Траты на ЖКУ вырастут?

Гости
Сергей Белолипецкий
директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХиГС
Константин Крохин
председатель Жилищного Союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист

Иван Князев: Пока все дома, счетчики крутятся втрое быстрее. Телевизор, ноутбуки, микроволновки, стиральные машины – все включено. Как на турецком курорте. Во сколько нам обойдется такой вынужденный отдых?

Тамара Шорникова: Сейчас расскажем. По словам экспертов, если ограничения продлятся 24 недели… простите, 2–4 недели, то семья из трех человек может переплатить за услуги ЖКХ – воду и свет – до 30%. То есть на треть наши затраты могут вырасти. Будут ли субсидии? А может быть, тарифы снизят?

Иван Князев: Тамара, тарифы? Тебе температуру мерили с утра? Какие тарифы? Кто их будет снижать?

Тамара Шорникова: Думаешь, похоже на бред, да? А вдруг, Ваня? В непростые времена – непростые решения.

Будем разбираться с нашими экспертами и, конечно же, с вами. Рассказывайте, сколько вас сейчас на самоизоляции в доме собралось, как крутятся ваши счетчики, как вы пользуетесь электроприборами. И что думаете о ближайших квитанциях? Что в них будет?

Иван Князев: Может быть, действительно пора задуматься об экономии, друзья, и лишний раз свет не жечь, воду не лить, ванную не набирать и так далее?

Константин Крохин у нас на связи, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Константин Викторович, здравствуйте.

Константин Крохин: Здравствуйте.

Иван Князев: Константин Викторович, тут Тамара несколько шальную мысль сказала: может, в связи с этим какие-то субсидии будут или тарифы нам снизят. Как вы считаете, такое возможно?

Константин Крохин: Я полагаю, что снизить тарифы – вряд ли это реально, потому что период самоизоляции, на который сейчас все рассчитывают, продлится около месяца-двух, не более. Но то, что потребление водных ресурсов и потребление электричества возрастет – это факт. Поэтому здесь нужно постараться экономить, учитывая этот режим. Он необычный для нас, новый. И не только люди, но и органы власти сейчас выстраивают новые схемы взаимоотношений. И здесь это большой вызов для того, чтобы научиться работать в условиях самоизоляции.

Есть хорошая новость в том, что Правительство города Москвы, если говорить о Московском регионе, уже объявило об отсрочке оплаты на три месяца (по-моему, на три месяца, так прозвучало в этой новости) платы за капремонт. То есть какие-то такие шаги администрация города будет принимать. Но в отношении тарифов именно на жилищно-коммунальные услуги другого характера пока еще никаких инициатив не прозвучало.

В данном случае я бы обратил внимание на другое. Мне кажется, что в условиях самоизоляции очень важно, чтобы органы исполнительной власти, прежде всего органы жилищного надзора, научились эффективно работать и реагировать на электронные жалобы. У нас сейчас очень много жалоб поступает от москвичей на завышение тарифов управляющими компаниями и на непроведение дезинфекции. Вы знаете, что она ежедневно должна происходить, но не везде это происходит.

И самый вопиющий случай, который нам известен, – это дом, в котором живет начальник инспекции города, в котором уже несколько дней не проводится дезинфекция, а гражданам, которые не платят повышенный тариф, отключают канализацию. Конечно, в таких условиях самоизоляции подобные ограничения по коммунальным услугам недопустимы. Обращения на порталы Правительства Москвы и в жилищную инспекцию ни к чему не приводят. Ну, приходят отписки: «Ваш вопрос будет рассмотрен в течение месяца».

Я полагаю, что в условиях самоизоляции необходимо научиться эффективно работать, даже принимая во внимание, что и органы исполнительной власти сократили свой персонал, и жилищных инспекторов меньше. Но, я думаю, уже не секрет, что именно криминогенный фактор очень важный в этот период, потому что преступники, преступные группы сейчас придумывают все новые формы мошенничества, афер, когда люди находятся дома и не владеют всей полнотой информации. Тем более вы видите, что все ходят в масках.

Поэтому здесь, на мой взгляд, главный вызов для всех нас – и для жителей, и для администрации городов – это научиться работать и реагировать, чтобы ни в коем случае не пострадали малоимущие, семьи с детьми и пенсионеры.

Иван Князев: Константин Викторович, ну а как считаете, может, надо рассмотреть вопрос субсидий самым незащищенным слоям? Понимаете, ну не могут сейчас пенсионеры дома сидеть, не включив телевизор. Так они погулять хоть бы вышли, воздухом подышать. А сейчас мало того, что они заперты в четырех стенах, так и телевизор лишний раз не включить – каждая копеечка на счету.

