«У пассажира сегодня столько власти над таксистом!»

Гости
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

Константин Чуриков: Ты, Оксана, все на метро да на метро. Сейчас уже времена видишь какие – лучше на такси.

Оксана Галькевич: А очень удобно, Костя, да? Ну да, в принципе.

Константин Чуриков: Безопаснее. Или нет?

Оксана Галькевич: Вы знаете, Минтранс тут заявил, что берется за такси в очередной раз. Получается, что ведомство задумало реформу. Машины для перевозки пассажиров предлагают оснастить специальными устройствами контроля за усталостью водителей. Я так понимаю, что это по аналогии с дальнобойщиками, да? Помнишь, была же целая кампания, когда тоже их обязали ставить на большегрузные автомобили тахографы. Из той же самой серии.

Константин Чуриков: Ну, там еще контроль, видимо, за рабочим временем, согласись.

Оксана Галькевич: Ну да. Кроме этого, самозанятых водителей хотят обязать заключать договор с агрегатором, который выдает информацию о заказах. Да, Константин?

Константин Чуриков: Да. Такси как средство передвижения в больших городах в последние годы становится востребованным и доступным. Оксана тоже периодически пользуется, не надо тут рассказывать.

Оксана Галькевич: Ну, давно, кстати, ездила, честно.

Константин Чуриков: Высокая конкуренция и развитие технологий. Вот теперь уже наши люди, некоторые даже в булочную на такси могут себе позволить поехать.

Оксана Галькевич: А вот давай посмотрим на самом деле на поездки на такси. У нас есть информация. Посмотрите, друзья. В 2016 году (в миллиардах это) – 1,84, а в 2020-м – 2,55. В 2021-м году будет (прогноз) 2,65. То есть с каждым годом все больше, больше и больше.

Константин Чуриков: Да. Но от себя ремарка: если тарифы в такси так будут расти, я думаю, что мы увидим снижение этих поездок.

Оксана Галькевич: И ты перестанешь ездить?!

Константин Чуриков: Я уже перестаю ездить.

Оксана Галькевич: Ты серьезно?

Константин Чуриков: Кто пользуется, тот знает, какие тарифы в последнее время.

Оксана Галькевич: Пересечемся на станции какой-нибудь.

Константин Чуриков: Да. В Кодекс таксиста планируют внести определенные изменения. Вот какие именно и что бы сейчас нужно было сделать – мы спросим, конечно же, нашего гостя, который поставил эксперимент на самом себе, несколько дней проработал (вполне официально, я так понимаю) таксистом.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, член Общественного совета ГУВД Москвы. Антон Владимирович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Антон Шапарин: Приветствую.

Оксана Галькевич: Антон Владимирович, а что вдруг вам такая мысль в голову пришла?

Константин Чуриков: Нет, секунду! У меня первый вопрос: а что, это было официально? То есть вы официально устроились, естественно?

Антон Шапарин: Да, абсолютно. С профилем в КИС «АРТ», со всем вообще необходимым пакетом документом. Да, действительно, теперь по базам я буду проходить как таксист в том числе.

Отвечаю на ваш вопрос: почему? Все очень просто. Я вовлечен в общественное обсуждение нового закона. Я погружен в подготовку поправок к нему. И для того чтобы понимать вопрос вообще со всех сторон, я решил, что мне нужно надеть на себя «шкуру» таксиста.

Оксана Галькевич: Сейчас мы посмотрим, посмотрим, как вы эту «шкуру» на себя накинули. У меня вопрос…

Константин Чуриков: Я думаю, что это, в отличие от многих парламентариев…

Оксана Галькевич: Вот! Я как раз хотела сказать. В том Общественном совете, который так же, как и вы, вовлечен в обсуждение этого нового закона, много же людей, которые не попробовали и не очень понимают нюансы?

Антон Шапарин: Больше того, Общественный совет немножечко в стороне от этого вопроса, в такие автомобильные темы там в основном я погружен, ну и Петр Шкуматов, который, кстати, тоже ездил.

Константин Чуриков: Знаем.

