Туристические путевки могут серьезно подорожать

Гости
Дмитрий Горин
председатель Совета директоров туристической компании

Виталий Млечин: Туристические путевки могут серьезно подорожать. Представители бизнеса заявляют, что после принятия нового закона о туризме цены вырастут минимум на 20%, а небольшие операторы просто уйдут с рынка.

Марианна Ожерельева: Одно из ключевых нововведений законопроекта – это система финансовых гарантий туристам. Вместо действующих сейчас фондов персональной ответственности туроператоров, а также Резервного фонда предполагается создать единый коллективный фонд, и из него уже будут выплачивать компенсации туристам и эвакуировать их из-за рубежа в случае необходимости.

Виталий Млечин: Причем взносы в этот фонд будут делать даже те туроператоры, которые работают только на внутреннем рынке. Альтернативой должны стать эскроу-счета: в этом случае получить средства бизнес сможет только после того, как турист завершил свое путешествие.

Марианна Ожерельева: Насколько же вот такие изменения необходимы? И насколько оправданы опасения туроператоров? Давайте обсуждать. На связи с нами Дмитрий Горин, вице-президент Российского союза туриндустрии.

Виталий Млечин: Дмитрий Львович, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Дмитрий Горин: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, ну изменения в законе, насколько вот мы можем судить, они достаточно разумные. То есть если с туристом что-то произошло, то надо ему помогать, на это нужны деньги, вот, соответственно, предлагается создать этот фонд, из которого эти деньги и будут браться. Но тут же заявляет бизнес, что это неизбежно приведет к подорожанию аж на 20%. А почему именно на 20%?

Дмитрий Горин: Давайте разберемся. Как раз закон уже не менялся с 1996 года, и то, что в этом году только начались обсуждения этого закона, как раз в перспективе приведет к большей защите туристов.

О прогнозах о повышении цен. В законе есть несколько предложений, как изменить систему финансового обеспечения, и сейчас, еще раз подчеркну, это только еще различные проекты, обсуждения, и наши общественные организации в туризме тоже взаимодействуют и с Ростуризмом, и с Государственной Думой. Наверное, наибольшую тревогу, и вот эта цифра, которую вы озвучили, 20%, вызывают эскроу-счета. В туризме схема с эскроу-счетами неэффективна, т. к. фактически после оплаты тура туроператорам нужно будет заморозить эти деньги и получить их только после уже окончания путешествия. Ну, чтобы забронировать тур, оплатить отель, оплатить авиабилет, нужны деньги. В этом случае туроператорам придется брать кредиты под очень высокие проценты, а у нас с учетом опять-таки текущего момента ставки кредитные будут только возрастать, и это приведет как раз к повышению цен. Мы против эскроу-счетов.

Ну а теперь вот два слова о фондах. Ведь надо анонсировать, что сбор с каждого туриста в фонд ответственности и страхования будет фиксированным: за международные путешествия пока предлагается 250 рублей за весь период путешествия, а за внутренние путешествия 125 рублей. Ни о каких 20% повышения цены в этом случае, конечно, речь не идет. Но здесь тоже, если говорить все-таки об обсуждении размеров сборов в страховые фонды, внутренний туризм менее рискован, у нас нет вопросов эвакуации туристов, но есть вопросы ответственности туроператоров перед туристами. Буквально на днях Ростуризм исключил две туроператорские компании по внутреннему туризму, это происходит фактически впервые, которые не выполнили обязательства перед туристами, и сейчас они будут получать страховку.

Виталий Млечин: Дмитрий Львович, а вот этот фонд – что он из себя будет представлять? То есть это какая-то государственная кубышка или частная? Как это должно выглядеть?

Дмитрий Горин: Ну, давайте все-таки... Это не кубышка, а деньги, которые будут находиться в государственном казначействе, это пока опять-таки прописано в этом законе. И использовать их можно будет только в случае чрезвычайной ситуации, как раз эвакуации, или выплатой после остановки деятельности туроператорской компании. И это аналогия, немножко похожая на западную систему страхования. Например, в Великобритании в случае банкротства есть специальный фонд ATOL, из которого выплачиваются компенсации пострадавшим туристам. Задача как раз постепенно, поэтапно перевести и увеличить размер вот этого обеспечения.

Давайте на цифрах я поясню. У нас за последние годы, к счастью, не было много банкротств, а были единичные случаи, и самое крупное банкротство за последние 6 лет – это банкротство туроператора «Музенидис Трэвел». Вот туристы после ухода этой компании получат всего 5–6% от стоимости путешествия, т. к. страховой фонд этой компании был недостаточен. Новая система гарантирования подразумевает, как в банковском секторе, гарантию минимальной выплаты, предлагается пока 40 тысяч рублей за человека, а т. к. у нас в среднем в турпутевке два-три человека, т. е. эта компенсация будет не 15 тысяч рублей, как сейчас получают туристы «Музенидис Трэвел», если это была семья, вместе путешествующая, а как минимум 120 тысяч рублей. Фактически это очень близко к полной стоимости тура.

Марианна Ожерельева: Дмитрий Львович, а вот подскажите, пожалуйста, все-таки эта инициатива идет сверху или снизу? Потому что хочется понять опять же, мы говорим, пусть даже, вы сказали, 125 рублей, никаких 20% там не будет. Но все-таки это нужно правда туристу? Потому что, например, по памяти, даже крупные авиакомпании, когда что-то происходит, не можем вылететь, и те, мягко скажем, не особо могут, может быть, не могут, условий нет, позаботиться о людях, о пожилых с детьми, воду элементарно предоставить, вот это скопление несколько часов продолжается в том или ином аэропорту.

