Иван Князев: Российские банки начали вводить комиссию за перевод денег на карту другого банка. По информации газеты «Известия», это может быть связано с ужесточением контроля Центрального банка за денежными операциями. Марина Калинина: Ну, пока не все банки подтвердили эти заявления. В некоторых переводы пока по-прежнему бесплатны. Что будет дальше? Сколько будет эта комиссия? Не приведет ли это к тому, что, в общем, переведут люди свои платежи на наличный расчет, на наличные деньги? Иван Князев: Предпочтут люди, да. Марина Калинина: Поговорим об этом с экспертами. Гарегин Тосунян с нами на связи, президент Ассоциации российских банков. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Гарегин Ашотович. Гарегин Тосунян: Добрый день. Марина Калинина: Так для чего это делается? Как это будет работать? И зачем? Гарегин Тосунян: Давайте начнем с того, что эта комиссия все-таки не новая, просто во многих случаях или по соглашению между банками, или по инициативе самого банка комиссия не взималась. Но нельзя сказать, что это было повсеместно и в принципе никто никогда комиссию не взимал, это не так. Марина Калинина: Нет, взимали-взимали комиссию, взимали, но не все банки, а сейчас, в общем-то, как-то этот список расширяется. Гарегин Тосунян: Да. Поэтому здесь нет никакого открытия. Если брать экономический смысл, то давайте так. Перевод с карты на карту, в другой банк в особенности, – это некая трудоемкая операция, которая каких-то денег стоит. И поэтому когда устанавливается комиссия, допустим, и обозначается не ниже 30 или не ниже 50 рублей, понять можно: действительно это работа, за которую банк несет затраты, поэтому, отвечая за нее, он должен компенсировать свои затраты. Другое дело, что я понимаю возмущение и удивление людей, когда это процент от суммы, потому что процент от суммы уже не имеет логического объяснения, поскольку трудоемкость этой работы не зависит… Иван Князев: …от количества денег, которое вы переводите. Гарегин Тосунян: …от объема денежных средств, да. И когда вы переводите миллион и с вас, допустим, берут 2%, ну это явное нарушение логики, потому что говорить «не ниже 30 рублей» хорошо, но при чем тут процент? Вы можете фиксированную сумму, которая окупает ваши затраты и оправдывает этот процесс. Так что здесь я разделяю такого рода претензии и замечания, но не разделяю удивление, что вообще зачем за это взимать деньги, – ну потому что это стоит денег для банка. В этом смысле я надеюсь, что вы абсолютно правильно в самом начале отметили, что если злоупотреблять, особенно этим любят злоупотреблять те, кто занимают монопольное положение и не боятся потерять клиентов, считая, что все равно все клиенты будут их… Так вот если конкуренция будет в достаточной степени обеспечиваться, что важная проблема, не до конца решенная в нашей стране… А с другой стороны, если банки будут бояться потерять не только клиента, но в принципе в итоге… наличный оборот, то они не будут злоупотреблять и позволять себе подобного рода действий, потому что тогда клиент действительно придет, будет снимать, тогда будут больше в кеше, в наличности, это неправильно. Ну и в принципе это, в общем-то, дестимулирование людей работать в электронном режиме, я думаю, что и экономике вредит, и криминал больший в наличности присутствует, и, соответственно, ну это уход во вчера вместо завтра. Иван Князев: Ну вот важно понять, то есть это все-таки фискальная мера или нет? Потому что вот заявляется, что Центробанк так сможет контролировать переводы. Гарегин Тосунян: Да ну, господь с вами! Никакого отношения это к фискальности не имеет, для контроля совершенно не нужно, соответственно, брать комиссии, потому что платежи эти все равно отражаются, вы проследить и объем, и масштаб можете без взимания комиссии. Поэтому вам будут много всяких сказок рассказывать, это исключительно желание заработать, в том числе под соусом того, что Центральный банк создает определенные, конечно, дополнительные требования о том, чтобы вы отчитались за одно, другое, третье, что, кстати, действительно приводит к затратам банка и банк находит для себя оправдание, почему бы ему это все не компенсировать с некоторым запасом для своего дохода. И поэтому когда Центральный банк, например, сейчас говорит о том, что он будет вводить, законодательно хочет закрепить за собой право запрещать банкам кредитование потребительских кредитов в том или ином случае, подобного рода излишняя инициатива, а, с моей точки зрения, она излишняя, избыточная регуляторная инициатива, она приводит к удорожанию всех услуг для конечного потребителя. Поэтому здесь надо проявлять сдержанность и регулятору, и, соответственно, сдержанность в своих аппетитах самим банкам. Но запрещать им компенсировать свои затраты тоже было бы неправильно. Марина Калинина: Вы вот сказали, что для банков это затраты. А вообще, вот чтобы обычному человеку понять, как осуществляются вот эти переводы с карты на карту в другой банк, из одного в другой банк, на что, собственно, идут эти деньги? Вот как чисто физически это происходит? Гарегин Тосунян: Ну как, есть программное обеспечение, за которым, соответственно, стоят люди, которые не только разрабатывают это программное обеспечение, но и обслуживают его бесперебойность. Соответственно, это все потом отражается и в отчетности, которая, безусловно, аккумулируется и при необходимости сдается в те органы, которые имеют право и требуют, значит, отчетности либо регулярной, повседневной, если речь идет о Центральном банке, либо, соответственно, эпизодической, если речь идет о каких-то правоохранительных органах, которые заинтересовались той или иной трансакцией. То есть это целая процедура, которая стоит денег. Понимаете, ничто не происходит по щелчку пальцев без затрат. Если вы электронные платежи проводите, даже когда вы со своего счета на свой счет переводите деньги внутри одного банка, в