Тикфак: высшее образование для тиктокеров

Гости
Денис Терехов
генеральный директор агентства «Социальные сети»
Виталий Калинин
руководитель мастерской ВГИК, доцент

Ксения Сакурова: Но начнем с другого, начнем мы с новостей высоких технологий, трендов. В Киевском национальном университете культуры и искусств открывают факультет TikTok...

Виталий Млечин: Да, именно так. Создал его народный артист Украины, доктор педагогических наук Михаил Поплавский. У него у самого в TikTok без малого 400 тысяч подписчиков, так что он явно может дать совет начинающим блогерам.

Ксения Сакурова: Ну, это, кстати, еще вопрос, много это или мало, мы еще разберемся...

Виталий Млечин: Больше, чем у меня, у меня ноль.

Ксения Сакурова: Меня вообще нет в TikTok.

Виталий Млечин: Так вот.

Ксения Сакурова: Так вот, для нас, видимо, презентация нового факультета прошла, соответственно, в виде шоу. Поплавский был в модных очках, красном костюме с белыми разводами. В зале собрались будущие студенты, которые в финале осыпали певца блестками.

Виталий Млечин: Еще интересная деталь: обучение на факультете обещают сделать бесплатным. Ну и вообще, с начинающими блогерами работают уже в разных странах и в нашей стране, в России есть многочисленные курсы, правда, не бесплатные, но тем не менее. Учат создавать короткие видеоролики, раскручивать свои аккаунты, наращивать просмотры, ну и т. д.

Как вам идея? Пошли бы вы на факультет TikTok? Ну и вообще, как вы относитесь к современным социальным сетям, мессенджерам и всему, что с этим связано? Расскажите нам, пожалуйста: 8-800-222-00-14 – номер для звонков в студию, 5445 – это короткий номер для ваших SMS-сообщений. А мы представим нашего гостя.

Ксения Сакурова: Сегодня с нами на связи Виталий Калинин, доцент ВГИКа, федеральный эксперт в области профессионального образования. Виталий Серафимович, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Виталий Калинин: Здравствуйте, здравствуйте.

Виталий Млечин: Как вам идея открыть факультет TikTok? Вы поддерживаете?

Виталий Калинин: Ну, понимаете, я посмотрел эти кадры, это легкость ума необычайная, я бы так сказал. Потому что открывать факультет – это смешно. То, что нужно следить за новыми всякими веяниями, – это безусловно, но заниматься, так сказать, в вузе высшего образования – это просто какой-то действительно... Если смотреть опять на их ректора, или кто он там, декан, это просто смешно. Это какая-то пиар-акция расширения своих подписчиков, все что угодно. Сетями надо заниматься, но не в таком виде, это просто смешно.

Виталий Млечин: А в каком? В каком нужно?

Виталий Калинин: Ну, в каком? Надо... Во-первых, конечно, сети живут и мы живем в сетях, надо следить за тем, как развивается тот или иной тренд. Скажем, и мы сегодня понимаем, что площадки перемещаются, скажем, кинотеатральные площадки активно перемещаются на платформы, появилось новое понятие «веб-сериал», скажем, мы в нашей мастерской собираемся этим заниматься, и в параллельных мастерских уже, так сказать, это... То есть мы понимаем, что с сетями связано наше будущее и после сетей еще что-нибудь наверняка появится. Но, так сказать... И скажем, в YouTube огромное количество фильмов делается для YouTube нашими же студентами. Сотрудничать нужно.

Но если говорить вот о таком серьезном преподавании, то это, конечно, смешно, потому что TikTok – это площадка развлекательная. Более того, а что там преподавать? Это скорее нужно преподавать продюсирование в сетях, продвижение, маркетинг, потому что сети сегодня – это прежде всего умение подать себя, вот в чем штука, а по содержанию ничего не изменилось.

Ксения Сакурова: Давайте, может быть, чтобы наши зрители понимали, мы покажем пару роликов из того самого TikTok, чтобы мы все понимали, вообще о чем идет речь и чему собираются учить этих студентов.

Виталий Калинин: Да, давайте.

