Оксана Галькевич: У нас, уважаемые друзья (наши постоянные телезрители знают), не москва-, а россиецентричное телевидение, Общественное телевидение России. Константин Чуриков: Посвящено всем регионам. Оксана Галькевич: Да. Поэтому, конечно же, обсудив транспортную обстановку в столице, мы не могли не перейти к обсуждению ситуации с пассажирскими перевозками во всей нашей стране, в других регионах. Кстати, может быть, слушай, на контрасте каком-то это будет нам и проще обсуждать, и интереснее пойдет наша беседа. Пожалуйста, присоединяйтесь, уважаемые друзья, звоните нам, пишите. Мы в прямом эфире. Телефоны и средства связи перед вами. Константин Чуриков: И давайте прямо сейчас уже запустим наш SMS-опрос всероссийский среди городского населения, среди, может быть, населения предместий, агломераций, как сейчас модно говорить. Вас устраивать качество работы городского транспорта – да или нет? 3443, в начале буквы "ОТР", далее ваш ответ. Ну и посмотрим на ситуацию в целом. В этом нам поможете вы и, конечно, наш эксперт в студии. У нас в студии – Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза и, подчеркиваю, заместитель общественного омбудсмена в сфере транспорта. То есть Юрий Юрьевич, может, как раз таки уже за всю Россию и говорит. Добрый вечер. Юрий Свешников: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Юрий Юрьевич, смотрите, какие сообщения успели к нам прийти буквально за последние секунды. Жалуются в Вологодской области: "Пока ждем автобус, уже примерзаем к тротуару. Ходим пешком". Саратов пишет, Саратовская область: "В Энгельсе Саратовской области троллейбусный завод, а троллейбусы ходят только по центральным улицам, и то с перебоями". Давайте сейчас, не фокусируясь на каких-то, может быть, мелких деталях, просто вспомним о том, что у нас уже на уровне президента признана проблема с движением городских автобусов, маршруток и так далее: не то покрытие маршрутной сети, не то качество услуг. Что реально сейчас делается? И где у нас лидеры, а где у нас отстающие? Юрий Свешников: Действительно, и правительство, и президент, и высший руководящий состав страны этому серьезное внимание уделяют. Ну, вот лично я участвовал, в прошлом году был серьезный президиум Госсовета по безопасности дорожного движения, и там этот вопрос был. В этом году в Ульяновске президиум Государственного совета рассматривал как раз вопросы региональных пассажирских перевозок, тоже очень серьезные проблемы выносились. Есть поручения президента. И в рамках выполнения этих поручений, ну, хочу сказать о том, что, может быть, в ближайшее время улучшат ситуацию ту, о которой вы сказали. Это первое. По поручению президента в Министерстве транспорта Российской Федерации разработаны так называемые минимальные социальные транспортные стандарты на автомобильный транспорт. Оксана Галькевич: Минимальные транспортные стандарты? Юрий Свешников: Стандарты, да. Ну, например, какие там параметры будут? Например, максимальный интервал движения в час пик на конкретной остановке. Это максимальное расстояние от ближайшей остановки общественного транспорта до подъезда вашего дома, сколько это должно быть – 200 метров, 300, 500, 900 или 3 километра. Эти параметры для различных климатических зон вводятся в эти стандарты. Допустим, какая температура должна быть в салоне транспортного средства в зимнее или в летнее время. То есть там целый набор параметров, это достаточно объемный документ. Пока, к сожалению, он до Госсовета носил рекомендательный характер для наших руководителей регионов. Но сегодня очень серьезно обсуждается вопрос о том, чтобы сделать его не рекомендательным, а сделать его обязательным для руководителей регионов, чтобы они принимали эти стандарты. И тогда вот этой проблемы о том, сколько стоять на остановке и ждать… Если написано в стандарте, что не больше 