Петр Кузнецов: Я просто тебя уверяю, мы в финале тоже все равно пенсий коснемся, так или иначе. Марина Калинина: Это да. Петр Кузнецов: В ПФР новый начальник. Премьер Мишустин освободил Максима Топилина от должности и назначил Андрея Кигима, руководителя Фонда соцстрахования. Эксперты сразу же связали этот приход с грядущей оптимизацией Пенсионного фонда (об этом в последнее время очень много говорили), а именно – с объединением с тем самым Фондом… Марина Калинина: …Соцстрахования. Петр Кузнецов: …соцстрахования, да. Т. е. не зря пришел Кигим. Марина Калинина: Максим Топилин чуть больше года провел в кресле главы Пенсионного фонда России. За это время Фонд в условиях пандемии организовал выплаты детских пособий на расчетные счета граждан. До этого Топилин возглавлял Министерство труда и социальной защиты. Топилин на должности главы ПФР провел чуть больше года. Петр Кузнецов: Да, вот это тоже удивительно. Новый руководитель ПФР Андрей Кигим – государственный деятель, в 90-х и нулевых работал в Сбербанке и Росгосстрахе, в июне 2000 становится заместителем руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. В различных должностях далее входил в страховые объединения, был президентом Российского союза страховщиков. Ну, и, как мы уже сказали, последние 8 лет возглавлял Фонд социального страхования. Интересны его слова шестилетней давности, интервью 2015 года. Послушайте: «Государство должно заботиться обо всех. Но и люди взамен должны что-то делать. Либо получать минимальный набор услуг от государства, либо должны платить взносы в полном объеме». Марина Калинина: Кигим – седьмой руководитель в истории ПФР. Из предыдущей шестерки председателей правления дольше всех задержался Антон Дроздов, на которого пришлась та самая пенсионная реформа. Петр Кузнецов: Что будет дальше? С Павлом Салиным обсудим. Директор Центра политических исследований Финансового университета. Павел Борисович, здравствуйте. Павел Борисович, слышите нас? Павел Салин: Слышу. Петр Кузнецов: Да. Топилин всего, получается, чуть больше года был в ПФР. Как в сериале «Чернобыль» один из героев говорил: «Не хорошо, но и не ужасно». Ничем особо не отметился. Как вам кажется, почему спустя год его снимают и заменяют? Павел Салин: Ну, вы уже указали одну из основных причин. И, наверное, эта причина вызывает доверие. Т. е. речь идет не о критическом объеме накопившихся претензий к господину Топилину. Здесь их не было. А о том, что что-то планируется в системе, какая-то реформа социальных выплат запланирована. И на это дело берут нового менеджера. Ну, не совсем нового менеджера, господин Кигим работал в подчинении господина Топилина. Т. е. в принципе команда администраторов та же самая. Но чтобы понять направление возможных изменений, здесь нужно анализировать не менеджеров, а ветры более высоких инстанций. Потому что – что руководитель Пенсионного фонда, что Фонда соцстрахования, – это фактически кассир на деньгах, который делает то, что ему говорят. Стратегических решений он не принимает. Петр Кузнецов: А Кигим, хотелось бы уточнить, он человек, что называется, мишустинской команды? Это тоже очень важный… Павел Салин: Ну, это такой технократ, который нашел язык с новым премьером. И еще вопрос, там, скорее всего, он нашел язык с госпожой Голиковой, что не менее важно. Петр Кузнецов: Насколько все-таки меняется политика ведомства с приходом нового руководителя? Не зря же, вот сейчас Мишустина вспомнили, не зря же говорят, что именно в кресло премьера сел налоговик. Ну, была просто такая необходимость, такой запрос, связанный с налоговой системой. А вот здесь человек из соцстрахования. Казалось бы, да, вот профильная история? Но тем не менее, что можно реально ожидать с приходом именно нового человека вот в такую махину? Павел Салин: Слишком мало информации, чтобы можно было прогнозировать, что можно ожидать. Т. е. когда приходил на пост премьер-министра господин Мишустин, задачи были ясны. Задача, которая лежала на поверхности, – перезапустить нацпроекты. А задача более глобальная, которая как раз и коррелировала с имиджем господина Мишустина как налоговика, это портировать так называемую социализацию экономики. Т. е. найти новые источники финансовых резервов внутри страны. Т. е. изымать финансовые ресурсы из экономики в пользу государства. Господин Мишустин должен был реализовывать этот курс. Он его успешно реализовывает, просто неспешно и не очень заметно. Что касается нового руководителя Пенсионного фонда, в его активе вот из последнего – проходит постепенно определенная реформа социальных выплат. Меняется схема. Т. е. не цифры, а меняется схема. Вроде как происходит она без определенных сбоев. Но это технические вещи, и как раз они соответствуют статусу что главы Пенсионного фонда как технической фигуры, что главы Фонда социального страхования как технической фигуры. Марина Калинина: Но вот смотрите, к