Виталий Млечин: Вам наверняка понравится, посмотрите.

Виталий Калинин: Да, я уверен.

ВИДЕОРОЛИКИ

– Спасибо тебе за мужа, спасибо тебе за сына, спасибо тебе за новый iPhone, спасибо тебе за квартиру в центре Киева! Что бы я без тебя делала!

– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Ксения Сакурова: Ну, второе вообще, по-моему, издевательство над животным, но тем не менее...

Виталий Млечин: Ну, это в любом случае «высокоинтеллектуальный» юмор, как мы могли сейчас наблюдать, поэтому...

Виталий Калинин: Да, абсолютно.

Ксения Сакурова: Но бог с ним. Давайте, вот если, может быть, как сказать, не бурчать, не ехидничать, а посмотрим на это как на некий новый формат аудиовизуального искусства. Ну вот есть такой теперь популярный формат коротких видеороликов, мы уже никуда от этого не уйдем, и в принципе ну ведь можно, наверное, возвести это в ранг искусства, и, наверное, можно этому даже учить во ВГИКе, как вы считаете?

Виталий Калинин: Нет, учить во ВГИКе и других институтах нужно базам, то есть нужно режиссуре, операторскому мастерству, то есть все, что называется базовым образованием. А потом уже ребята могут заниматься всем чем угодно. Потому что вот эти вот танцы – пожалуйста, возьмите себе хореографа, возьмите себе афроамериканца. Если вы умеете снимать, то снимайте, это не требует никакого образования. Образование должно быть базовым. Вот мы учим, и вот сейчас девушки демонстрируют нам, так сказать, мизансценирование, причем за такое мизансценирование с актерского факультета, все посмеются первые два месяца, а потом выгонят, потому что это все баловство.

Ксения Сакурова: А их выгонят, а они пойдут в TikTok, наберут там подписчиков и будут страшно популярны.

Виталий Калинин: Это ради бога, это ради бога, наберут себе миллиарды подписчиков, медведь их съест и, так сказать, кончится тем, что ничего не будет, не будет никакого TikTok, и их не будет, и TikTok не будет. Придет следующая какая-то забава в сетях, потому что это забава... Это забавные вещи, это очень забавные, и студенты, мы даже смотрим это для этюдов, например, то есть это такая жизнь простых людей в сетях. Смотреть на это надо, наблюдать за этими проявлениями – ну это же ужасно смешно все, что они делают! Это то, что... Поток фриков: во, еще, так сказать, рост 155, живот 158.

Виталий Млечин: Ха-ха-ха.

Виталий Калинин: Это очень смешно. Для развития, вернее не для развития, а для освежения воображения, для того чтобы расслабиться, но учиться этому... Ну чему тут учиться? Любой педагог скажет: «Ребят, посмотрите TikTok, что вы такие грустные? Давайте откроем TikTok и поржем», – понимаете?

Ксения Сакурова: Ха-ха.

Виталий Калинин: Вот это вот, я думаю, можно использовать даже на занятиях. И в школе в младших классах, я знаю, с ними этим занимаются, но это минута, это две минуты, это улыбка, это посмеяться и все. Вот как строить на этом образование, я себе не представляю.

Ксения Сакурова: А вот мне интересно, а профессионалы вообще могут прийти в эту сферу? Может ли TikTok дойти все-таки в своем профессионализме до какого-то уровня, когда он станет интересен в том числе, ну не знаю, великим режиссерам, например, и им будет интересно делать коммерческий профессиональный контент?

Виталий Млечин: И будут ли они в этом успешны?

Виталий Калинин: Насчет успеха правильный вопрос, будут ли они успешны. Не проблема. Я вам могу сказать так, что я даже сам вынашиваю план...

Виталий Млечин: Так-так-так.

Виталий Калинин: Смеюсь, а вынашиваю планы на тему, что бы нам такое сделать серьезное в TikTok, изучаю этот формат для серьезных вещей. Но там самое главное – это продвижение, никто не знает, как это сработает и сколько нужно вложить в это денег. Ведь они зарабатывают за счет повторяемости, кто-то должен сидеть и, так сказать, тыркать, тыркать, тыркать и тыркать, что там попадет, мы не знаем. Но изучать это нужно, почему нет? Когда-то и кино было аттракционом, понимаете. Вот такая штука.

