Андрей Кочетков: Наш проект принимает такие обороты, что волонтеры иногда на леса не помещаются

Гости

Петр Кузнецов: Министр культуры покрасил забор в Казани – Владимир Мединский принял участие в "Том Сойер Фесте". Это фестиваль сохранения исторической среды.

Ольга Арсланова: Переквалифицировался в Гекльберри Финна на некоторое время.

Петр Кузнецов: И сказал: "Вот чем нужно заниматься, а не "Матильду" обсуждать".

Ольга Арсланова: Да. Что делают?

Петр Кузнецов: Волонтеры восстанавливают деревянные дома, не имеющие статуса объекта культурного наследия.

Ольга Арсланова: Что они делают? Красят стены, меняют ветхие декоративные детали. За 2 года – фестиваль был придуман в Самаре в 2015 году – было восстановлено 11 домов как раз в Самаре, Казани и Бузулуке. Этим летом фестиваль расширился и к нему присоединились Саратов, Томск, Димитровград, Калуга, Оренбург; к запуску готовится Кострома и Рязань.

Петр Кузнецов: Ну что же? Мы беседуем с идеологом фестиваля "Том Сойер Фест": у нас в гостях Андрей Кочетков. Здравствуйте, Андрей.

Андрей Кочетков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Андрей. Как вы поняли, что инициатива волонтеров необходима? Вы видели, что власти недостаточно эффективно работают, или вы в принципе от них ничего не ожидали? В какой момент вы поняли, что пора что-то делать?

Андрей Кочетков: Все началось с Самары, откуда я, собственно говоря, к вам приехал. В Самаре, конечно, ситуация, с одной стороны, очень такая интересная, своеобразная для России, потому что у нас 140 кварталов исторической среды сохранилось, которыми практически никто в реальности не занимался. К 2015 году было очень много проектов, разговоров о том, что с этим делать, но к единичной реставрации памятников (буквально нескольких десятков) ничего не происходило, а домов тысячи и тысячи. И, собственно, от безысходности… Мы очень долго об этом разговаривали. Ко мне уже просто незнакомые люди стали подходить на улицах и спрашивать "А что делать?", мы решили, что, наверное, надо инициативу в свои руки взять.

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим сюжет, посвященный вашему фестивалю, и потом обсудим. И еще раз напоминаем, что вы можете принимать участие в нашей беседе – звоните и задавайте вопросы нашему гостю.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Андрей, мы правильно понимаем, что в вашей команде не только волонтеры, но и профессиональные реставраторы, декораторы, которые как-то должны помочь? Потому что все-таки здания настолько ветхие, что могут начать осыпаться уже под самой кистью.

Ольга Арсланова: Под кистью волонтера.

Петр Кузнецов: То есть здесь все-таки нужно как-то координировать движения и действия.

Андрей Кочетков: На самом деле они не такие ветхие, как кажутся на первый взгляд. Это такое достаточно распространенное заблуждение. Но в принципе мы с самого начала не занимались самодеятельностью: мы на самом начальном этапе привлекли архитекторов, реставраторов, которые нас консультировали, разрабатывали эскизные проекты. Я совершенно не имел никакого отношения профессионального к реставрации, поэтому я никогда не лезу со своими советами, какой цвет должен быть у дома: тут я полностью как бы полагаюсь на мнение профессионалов.

Петр Кузнецов: Мы тут из сюжета узнали, что подрядчики вам помогают. Нет ли каких-то конфликтов с подрядчиками, которых отряжают местные власти на эти объекты? Или вы не с ними взаимодействуете, вы не работаете на одном объекте?

Андрей Кочетков: Это спонсорская помощь. В разных городах, на самом деле, все происходит немножко по-разному. Например, в Казани строительные компании являются одним из ключевых спонсоров фестиваля, ее профессионалы постоянно находятся на площадке и волонтерам что-то объясняют. Нам они помогают материалами, лесами, без физического своего присутствия.

Ольга Арсланова: Были ли у вас проблемы с набором волонтеров? Насколько активно люди на самом старте к вам шли?

Андрей Кочетков: Если говорить о Самаре, то мы просто действительно очень много об этой теме дискутировали не только в таком ключе, что "все пропало, ребята, расходимся", но и старались приводить какие-то положительные примеры, объяснять, почему у нас так, а вот здесь лучше дело идет. Поэтому в Самаре сразу было достаточно много волонтеров, а когда проект сейчас начал такие всероссийские обороты приобретать, то в этом году у нас даже иногда волонтеры на лесах не помещаются.

