Иван Князев: Мы продолжаем. Мартышкин труд, никому не нужные обязанности: тут выяснилось, что больше половины россиян уверены, что треть своего рабочего времени в офисе, на предприятии, в организации они тратят впустую, делают лишенную всякого смысла работу. У многих, правда, такое было, да ведь, Тамара? Тамара Шорникова: Нет. Иван Князев: Ну я вообще, необязательно про тебя. Тамара Шорникова: У меня нет. Иван Князев: В общем, все вот эти вот бесконечные бессмысленные совещания кто-то проводит, какие-то отчеты ненужные сдает, завалены бумагами люди. Тамара Шорникова: В общем, это не наша жалоба, это данные опроса портала по подбору вакансий Superjob. Интересно, что мужчины оказались более категоричны в своих оценках, лишь 42% из них считают, что все время их работы посвящено осмысленным обязанностям. Иван Князев: Нет, мужчины вообще склонны многое обесценивать, с одной стороны. С другой стороны, мужчины мыслят более глобально. Тамара Шорникова: Ой... Иван Князев: Не до мелочей нам каких-то. Тамара Шорникова: Ой! Иван Князев: Тут интересно другое – оценка продуктивности рабочего времени, как выяснилось, напрямую связана с уровнем оплаты труда: чем ниже зарплата, тем выше у человека ощущение, что он занят чем-то бессмысленным. Тамара Шорникова: Вполне вероятно, что просто люди выполняют менее квалифицированную работу. Что думаете вы по этому поводу? Много ли у вас пустых обязанностей? Вам хотелось иногда сжечь свой ежедневник с просроченными задачами, выключить телефон? Подождите, сейчас не выключайте, пожалуйста, позвоните нам, ждем ваших мыслей, историй, вопросов и предложений. Я думаю, даже вот ответы кое-какие можем прямо сейчас уже показать. Иван Князев: Мы уже насобирали, конечно, можем показать. Тамара Шорникова: Предварительное исследование провели. «Какую бесполезную работу приходится выполнять?» – спросили наши корреспонденты у жителей Самары, Чебоксар и Краснодара. ОПРОС Иван Князев: Чем больше отчетов, тем лучше для чиновника. Поможет нам разобраться в этом вопросе, почему так происходит, Ксения Печеник, юрист, член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права». Здравствуйте, Ксения Александровна. Ксения Печеник: Добрый вечер, Иван, здравствуйте, Тамара. Иван Князев: Ксения Александровна, ну вот уже даже, понимаете, на уровне президента мы пытаемся бороться с этой вот бесконечной бюрократией, с огромным количеством лишних людей, которые выполняют никем, может быть, не то что не замеченную, но уж точно не всегда нужную работу. Как с этим бороться в нашей стране? Тамара Шорникова: Как ее победить уже, а? Ксения Печеник: Ну, мне кажется, это риторический вопрос, как можно победить бестолковость и глупость, – это невозможно, мне кажется, если говорить с житейской точки зрения. Если говорить про ситуации, когда работодатель нагружает вас работой, которая не связана с вашими должностными обязанностями, вот здесь, конечно, есть возможность защищаться, и не все сотрудники готовы это делать, к сожалению. То есть у нас есть такая история, что не все работодатели четко определяют функционал сотрудников, то есть у нас есть функционал, который установлен трудовым договором, например, то есть перечень обязанностей, которые работник должен выполнять. Он может быть не зафиксирован в трудовом договоре, и тогда работодатель принимает должностную инструкцию, которая тоже необязательна с точки зрения закона. А порой бывает так, что вообще просто написано, что вы выполняете работу по такой-то должности, а что в нее входит, в эту работу, никому не понятно, поэтому начинаются дополнительные нагрузки в виде придуманных вашим руководителем. А почему такое возможно? – потому что часто в трудовой договор включают такое понятие, как выполнение распоряжений непосредственного своего начальника, вот отсюда и все беды. Иван Князев: Ну в общем: «О сколько нам работы чудной Готовит ум начальства скудный», – пишет нам телезритель