Максиму Топилину на посту главы Пенсионного фонда были претензии у Антона Котякова, нынешнего министра труда. В частности, Котяков говорил, что Топилин лучше справляется с контролирующими функциями, чем с созданием нового. Вот с этим тоже как-то связано? С созданием нового чего? Павел Салин: «С созданием нового» – но, скорее всего, это риторика обычная была. Потому что, ну, Пенсионный фонд не самодостаточен. Он глубоко дефицитен. И как восполнять этот дефицит, за счет каких источников, в каком объеме – принимает решение не глава Пенсионного фонда. Поэтому здесь, повторюсь, глава Пенсионного фонда это кассир на деньгах, который выплачивает деньги в том порядке, в том объеме, в те сроки, в которые ему указано. Вот вы кейс уже в подводке приводили с социальными выплатами по детям. Нужно было форсированно провести эти социальные выплаты в последний день перед решающим днем голосования по Конституции, оперативно. Господин Топилин с этим справился. Это пошло ему в плюс. Более стратегических задач глава Пенсионного фонда, вне зависимости от его фамилии (там, Дроздов, Топилин, Кигим)… Марина Калинина: Не решает, да? Павел Салин: …он не решает и не будет решать. Петр Кузнецов: Понятно. Да, это важно. Павел Салин. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем. Дмитрий Анатольевич, времени у нас мало остается, давайте с главного. Говорят, это все под какие-то изменения ПФР, вплоть до ликвидации ПФР, да? Такие предложения звучали неоднократно. Что это значит? И опасны ли эти предложения? Дмитрий Журавлев: Но, смотрите, начнем с начала. Главная проблема в том, что нам нужна пенсионная система, которая способна себя кормить. По крайней мере, государство именно так воспринимает эту задачу, да? Пенсионный фонд эту задачу выполнить не может в принципе. Потому что он слишком большой и дорогой для того самого кассира, о котором говорил коллега Салин. Да? И с другой стороны, никаких других функций он выполнять по закону не имеет права. Потому что он не может вкладывать деньги. Пенсионные фонды во всем мире – это в первую очередь крупнейшие вкладчики. Потому что пенсионные деньги – это же на 20, 30, 40 лет. И чем длиннее деньги, тем они дороже. У нас по закону Пенсионный фонд ничего никуда вкладывать не имеет права. С другой стороны, мы никак не разобрались, какая у нас пенсионная система. Солидарная или не солидарная. В результате тоже непонятно. Механизмы начисления пенсий – это высшая математика отдыхает, это мелочи по сравнению с теми сложностями, которые есть в этих механизмах. Такой-то коэффициент, который каждый год меняется на такие-то баллы, которые тоже каким-то сложным образом начисляются, и т. д. В результате у нас огромная дыра, и все недовольны. Естественно, поэтому нужно что-то менять. И вот я думаю, что Кигим, он очень энергичный человек (я помню его еще по комитету комсомола МГУ, где он был первым заместителем), направлен туда не совсем как техническая фигура. Господин Салин прав в том, что председатель Фонда не принимает окончательных решений. Но он делает предложения, что делать и как делать. И вот я думаю, что за этими предложениями его туда и послали. И вот это объединение двух фондов – это один из аспектов. Если, правда, на этом остановятся, то можно не начинать. Это ничего не даст. Ну, может быть, чуть меньше чиновников будет, ну и все. А нужен принципиальный подход. Мы все-таки платим за себя или мы платим за того парня? Пока на этот вопрос не будет ответа, Пенсионный фонд все время будет иметь большой-большой дефицит. Марина Калинина: Ну, а чего ждать-то дальше, вот в ближайшем будущем, если кратко? Прямо каких-то конкретных изменений уже, да? Дмитрий Журавлев: Объединения, как минимум. И, может быть, другой структуры и Фонда, и механизма начисления пенсий. Марина Калинина: Т. е. такое возможно, уже сразу на другой механизм начисления пенсий? Может, он будет попроще? Петр Кузнецов: «Скорее всего, к сентябрю выплатят заморозку пенсионерам», – предположение из Кемеровской области сейчас пришло. Дмитрий Анатольевич, времени не остается у нас. Спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Это Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем. Я думаю, что к изменениям в ПФР мы еще вернемся… Марина Калинина: Не раз. Петр Кузнецов: …и в рамках, да, уже тем побольше. «Ничего не изменится при этом», – пишет Саратовская область. «Поживем – увидим», – это Тюменская область. Марина Калинина: Через пару минут большой выпуск новостей. А после наша большая сегодняшняя тема. Поговорим о том, что четверть россиян признались, что зарплаты им не хватает даже на основные нужды. На чем приходится экономить и как грамотно оптимизировать свои бюджеты? Будем учиться вместе буквально через 20 минут. Петр Кузнецов: Рассказывайте, как вы это делаете. Марина Калинина: Рассказывайте свои рецепты. Петр Кузнецов: Ждем вас, да. Сейчас новости, а потом вернемся.