Антон Шапарин: А ряду департаментов Госдумы, которые будут в Комитете по транспорту, я, безусловно, предложу и помогу организовать это, если вдруг будет такое желание.

Константин Чуриков: Тогда смотрим сюжет о вас, который…

Оксана Галькевич: Самозанятый депутат. Это интересно!

Константин Чуриков: Смотрим сюжет о вас, который подготовил наш коллега Максим Волков.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Мы к закону вернемся. Значит, я посчитал. 5 тысяч за смену можно «поднять», да?

Антон Шапарин: Ну да. Чистыми.

Константин Чуриков: Если шестидневка, то получается, что в месяц можно 120 тысяч «поднимать»?

Антон Шапарин: И опытные таксисты «поднимают» такие суммы. Больше того, вот я беседовал в парке с одним из таксистов, у самозанятых ограничение – 2,5 миллиона рублей в год по этому режиму можно получить. Вот сейчас у нас конец сентября, а он уже эту сумму выбрал. И он думает: «А как же мне дальше работать?» Потому что работать он хочет, а режим самозанятого кончился.

Константин Чуриков: Все.

Антон Шапарин: Он идет оформляться как индивидуальный предприниматель и продолжит работать, правда, уже с большим налоговым бременем. Но он никуда не уйдет из такси.

Оксана Галькевич: Слушайте, ведь все равно так или иначе эти суммы, которые вы называете, касаются каких-то больших российских городов.

Антон Шапарин: Да.

Оксана Галькевич: Там действительно есть спрос большой, нагрузка у такси большая. А вот нам Хакасия пишет: «Выгода сегодня, а потом три дня вообще ничего». Не получится ли так, что этот закон написан под тех таксистов, среди которых вы этот эксперимент ставили, которые по московским, петербургским, я не знаю, казанским или нижегородским улицам ездят?

Константин Чуриков: Но не по Угличу.

Антон Шапарин: Вы знаете, у меня в голове сидит образ девушки-таксистки из города Невинномысск Ставропольского края. Я там был, я пользовался там такси как пассажир. Она проехала на своем маленьком японском седанчике 400 тысяч километров, на такси. И я понимаю, что документ, который написан, должен учитывать прежде всего ее интересы. Точно так же, когда мы обсуждаем какие-то большие истории, не знаю, типа техосмотр или другое, большое федеральное событие, мы должны учитывать прежде всего интересы маленьких городов.

Константин Чуриков: Хорошо. А интересы пассажиров, вообще интересы безопасности на дороге? В каком ключе я спрашиваю? Поскольку сейчас агрегаторы фактически управляют всем миром, вообще машины правят нами, они создают, так сказать, определенные тиски для водителя. Он пытается заработать больше. Он просто мчится напропалую. Я езжу на такси, и я наблюдаю, как они перестраиваются, как они просто… Ну страшно с ними ездить!

Антон Шапарин: Вы знаете, опасно и быстро водить, по крайней мере в крупных городах, очень и очень дорого, потому что камеры везде, камеры всюду. И если ты совершаешь даже какие-то ошибки, как на стоп-линию заехал или еще что-то, то почти везде это фиксируется.

Константин Чуриков: Вы меня простите, таксисты разные бывают.

Антон Шапарин: Да.

Константин Чуриков: И вот те, которые мне попадаются в последнее время, они, по-моему, вообще ничего не боятся.

Антон Шапарин: Я бы советовал вам все-таки не брать эконом-класс, а брать все-таки класс повыше.

Оксана Галькевич: Ты можешь себе это позволить.

Константин Чуриков: Нет, неправда.

Оксана Галькевич: Константин, давай, давай!

Антон Шапарин: Дело в том, что…

Константин Чуриков: Здесь мы вынужденно с народом, да.

Оксана Галькевич: С народом? Это со мной на метро домой.

Антон Шапарин: Понимаете, в чем история? Таксистов, которые не соблюдают правила, которые ведут себя неадекватно, мгновенно минусуют в рейтингах.

Как все устроено? Допустим, вы поставили таксисту единичку – он мгновенно получает меньше заказов. Допустим, таксист отказался от какого-то заказа – он тоже будет получать меньше заказов. То есть мы напрямую, действительно, если он ведет себя неадекватно… У пассажира сейчас столько власти над таксистом! Я раньше этого не знал даже.