Ольга Арсланова: Интересно понять, кто эти люди. Судя по тем картинкам, которые нам сейчас транслируют в эфир, это в основном молодежь. Может быть, вы нам поподробнее об этих людях расскажете? Есть что-то, что их всех объединяет?

Андрей Кочетков: На самом деле молодежь – это не совсем, наверное, правильно, потому что, опять же, в разных городах по-разному происходит. У нас, например, ядро волонтеров, наверное, в возрасте 25-34 находится. То есть это люди, которые не уехали из своего родного города, они понимают, что им здесь жить, и они хотят его сделать лучше, любят его. На самом деле студентов у нас не так много. В Казани, наоборот, ключевое звено – это такая старая казанская интеллигенция, профессура из архитекторов, поэты встречаются.

Петр Кузнецов: По какому принципу города подключаются к вашему проекту? Как происходит? – на вас выходят местные власти, молодежь, потенциальные волонтеры и говорят, что у них уже есть объекты?

Андрей Кочетков: У нас, в общем-то, такая полуанархическая структура, самоорганизация. То есть со мной связываются какие-то люди из города, которые говорят, что они, наверное, могли бы организовать. Они просят нас проконсультировать. Мы в прошлом году выиграли президентский грант, который нам очень помог именно на тиражирование проекта. Мы сделали книгу такую, методичку…

Петр Кузнецов: Это сколько денег?

Андрей Кочетков: 3.8 миллиона, по-моему. Мы сейчас снимаем видео-уроки; мы очень много Skype-конференций провели с городами – консультаций. То есть мы помогаем им просто, объясняем, как запустить, где найти волонтеров, через какие каналы коммуникации с ними работать, как правильно искать спонсоров, какая у них может быть мотивация, как сделать так, чтобы спонсор не на один год помог, а остался в проекте.

Петр Кузнецов: А разрешение властей при этом обязательно?

Андрей Кочетков: Да, конечно.

Петр Кузнецов: Вы получаете официальную бумагу из администрации?

Андрей Кочетков: Да.

Ольга Арсланова: С этим у вас не было сложностей?

Андрей Кочетков: Опять же, в разных городах все происходит по-разному.

Петр Кузнецов: То есть объектов много, а доступа и допуска нет?

Андрей Кочетков: Какие-то объекты мы просто не берем в силу того, что у них очень серьезные конструктивные повреждения, проблему которых мы сейчас не можем решить. Мы стараемся найти такие объекты, которые требуют не очень сложных вмешательств. Хотя сейчас нам стали помогать профессионалы, они частично стали там и кровлей заниматься, что тоже важно. Собственно говоря, в большинстве случаев власти идут навстречу, хотя, может быть, не так быстро к ним удается попасть на прием, как хотелось бы.

Ольга Арсланова: Наши зрители комментируют: "А что, хорошо администрации – нанимать работяг не надо". Интересуются, какими конкретно работами вы занимаетесь, ремонтируете и укрепляете ли вы фундамент или только досочки красите.

Андрей Кочетков: Фундаментом мы пока не занимаемся. На самом деле мы просто еще в начале пути находимся. Сначала мы просто хотели покрасить дома; потом мы поняли, что, в общем-то, одной покраски будет недостаточно – надо покрасить так, чтобы хотя бы лет на 10 хватило. Потом мы поняли, что надо работать с жителями; потом мы поняли, что надо заниматься декором резным; потом мы поняли, что надо заниматься кровлей… И как бы эти компетенции у нас потихоньку-потихоньку появляются. Я был в апреле во Франции, у них там есть ассоциация "РЕМПАРК", которая как раз занимается волонтерским восстановлением памятников архитектуры. Она существует уже 50 лет, там все очень хорошо отлажено, там волонтеры делают просто невероятные вещи: стропила церкви создают, за неделю буквально учатся резьбе по камню. То есть я думаю, что при достаточном количестве профессионалов, которые будут здесь помогать в реставрации… Волонтеры – это на самом деле не бесплатная неквалифицированная рабсила, а наоборот, как они показывают куда более качественный результат, чем нанятые работники, потому что они, во-первых, приходят сюда, потому что они это любят, во-вторых, им очень важно, чтобы результат было не стыдно показать – пройти по улице и девушке показать: "Это вот я делал".