Здесь кому это надо и зачем? Зачем этот какой-то общак, в казначейство эти деньги направлять? У нас сегодня что, так много именно туристов, которые внутри России группами путешествуют? А что относительно тех туристов, которые самостоятельно путешествуют? Получается, они ничего не платят и ничего не получают, никакую такую помощь?

Дмитрий Горин: Да, по внутреннему туризму мы тоже считаем, что цифра 125 рублей завышена. Можно, конечно, остановить какой-то минимальный страховой фонд. Так как сейчас, например, страховка в международном туризме составляет 50 миллионов рублей, это вход на рынок, а во внутреннем туризме всего 500 тысяч рублей. Но во внутреннем туризме как раз, наверное, «общак» не нужен, как вы сказали, т. к. отель проплачен, билет выписан на регулярной авиакомпании, и турист в любом случае в назначенное время сможет спокойно прилететь на курорт и обратно вернуться.

Кому это нужно? Ну, прежде всего это просто уже вопрос времени. Здесь как раз Ростуризм сейчас ведет открытый диалог с нами, мы высказываем свои замечания, вот, например, по эскроу-счетам это категорически неприемлемо...

Марианна Ожерельева: А еще с чем не согласны?

Дмитрий Горин: Ну, здесь, понимаете, вариант же, это не... Именно предлагаются варианты, или фонд, или эскроу-счета. Но Ростуризм как федеральное агентство, которое должно контролировать деятельность туроператоров и, самое главное, гарантировать безопасные путешествия туристам и гарантии выплаты денег в случае остановки деятельности, как раз ищет вот тот путь, и этот путь в т. ч. синхронизируется с международным опытом.

Но закон мы будем обсуждать как минимум полгода, сейчас были открыты общественные обсуждения через правительственные ресурсы, и мы надеемся, что за ближайшие полгода все-таки мы не допустим, первое, повышения цен на туристические услуги, увеличим защиту туристов и, самое главное, не сделаем избыточными условия для туроператоров. Ведь это может привести в т. ч. и к проблемам туроператоров, если закон будет невыполним.

Марианна Ожерельева: Так цены и так растут на туризм.

Виталий Млечин: Цены растут. Но, Дмитрий Львович, вы произнесли слово «страхование». Так, может быть, надо просто страховать тех, кто выезжает за рубеж, а не создавать какой-то дополнительный фонд?

Марианна Ожерельева: Еще одна опция.

Виталий Млечин: Ведь система страхования уже отработана – может, страховым компаниям правильнее этим заняться?

Дмитрий Горин: Страховые компании тоже обсуждают этот вопрос. Но проблема в чем? Как раз страхование каждого тура приведет к существенному повышению цены. И страховщики готовы страховать этот вид бизнеса в случае наличия государственной информационной системы, или, как как раз в рамках закона говорят, электронная маркировка туров. Это данные, которые необходимы для того, чтобы понимать, а на какую сумму туры проданы, каким туроператором и какое количество туристов этот туроператор отправляет. Я думаю, что это вопрос как раз для обсуждения. Поэтому в этом пути есть опасность, что туры как раз подорожают, а мы не можем пойти...

Виталий Млечин: Понятно...

Марианна Ожерельева: Важны же еще те, кто летают и ездят, все-таки хочется, чтобы и с ними тоже обсуждали.

Виталий Млечин: Да, это тоже верно.

Марианна Ожерельева: В этих турфирмах вопрос им задавали, какое-то анкетирование проводили, может быть, им вообще это не нужно, и даже не потому, что цена вырастет, а потому что какая-то опять организация образуется.

Виталий Млечин: Мне кажется, что людей если спросить, они откажутся, да, лишь бы не платить, это очень важный мотив у наших зрителей.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Спасибо большое! Дмитрий Горин, вице-президент Российского союза туриндустрии, был с нами на прямой связи.

Марианна Ожерельева: Сообщения?

Виталий Млечин: Вот из Чувашии нам пишут: «Просто очередной сбор денег», – вот такое очень популярное мнение...

Марианна Ожерельева: Недоверие есть, конечно.

Виталий Млечин: Да. А вот в Удмуртии, наоборот, другая точка зрения: «Какие туры? Надо Россию облагораживать. У нас самая красивая страна», – ну, с этим невозможно не согласиться. Из Тверской области пишут тебе: «Не надо за рубеж, приезжайте в город Торопец Тверской области, там очень красиво, древний город».

Марианна Ожерельева: Пишите-пишите, будем. Поедем?

Виталий Млечин: Поедем?

Марианна Ожерельева: Поедем.

Виталий Млечин: Мы поехали в город Торопец.

Марианна Ожерельева: Координаты, пожалуйста, присылайте, номер телефона, как туда доехать, как туда добраться.

Виталий Млечин: Да, звоните.

Через несколько минут новости, потом коронавирус, а мы в Тверскую область.

Марианна Ожерельева: А мы будем готовиться, собирать чемоданы.

Виталий Млечин: Да, хорошо. Спасибо.

Марианна Ожерельева: Спасибо.