принципе даже этот процесс и то стоит каких-то копеек. Но, слава богу, банкам не приходит в голову за платежи внутри своего банка вам со своего счета… Иван Князев: Тогда они совсем, конечно, клиентов потеряют. Уважаемые друзья, ну переводите же деньги, да, онлайн, в телефоне, в приложении или через банкомат? Позвоните, расскажите, какую комиссию платите. Гарегин Ашотович, еще один небольшой вопрос. Система быстрых платежей все у нас тогда, канет в Лету? Гарегин Тосунян: Нет, никоим образом. Система быстрых платежей, которая как раз Центральным банком создана, она для того и создана, чаще эту конкуренцию усилить, раз, чтобы аппетиты банков ограничить, да, и, собственно, в общем-то, обеспечить потребителю наиболее выгодные условия. Другое дело, что банки очень ревностно относятся, потому что у них отнимается часть куска хлеба. Иван Князев: Ага. Марина Калинина: Спасибо! Иван Князев: Спасибо вам большое! Марина Калинина: Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, был с нами на связи. Давайте послушаем Надежду из Нижегородской области. Надежда, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я просто хотела сказать, что если будут брать комиссию с переводов со счета на счет в одном банке, конечно, будут люди брать наличкой, переводить не будут, а то и вообще снимут со счетов деньги. Иван Князев: Ага. А когда в другой банк вы переводите, обычно сколько комиссии платите? Зритель: В другой банк я не перевожу, комиссии не было. До этого, вот я сейчас слушаю, комиссии не было. Но если даже в одном банке и в онлайн, и везде, где переводят, то внуку я перевожу, то еще чего-то, брать будут комиссию, конечно, я буду снимать деньги и буду наличкой. Иван Князев: Ну то есть вы обналичивать будете. Зритель: Ну конечно. Иван Князев: Понятно, да. Спасибо вам большое. Марина Калинина: Спасибо. У нас еще один эксперт на связи – Александра Пожарская, эксперт проекта ОНФ… Иван Князев: Общероссийского народного фронта… Марина Калинина: …«За права заемщиков». Александра Александровна, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Александра Пожарская: Добрый день. Марина Калинина: Как нам-то быть, бедным-несчастным, с этими комиссиями? Да еще некоторые банки и в процентах берут, а не просто какую-то фиксированную сумму. Александра Пожарская: Ну, нам, бедным-несчастным, жить в правовом поле, конечно же. На самом деле в чем проблема заключается? Проблема в том заключается, что, как правило, вот эти вот комиссии для списания не всегда заметны, потому что это какой-то один процент, и нам приходит push-уведомление, мы не всегда даже обращаем внимание на сумму, которая у нас со счета списалась. Многие граждане, осознавая то, что они во взаимоотношениях с финансовым рынком всегда слабая сторона договора, скажем так, не верят в свои силы, не считают нужным отстаивать справедливость, обращаться с жалобой к финансовому уполномоченному, обращаться с жалобой к регулятору, говорить о том, что банк тем или иным образом нарушил права. Вообще, по большому счету, банк имеет право вводить дополнительные комиссии, это соответствует закону, закону не противоречит. Они имеют право изменять и условия договора, и вводить комиссии, но это все должно происходить с информированного согласия клиента. То есть если граждане не получили никакого уведомления, предупреждения о том, что будет вводиться новая комиссия за перевод либо по счетам внутри банка, либо с карты на карту в другом банке, этот процесс называется стягиванием… Если люди не получают уведомления об этом, то это все-таки нарушение закона, и мы надеемся на то, что граждане заметят и обратятся к регулятору, обратят внимание регулятора на это, потому что это противоречит на самом деле, это противоречит позиции регулятора, противоречит усилиям регулятора. Вот вы сейчас упомянули систему быстрых платежей – регулятор очень долго боролся и бился за внедрение этой системы, и банки очень активно этому сопротивлялись. Как справедливо отметил Гарегин Ашотович, никто не хочет терять свой доход, даже очень маленький, это вот кусочек этого дохода. И после внедрения системы быстрых платежей многие банки начали изобретать велосипед, начали изобретать новые какие-то комиссии, начали изобретать способы, для того чтобы вот этот вот свой маленький доход сохранить. Не буду говорить, какой банк, но, скажем так, яростнее всего сопротивляющийся внедрению системы быстрых платежей, вот он летом прошлого года заговорил о том, что он внедряет, вернее, так молча, тихо очень внедрил комиссию за переводы через банкоматы. И мы на самом деле, мягко говоря, возмутились такому поведению. И нужно сказать, что и регулятор довольно грозно отреагировал, буквально на следующий день, когда об этом стало известно, Эльвира Сахипзадовна в рамках своего брифинга буквально поддержала наш тезис о том, что переводы через банкомат – это такой вид операции, который могут себе позволить только люди, у которых нет возможности… Иван Князев: Ну нет мобильных приложений, мобильного телефона, чтобы это сделать… Пенсионеры наши, пожилые люди. Александра Пожарская: Да. Мобильный телефон, может быть, и есть, но он вот кнопочный, туда ни в коем случае… Или, если человек переводит только через банкомат, значит, у него нет смартфона и нет возможности делать это через личный кабинет в компьютере. Иван Князев: Да, неприлично банкиры поступили. Александра Пожарская: И поэтому взимание комиссии даже в размере 15, 20, 50 рублей – это бесчеловечно, особенно вот в той ситуации, в которой мы сейчас все находимся. Иван Князев: Спасибо вам, спасибо вам за комментарий! Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Александра Пожарская, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков», была с нами на связи. Марина Калинина: Через небольшой перерыв поговорим о том, что в крупных магазинах в нашей стране некому работать, не хватает кассиров, грузчиков и т. д.