Константин Чуриков: Я никогда так не делаю, мне жалко людей.

Антон Шапарин: Да.

Константин Чуриков: Но, кстати говоря, и пассажиры бывают тоже те еще.

Антон Шапарин: О, это не то слово!

Константин Чуриков: Рассказывают ваши теперь уже коллеги.

Антон Шапарин: Одна девушка не смогла закрыть за собой дверь, когда из машины вышла. Ну не получилось у нее!

Основная проблема психологическая, которую я испытал за это время: нас воспринимают как беспилотник. Ты сел в машину и не понимаешь, что за рулем тоже человек. И ты сидишь, уткнулся в телефон. А по пробкам вы попробуйте поездить целый день. Ты начинаешь просто залипать. Тебе нужно человеческое общение. Мы социальные животные. А этого нет.

Оксана Галькевич: Подождите. Так разговорчивые таксисты, водители – это потому, что вам нужно общение?

Антон Шапарин: Не только.

Оксана Галькевич: Я-то обычно, знаете, вот так наболтаешься в эфире, сядешь и думаешь: «Господи, хоть бы посмотреть молчал в окошко».

Константин Чуриков: Хоть бы посмотреть на такую Оксану хоть раз.

Антон Шапарин: Нет, дело в том, что кодекс и правила, которые устанавливают агрегатор, которые показывают на обучении, они прямо говорят, что не нужно с пассажиром заводить разговор первым. И я его не заводил ни разу. Но хоть бы слово хоть бы кто сказал.

Вот мы с вашей съемочной группой искали пассажира, который с нами согласился бы поснимать. И журналист напрямую спрашивал: «Можно подснять?» И кто-то отказывался. Ну, я понимаю, это абсолютное право человека. Он платит за эту поездку и он хочет тишины и спокойствия. Но я, например… Может быть, я слишком любопытный человек, но я бы спросил: «Это что же за существо такое село за руль, что к нему съемочную группу приставили и меня просят?»

Константин Чуриков: К тому же ОТР все-таки.

Антон Шапарин: Так такого вопроса ни разу не было. И меня это шокировало!

Константин Чуриков: Клиент платит, клиент всегда прав. Сейчас – звонки.

Оксана Галькевич: Да. Сергей из Новосибирска у нас на связи. Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. Слушаем вас, говорите.

Зритель: Слышно меня?

Оксана Галькевич: Да-да. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я в Новосибирске живу, уже 15 лет в такси работаю. У нас в Новосибирске Сибирский транспортный форум происходит, в том числе обсуждают закон о такси уже 10 лет.

Константин Чуриков: Сейчас уже знаете что говорят в парламенте? Что он уже в высокой степени готовности, сейчас его уже, все, откладывать дальше не будут, будут принимать.

Зритель: Я вам так скажу: мы придумываем велосипед, который уже давно придумали, только надо его слегка улучшить.

Константин Чуриков: Как? Давайте конкретно.

Зритель: Конкретно? Во-первых, надо обратить внимание на транспортное средство – такси. То есть создать специальную программу на создание автотранспорта, оборудование его всеми камерами, тахографами, счетчиками, причем механическими, дублирующими электронные.

Константин Чуриков: Я так понимаю, это предполагается, во всяком случае что-то прописано в законопроекте. Так, что еще?

Зритель: Я не знаю, предполагается, не предполагается. Надо создать эту машину, во-первых, оборудованную уже всеми средствами.

Константин Чуриков: А, сразу уже?

Зритель: Да.

Константин Чуриков: Что еще?

Зритель: Еще программа льготного кредитования такси, которая была бы распространена на пять лет, в том числе и страховка, КАСКО на этот автомобиль, потому что в регионах иногда страховые компании отказываются страховать.

Антон Шапарин: И не только в регионах.

Зритель: Многие таксисты ездят без страховки.

Константин Чуриков: Так, и еще давайте. Третье что важное?