10 минут – значит, ты стоишь не больше 10 минут. Константин Чуриков: Ну, главное, чтобы это не была очередная полезная бумага, которая просто остается бумагой. Юрий Свешников: Да. Оксана Галькевич: Кстати говоря, полезной бумагой могут быть вполне себе социологические опросы. Юрий Юрьевич, я посмотрела недавний опрос "Левада-Центра" – они опрашивали жителей самых разных городов нашей страны, кто чем недоволен в работе общественного транспорта. Вот посмотрите, как ответили наши соотечественники. Жалуются в основном на плохое качество дорог – это 47%. Попросим сейчас наших режиссеров показать, чтобы это было перед глазами. Пробки в городах – 30% недовольных. Вот те, кто пользуются в основном общественным транспортом. Жалуются также на стоимость билетов на проезд. Недостаточно мостов, развязок. Нет дорог, вообще в принципе дорог – не то чтобы они плохого качества, а их нет. Велодорожки – ну, тут 6%, не так много. Пешеходные зоны здесь также упоминаются. Платные дороги – вот на них уже тоже начали жаловаться, дороговато, маловато. И если говорить об общественном транспорте, то прежде всего говорят о том, что состояние самих автобусов, самих троллейбусов, вот этого подвижного состава (так это называется?) оставляет желать лучшего – очень редко ходят, жалуются люди, неудобные сами по себе маршруты. Как вы сказали – либо в 200 метрах, либо в 3 километрах. И только 12% наших соотечественников сказали, что "нет, все нормально, проблем у нас нет никаких". Константин Чуриков: А еще интересно – портал Domofond ежегодно проводит исследование качества транспортной системы у нас в России. По оценке самих жителей – вот что любопытно – в этом году первые пять строк заняли, то есть лучшими оказались, по мнению самих жителей: Тюмень, Грозный, Ангарск, Армавир и Мурманск. Петербург и Москва… Оксана Галькевич: Кстати, обратите внимание, что Тюмень, Ангарск и Мурманск – это такие холодные зоны климатические. Константин Чуриков: Зато Грозный теплый. Оксана Галькевич: Ну, Грозный – да. Константин Чуриков: Санкт-Петербург и Москва вошли в первую десятку, то есть далеко не первые. И хуже всего с транспортной системой, по оценке самих жителей, в Саратове, в городе Шахты Ростовской области, в Волгограде, в Омске и в Балашихе (кстати говоря, недалекое Подмосковье). Давайте сейчас посмотрим, чтобы максимально себя сопроводить справочными документами, что называется, сюжет из Краснодара, как там, какие проблемы там волнуют людей. Расскажет наш корреспондент Ирина Коваленко. СЮЖЕТ Оксана Галькевич: Как интересно! Канатное метро меня заинтересовало. Как это называется, вы сказали, Юрий Юрьевич? Юрий Свешников: Струнный транспорт. Оксана Галькевич: Струнный транспорт. А какие перспективы в рамках такого большого города, как Краснодар, у такого транспорта? Юрий Свешников: Вот интересно – буквально сегодня, по-моему, слышал по радио о том, что между "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2" в туннеле будет именно такого рода ходить транспорт, чтобы за 3–5 минут перевозить людей из одного терминала в другой. Оксана Галькевич: Это хорошо. Вы знаете, у нас есть города, где есть только маршрутки и троллейбусы, там автобусы-то не по всем маршрутам ходят, точнее, не ходят вообще, только междугородние. Это я сейчас говорю о столице Карелии – Петрозаводске. У нас есть еще одна небольшая зарисовка. Давайте посмотрим, как там обстоит дело с общественным транспортом, как там люди добираются до работы и потом до дома. Константин Чуриков: А вообще самый востребованный транспорт в Карелии, Оксана, в Петрозаводске – это троллейбус. Но власти города из года в год пытаются от него избавиться. Муниципальное предприятие "Городской транспорт", которое занимается троллейбусными перевозками, убыточное и дотационное. На его содержание нужно 145 миллионов рублей в год, а