Константин Крохин: Я очень надеюсь на то, что в рамках социального пакета, в рамках поддержки населения в этих непростых условиях администрация города… И не только города. Я думаю, что инициатива должна приниматься на уровне Правительства, чтобы во всех регионах с учетом местных особенностей принимались такие решения.

Но я еще раз повторю: проблема ЖКХ – это монополизм. И вот то, о чем вы говорите – например, электричество, тепло, вода – это все монополисты, это все так или иначе «дочки» «Газпрома», которые от своей прибыли отказываться пока не хотят. Их нужно к этому побудить.

Я думаю, что именно Правительство должно сделать решающий шаг, как это сделали другие страны, где серьезный пакет помощи и поддержки именно населению, которое сегодня… Оно же не только потребляет больше ресурсов. Есть угроза падения доходов из-за потери работы, потому что если ты месяц или два сидишь дома, то ты можешь потерять работу. И ничего тут не поделаешь, потому что работодатель тоже может разориться.

Иван Князев: Ну да.

Константин Крохин: Здесь необходимо очень серьезно подходить. Поэтому я с вами совершенно согласен. Но по опыту таких регионов, как Москва, здесь эти вопросы решаются достаточно оперативно. Вот первый звоночек прозвучал – это сборы на капремонт. Мы очень надеемся, что будут приняты аналогичные меры и по электричеству, и по водоснабжению.

Иван Князев: И желательно, чтобы еще во всех остальных регионах, помимо Москвы. Москва – это еще ладно.

Константин Крохин: Мэр Москвы является председателем Координационного комитета по борьбе с коронавирусом. И я думаю, что решения этого штаба будут распространяться на все регионы страны.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, был с нами на связи.

Тамара Шорникова: Астрахань предлагает заморозить тарифы ЖКУ на период карантина по всей стране и принять соответствующий закон.

Послушаем еще Наталью из Красноярска, дозвонилась к нам по телефону. Здравствуйте, Наталья.

Иван Князев: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Очень приятно с вами общаться. Я смотрю вашу передачу, мне нравится.

Иван Князев: Спасибо.

Зритель: Меня тоже, конечно, волнует как раз эта проблема по ЖКХ. Допустим, как они говорят, что на 30% они повысят. А за счет чего? За счет нас – за счет простых граждан.

Иван Князев: Нет, подождите, подождите, Наталья!

Тамара Шорникова: Да, давайте разберемся.

Иван Князев: Не повысят, не повысят никакие тарифы. Просто мы вместе с вами будем больше расходовать той же воды, электричества.

Зритель: Да, я согласна, согласна. На период карантина, да, я согласна, действительно, мы сейчас больше смотрим и телевидения, и свет включаем, потому что это все необходимо для жизнеобеспечения.

И поэтому я хочу сказать… Вот в Москве заморозили на капитальный ремонт на три месяца, да? Я видела это объявление, то есть и в бегущей строке, и новости передавали. Я смотрю не только наши местные новости, но и, соответственно, всероссийские – и РБК, и прочие. Я хочу сказать: а почему у нас в регионах так же нельзя сделать? У нас достаточно богатый Красноярский край.

Иван Князев: Наталья, скажите, пожалуйста, у вас счетчики стоят?

Зритель: Конечно, конечно.

Тамара Шорникова: Вы сейчас как-то ограничиваете?

Иван Князев: Быстро крутятся они? Приходится уже ограничивать? Смотрели на них?

Зритель: Ну, крутятся, естественно. Когда я воду включаю, естественно, они крутятся. Я включаю и знаю, что надо экономить. Допустим, электричество – то же самое. Ну а телевидение? Естественно, я привязана к телевизору. Я занимаю себя, конечно, какими-то делами. Собственно говоря, сами понимаете…

Иван Князев: Ну да. А сколько у вас обычно в месяц уходит? Чтобы понимать.

Зритель: Ну, в месяц, допустим, в среднем я где-то плачу 400 рублей за электроэнергию, около 400.

Иван Князев: А за воду?

Зритель: За воду? У меня проживает два человека – я и сын. Я плачу почти 2,5 тысячи. И еще как отдельная услуга идет, то есть отдельная жилищная услуга идет в квитанции – 800 с лишним рублей.

Иван Князев: Да, понятно.

Тамара Шорникова: Будем все сравнивать по итогу.

Иван Князев: Да. Надо будет посмотреть, надо будет сравнить по итогам этой самоизоляции.

Зритель: Конечно. Я и хочу просто узнать, посмотреть, как это будет по сравнению с прошлым месяцем.

Тамара Шорникова: Вместе следим за ситуацией, будем на связи.

