Иван Князев: Ну, тоже о росте стоимости, только уже в другой сфере: средний чек за учебу на платном месте I курса университета вырос на 10% за прошлый год, это данные экспертов Высшей школы экономики. Проанализировали они почти 900 университетов по всей стране. На бюджетные места в этих вузах поступили 346 тысяч абитуриентов, на 26 тысяч больше, чем годом ранее, а вот платные отделения прибавили всего 583 человека, там учатся 179,5 тысяч студентов. А вот стоимость выросла. Тамара Шорникова: И еще одна новость тоже из сферы образования: проходной балл ЕГЭ для поступления на бюджет снизился впервые за 10 лет. Чтобы поступить на бюджет в прошлом году, абитуриенту требовалось набрать средний проходной балл ЕГЭ 70,3, это на полбалла меньше, чем в прошлом году. Иван Князев: Да. Почему образование у нас дорожает, это во-первых, если количество мест бюджетных увеличивается? Тамара Шорникова: Ну, якобы. Иван Князев: Якобы увеличивается, нам говорят об этом. И почему баллы ЕГЭ снижаются? Хуже стали учиться наши дети? Из-за удаленки или нет? Будем разбираться прямо сейчас с нашими экспертами. Тамара Шорникова: Да, звоните, пишите, если ваши дети, внуки учатся на платном или собираются, каковы расходы, как они изменились за последнее время. Иван Князев: Александр Милкус у нас на связи, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда», завлабораторией Высшей школы экономики. Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да. Иван Князев: Слышите нас? Александр Милкус: Да. Иван Князев: Александр Борисович, я посмотрел данные агентства РАЕКС, которое ежегодно составляет топ-100, рейтинг 100 лучших головных вузов России, и, честно говоря, немножко цифрам ужаснулся. Вот МГИМО, специальность «Международные финансы и управление инвестициями» – 950 тысяч рублей. Ну ладно, МГИМО – это хорошо. Высшая школа экономики (это у вас, кстати) – 1 миллион рублей в год, «Экономика и управление». Но Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского – 774 тысячи за год, специальность «Музыкознание». Неплохо так. Александр Милкус: Да. Что удивляет, скажите мне? Иван Князев: Почему дорожает? Александр Милкус: Слушайте, есть рынок, есть спрос, да? Люди хотят учиться, это тенденция не этого года, люди хотят учиться в вузах, которые гарантированно дают высокое качество образования. Есть несколько причин. Во-первых, инфляция. Во-вторых, у нас в течение нескольких лет был мораторий на подъем оплаты стоимости в коммерческих отделениях. Мораторий этот был снят в прошлом году и, естественно, ведущие вузы подняли цену хотя бы на размер инфляции, это первое. Вторая тенденция связана с тем, что из-за коронавируса многие ребята, которые хотели бы поступать в зарубежные вузы, поступить не могут. Сравнимая цена за обучение есть за границей, и многие из них, естественно, конкуренция выросла, стали поступать в российские вузы, поэтому и цена выросла. Тамара Шорникова: То есть это наплыв абитуриентов тоже обусловил это? Александр Милкус: Естественно. Вот вы говорили про то, что снизился средний балл поступающих в вузы, но это, знаете, средняя температура по больнице. В ведущих вузах, это же исследование Высшей школы экономики и Министерства науки и высшего образования показывает о том, что ведущие вузы, конкурс вырос на бюджетные места тоже и количество ребят с высокими баллами по ЕГЭ, поступившими на бюджет, выросло с 18 до 22%, то есть ребята с глубокими, хорошими знаниями. Часть из них не смогла поступить на бюджет, поступила на платное отделение. Но это не значит, что... То есть в ведущие вузы, еще раз давайте, чтобы мы наших зрителей не ввели в заблуждение, – в ведущие вузы конкурс растет, а средний балл ЕГЭ по-прежнему требуется очень высокий и конкуренция возрастает. Средний балл упал почему? Потому что у нас почти на 9% увеличилось количество бюджетных мест, в основном это в региональных вузах, и туда стали поступать в большем