городской бюджет выделяет не больше 16 миллионов. Вот поэтому собственно парк троллейбусов в городе не обновляется уже много-много лет. А проезд в троллейбусе, Оксана, стоит 20 рублей. Оксана Галькевич: Спасибо, Костя. Константин Чуриков: Льготники ездят за 8. Билеты, по старинке, кстати, продает кондуктор. Пассажиров много в любое время, но после 9 вечера троллейбусы в Петрозаводске уже не ходят. Слушайте, что такое? Оксана Галькевич: Слушайте, а как вообще? Город северный. Как люди добираются? Константин Чуриков: Ну-ка, что люди говорят? СЮЖЕТ Константин Чуриков: Ну а теперь вишенка на торте – у троллейбусного парка многомиллионные долги за электричество. Два года назад энергетики даже отключили линию электропередач на два часа и включили только после вмешательства прокуратуры – ну, как это у нас обычно бывает. Но если троллейбусы отменят, то жителям города неизбежно придется пересесть на маршрутки и платить за проезд на 5 рублей больше. И конечно, людей такой вариант мало устраивает. Недавно вопрос о ликвидации троллейбусов в городе обсуждался снова, но пока власти решили сохранить этот вид транспорта в Петрозаводске. Правда, из-за ремонта трех мостов маршруты движения и расписание существенно изменятся. Вот, Оксана, хотела узнать о Карелии? Узнала. Оксана Галькевич: Слушайте, ну это же столица все-таки региона. Юрий Свешников: Нет, давайте по стоимости электроэнергии. Мы эту тему (я имею в виду – транспортная общественность) поднимаем уже много-много лет и на площадке Государственной Думы, и на площадке Министерства транспорта, и говорим о том, что эти тарифы на горэлектротранспорт нужно хотя бы приравнять к тарифам на ЖКХ для жителей, а не для промышленных предприятий. Оксана Галькевич: А теперь объясните просто, Юрий Юрьевич. Если приравнять к тарифам ЖКХ… Мы просто боимся этих слов – "тарифы ЖКХ". Юрий Свешников: Они ниже, они существенно ниже, чем… Оксана Галькевич: Это станет доступнее? Юрий Свешников: Нет, тогда мы плавно переходим вообще к вопросу экономики. Потому что мое экспертное мнение (вы меня как эксперта позвали), что большинство проблем, связанных с наземным городским пассажирским транспортом, сидит в области экономики. И я об этом говорил при подготовке этих двух президиумов Госсовета – в прошлом году и в этом году. Пока не решится вопрос с экономикой этой отрасли пассажирского транспорта, говорить о безопасности перевозок, говорить о комфорте перевозок, о соблюдении расписания, о хорошей маршрутной сети не приходится, потому что отрасль существенно недофинансирована. И в ваших сюжетах это было сегодня видно. Вот 160 миллионов убытков. А почему эти убытки возникают? Потому что те тарифы, которые сегодня устанавливаются органами власти в регионах, покрывают расходы транспортного предприятия, дай бог, на 50–60%. Константин Чуриков: У нас есть возможность… Оксана Галькевич: А все остальные? Юрий Свешников: А все остальные нужно дотировать. А дотировать не из чего, потому что в регионах этих денег нет. Оксана Галькевич: Ну, не самые богатые, да. Константин Чуриков: У нас есть возможность сейчас услышать голоса и мнения реальных людей. Нина, здравствуйте. Нина из города Твери. Зритель: Нина Ивановна я. Здравствуйте. Константин Чуриков: Нина Ивановна, здравствуйте. Зритель: Город Тверь. Мы как пенсионеры собираемся, уже возраст такой… Короче говоря, у нас транспорт общественный ходит ужасно. Мы называем свой город "город маршруток", потому что именно из Московского района… Ну, у нас Центральный, Пролетарский, разные районы, как во всех городах. Из Московского района практически доехать нельзя, одни маршрутки. Маршрутки, 5–8 минут. Ждешь, ждешь, ждешь – приходится платить 25 рублей. Хотя покупаем карточку как инвалиды, ветераны, пенсионеры, у нас льготный проезд. И приходится ездить на маршрутках. Ходят ужасно! Трамвайные