из Омской области. Тамара Шорникова: Да. Вот как раз фрагмент из нашего видеоматериала, сбивать сосульки с козырька, то, что явно расстраивало женщину, которая это делает, – вот это, наверное, как раз оттуда, то, что не предусмотрено трудовым договором, но как-то вот вдруг появилось в твоих обязанностях. Что делать? Ссориться с начальством? Так... Ксения Печеник: Остается... Вы понимаете, у нас наши граждане совершенно не понимают, что у нас Трудовым кодексом прямо запрещено требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, запрещено и все. Очень часто работодатели под соусом вот этих вот дополнительных обязанностей пытаются подвести работника под увольнение. Например, не указан четкий перечень того, что вы должны делать на работе, и начальник говорит: «Вот у вас в трудовом договоре написано, что выполнение распоряжений непосредственного руководителя. Я ваш руководитель, идите мойте туалет», – извините за это, но это реально бывает так в практике. Иван Князев: Ага. Ксения Печеник: Работник говорит: «Я не обязан». Он говорит: «Подождите, у вас написано, что вы должны выполнять мои распоряжения». Но позвольте, это не значит, что вы должны гладить носки вашему руководителю. То есть все-таки есть определенное понимание того функционала должности, на которую вы были приняты. Если это, например, должность, которая входит, имеет квалификационные требования, установленные правительством Российской Федерации, постановлением, тогда можно даже без должностной инструкции говорить: «Вы знаете, вот я принята на должность провизора, у меня обязанности вот такие примерно. Не надо мне придумывать обязанности по сбиванию сосулек, это не моя...» Иван Князев: Не мой профиль. Ксения Печеник: Да. Все хотят быть удобными, а потом удивляются, почему все больше и больше заданий, которые не имеют вообще никакого отношения к их работе, на которую их изначально принимали. Иван Князев: Давайте узнаем, какую работу, нужную или не нужную, делает наш телезритель из Воркуты, Сергей дозвонился. Здравствуйте, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас, рассказывайте. Зритель: Я с города Воркуты, работал на Юньягинском угольном разрезе с 2000-го по 2017-е гг. И у нас как бы, когда первое время начинали, работа была нормальная, адекватная, а потом, когда «Северсталь» пришла, мы стали горную массу по 2–3 раза переталкивать, и объем работы как бы... Он должен был бы повышаться, но одно время у нас машины засыпали уголь, где мы должны были идти, а потом этими бульдозерами снова отталкивали... Мы работали бестолково в этой «Северстали». Иван Князев: Ну а вы своему начальству пытались объяснить, что вы делаете абсолютно бессмысленные вещи? Зритель: ...поролоновое, и начальство такое же было поролоновое. Иван Князев: А-а-а... Зритель: Им говорят, они... Знаете, как вот было? Как уголь должен в шахте идти, а в разрезе так не идет, сперва уголь зачищается, а потом выбирается. А они его кусками брали и каждый день... Вот это, знаете, надоедало, говорили «план», «план», кусок выбрали угля, выбрали, и дальше такое, что дальше идти некуда. Тамара Шорникова: Сергей, а вы как-то обо всем... ? Зритель: ...потом снова уголь отбирали, снова породой засыпали, снова вычищали... И вот так вот работали. Знаете, я всегда говорил: девиз Юньягинского – чем хуже, тем лучше. Иван Князев: И смех и грех на самом деле. Тамара Шорникова: Да. Сергей, скажите, вы говорите обо всем в таком прошедшем времени – вы другую работу нашли? Зритель: Я уже 3 года не работаю, на пенсии. Иван Князев: А-а-а, ушли оттуда. Тамара Шорникова: Понятно, на пенсии. Все понятно. Иван Князев: Ну правильно, конечно, сколько же можно копать от забора и до обеда. Ксения Александровна, а вот все-таки хорошо, когда все твои обязанности прописаны прямо на бумажке, первая строчка, вторая, третья, четвертая, пятая? Но ведь разные работы бывают, разные ситуации бывают, а вот лишние