Тина Петровская: Это миф, что жировая ткань защищает от холода

Гости
Тина Петровская
врач-терапевт

Мария Карпова: Вот что хочу рассказать. В каждом коллективе есть те люди, которым постоянно холодно. И не только в коллективе, как выяснилось, а в автобусе тоже.

Петр Кузнецов: Знаменитый ролик, знаменитый ролик. Помните? Я его помню прекрасно, но я не помню, с каким результатом он закончился, в чью пользу.

Мария Карпова: Кто победил в итоге. Ну, в каждом коллективе, действительно, есть такие люди, которым постоянно дует, они постоянно закрывают окна. Я открываю – они закрывают. Я открываю – они закрывают. Они выключают кондиционеры даже летом. Знаешь, еще вот это – нарочито укутываются во что-то, в пиджак: «У-у-у, холодрыга какая!»

А мне всегда жарко. И вот что делать?

Петр Кузнецов: Короче, никогда эти люди не найдут этот язык. Во всем виновата, как говорят специалисты общей практики, жировая прослойка, мышцы, вообще тип сложения. То есть это не изменить.

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: Капулетти и Монтекки – они всегда будут в Италии.

Мария Карпова: Так что делать?

Петр Кузнецов: Это не значит, что полным людям всегда холодно, и наоборот. В общем, давайте разбираться, кому из нас хорошо, а кому плохо. Нужно ли с этим бороться? И кто же все-таки победил? Мы, может быть, в конце нашего разговора узнаем.

Мария Карпова: Узнаем. Но я все-таки ставлю на молодого человека.

Петр Кузнецов: У нас в гостях Тина Петровская, врач-терапевт клиники «Чайка». Здравствуйте, Тина.

Мария Карпова: Тина, здравствуйте. Тина, вот есть мнение, что у людей, которым постоянно холодно, которые постоянно мерзнут, кутаются, у них, как говорится, нет жизни, они неактивные, такие флегматичные. Это правда? А те, кому жарко, те активные, такие работяги. Правда?

Тина Петровская: Нет, на самом деле это не совсем правда, потому что на уровень активности у человека влияют очень много факторов. Это могут быть какие-то генетические особенности, психологические факторы и даже, кстати, наличие заболеваний. То есть если у человека есть какие-то заболевания, то тогда он будет, скорее всего, менее активным. Если он абсолютно здоров, то он более активный. И при этом ему может быть вполне холодно или прохладно.

Мария Карпова: Какую роль во всем этом играет жировая прослойка?

Тина Петровская: Здесь нужно понимать, что у нас есть два типа жира. Есть бурая жировая ткань, а есть белая жировая ткань.

Петр Кузнецов: Ой, это как медведи – бурые и белые.

Мария Карпова: Ты знал об этом?

Тина Петровская: Да, абсолютно. И именно бурая жировая ткань помогает во время спячки, у новорожденных она очень сильно развита. Она как раз для того, чтобы сохранить тепло внутри организма, когда мы мало двигаемся. И это миф, что жировая ткань защищает как-то от холода. Нет, защищают от холода какие-то поверхности, то есть одежда сверху или помещения теплые. То есть у нас теплообмен устроен так, что через кожу выходит потому – соответственно, это создает определенный температурный режим. Поэтому если сверху мы не накроем, то тепло не сохранится. А то, что уже внутри, под кожей, подкожный жир, он не защищает от холода.

Мария Карпова: То есть нет такого, что худому всегда холодно, а полному человеку всегда жарко?

Тина Петровская: Нет.

Мария Карпова: То есть и полному может быть тоже холодно просто потому, что…

Тина Петровская: Конечно.

Мария Карпова: А что? У него другой метаболизм, обмен веществ другой?

Тина Петровская: Да.

Мария Карпова: Вот какую роль метаболизм в этом играет?