Зритель: Ну и хотелось вообще, чтобы в Новосибирск приехал на обсуждение президент России Путин Владимир Владимирович, потому что без обсуждения высших чинов закон о такси, наверное, еще лет десять будет принимать.

Константин Чуриков: Это правда, без Владимира Владимировича ничего не сделаешь. Спасибо, Сергей, спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Так, что скажете?

Антон Шапарин: Ну смотрите. Во-первых, поспорю по поводу необходимости отдельного транспортного средства. Да, конечно, в ряде стране мира есть лондонские кэбы, которые, кстати, давно уже производит китайский автопроизводитель, и они эксплуатируются, например, в Баку. Да, они достаточно удобные для пассажиров, но я не думаю, что это необходимо разрабатывать отдельно.

Второе – про устройства, прежде всего механические. Вы знаете, тахограф – это реликт, ему пора бы в музей. Сейчас в цифровую эпоху все можно делать гораздо более эффективно, разумно и технологично. Поэтому механические счетчики и так далее – ну не знаю, зачем нам эти истории. У многих таксистов, которые особенно долго работают, есть такие представления: «Давайте все вернемся в ту «прекрасную» эпоху советского такси, когда у нас парк, отдельная машина, дефицит автомобилей».

Константин Чуриков: Огонечек зеленый, шашечка, фуражка.

Антон Шапарин: Огонечек зеленый. А главное: «Повезешь, командир?» – «За двойной тариф только».

Константин Чуриков: Два счетчика.

Антон Шапарин: Помните? Два счетчика, да. Вот очень многие предлагают, например, ограничить количество лицензий на такси, ограничить этот рынок, создать искусственные препятствия, не понимая, что тогда автоматически, как вы сказали правильно, вырастут тарифы.

Оксана Галькевич: Как в Нью-Йорке это делается, вот эти жетоны так называемые.

Антон Шапарин: Да. Но в Нью-Йорке лицензия является объектом спекуляции, в том числе…

Оксана Галькевич: Есть люди, которые скупают эти жетоны, а потом ими приторговывают.

Антон Шапарин: Абсолютно, абсолютно! А таксисты потом банкротятся тысячами.

Константин Чуриков: Когда мы говорим об учителях, нам звонят учителя. Когда о врачах – звонят врачи. Теперь вот таксисты звонят. Мы телеканал для всех.

Оксана Галькевич: Алексей, здравствуйте. Екатеринбург.

Константин Чуриков: Здравствуйте, Алексей.

Зритель: Добрый день.

Константин Чуриков: Добрый.

Зритель: Я был связан со сферой автоперевозок, и у меня вопрос по использованию самозанятых в труде таксистов. Вообще есть такие сферы деятельности, которые связаны с особыми условиями и с безопасностью жизни и здоровья граждан при оказании услуг, с соблюдением правил и норм. Самозанятые на сегодняшний день выведены из-под всех абсолютно законов, правил и норм, из-под закона «О защите прав потребителей» и других законов. И использование их в таких сферах, например, как косметология и парикмахерские услуги, в конце концов, в производстве пищевой продукции.

И автоперевозки, где человек отвечает фактически своей услугой или произведенной продукцией за здоровье и жизнь граждан, но при этом он не отвечает за соблюдение никаких нормативов санпиновских, не отвечает по закону «О защите прав потребителей». Это недопустимо! Я несколько раз уже слышал, что на это обращали внимание в Правительстве и властных органах, но ситуация коренным образом не меняется. А речь идет о здоровье и жизни наших граждан.

Константин Чуриков: Спасибо, Алексей.

И еще Кемерово. Очень много звонков! Александр, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Алло. Добрый вечер. По поводу такси. Интересует вопрос, наверное, уже как водителя.

Константин Чуриков: Так?

Зритель: Было желание пойти работать водителем такси, но там, оказывается, я должен заплатить и за аренду, и заплатить процент агрегатору в итоге, потом заправить машину – и потом только я получу чистую прибыль себе.

Константин Чуриков: А вы как хотели?

Зритель: У нас получается, что водитель должен платить работодателю заработную плату еще таким образом.

Антон Шапарин: Ну почему? Вы вполне можете свою машину брендировать, оклеить и работать на ней. Вам никто не мешает.