Виталий Млечин: Нам позвонила Надежда из Московской области, давайте послушаем, что она думает относительно TikTok. Надежда, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Вы знаете, я с Московской области звоню, мне 65 лет. И я хочу вам сказать, вот смотрю и удивляюсь на ведущего, который с вами там сидит...

Ксения Сакурова: Это наш эксперт Виталий Калинин, доцент ВГИКа.

Зритель: Как можно показывать... Ну вот, взрослый человек вот такое показывает по телевизору – стыдоба! Что мы хотим от нашей сейчас молодежи?

Ксения Сакурова: Так, это не Виталий Серафимович, это мы показываем. Мы не снимаем с себя ответственность.

Зритель: А, ну это вы показываете.

Ксения Сакурова: Да, мы.

Зритель: Ну хорошо, пусть вы показываете.

Виталий Млечин: Скажите, что именно вам не нравится, а то не очень понятно.

Зритель: А что хорошего? Вот она оттопырила трусы...

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Показывает, показывает. Показывайте беременных... Что вы хотите сейчас сделать с нашей молодежью? Что мы даем сейчас...

Ксения Сакурова: Нет, мы хотим вас спросить, что вы думаете.

Зритель: Я думаю, что это ужасно.

Виталий Млечин: О.

Ксения Сакурова: Вот.

Зритель: Невозможно на телевидение вообще пропускать все это. Как можно это все пропускать? Смотришь...

Виталий Млечин: Ваша мысль ясна, спасибо большое.

Ксения Сакурова: Мы поняли. Ну...

Виталий Млечин: Ну, на самом деле мы ждали, когда прозвучит вот эта мысль, она всегда звучит одной из первых, что это делает нас глупыми, что это все ненужно, это надо все запретить, вот тоже большое количество SMS-сообщений, что надо TikTok полностью запретить. А как вы считаете, действительно надо запретить, или как быть вообще с этим?

Виталий Калинин: Нет, ничего запрещать не надо абсолютно. Я уже сказал о том, что кино тоже начиналось как балаган, стояли специальные учительницы перед кинотеатрами американскими и не пускали туда школьников. И постепенно все стабилизировалось, кино стало искусством, величайшим искусством XX века. На сегодняшний день пришли платформы и пришел интернет, это все нужно изучать, этим нужно всем пользоваться, уметь использовать. Сейчас это просто балаган, а потом, конечно, усилится... Если не придет что-то новое. Беда в том, что TikTok сменит какая-нибудь площадка, мы не успеем ее освоить, придет что-то новое и снова будет балаган, вот это беда. А если мы...

Виталий Млечин: Виталий Серафимович, можно еще короткий вопрос? Времени, к сожалению, очень мало.

Виталий Калинин: Да.

Виталий Млечин: Вот вы только что сказали, сравнили с кино и т. д. Но кино – это действительно искусство, и, как мне представляется, люди, которые стояли у истоков кино, хотели в первую очередь делать красиво, делать искусство. А сейчас, опять же как мне представляется, большинство тиктокеров хотят делать деньги, а вовсе не искусство. Вот как с этим подходом быть? Это так или нет?

Виталий Калинин: Абсолютно, абсолютно, да. Нет, там были разные люди в начале XX века, в том числе и деньги зарабатывать, но хотели действительно сделать новое. Но в конечном итоге там... Как только в индустрии в какой-либо появляются деньги, все хотят денег. Молодые, к сожалению, сегодня молодые хотят денег, вот в чем проблема, а сначала надо... Славы... Но слава и деньги – они очень сложно связаны, это, в общем, такая философская тема. Деньги, конечно, хотят быстро заработать, вот в чем проблема.

Виталий Млечин: И получается же. Спасибо вам большое.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Виталий Калинин: Спасибо вам.