пути сняли почему-то, оставили только лишь один трамвай, который ездит из одного края города на другой. В общем, альтернативы никакой не сделали, чтобы что-то изменить. А если из Московского района ехать автобусом (он один, 33-й), он где-то ходит раз в 30 минут – в общем, дождаться невозможно. Конечно, мы как пенсионеры этим очень недовольны. Маршруток полно в любой край города. Константин Чуриков: Плати и езжай. Зритель: В любую сторону. Юрий Свешников: Нет, ну это альтернатива ведь, правильно? Нельзя же говорить, что вообще нельзя добраться. Константин Чуриков: Нет, ну человек пожилой, человеку неудобно, человеку приходится тратить лишние деньги. Юрий Свешников: Действующее законодательство сегодня… Вообще слово "маршрутки" отсутствует в сегодняшнем федеральном законодательстве. Ну, жители привыкли так говорить, но на самом деле такого вида деятельности, как маршрутное такси или маршрутка, нет сегодня ни в одном федеральном законе, ни в одном нормативном документе. Это точно такой же городской наземный пассажирский транспорт, работающий на регулярных маршрутах. Так написано в законе. Есть только два варианта: либо он работает по регулируемым тарифам, и тогда из бюджета он должен получать разницу стоимости проезда, которая в форме тарифа, и расходов на транспортную работу, которую реально понес этот перевозчик… Вот мы говорим – почему 160 миллионов-то возникло у троллейбусного парка? Потому что тариф низкий, который обеспечивает транспортную подвижность населения для этого региона, а расходы транспортной компании высокие. Посмотрите – бензин у нас каждый год на 2–3 рубля дорожает, электричество у нас как продукт естественной монополии дорожает. А это же все на транспорте точно так же сказывается. А тарифы, которые удобные, ну, подъемные для большинства населения в этом регионе, они не успевают меняться за вот этими изменениями продукции естественных монополий – и вот эта дельта возникает. Эта дельта, по-хорошему, должна компенсироваться из бюджета. И плюс еще какая-то рентабельность должна быть. Оксана Галькевич: Ну, главное, чтобы еще бюджет это позволял. Юрий Свешников: А в бюджетах нет этих денег. Оксана Галькевич: Да, в бюджетах денег нет. Юрий Свешников: В этом-то и проблема, что тарифы назначаются низкие. Да, они собираются, но этих денег не хватает. Нужно менять подвижной состав. У нас сегодня 65%, ну, по разной статистике, от 50 до 65% автобусов в стране старше 10 лет. Константин Чуриков: Юрий Юрьевич, так что возвращаемся к той самой бумаге, которая теперь не будет носить рекомендательный характер. Видимо, она еще долго будет… Юрий Свешников: Я сейчас о другой бумаге скажу. Опять-таки по поручению президента Министерством транспорта (ну и мы в этом принимаем участие, и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта) разработана так называемая методика определения начальной и максимальной цены контракта как раз для тех транспортных компаний, которые будут работать в рамках государственного заказа по фиксированным тарифам. Потому что сегодня единой методики нет. Все регионы – кто как решает, тот так и назначает. Где-то копейка за километр, а где-то, как в Москве, 110 рублей за километр. Вот разница между Красноярским краем и Москвой – копейка или 110 рублей за километр. Оксана Галькевич: Да, ощутимо. Юрий Свешников: Поэтому вот сейчас уже, в этот момент (ну, я думаю, что до конца года этот вопрос решится) на оценке регулирующего воздействия находится приказ Министерства транспорта об утверждении этой единой методики определения стартовой цены контракта для определения стоимости транспортной работы. Константин Чуриков: У нас там телефон надрывается. Давайте Юрия послушаем. Оксана Галькевич: Звоночек из Воронежа. Это Воронеж. Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я знаю, что можно тест провести о состоянии автотранспорта в любом городе России. Выходите с железнодорожного вокзала… Вот у нас, допустим, в Воронеже один. Выходишь – и только "пазики". Густо на остановке стоят, и на переходе, и за переходом, и где угодно. А раньше были там троллейбусы, трамваи. Все уничтожено во имя, так сказать, торжества, извините, нового класса. Весь транспорт в городе частный. Если пробки в городе, то троллейбусы все стоят. Ни о каких "выделенках", как в Москве, нет речи. А сегодня новая бредовая идея посетила нашего губернатора – пригласил японцев, и японцы разработали за сотни миллионов рублей проект метро воронежского. Денег нет ни в бюджете страны, ни в бюджете, естественно, города, который забанкрочен. Оксана Галькевич: Ну, город же миллионник просто. Константин Чуриков: А японцы не хотят вместе с проектом деньжат подкинуть, нет? Зритель: Из бюджета федерального строили. А сегодня ищут за границей в условиях санкций. Губернатор Гордеев ищет инвесторов в Америке. То есть полный развал транспортной сферы! И транспорт закупается за счет процентов, как оговорено, в стоимости билета. И это называется – муниципальная программа обновления транспорта. Константин Чуриков: Юрий, не знаю, насколько вы плотно и досконально смотрите нашу программу. Мы вчера, кажется, первыми в стране сообщили о том, что воронежцы сейчас собирают подписи под петицией запретить вот эти "пазики" в городе. В Интернете, кстати, можно эту петицию подписать. Оксана Галькевич: Ну, кстати, "пазики" "пазиками", а вот, например, Архангельск нам пишет, что "пазики" бегают очень удобно, и наоборот, они не хотят, чтобы вернули только большие автобусы на маршруте, им это очень удобно. По поводу города-миллионника. В свое время… в советское же время была такая планка – да? – если город достигал по населению миллиона, то планировали метро строить. Юрий Свешников: Давайте так. Когда разрабатывались эти минимальные социальные транспортные стандарты, там есть градация для различных населенных пунктов – от 10 тысяч до городов-миллионников и до таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. То есть там эта градация есть. И, исходя из этой градации, так сказать, определенные требования возникают. Про метрополитен мне сложнее говорить, я больше специалист все-таки в области наземного пассажирского транспорта. Ну, градация такая по численности населения в том или ином населенном пункте, принятая к стандартам, это есть. Константин Чуриков: Нам сейчас звонят из Астрахани – вряд ли там транспорт подземный. Здравствуйте, вы в эфире, говорите, пожалуйста. Это у нас Вера. Здравствуйте, Вера. Зритель: Добрый день. Мы звоним вам из Астрахани. У нас общественный транспорт ходит только в центре – несколько троллейбусов и несколько автобусов. Все остальное – у нас, спасибо, есть маршрутки, которые ходят неплохо. Но после 8 вечера мы ходим или пешком, тренируемся, или ездим на такси. Транспортом у нас никуда не уедешь. Это, знаете, как будто мы живем в XVI веке. Константин Чуриков: Вера, вы прямо предварили мой вопрос, потому что я веду уже свою статистику. Вот нам Вера позвонили и про Астрахань сказала. Барнаул: "В 20 часов карета превращается в тыкву". Оксана Галькевич: Петрозаводск… Константин Чуриков: Петрозаводск. Слушайте, это что за комендантский час такой в стране? Оксана Галькевич: Почему? Юрий Свешников: Так, давайте расскажу, как это записано в федеральном законодательстве. Оксана Галькевич: Давайте. Юрий Свешников: Если органы власти не исполняют, то, наверное, уже прокуратура должна заинтересоваться этим. Единственный, кто имеет право устанавливать маршруты, их менять и их закрывать, – это органы власти субъектов Российской Федерации либо муниципальные образования. То есть не перевозчики сами открывают маршруты, не какие-то другие организации, а исключительно органы власти, уполномоченные в