обязанности, точнее все это прописано, опять же лишние бумажки, все опять как по указке – это хорошо или плохо все-таки? Ксения Печеник: Я вам скажу с профессиональной точки зрения – это лучше, чем когда они не прописаны, эти обязанности. Иван Князев: Ага. Ксения Печеник: Потому что тогда проще работодателю ткнуть в свою должностную инструкцию или в трудовой договор... и сказать: «Вы знаете..., функционал, я не должен выполнять эту работу». Надо понимать, что еще наши граждане забывают о том, что, когда их привлекают к работе по другой должности или специальности, их должны дополнительно стимулировать, то есть это доплата за совмещение профессий, должностей. Но работодатели, прикрываясь тем, что вот эти все функции не прописаны, начинают прописывать дополнительные, вернее приказывать выполнять определенные нужные им задания, прикрываясь тем, что как раз-таки никаких четких функций не было прописано ни в одном из документов. Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо. Ксения Печеник, юрист, член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права». SMS, которые приходят к нам, есть прямо грустные, честно говоря, потому что: «А где вы видели полноценного работодателя? Это счастье для работников». Жалко, что так редко попадаются на самом деле. Нижегородская область: «Законов написано много, да кто их исполняет? Деньги – это наши законы». Иван Князев: Волгоградская область, человек пишет: «Работа у меня сдельная, у меня вообще все осмысленно, каждая минута на счету». SMS из Ульяновской области: «Работаю водителем на мусоровозе. Сегодня простоял в резерве. Зарплата в резерве в 2 раза меньше, работодатель экономит, хотя работы много, у людей переработка есть по времени, а я как баран стою в резерве без дела». Тамара Шорникова: И вот еще Москва: «Работаю в детском саду. Постоянно мониторинги, отчеты. Наверное, там они думают, что нас надо загрузить, а то зря зарплату получаем». Иван Князев: Вот. Тамара Шорникова: «С детками заниматься некогда. Пусть к нам приходят, у нас 300 детей», – и три восклицательных знака после этого сообщения. Иван Князев: Детские сады и учителя, сколько они всякой бумажной работы лишней делают – это вообще отдельная история. Будем и об этом говорить прямо сейчас... Тамара Шорникова: ...вместе с нашим экспертом – Светлана Симоненко, кандидат психологических наук, разработчик профориентационной методики LifeWriter. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Светлана Игоревна. Светлана Симоненко: Здравствуйте, здравствуйте. Тамара Шорникова: Да. Светлана Игоревна, скажите, а как вы думаете, мы так много бесполезной, бессмысленной работы выполняем, потому что действительно у нас очень плохие руководители, менеджеры в стране, малокомпетентные во многих сферах? Мы выполняем много бессмысленной, ненужной работы, потому что мы ошиблись с профессией и она нам в целом не нравится, а когда все не нравится, кажется, что нет никакого смысла? Как вам кажется? Светлана Симоненко: Вы знаете, правильный ответ, что есть и то и другое, потому что... Вот вы, например, опрашивали сейчас людей, которые являются исполнителями, да, которые выполняют разную работу, и вот я сейчас слышала те сообщения, которые вы озвучивали, которые люди вам писали. Но если бы вы опросили руководителей, что бы они вам сказали? Тамара Шорникова: Ой, дармоеды ленивые, да? Светлана Симоненко: Я думаю, что да, если бы вы их спросили, делают ли они какую-то бесполезную работу, то вы услышали бы, что да, делают, и очень много, потому что с них это спрашивают тоже их руководители. Поэтому, скажем так, причина первая – это вопрос управления и контроля. И конечно, руководителям иногда поручают какие-то выполнять функции своим подчиненным, не объясняя, зачем это нужно, и часто исполнители действительно не понимают, искренне не понимают, зачем они тратят время, зачем они пишут какие-то бумаги, зачем они стоят в резерве и так