Зритель: Да, это понятно, что можно свою. Но сейчас уже нет такого, как было раньше: пойти, устроиться на работу, и я получу всего-навсего заработную плату. А я должен всем обеспечить: и работодателю своему заплатить, и заправить машину, и процент отдать еще.

Антон Шапарин: Безусловно.

Оксана Галькевич: Подождите. Получается, что вы сам себе работодатель.

Антон Шапарин: Во-первых.

Оксана Галькевич: Заказы вы получаете просто.

Антон Шапарин: Вы получаете заказы. Вы получаете возможность зарабатывать.

Оксана Галькевич: Работаете на себе.

Антон Шапарин: Ну, это предпринимательские риски. Понимаете, есть же два подхода и два таких менталитета.

Константин Чуриков: Спасибо, Александр.

Антон Шапарин: Один человек хочет прийти на работу и работать от забора и до обеда. А другой человек готов взять на себя определенную предпринимательскую часть риска…

Оксана Галькевич: Сливая бензин себе в бак в конце смены, да?

Антон Шапарин: Тоже было такое, да, конечно, сливали бензин.

Оксана Галькевич: А что, неправда?

Антон Шапарин: В Советском Союзе, кстати, всегда был дефицит бензин, и у таксистов всегда его можно было добыть.

Оксана Галькевич: А тут же не сольешь, потому что на себя работаешь.

Антон Шапарин: И многие туда хотят. В такси я понял для себя базовую вещь: волка ноги кормят. Если ты видишь, что в «комфорт+» заказы у меня что-то не идут, я стою пять минут, а заказов нет, то включаешь «комфорт» – да, работаешь дешевле, но ты работаешь, ты зарабатываешь.

Константин Чуриков: Я знаете что сейчас понял? С чего мы фактически и начали. Одно дело – Москва и Петербург. Другое дело – небольшие города или, скажем так, даже региональные центры. Ну там нет столько людей, как говорится, которые платят 500 рублей за поездку. Так как сделать…

Оксана Галькевич: Это теперь столько стоит?

Константин Чуриков: Теперь это стоит даже дороже, Оксана. Я тебе не буду говорить, сколько стоит из Крылатского сюда приехать.

Оксана Галькевич: Вот поэтому я на метро.

Константин Чуриков: Так как сделать так, чтобы не разорились, не знаю, люди, чтобы они остались с работой? Потому что от росчерка пера здесь зависит потеря рабочих мест.

Антон Шапарин: Во-первых, нам не нужно создавать дополнительных бюрократических препон, которые многих отсекут от работы в такси. Например, если у человека погашена судимость…

Константин Чуриков: Да, кстати.

Антон Шапарин: Потому что сейчас звучит мнение о том, что нужно всем, у кого была судимость, запретить работать в такси.

Константин Чуриков: Там не всем, а тем, кто совершил тяжкие преступления и особо тяжкие: убийство, грабеж, изнасилование.

Антон Шапарин: У нас в целом 20% населения имеют криминальный опыт и имели сроки, у многих тяжкие. И я не думаю, что нам нужно лишать этих людей возможности зарабатывать. Если человек… Вот как в американском и английском: «Я свое отбыл. Я перевоспитался. У меня новая жизнь». Я считаю, что людям нельзя запрещать работать. Если у него есть непогашенная судимость или он стоит на учете, или еще что-то, у правоохранительных органов есть к нему интерес, то тогда понятно.

Константин Чуриков: Ну а если тяжкое преступление?

Антон Шапарин: Тяжкое преступление? У нас очень многие экономические преступления попадают в категорию тяжких.

Оксана Галькевич: Ну, может быть, все-таки здесь какой-то отдельный фильтр все-таки, как-то их проверять?

Антон Шапарин: А куда людям идти работать?

Оксана Галькевич: Нет, я понимаю.

Антон Шапарин: Часто в малых городах, про которые мы говорим, есть… Ну, какой-нибудь Братск взять или Иркутск. Там вообще нет вопроса о том, что человек не сидел.

Оксана Галькевич: Вы, пожалуйста, на Иркутск не покушайтесь! Приличный, между прочим, город.

