. Ну и опять же – высокая стоимость запасных частей. И опять же – достаточно дорогое обслуживание. Петр Кузнецов: У нас просто любители 2013-го сегодня. Про Chevrolet Tahoe спрашивают. Ну, соответственно, плюсы и минусы? Это Москва. Андрей Осипов: Tahoe? Ну, плюс этого автомобиля, что он практически неубиваемый. У него стоит огромный, в общем-то, двигатель под капотом, ресурс которого… Петр Кузнецов: То есть 2013 год – вообще не проблема? Андрей Осипов: Да, это абсолютно не проблема. Кстати, очень неплохое предложение 2013 года можно найти на рынке. Из недостатков? Ну, традиционно, в общем-то, для американского автомобиля с таким объемным мотором – высокий расход топлива. Ну, ожидайте в районе 20 литров на сотню. Но зато его можно заправлять тем же самым 92-м бензином и легко перевести на газ. Ольга Арсланова: И еще вопрос: «Что лучше взять – LADA Vesta Cross или Renault Logan Cross?» Два Cross. Андрей Осипов: Ну, по большому счету, что вам больше нравится. Я бы, наверное, склонился скорее к Vesta Cross, как это ни парадоксально звучит, по двум причинам. Мне кажется, что Vesta Cross чуть-чуть поинтереснее настроена в плане подвесок. И второй момент – ну, просто сервисное обслуживание в дилерских центрах «АвтоВАЗа» будет стоить дешевле, чем сервисное обслуживание в дилерских центрах Renault. Ольга Арсланова: Так, вот меня спрашивают из Чувашии: «Ольга Арсланова, какая у вас машина?» Никакой. А дальше вопрос: «Из класса Audi 4 какую брать?» Андрей Осипов: Audi 4. Audi A4. Ну, вообще неплохой, собственно говоря, вариант. Достойный, в общем-то, автомобиль. Петр Кузнецов: Оле подарите. Андрей Осипов: Да, вот можно Оле подарить. Петр Кузнецов: Вы же не зря начинаете вопрос с этого. А Nissan Cube? Впервые я слышу. Андрей Осипов: Есть такой, есть такой. Петр Кузнецов: Cube пишется, да? Андрей Осипов: Да, да. Петр Кузнецов: Хорошая машина? Это Новосибирская область. Может быть, еще учтем регион? Андрей Осипов: Хорошая, хорошая машина. Но проблема в том, что у нее руль с другой стороны находится, а ездим мы все время опять же с правильной стороны. Понимаете, вот это проблема этого автомобиля. Петр Кузнецов: Минутка у нас до тест-драйва, Рамиза из Москвы успеем послушать и ответить даже. Здравствуйте. Рамиз, говорите, пожалуйста. Зритель: Добрый вечер. Петр Кузнецов: Очень коротко. Зритель: Добрый вечер. Вот я бы хотел узнать про наш отечественный автопром. Механика… Ольга Арсланова: Механика? Механика, да, я вот услышала. Андрей Осипов: Ну, наш автопром в обилие представлен с механической коробкой передач, начиная от той же самой Vesta, это та же самая Granta. По-моему, даже X-Ray можно купить с механической коробкой передач. В общем-то, вся продукция, которая выпускается в Тольятти заводом «АвтоВАЗ», достойна, с механической коробкой передач. Даже то, что делается по лицензии. Ну, я имею в виду LADA Largus – то, что представляет из себя Renault Logan в кузове «универсал». Петр Кузнецов: Ну что, идем на тест-драйв? Андрей Осипов: Согласен! Петр Кузнецов: Наверняка что-то все-таки на автомате сейчас будет? Ольга Арсланова: Посмотрим. Андрей Осипов: Да, да, да. Петр Кузнецов: Посмотрим. ТЕСТ-ДРАЙВ Ольга Арсланова: Мы снова здесь. Петр Кузнецов: Да. И нам остается подвести лишь итоги нашего голосования. Нужно ли водителям пересдавать теорию каждые 10 лет? – спрашивали мы вас. «Да» – ответили 6%. Соответственно, «нет» – 94%. Так мы узнали, что рубрику «Автомобили» смотрят 6% пешеходов. Андрей Осипов: Да. Я думаю, что да. Или велосипедистов. Петр Кузнецов: Андрей Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Андрей Осипов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо большое.