количестве ребята с тройками, то есть с баллом ниже 56. Ничего в этом хорошего, на мой взгляд, нет, потому что зачем нам троечники? И куда они поступают? – в основном на специальности, востребованные в регионах, это специальности, связанные с техникой, с инженерным делом, с химией и т. п. Зачем нам инженер-троечник... Иван Князев: Ну а что плохого в этом? Пускай поступают. Александр Милкус: А? Иван Князев: Что плохого в этом? Ну пускай поступают, специальность получат, высшее образование. Александр Милкус: Слушайте, ну как вы думаете, если приходит на инженерную специальность и его берут, его берут, потому что нужно занять бюджетные места, человека с тройкой по физике, какой он будет инженер? Он не будет у нас работать... Тамара Шорникова: Он будет таким, каким его обучат в вузе, ха-ха. Иван Князев: Вот-вот, вот-вот. Александр Милкус: Ну, сначала... Тамара Шорникова: Тем азартнее должны работать преподаватели. Александр Милкус: ...надо будет ему пройти всю школьную программу – а зачем? Это, на мой взгляд, абсолютно неправильно. При этом у нас увеличивается количество бюджетных мест действительно в тех направлениях, которые нужны государству, это там добывающая промышленность, инженерная и техническая, а растет стоимость обучения и конкурс на экономические и юридические специальности, на которых бюджетных мест минимум. Вот такая у нас есть диспропорция. Поэтому вот такая вот ситуация произошла, происходит и будет происходить. Тамара Шорникова: Да. Александр Борисович, а не меньше ли стало платежеспособных родителей, которые способны обеспечить своим детям такое образование престижное? Мы постоянно говорим о том, что инфляция, цены на все растут, доходы не увеличиваются... Александр Милкус: Тамара, вы же сами только что озвучили, что количество платных мест на коммерческих отделениях государственных вузов осталось прежним, даже немножко выросло. Значит, количество людей, которые готовы заплатить, осталось прежним. И такой инструмент, как образовательный кредит, все-таки у нас не работает в таком активном положении, как это вот, допустим, за границей. Ну, видимо, будет работать через какое-то время. Иван Князев: А почему он у нас так не работает хорошо? Александр Милкус: Тут есть несколько причин. Ну, люди не очень понимают схему. Банки далеко не все готовы выдавать такие кредиты, потому что они очень длинные, долгие и возвращаться будут после окончания учебы. И далеко не всегда мы все-таки знаем гарантированно, что человек, закончив вуз, сможет получить ту специальность, которая позволит ему и жить нормально, плюс еще выплачивать тот кредит, который он получил на обучение в вузе. Иван Князев: Александр Борисович, еще одна из причин, почему растет стоимость обучения в этих вузах, называется вот какая – качество, люди хотят качественное обучение получить, образование для своих детей. Оно действительно соответствует вот этим расценкам в этих же ведущих вузах? Александр Милкус: Ха-ха! Ну, тут, смотрите... Иван Князев: Вопрос провокационный, я понимаю. Александр Милкус: Нет, в вопросе содержится и ответ. Если люди готовы платить, значит, оно качественнее; за некачественное образование люди платить не готовы. Иван Князев: Ну подождите, такое не всегда в нашей стране происходит. Люди готовы платить, потому что, может быть, вариантов других-то и нет. Вот вы сами сказали, за границу не поехать, коронавирус был. Александр Милкус: Ну, варианты есть, и они сейчас очень активно осваиваются, и я думаю, что мы через какое-то время, через год-два, увидим совсем другую картину приема в вузы. Варианты какие? Сейчас многие вузы заграничные, ну и наши ведущие, дают возможность получить образование онлайн, дистанционно, даже не выезжая из своего региона. Оно тоже может быть платное и тоже может стоить немаленьких денег, но вот такая возможность есть. И я думаю, что вот в течение ближайших лет границы между образовательными учреждениями