далее. Им просто сказали «стой здесь», и они стоят. Мы, например, проводили наше собственное исследование, мы регулярно это делаем, у нас больше 16 тысяч человек в нем участвовало, психологическое исследование, по которому мы получили ключевые мотиваторы, важные в работе для людей разных возрастов и разных профессий. И первым ключевым мотиватором было вообще не деньги и не то, что мы обычно привыкли считать. Первым было видеть результаты своего труда, то есть каждый человек хочет понимать, что вообще он делает. Вторым мотиватором было понимать свое место и круг своих обязанностей, круг своей ответственности, то есть вот эта четкость и ясность в работе является очень важной составляющей деятельности каждого человека. К сожалению к огромному, руководители это не всегда понимают. И принято считать, что «мы вам платим деньги, вы пришли работать за деньги, поэтому я тебе плачу, делай что я говорю». К сожалению, не используется в полной мере вот этот очень важный мотиватор общения с людьми и донесения им тех задач и того смысла, который несет их работа. Это с одной стороны. Тамара Шорникова: Ага. Светлана Симоненко: С другой стороны, вы правильно сказали, что... Вот смотрите, 50% говорят, что они тратят время впустую. В вашем же опросе часть людей говорили: «Да, я не знаю, что я делаю», а другие говорили: «Да нет, у меня нет такой проблемы». Я здесь в данном случае вспоминаю такую анекдотичную историю, когда два высокооплачиваемых менеджера, им их руководитель поручил работу совершать, делать какие-то таблички. Один сидит, раздражается и говорит: «Я за свои большие деньги с двумя высшими образованиями занимаюсь какой-то ерундой, делаю какие-то таблички». А другой сидит и говорит: «Я за свою огромную зарплату сижу и всего-навсего делаю какие-то таблички – какая прелесть, какая замечательная работа, с меня никто ничего больше не спрашивает». То есть люди разные и запросы у них к работе совершенно разные. Иван Князев: Ага. Светлана Симоненко: И к сожалению, вот недаром статистика эта показывает как бы косвенно 50 на 50: либо ты попал, либо тебе повезло оказаться в том месте, где условия работы соответствуют твоим потребностям и твоим возможностям, а кому-то не повезло. Иван Князев: Ну в общем, при таком подходе просто нужно тщательнее выбирать работодателя, смотреть и читать, наверное, отзывы о нем. Светлана Симоненко была с нами на связи, кандидат психологических наук, разработчик профориентационной методики LifeWriter. Тамара Шорникова: Да, и у нас телефонные звонки. Сейчас у нас Елена из Самары. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Елена. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да. Как у вас с работой? Повезло, или грустите на ней? Зритель: Дело в том, что... Я хочу сказать, что вот на днях мне пришлось обратиться к участковому по вопросу у нас квартирантов, живущих в доме. С одной стороны, я в адрес участкового могу сказать только благодарность, что он постоянно у нас на связи. А с другой стороны, я пришла и посмотрела, сколько ему пришлось оформить бумаг, вот, по поводу моего обращения. Мне просто жалко этого человека, он завален просто вот этой ненужной бумажной волокитой. Тамара Шорникова: Вам-то хоть помог? Зритель: Нам он постоянно помогает, мы в его адрес только хорошее можем сказать, это Виталий Александрович Глебов у нас. Тамара Шорникова: Давайте прославим. Иван Князев: Ага. Зритель: Молодой, энергичный, дотошный, ответственный, прямо благодарность огромная. Но вы понимаете, столько бумажной волокиты, это кошмар просто. Иван Князев: Ну конечно, когда же ему теперь с таким количеством бумажек за хулиганами гоняться, преступления раскрывать. Спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Еще один телефонный звонок давай следом послушаем, у нас сейчас Павел из Вологодской области расскажет о своей ситуации или своем мнении. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Павел. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, Павел, слушаем. Зритель: Много бестолковой работы, я думаю, рекордсмен – это «РЖД». Тамара Шорникова: Ага. Иван Князев: А почему, почему вы так считаете? Вы там работали, вы с ними сталкивались? Зритель: Я работал там, сейчас не работаю. Иван Князев: Ну расскажите, где, где конкретно, что такого делали, что вас не устраивало? Тамара Шорникова: Что лишнего делали, на ваш взгляд? Иван Князев: Да, что лишнего? Зритель: Ну например, самое такое простое, что, когда идет дождь, надо красить. Зимой снега навалило, надо рубить кусты, деревья чистить кривые. Снег растаял, все, стоят 4–6-метровые деревья, зато зимой все сфоткано, все срублено, красота. Тамара Шорникова: Своевременность, понятно, да. Спасибо. Иван Князев: Спасибо. «Это же хорошо: найдешь себе бестолковую работу, еще получаешь за это зарплату», – ну вот такое отношение бывает у наших телезрителей к подходам в работе. Марий Эл: «Самую бестолковую работу выполняют чиновники: совещания бесконечные, заседания, круглые столы», – вот так считает наш телезритель. Из Удмуртии пришла SMS: «На нелюбимой работе вообще любая работа будет бестолковой», – об этом мы как раз-таки и говорили. Тамара Шорникова: Да. Еще один эксперт готов высказать свое мнение в нашем эфире – Виктория Пятница, управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты». Здравствуйте, Виктория Григорьевна. Иван Князев: Здравствуйте, Виктория Григорьевна. Виктория Григорьевна, сейчас многие компании, когда хотят быть, знаете, такими шагающими в ногу со временем, такими прямо современными-современными, устанавливают у себя различные системы такие оптимизации рабочих процессов, по-иностранному CRM это звучит. Насколько это все помогает? Потому что ну очень много примеров, когда это, наоборот, только мешает. Виктория Пятница: Вы знаете, я здесь, наверное, выскажусь в том отношении, что все хорошо в меру, и если системы правильно построены, то они, конечно, будут в помощь работать. Самая большая у нас работа в том, что у нас... Во-первых, мы разучились за годы, скажем, перехода от социализма к капитализму считать трудозатраты, считать рабочее время сотрудников, это болезнь организаций. Но вот то, о чем я слушала комментарии наших слушателей, – это прежде всего, конечно, ну простите, конечно, ничего личного, бестолковый менеджмент, потому что все на самом деле строится от желания и от доброй воли руководителя. Даже в самой тяжелой, такой консервативной, авторизованной структуре, если руководитель хочет поставить работу своих подчиненных и сделать ее эффективной, поверьте, он это сделает максимально, будет не по 3 часа проводить совещания, а по 40 минут, потому что после 40 минут все равно все засыпают и перестают реагировать на информацию. Поэтому все с головы, что называется. Тамара Шорникова: Ну представим, что все хотят, но не всегда могут. Есть 2–3 разумных совета, как оптимизировать работу в коллективе, как избавиться от лишнего, ненужного? Помимо того, чтобы не затягивать летучки и планерки. Виктория Пятница: То, что вообще практически не трудозатратно, – это такой выборочный аудит, хронометраж рабочего дня. Посмотрите, чем занимается сотрудник, спросите у него, дайте заполнить анкетку, пусть он в течение, например, недели попишет, чем он занимается, выделит из этого пула обязанностей то, чем, он считает, он не должен заниматься, когда он выполняет чужую работу, рубит в снег кусты, например, я не знаю, все остальное прочее. И таким образом за буквально пару-тройку дней там прямо очень интересные вещи выявляются, и это абсолютно вот какое-то немножко время сотрудника на фиксацию того, чем он занимается в течение дня, и на анализ этого. Проаудируйте вот эту историю, и даже не надо с хронометром стоять, секундомером и смотреть, сколько операций у человека уходит на заполнение, не знаю, платежного поручения у бухгалтера или, не знаю, на вырубку кустов, как вот молодой человек рассказывал, просто хотя бы... рабочий день. Иван Князев: Давайте узнаем, чем занимается на работе Владимир из Брянска. Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте, алло? Тамара Шорникова: Говорите, Владимир. Зритель: Я считаю, соглашаюсь с мнением ваших экспертов, система бестолковой работы возведена в пример во многих организациях. Во-первых, существует различное планирование годовое или месячное, еженедельное, которое порождает отчетные документы, еженедельные, ежемесячные, ежегодные, понимаете, справки, доклады и так далее. Отдельные руководители доходят до того, что интервалы в докладных записках замеряют, 2 сантиметра, 3 сантиметра и так далее. Это отвлекает людей капитально, при том что людей на рабочих местах не обучают отчетным документам как таковым. Иван Князев: Ага. Зритель: Хотя, я знаю, есть примеры, где в некоторых организациях некоторые руководители говорят: «Вы вообще можете на работе не появляться, главное – это ваш результат, чтобы ваша работа делалась», – понимаете, и так делается в некоторых организациях. Я согласен, что это зависит от менеджмента в большинстве случаев. Тамара Шорникова: Да, Владимир, спасибо. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Виктория Григорьевна, может ли сам сотрудник повлиять на этот процесс? Ведь что мы сразу все, что работодатель дурак, работодатель дурак. Ну если ты сам видишь, что ты много времени тратишь впустую на своей работе, ну скажи, подойди к своему начальнику и скажи: «Уважаемый, я вот сегодня делал вот это, вот это, вот это, это же абсолютно бесполезно, давай я не буду этого делать?» Виктория Пятница: Вы знаете, с этим нельзя, конечно, не согласиться, безусловно, инициатива работника в этом отношении тоже отличная тема. Я тоже сталкивалась в бытность свою работы в достаточно больших корпорациях, когда я прихожу и говорю: «Слушайте, я сама провела (никто надо мной не стоял) аудит своего рабочего времени, вот посмотрите, у меня за неделю получается, что столько процентов рабочего времени я трачу на вот это, столько процентов времени на планерки, на глобальные планерки с управляющей компанией... Если мы вот это урежем, посмотрите, сколько у меня времени выделится для выполнения своих бизнес-задач, увеличение эффективности работы, повышение прибыли компании и так далее, и так далее». Конечно, моя инициатива в этом отношении – это отличная штука, хотя здесь очень часто, тоже надо сказать, знаете, идти надо по типу «вода камень точит». Потому что часто ты вот это все сделал, приходишь, а тебе начальник говорит: «Вик, ну ты же понимаешь, мы же не можем эту отчетность не включить, мы же не можем, к сожалению, убрать вот эти или вот эти планерки», – и начинается вот эта история. Я тогда, проходит какое-то время, иду и говорю: «Ой, а мы вот еще раз сделали аудит, а вот посмотрите, что еще получается». Но уж поставить в моем подразделении нормальную работу, оградить людей от какой-то лишней писанины – это у меня как у руководителя, извините, ничего не отнимешь. Если уж совсем прямо сумасшедшая отчетность, я понимаю, о чем Владимир говорит, когда у нас, например, 5–6 структур, куда мы должны подать отчеты одного и того же содержания, но в разной форме, этим в Excel, этим в Word подготовить, этим надо визуализацию в диаграммах, в PowerPoint сделать, и мы одно и то же, одно и то же готовим и тратим на эту кучу времени. Конечно, моя задача тогда взять, может быть, какого-нибудь дешевого человечка, который у меня будет генерить отчетность по всему подразделению, – вперед. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Виктория Пятница, управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты». Пытались разобраться, как сделать нашу работу... Иван Князев: ...осмысленной. Тамара Шорникова: ...полезной и осмысленной, да. Иван Князев: Для начала. Тамара Шорникова: Да, это для начала, а для развития «Итоги дня».