Виталий Млечин: Виталий Калинин, доцент ВГИКа, эксперт в области профессионального образования.

Сейчас послушаем нашего гостя из Татарстана, нашего зрителя, конечно.

Ксения Сакурова: Нашего зрителя из Татарстана. Григорий на связи. Григорий, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Что вы про все это думаете?

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: У вас есть TikTok?

Зритель: Да, есть, ха-ха-ха.

Ксения Сакурова: Так.

Виталий Млечин: Сколько у вас подписчиков?

Зритель: У меня? Ну мало, я как бы не создаю особого контента, у меня 140 подписчиков всего.

Виталий Млечин: Так. Что вы думаете по этому поводу? Насколько это опасно или, наоборот, может быть, хорошо, с вашей точки зрения?

Зритель: Ну, мне кажется, это не опасно, потому что с нынешней молодежью, они как бы все вот это смотрят. У меня даже у отца есть TikTok помимо этого, вот он как бы тоже положительно относится.

Ксения Сакурова: Так, отец снимает что-то сам?

Зритель: Отец нет, конечно, он просто смотрит.

Ксения Сакурова: А, просто смотрит. А что вы смотрите, что вам интересно в TikTok?

Зритель: Ну, Моргенштерн в основном, Валя Карнавалова, такие вот, Dream Team House, ну прикольные вот эти вот...

Ксения Сакурова: Я только первого знаю.

Виталий Млечин: Ха-ха. А почему, что вам нравится именно в этом формате? Почему, скажем, не YouTube, какая-то другая площадка? Почему именно TikTok?

Зритель: Блин, не могу даже сказать. Просто уж вот сейчас пошла такая мода на TikTok.

Виталий Млечин: Мода на TikTok. Спасибо вам большое.

Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо большое.

Виталий Млечин: Это было искренне, и это самое главное.

Ксения Сакурова: Продолжим эту тему. С нами на связи Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети». Здравствуйте, Денис.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Денис Терехов: Да, добрый день.

Виталий Млечин: У вас есть TikTok?

Денис Терехов: Да, у меня, как и у товарища, который только что был на связи, TikTok есть, но я только смотрю. Я, в общем, сделал пару роликов, понял, что это не совсем мой формат, так, в качестве эксперимента, поэтому в основном, в общем, ограничиваюсь просмотром. Хотя, честно говоря, мне, наверное, YouTube все-таки ближе.

Виталий Млечин: А какой должен быть формат, чтобы стать успешным на TikTok? Чем больше провоцирующее видео, тем лучше, или какие-то другие критерии?

Денис Терехов: Ну слушайте, вот здесь, вы знаете, есть несколько великих тайн мироздания: есть ли жизнь на Марсе, как карамельки попадают в повидло и каким образом социальные сети делают свою выдачу. Это великий секрет, как там Facebook, собственно, нам что-то показывает и какие ролики становятся популярными. Но я думаю, что, судя по миллионам просмотров тех или иных видео, можно предположить, что по-прежнему, как это, секс, насилие, рок-н-ролл, то есть эксплуатация каких-то сексуальных составляющих, какой-то треш и т. д.

Ксения Сакурова: И котики, не забывайте котиков. Котики всегда в тренде.

Денис Терехов: Ну котики, ну и, конечно, котики, котики... Говорят же, что 80% вообще всего контента в интернете – это котики, 10% – другие животные, 5% за Путина, 5% против Путина, это такая шуточная картинка, которая по интернету гуляет. Ну, в принципе да: котики, дурацкие танцы, животные, ну и, конечно, девушки в купальниках, это залог успеха любого ролика.

Виталий Млечин: Денис, относительно девушек в купальниках понятно, а вот это вот, вот эти танцы с медведями, какие-то нелепые совершенно издевательства над животными – почему это людям нравится? Это какое-то действительно оглупление, или что-то другое происходит?

Денис Терехов: Ну послушайте, люди с давних времен, значит, во дворах злые мальчики отрубали котятам лапки, а всякие психопаты насилуют женщин в лесополосе...

Ксения Сакурова: Но это не показывают, к счастью.