Ольга Арсланова: Но при этом чем выше уровень профессионализма работников, тем дороже становится весь этот проект. Хватает ли финансирования сейчас? В дальнейшем собираетесь ли вы эти источники делать более разнообразными?

Андрей Кочетков: Конечно, собираемся. Во-первых, нам, конечно, очень не хватает профессионалов, потому что иногда приходится велосипед с нуля изобретать. Во-вторых, мы во второй половине ноября планируем собраться всеми одиннадцатью городами, где сейчас проходит фестиваль, и обменяться опытом, потому что у всех какие-то уникальные кейсы накопились, которыми нужно поделиться, и обсудить, куда идти дальше. Поэтому это как бы не мой, а общий проект; мы должны, я думаю, вместе решать, куда мы все дальше двинем.

Петр Кузнецов: Вы красите только бесхозные дома, или и дома, у которых есть владелец?

Андрей Кочетков: В нашем случае в Самаре это все жилые многоквартирные дома. Дело в том, что там часть жилья не приватизирована, то есть принадлежит муниципалитету, а где приватизированная… Там очень сложная ситуация с коммуналками. В нашем случае это очень часто коммуналки. С тех пор как они после революции появились, ни жители, ни власти вообще никогда не занимались этими домами, потому что у них исчезло какое-то чувство, осознание, что внешняя часть дома и прилегающая территория какое-то вообще к ним имеют отношение: у них есть дверь и все.

Петр Кузнецов: "Том Сойер Фест" называется ваш фестиваль. Но ведь это старинные русские здания – наличники, узоры. Почему флагманом проекта выбран Том Сойер, а не наш Данила-мастер, например?

Андрей Кочетков: Дело в том, что это самая известная в мире история про покраску какой-либо поверхности…

Петр Кузнецов: Бесплатную – за крысу.

Андрей Кочетков: То есть это название на самом деле очень хорошо работает. У нас, например… К нам и иностранные волонтеры приезжают поработать, и им показываем фотографии домов до и после и название "Том Сойер Фест" – больше им ничего можно не объяснять.

Петр Кузнецов: Томск очень хорошо обыграл – скаламбурил – у них там называется "Томск Сойер Фест".

Ольга Арсланова: По поводу финансирования все-таки интересуются наши зрители. Если выделенные деньги остаются, на что они идут? Нет ли у вас проблем с финансовой отчетностью?

Андрей Кочетков: Дело в том, что мы практически не видим живых денег. Спонсоры нам, например, предоставляют материалы на какие-то суммы; или одни спонсоры закупают в каком-то магазине на какую-то сумму нужный нам товар. Поэтому особых проблем у нас с этим нет.

Петр Кузнецов: Спрашивают, будете ли вы менять пол...

Андрей Кочетков: Пол?

Петр Кузнецов: Псковская область… Здесь можно еще… Видимо, имеется в виду расширение ваших действий, то есть собираетесь ли вы в дальнейшем заниматься не только реставрацией фасадов, но и проникать в дом и как-то заниматься укреплением зданий изнутри.

Андрей Кочетков: Ну конечно. Нам интересно было бы заняться и фундаментами, и кровлей более серьезно, но это вопрос не одного-двух лет: эти компетенции нужно приобрести, нужно… Это более дорогостоящая история. То есть даже у волонтерской работы по укреплению фундамента – это около миллиона, я думаю.

Ольга Арсланова: Вы знаете, из вашего рассказа складывается такое ощущение, что это очень легко: ты захотел сделать что-то хорошее, пришел к дому, у которого есть владелец, владелец сказал "отлично, крась, ремонтируй", власти сказали "молодцы, вот вам грант", спонсоры сказали "вот вам материалы". Но мы понимаем, что это зона ответственности разных сил. То есть есть службы ЖКХ, есть владельцы, есть чиновники. Неужели у вас все без конфликтов проходит?

Андрей Кочетков: На самом деле есть огромное количество сложностей и нюансов.

Ольга Арсланова: Расскажите о них, это интересно.