будут стерты, ну в основном стерты. Уже совершенно легко можно учиться в MIT или Caltech, находясь в России. Тамара Шорникова: Ну вот педагоги, да, эксперты многие говорят о таком будущем. Меж тем, вот как раз эта возможность онлайн-образования, которая во время пандемии для многих стала просто бесперспективным, безальтернативным вернее вариантом, она многих абитуриентов как раз, многих студентов возмущала, говорили, мол, качество образования снизилось как раз из-за того, что все по Zoom, по Skype и по другим программам. Иван Князев: 80% родителей считают, что вот этот вариант с дистанционным обучением, который у нас был, этот опыт, и дети их считают точно так же, он плохо себя показал. Тамара Шорникова: Сейчас вроде как коронавирус идет на спад, при этом говорят о том, что возможна и пятая волна, и что там дальше будет, какой штамм, и как он изменит ситуацию в сфере образования, никто предсказать не может. Вот все эти риски и все эти нюансы как учитываются в ценообразовании? Александр Милкус: Предсказать мы можем, совершенно это не сложно. То, что сейчас говорил Иван, касается все-таки обучения в школе... Иван Князев: Да-да-да, это школа. Александр Милкус: В школе, потому что родители тоже вынуждены были поучаствовать и немножко сами подучить школьную программу, что, в общем, на мой взгляд, трагедией не является. Все-таки давайте рассматривать вузы, где в основном ребята мотивированы, знают, как учиться, и хотят учиться в основном, и онлайн-обучение здесь дает много плюсов, потому что есть возможность задействовать многие ресурсы, которые не были задействованы. В частности, вот региональные вузы, которые сейчас получили достаточно много бюджетных мест, о которых мы и говорим, получили возможность привлекать к своим курсам ведущих профессоров из крупных вузовских центров других городов. Таким образом у ребят появляется возможность поучиться у очень сильных специалистов, чего раньше не было. Другое дело, сколько у нас мотивированных студентов. Ну, я думаю, что все-таки где-то треть или 40% ребят, которые поступили в вуз, понимают, зачем они поступили. Вот в этом случае у них есть хорошая возможность поучиться онлайн, посмотреть курсы зарубежных вузов по выбранному направлению и т. д. Это очень сильно расширяет горизонты, это хорошо, и я думаю, что это будет развиваться. Параллельно с увеличением количества бюджетных мест Министерство науки и высшего образования требует чего? – повышения качества преподавания в этих вузах. Каким образом можно повысить качество преподавания? Во-первых, проучив преподавателей, повысив им зарплату, обеспечив им нормальное качество жизни в своем регионе. И второй вариант – это подключить максимально возможности онлайн-обучения, это совместные программы и т. д. Вот я, например, знаю, что есть совместная магистратура трех вузов, Балтийского университета имени И. Канта (Калининград), Севастопольского государственного университета и Дальневосточного федерального университета. Где эти вузы? Они расположены по периметру всей страны, с двух сторон нашей страны, а магистратура совместная, потому что она разработана, вместе ребята учатся, получают одинаковое образование – ну здорово же. Иван Князев: Спасибо вам большое, Александр Борисович! Александр Милкус, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда», завлабораторией Высшей школы экономики, был с нами на связи. Буквально пару SMS. В основном, конечно, люди возмущаются, из Московской области: «Раньше вузы давали знания, а теперь вообще ужас, что происходит». Справедливое замечание из Ярославской области: «Платят не за качество, а за бренд», – у нас до сих пор в стране такое бывает, что действительно диплом МГУ, МГИМО и т. д. говорит о многом. Архангельская область: «Мне бы диплом агронома получить, а там хоть трава не расти». И Воронеж: «У нас теперь дети только богатых будут учиться, это понятно». К следующей теме переходим.