Виталий Млечин: Но это не расходится миллионными тиражами, да.

Денис Терехов: Ну конечно, просто раньше психопаты, значит, во дворе совершали какие-то садистские действия и радовались, кто-то из подростков за этим наблюдал, а сейчас можно вот этот ужас снять и ты станешь популярным. Могу процитировать только, значит, старуху Шапокляк из известного мультика: «Хорошими делами прославиться нельзя». Но очевидно, что страсть людей к трешу и вот эти все треш-стримы, про которые депутаты говорят с пеной у рта о том, что их надо запретить, – понятно, что это эксплуатация низменных человеческих чувств, она всегда будет. И тут дело не в TikTok, TikTok ведь просто способ донесения этого контента.

Ксения Сакурова: Денис, я помню, как мы ужасались YouTube, потом мы стали ужасаться Instagram, потом мы стали ужасаться TikTok. Где дно вообще? Что следующее? Куда сейчас развиваются социальные сети?

Денис Терехов: Ну, вы знаете, до дна еще, мне кажется, очень глубоко. Я думаю, что мы еще глубже можем упасть. И опять же повторюсь, тут дело вовсе не в TikTok, дело не в форматах, а дело просто в нашей человеческой сущности, потому что мы в целом вот такие вот ужасные социальные или иногда асоциальные животные.

Ксения Сакурова: То есть это наше зеркало и нечего на него пенять?

Денис Терехов: Ну конечно. Послушайте, знаете, когда мне говорят, что в интернете много мата, я хочу сказать, что у метро мата больше, чем в интернете. Да, когда говорят, что интернет такой ужасный, там одна сплошная порнография (в прямом и переносном смысле этого слова), я хочу напомнить, что эту ужасную порнографию в интернете загрузили мы с вами, а не какие-то злые марсиане. Поэтому здесь...

Вы понимаете, просто в чем популярность TikTok? Мы же на самом деле... В чем популярность Instagram, например, почему Instagram пришел на смену тому же самому «Живому журналу», а TikTok пришел на смену YouTube? Не то что на смену, но стал намного популярнее. Просто потому, что у нас вот в этом месте мало чего помещается в голове, там места просто уже не осталось. Мы настолько заполнили этими бессмысленными переписками, чатами и т. д., что мы не можем уже посмотреть, не знаю, длинный фильм. Почему, я говорю, сериалы стали сейчас популярны? – потому что серия короткая, 40 минут, ее как-то проще в голову вместить, чем 3-часовой фильм.

Виталий Млечин: Зато серий этих очень много, потом неделю смотришь, пытаешься потом пережить это все.

Ксения Сакурова: Да, некоторые не останавливаясь смотрят подряд.

Виталий Млечин: Да.

Денис Терехов: Мне кажется, что успех TikTok именно в том, что это короткие ролики, что они по 10–15 секунд.

Виталий Млечин: В условиях дефицита времени...

Денис Терехов: Дальше: ...вообще одна реплика, кто-нибудь хлопнул, так руками развел и о чудо.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Мне кажется, стало немножко понятнее теперь, в чем секрет популярности TikTok.

Ксения Сакурова: Да. Денис Терехов был с нами на связи, генеральный директор агентства «Социальные сети».

Давайте коротко посмотрим, что пишут нам зрители. Москва, предположение: «Цена вхождения в кино и в TikTok разная, поэтому люди туда идут». Краснодарский край: «Кто вам сказал, что людям это нравится? Посмотрели, поплевались и выключили».

Виталий Млечин: Об этом рассказали сами люди, которые смотрят, миллионы просмотров этих самых роликов говорят сами за себя. Неинтересно было бы – не смотрели бы.

Ксения Сакурова: И вот последнее проблемное SMS-сообщение из Ленинградской области: «Сосед получил режиссерское образование и уже 6 лет не может найти работу по специальности», – так вот кто все эти люди, которые работают в TikTok, видимо, не могут трудоустроиться. Об этом еще тоже поговорим, но чуть позже.

Виталий Млечин: Или не хотят, да, но чуть позже. А так мы продолжаем сейчас.