Андрей Кочетков: Сначала мы, как мы сейчас понимаем, пошли не по совсем правильному пути. Мы выбрали дом с самыми красивыми наличниками и начали с этого дома и прилегающих к нему территорий. Они находились в таком заметном месте. Это, конечно, плюс, потому что многие люди узнавали совершенно случайно, идя по улице, что что-то такое происходит, и к нам присоединялись. Сейчас, чем дальше мы этим занимаемся, тем больше мы понимаем, что в первую очередь нужно идти именно к людям в этих домах. Потому что мы наивно полагали, что сделав эти дома красивыми, жильцы будут счастливы, мы обнимемся и расстанемся с ними. На самом деле там у людей очень разная мотивация, в домах живут очень разные люди. Это как в питерских коммуналках, где в одной комнате может жить профессор, а в другой алкоголик; у нас там такая же чересполосица. И сейчас мы стараемся… То есть мы зимой ходили с волонтерами и смотрели, где есть какие-то элементы благоустройства (что-то подкрашено, что-то починено) и где видно, что не власти этим занимались. И мы в первую очередь пошли к таким жильцам, чтобы помочь им. Потому что если у них есть к этому тяга какая-то, но не хватает средств, то разумнее помочь им и они будут дальше содержать это все в хорошем состоянии.

Петр Кузнецов: Пишет Ленинградская область: "Только материалы переводите, а дома так и будут свежепокрашенными стоять и разваливаться". То есть человек намекает на то, что все работы-то насмарку: фасад красивый, а дому если суждено через 2 года развалиться, то… Вы его никак не укрепляете, получается.

Андрей Кочетков: Нет, как я уже говорил, мы не берем дома… У многих домов действительно есть серьезные проблемы – их даже, может быть, с улицы не видно. Там часто системы водоотведения очень сильно пострадали в советское время, потому что просто исчезла традиция ухода правильного. Конечно, гидроизоляция, водоотведение – это одна из главных проблем деревянных построек. Но на самом деле, когда мы вскрываем какую-то обшивку, смотрим и видим, что срубы находятся в отличном состоянии, мы такие дома берем. Мы берем дома именно исходя из того, что они еще на самом деле сто лет простоят.

Петр Кузнецов: То есть это предварительная работа целой оценочной комиссии сначала проходит.

Андрей Кочетков: Конечно. Мы ходим с архитекторами, это все внимательно изучаем, разговариваем с жильцами, какие там есть проблемы (что там с крышей происходит, проясняем стены, не покосились ли полы где-то).

Ольга Арсланова: Собственно, ответ на вопрос нашего зрителя из Ханты-Мансийского округа: "Не можете ли вы навредить непрофессиональными действиями памятникам архитектуры?"

Андрей Кочетков: Во-первых, это не памятники. Как ни удивительно, многие из этих домов… Эти дома не являются памятниками.

Петр Кузнецов: Вы как раз выбираете именно не памятники.

Андрей Кочетков: Да. Я надеюсь, мы как-то вместе с реставраторами все-таки придем когда-нибудь к памятникам под их руководством, но…

Петр Кузнецов: …это уже следующий левел.

Андрей Кочетков: Это уже следующий этап, да.

Ольга Арсланова: Давайте Евгения из Омска послушаем – добрый вечер, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Вот я живу в доме, являющемся памятником архитектуры регионального значения. В 2007 году его признали аварийным, с тех пор никто не принимает мер к его сохранению. Он в 1991 году поставлен на государственную охрану в удовлетворительном состоянии, а в 2007 был уже признан аварийным, при этом находился в муниципальной собственности. Когда дом признали аварийным, муниципалы сразу сбросили его с муниципальной собственности, и теперь возлагают всю обязанность по восстановлению на нас, жителей этого дома. Если есть возможность, приглашаю на реставрацию.

Ольга Арсланова: Спасибо, Евгений. Заявки принимаете от жителей?

Андрей Кочетков: Да. Мы, конечно…

Петр Кузнецов: А сколько домов нужно, чтобы вы приехали в город и начали работы?

Андрей Кочетков: Дело в том, что мы как раз не приезжаем в город…

Ольга Арсланова: Вы там организуете, вербуете сеть.

Андрей Кочетков: Там находятся люди, про которых мы понимаем, что они действительно, до конца доведут качественно. То есть не просто какой-то там школьник захотел…

Петр Кузнецов: Ну как вы это понимаете? Все равно же на доверии, правда же?

Андрей Кочетков: Конечно. Но если видно, что люди горят, если у них есть какие-то успешно реализованные проекты…

Петр Кузнецов: Может инициативы на неделю хватить и все.