Тина Петровская: Самую прямую. Теплообмен – это часть химических реакций метаболизма, то есть обмена веществ. Обмен веществ и метаболизм – это одно и то же. И в зависимости от того опять же, полный ли человек, есть ли у него много мышц или у него мало мышц… Ну, скорее всего, у полного человека мышечная система развита недостаточно, поэтому может быть холодно, потому что мышцы играют активную роль в метаболизме как раз, они очень активно создают энергию, то есть распад молекул, АТФ. И как раз если мышечная масса хорошо развита, то человеку, как правило, тепло, хорошо, комфортно.

Петр Кузнецов: От мерзляков и от теплолюбивых ждем вопросов в прямом эфире. У вас есть такая возможность делать это или через SMS-сообщения, если вдруг стесняетесь признаться себе в чем-то: 5445; или прямо напрямую: 8-800-222-00-14 – звонок в прямой эфир.

Мария Карпова: А есть какие-то продукты, которые тоже на это влияют? Например, выпьешь кофе – и всегда как-то жарко становится, прямо тепло.

Тина Петровская: Есть продукты, которые действуют на расширение сосудов. Соответственно, когда сосуды расширены, например, как в бане это происходит, нам становится более тепло или жарко. В зависимости от того, теплый продукт или нет. Надо сказать, как раз возвращаясь к мышечной ткани, что чем больше человек занимается физической активностью, тем ему комфортнее и тем у него лучше обмен веществ происходит. Соответственно, он не мучается постоянно от холода. Поэтому нужно заниматься…

Мария Карпова: То есть в нормальной температуре ему не будет ни слишком жарко, ни слишком холодно.

Тина Петровская: Да. Поэтому очень важно заниматься физической активностью.

Петр Кузнецов: Правда ли, что мерзляки – это в основном женщины? И если да, то почему?

Тина Петровская: В зависимости от заболевания. Дело в том, что женщины чаще подвержены двум таким наиболее частым заболеваниям – заболеванию щитовидной железы, когда есть недостаток функции щитовидный железы. То есть когда высокий уровень гормонов, то, соответственно, возникает как раз вот это чувство холода. Это так называемый гипотиреоз. Ну, мне кажется, многие знают это слово. И второе заболевание, которое у женщин часто бывает, – это анемия, в частности железодефицитная анемия. Когда недостаток железа, то тоже, соответственно, возникает вот это чувство холода. Поэтому создается ощущение, что женщины чаще подвержены холоду. Плюс…

Петр Кузнецов: Создается или это действительно так получается?

Тина Петровская: Ну да. Плюс в менопаузе тоже изменяется гормональный фон. А гормоны участвуют как раз в теплообмене.

Петр Кузнецов: Ну да. Я до эфира нырнул в одну исследовательскую статью. И знаете, там как описано? «Если вы всегда холодно, о чем это говорит?» – и перечисление каких-то болезней возможных. Я прямо выписал себе:

«Вам всегда холодно – о чем это говорит? Недостаток сна. Диабет. Щитовидка. Проблемы с сосудами. Авитаминоз. Анемия.

Вам жарко – о чем это говорит? – всего три при этом пункта. – Злоупотребление кофеином. Стресс. Щитовидка».

Из чего мы делаем вывод, что если ты подмерзаешь, то это говорит о большем количестве болезней.

Мария Карпова: То вероятнее, что ты болен. Это действительно так?

Тина Петровская: Здесь просто важный момент, что одно дело, когда у человека в принципе с детства, не знаю, с подросткового возраста это его особенность, что он всегда как-то мерзнет. А другое дело, когда симптом появляется вдруг внезапно на фоне полного благополучия. Вот тогда надо обратиться уже к врачу и выяснить все заболевания, которые вы перечислили.

Мария Карпова: А я знаю, что врачи еще, особенно кардиологи, часто спрашивают своих пациентов: «Какие помещения больше любите – теплые или холодные?» Для чего это делается? Можно как-то определить тип человека, строение, я не знаю?