сфере транспорта. Оксана Галькевич: То есть вопрос к городским властям? Юрий Свешников: Когда они открывают маршрут… А что такое регулярный маршрут? Если посмотрим Устав автомобильного транспорта, то там дается определение, что этот маршрут характеризуется установленной трассой следования и расписанием. Что такое расписание? Расписание включает в себя в том числе время начала и время окончания работы; не только интервал движения или конкретное отправление – в 17:20, в 17:40 или 18:30, но еще и время начала, и время окончания. Это структура расписания. Ее устанавливают органы власти и прописывают в специальный реестр регулярных городских маршрутов. И должен быть в общем доступе такой серьезный документ, который является единственным правоустанавливающим документом о том, как работает городская маршрутная сеть. Константин Чуриков: Понятно. Но они могут за нас решать, что мы после 8 все по домам? Юрий Свешников: Поэтому если органы власти считают, что весь транспорт работает до 20:00 – значит, это вопрос к органам власти. Константин Чуриков: Здорово… Юрий Свешников: Особенно, как вы говорите, для коммерческого транспорта. Им-то, казалось бы, что? Константин Чуриков: Мы еще почитаем несколько сообщений, потому что это важно. Вот нам в частности через соцсети твои любимые, Оксана, зрительница написала, что жила в Томске, с транспортом все было прекрасно, а переехала в Ставрополь – транспорта нормального нет, после 10 вечера (уже 10 вечера) прекращается работа маршруток. На работу приходится добираться на такси, так как, в общем-то, добраться больше не на чем. Усолье-Сибирское: "С транспортом большие проблемы. Более или менее регулярно ходят только трамваи". Омская область: "Регионы угробили! Деньги выкачивает Москва! В Омск отправляют списанные московские трамваи". Оксана Галькевич: Парочку позволишь прочитать? Константин Чуриков: Давай, конечно. Оксана Галькевич: Рязань: "Городской транспорт исчезает, маршрутки переполнены. На проездном собираются ограничить количество поездок до 40". Вот Архангельск, опять же говорю, доволен тем, что у них есть "пазики". Алтай очень жалуется – говорят, что расписание какое-то чудовищное. Ну, давай подведем итоги нашего опроса. Константин Чуриков: Средняя температура по стране. Мы спросили у вас несколько минут назад: устраивает ли вас работа городского транспорта? Положительно ответили только 24%, а большинство, 76% наших зрителей говорят "нет, не устраивает наш городской транспорт". Правда, в Калининграде пишут, что все отлично. Ну, хоть в одном городе. Юрий Свешников: А там очень много экспериментов проводится в области транспорта. Калининград выбран как площадка для очень многих пилотных проектов. Константин Чуриков: Вот! Пускай экспериментируют. Оксана Галькевич: Вы знаете, Москва говорила, что они опыт перенимали международный в некоторой части в Лондоне, например. А я вот так посмотрела на список городов по Domofond. На Тюмень надо посмотреть повнимательнее. Как у них там все здорово? Юрий Свешников: В Лондоне проезд однократный стоит 2 фунтов 45 пенсов. Оксана Галькевич: Ой! А, ну за такие деньги, вы хотите сказать… Юрий Свешников: Давайте переведем это сейчас в доллары, в рубли… Оксана Галькевич: Не надо! Юрий Свешников: 2 фунта 40 пенсов. Оксана Галькевич: Нет, Юрий Юрьевич… Константин Чуриков: Слушайте, подождите. Это под 200 рублей? Юрий Свешников: Это примерно 5 долларов. Оксана Галькевич: Это дорого. Константин Чуриков: 200 рублей. Слушайте, многовато! Не надо нам ваш этот лондонский опыт. Оксана Галькевич: Нет-нет-нет, давайте лучше на Тюмень посмотрим. Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Юрий Юрьевич Свешников был сегодня в нашей программе, президент Московского транспортного союза. Программа "ОТРажение", уважаемые друзья. Вернемся к вам через несколько минут, не уходите.