Антон Шапарин: Хороший город. Я не говорю… Просто многие, действительно, имели криминальный опыт в стране. И если мы закроем и этот способ зарабатывать, то что? Они на большую дорогу пойдут?

Константин Чуриков: Вы знаете, вы говорите, что осужденные по экономическим статьям. Я думаю… ну, еще пока не осужден, но Майкл Калви вряд ли в такси потом пойдет. Понимаете? А вот людей, которые, так сказать, совершили тяжкие…

Оксана Галькевич: Подождите. Людей, которые совершили какие-то тяжкие преступления, может быть, хоть психиатр посмотрит?

Антон Шапарин: Вы знаете, у меня есть знакомый один, председатель правления банка обанкротившегося, он сейчас находится под следствием. И знаете, где он до этого работал? Он работал водителем такси. Это реальный человек, реальная история. Сейчас он дома с браслетом на ноге. И я надеюсь, что для него все закончится хорошо. Но это действительно происходит, действительно бывает.

Оксана Галькевич: Реальная история, да.

Константин Чуриков: Станислав из Москвы, здравствуйте. Очень коротко! У нас мало времени. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Тоже поделится своей историей.

Зритель: Добрый день, добрый день. Вот я послушал вашего собеседника. Ну конечно, во многом он не прав в плане заработка таксиста. Я сам не профессиональный таксист, но в течение нескольких месяцев я освоил эту профессию в связи с отсутствием постоянной работы. И я вам уверенно могу сказать, что такие деньги, как 5 тысяч рублей «чистыми», чтобы их заработать, нужно провести на линии очень много! Это тяжелый труд.

Константин Чуриков: А за десять часов сколько реально заработать?

Зритель: Реально? Я работаю десять часов на линии, по пять часов с промежутками, езжу только в часы пик, соответственно. Зарабатываю «чистыми» 2 тысячи рублей.

Константин Чуриков: Все, поняли вас, Святослав.

Антон Шапарин: А вы в «экономе»? Или где вы?

Зритель: Вопрос не в этом на самом деле заключался. Вопрос заключался в том, что это проблемная отрасль, которую необходимо регулировать с головы. Голова у нас в данном случае – это агрегаторы, которые управляют…

Константин Чуриков: Поняли вас, Святослав, поняли. Просто времени жалко…

Антон Шапарин: Святослав прав, потому что в нынешнем законе нет ни слова про агрегаторов. Мы не знаем, кто это такие. Нам нужно определить это. Собственно для этого и принимается закон новый.

Константин Чуриков: Может быть, потому, что они участвовали в проработке закона?

Оксана Галькевич: Может, сначала надо разобраться, кто это?

Антон Шапарин: Десять лет назад никаких агрегаторов не было. Время было другое совершенно. А закон старый.

Оксана Галькевич: Вы знаете, Святослав на такой вопрос натолкнул…

Константин Чуриков: Коротко! Полминуты.

Оксана Галькевич: Вы уверены, что за два дня вы смогли вообще на самом деле во всех нюансах-то разобраться? Может, еще пойдете недельку?

Константин Чуриков: Еще по 5 тысяч в день.

Антон Шапарин: Вы знаете, я планирую попробовать в маленьком городе.

Константин Чуриков: О!

Оксана Галькевич: Отлично! Вместе с нами.

Константин Чуриков: А давайте мы тоже снимем об этом сюжет.

Антон Шапарин: Да.

Константин Чуриков: Спасибо.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, член Общественного совета ГУВД Москвы, который решил проверить на себе, каково быть таксистом, но пока в Москве. В малом городе тоже попробуем и покажем.

Оксана Галькевич: И давайте только не на Ставрополье, а туда, где людей поменьше. Вот Хакасия нам писала. Например, туда. Почему нет?

Антон Шапарин: Там чудесные горы, давно хочу.

Оксана Галькевич: Конечно. Все, что не Иркутск, я так поняла, для вас хорошо.

Константин Чуриков: Спокойно!

Антон Шапарин: Иркутск тоже классный.

Константин Чуриков: Мы продолжим.