Петр Кузнецов: Видимо, какие-то исходные важные данные, от которых он будет отталкиваться?

Тина Петровская: Я первый раз слышу такой вопрос.

Мария Карпова: Серьезно?

Тина Петровская: Да. Я не задавала.

Петр Кузнецов: Мне тоже, Маша, никогда не задавали.

Тина Петровская: Я своим пациентам не задаю такой вопрос, потому что на самом деле это не критично.

Мария Карпова: Может, гипертоники, что-то такое…

Петр Кузнецов: А попробуйте, попробуйте.

Тина Петровская: Я уточню.

Мария Карпова: У нас звонок, да?

Петр Кузнецов: Давайте наших телезрителей послушаем. Кто с нами на связи? Марина.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте. Рады слышать.

Зритель: Вот у меня такой вопрос. В молодости мне все время было холодно. Ну, в жару я могла даже спать под ватным одеялом. А сейчас, в старости, мне жарко невозможно! Вот от чего это?

Петр Кузнецов: А давно поменялось?

Зритель: Да вы знаете, наверное, жарко стало лет десять-пятнадцать назад. Мне сейчас семьдесят.

Тина Петровская: То есть здесь мы как раз говорим, скорее всего, про постклимактерический период, то есть после менопаузы, когда меняется гормональный фон. Скорее всего, снизилась физическая активность, судя по возрасту и судя по голосу. Может быть, есть избыточный вес. Как раз это все влияет. Вот то, что мы говорили про мышцы.

Мария Карпова: Мы говорили, да-да-да. А вот еще такой вопрос. Бывает же, что людям никогда не жарко? Вот у меня есть одна знакомая актриса, и ей действительно никогда не жарко. Даже если объективно лето, жарко, она может надевать жакет с длинным рукавом, и нормально. Это же тоже, наверное, какое-то отклонение от нормы?

Тина Петровская: Нет, это не отклонение.

Мария Карпова: Нет?

Тина Петровская: Есть такое понятие «физиологическая норма» или «физиологическая особенность». Мы все очень индивидуальные. Если это никак не беспокоит, если нет никаких заболеваний, то это нормально абсолютно.

Мария Карпова: Просто ей комфортно.

Петр Кузнецов: Не зря ты подчеркнула, что она актриса. Может быть, в этом причина?

Тина Петровская: Может быть, она играет?

Мария Карпова: Может быть. Нет, ну если жарко, то…

Петр Кузнецов: «Вам жарко?» – «Нет, все хорошо». И ей верят.

Мария Карпова: А если долго терпеть жару или долго терпеть холод, то это тоже как-то плохо сказывается на нашем здоровье?

Тина Петровская: Да, это может плохо сказываться, потому что если человек в какой-то момент перестает контролировать этот момент, то может наступить либо переохлаждение, либо, наоборот, перегрев. Соответственно, это дальше грозит осложнениями.

Мария Карпова: Какими?

Тина Петровская: Если есть перегревание, то это так называемый тепловой удар либо солнечный удар. Соответственно, это приводит к обезвоживанию организма. А вода играет главнейшую роль в организме.

Мария Карпова: То есть я хочу, чтобы сейчас мои коллеги, которым постоянно холодно, меня услышали. Если я сижу в нашем общем помещении и мне в течение всего дня очень жарко, даже если в принципе температура нормальная, то я могу заболеть… А от чего? От переохлаждения. Нет, наоборот.

Тина Петровская: От обезвоживания.

Мария Карпова: Да, от обезвоживания.

Тина Петровская: А если человек, наоборот, переохладится, то, соответственно, он может быть подвержен простудным заболеваниям. То есть у него, наоборот, сужаются все капилляры, нарушается кровоток, когда возникает посинение губ, посинение…

Мария Карпова: Вот так ответят мне мои коллеги. Спасибо большое.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Мария Карпова: Тина Петровская, врач-терапевт, сегодня у нас была в гостях.