Андрей Кочетков: Ну пока, тьфу-тьфу, мы на таких не нарывались.

Ольга Арсланова: Предположим, Евгений хотел бы присоединиться к фестивалю, к вашей программе. Как это можно сделать?

Андрей Кочетков: Если в Омске найдутся люди, готовые этим заниматься, мы им с удовольствием поможем чем можем, тем более что сейчас у нас начали появляться спонсоры федерального масштаба, которые помогают нескольким городам, и сейчас немножко проще искать ресурсы, чем на старте.

А что касается памятника архитектуры (объекта культурного наследия, если говорить правильным языком), то, к сожалению, законодательная база сейчас таким образом построена, что собственники обязаны сами содержать его и заботиться о его состоянии. Это огромная проблема, потому что, например, у даже несложного объекта реставрационного проектную документацию сделать стоит сотни тысяч – это только документация, это не работы. И я надеюсь, что появятся какие-то законодательные инициативы, чтобы что-то можно было с этим сделать. Как в сюжете мы про Самару видели: там дом был признан аварийным, долго шли суды, его пытались снести, но жильцы его отстояли, и мы помогали. Сейчас они его сами начали восстанавливать.

Петр Кузнецов: Так что, Евгений из Омска, начинайте работать с населением.

Тут спрашивают: было ли такое, что сделали, а хозяевам не нравится? Вопрос из Тверской области.

Андрей Кочетков: Было.

Петр Кузнецов: Может быть, цвет не тот выбрали. Вы, кстати, цвет выбираете по согласованию с более-менее всеми участниками?

Андрей Кочетков: Да, мы показываем проект, конечно, жителям, согласовываем его… В разных городах по-разному устроено во власти структурно. В нашем случае это главный архитектор.

Петр Кузнецов: Так вот вы сказали, что были такие случаи.

Ольга Арсланова: Как решали?

Петр Кузнецов: Перекрашивали?

Андрей Кочетков: Более того, есть такие случаи… Например, одна женщина сказала: "Мне не нравится, что мой дом покрашен, потому что я хочу, чтобы мэру было за него стыдно".

Петр Кузнецов: Ага.

Ольга Арсланова: Назло маме отморожу уши.

Андрей Кочетков: Да. В ее психологии… Ей кажется, что мэр каждое утро просыпается и ему очень стыдно именно за ее дом.

Ольга Арсланова: А нам вот тут пишет Московская область: "Конечно, будем сами дома ремонтировать, дороги строить – все сами, главное власть не отвлекать". Примерно такая же, как мне кажется, психология.

Петр Кузнецов: Как раз Наталью можно еще из Московской области послушать.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте. Очень прекрасная, замечательная и нужная программа ваша – именно "Том Сойер Фест". Действительно нужно возрождать старинные дома. У нас в Наро-Фоминском районе (Каменское сельское поселение, деревня Клово) есть дом, ему более 100 лет. Мы не можем его снести, мы поддерживаем его по мере денежных вложений своих, возможностей. Это старинные красивые изразцы, ставеньки. Там интересный очень балкончик – вы знаете, как чеховский мезонин. Именно такой домик. Если можно нам помочь, посоветовать, может быть, какую-то малейшую спонсорскую помощь внести в это, мы будем очень благодарны. Я думаю, что в нашей деревне не только коттеджи трехэтажные нужны, но и, наверное, частичка русской души и такие старые дома. Мы не можем его просто морально снести, потому что нам он очень дорог.

Ольга Арсланова: Спасибо. Очень много вопросов из разных регионов примерно таких же: как к вам присоединиться? С чего начать?

Андрей Кочетков: Можно на сайт tsfest.ruзайти, в первую очередь прочитать это небольшое 80-страничное издание – оно правда очень небольшое и лаконичное – чтобы после этого начать с нами разговор. В смысле начать его можно и до, но просто чтобы по десять раз не отвечать на те вопросы, ответы на которые там уже написаны; потом можно с нами связываться, и мы чем можем поможем.

Петр Кузнецов: Очень много сообщений: "Такие, как вы, молодцы, вам успехов", "С удовольствием приняла бы участие в этом фестивале". Поэтому, Андрей, мы желаем вам развития сети…

Ольга Арсланова: …новых волонтеров…

Петр Кузнецов: …и много красивых домов.

Андрей Кочетков: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Андрей Кочетков, идеолог фестиваля "Том Сойер Фест".