Зритель: Эта тема меня очень волнует.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам, Наталья.

Тамара Шорникова: А сейчас на связь с нами выходит Сергей Белолипецкий, директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХиГС. Здравствуйте.

Сергей Белолипецкий: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей.

Тамара Шорникова: Слышно нас?

Сергей Белолипецкий: Да, я вас слышу прекрасно.

Тамара Шорникова: Есть ли какие-то данные? Вот есть прогноз от экспертов о том, что могут на 30% вырасти наши траты. Вы согласны с этим? Может быть, у вас есть какие-то другие прогнозы? Больше? Меньше?

Сергей Белолипецкий: У меня совершенно другие прогнозы. Откровенно говоря, я как-то настороженно отношусь к такого рода «экспертам».

Во-первых, я должен вам выразить признательность, потому что вы очень важную тему поднимаете на щит, вашему каналу и вам как ведущим. Огромное, как говорят, русское «мерси». Помните этого персонажа?

Тамара Шорникова: Спасибо.

Сергей Белолипецкий: Да, это очень важно на самом деле.

Значит, что касается вашего вопроса. Смотрите. Еще раз – тарифы никакие не поднимаются ни в коем случае!

Иван Князев: Мы об этом и не говорим.

Сергей Белолипецкий: Законодательством предусмотрен определенный порядок действий, и он никем не отменен, даже в нынешней форс-мажорной ситуации.

Второе. 60–70% вашей платежки – это платежи за тепло. Понимаете? У нас отопление не меняется никак от форс-мажора, понимаете, не больше и не меньше.

Иван Князев: Ну да, батареи как топили, так и…

Сергей Белолипецкий: Наоборот – поскольку погода благоприятная, то там большой суммы не будет.

А оставшиеся 40% – ну, может быть, в этой части. Могут они, конечно, как-то измениться – ну, на 10%, на 15%, на 20%, да, допустим. Но в общей платежке, ну хорошо, это будет 5–10%. Разговора, поверьте, это не стоит.

Иван Князев: Ну знаете, Сергей Александрович, 5–10%, когда у тебя половина пенсии уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг, – это достаточно серьезно.

Сергей Белолипецкий: Вот! Важно другое. Если людям и без того не хватало, то… Понимаете, чтобы субсидию оформить, нужно весь лоб разбить, здоровье положить на это дело. Выживет пенсионер или нет – неизвестно.

Давайте начнем все-таки от печки, с основ. Вот нынешняя форс-мажорная ситуация, такая критическая – она, как лакмусовая бумажка, проявила массу болезней, которые есть в нашей отрасли. Понимаете? Вот куда мы бы с вами ни копнули…

Например, оформление субсидий – жуткая проблема! Если вдруг люди захотят сейчас свой подъезд дезинфицировать, я не знаю, троекратно… Нам из администрации Красногорска сгоряча сначала прислали рекомендации и погрозили за это спросить: ежечасно дезинфицировать. Ежечасно! И все подъезды сверху донизу. Понимаете?

Иван Князев: А за чей счет? Вопрос.

Сергей Белолипецкий: Вот! За чей счет? Ну, мало ли… Если собственники вдруг захотят, то они могут дать поручение управляющей компании своей, если у них сформирован некий орган управления. Или, я не знаю, под честное слово. Не вопрос, да. Это работы, за которые потом выставят платежку. Не вопрос. Если государство, власть на себя берет эти функции, то хорошо бы, чтобы она этот вопрос как-то решила: или пообещала компенсировать, или, я не знаю…

Ну, я к тому, что неустроенность нашей сферы, вот эта бессистемность нашего законодательства проявляется в таких мелочах, если хотите. Хотя это уже совсем не мелочи. В режиме кризиса это совсем не мелочи. Поэтому я бы, по крайней мере, власть имущих призвал обратить внимание на комплекс проблем, которые сейчас видно просто невооруженным глазом. Если раньше пришлось бы объяснять, почему закон противоречит по мелочи, ну, вроде как содержание и ремонт, элементарная вещь…

Иван Князев: Спасибо, спасибо, Сергей.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Справимся с коронавирусом – начнем разгребать и это. Мне кажется, это будет серьезно.

Тамара Шорникова: Спасибо. Увидимся после новостей.

Иван Князев: Да, у нас будет тема дня. «Заполнить журнал о самочувствии, подтвердить свое пребывание дома». Мы расскажем вам, как правильно сидеть на карантине. Ну а вы расскажите нам, что вы делаете.

Тамара Шорникова: И как вы это делаете.

Расходы света и воды растут... Что делать, чтобы квитанции не повергли нас в шок?