Учителей спасут от бюрократии
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/uchiteley-spasut-ot-byurokratii-61336.html Виталий Млечин: В России принят закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с педагогов. Документ вводит запрет на возложение на них работы по подготовке документов за пределами утвержденного Минпросвещения перечня.
Снизится ли бюрократическая нагрузка? Что волнует педагогов сегодня? Давайте обсуждать. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашей программе. Если вы учитель или преподаватель в университете, пожалуйста, позвоните нам или напишите. Расскажите, много ли времени приходится уделять тому, чтобы заполнять бумажки, планы, отчеты составлять, и как сильно это все отвлекает непосредственно от учебы. 8-800-222-00-14 – наш бесплатный телефон. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Если вы родители школьников, то тоже, пожалуйста, поучаствуйте. Вы же наверняка видите, насколько загружены учителя ваших детей.
А у нас в гостях Людмила Дудова, член президиума Совета по русскому языку при президенте России, президент Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка. Людмила Васильевна, здравствуйте.
Людмила Дудова: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Людмила Васильевна, прежде чем поговорить о новациях, давайте разберемся, как сейчас. Потому что многие наши зрители нам пишут, в том числе учителя, что очень большая вот эта самая бюрократическая нагрузка. Родители школьников пишут, что просто учителя заняты исключительно тем, что они бумажки какие-то все время заполняют, учить просто некогда. Это действительно так?
Людмила Дудова: Вы знаете, я очень рада, что и ученики обеспокоены ситуацией. Да, они понимают…
Виталий Млечин: Ученики страдают в первую очередь от этого.
Людмила Дудова: Да, они понимают тяжесть педагогического труда. Вы знаете, это отчасти так и есть. Отчасти. Вот я бы на этом слове хотела сделать акцент. Почему? Потому что в разных регионах… А мы провели такой экспресс-опрос, готовясь к передаче. В разных регионах дела обстоят по-разному. И зависит эта разница от радения регионов, которые очень часто стараются нарастить эту бюрократическую нагрузку.
Дело в том, что, в соответствии с нашим законодательством, то есть в соответствии с законом «Об образовании», общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования находятся в региональном подчинении, и Министерство просвещения, как и Министерство образования и науки, имеет полномочия рекомендовать перечень документов, необходимых для обязательного заполнения нашими учителями, ну, педагогами.
Я в первую очередь говорю об учителях и тех, кто работает в средних профессиональных организациях. И перечень этот был опубликован в 2020 году, и он насчитывает, включая позиции, которые относятся к административному аппарату, то есть к директорам и завучам, включает всего одиннадцать документов. И из этих одиннадцати документов только где-то порядка шести документов отнесены к тому, что должен выполнять обязательно педагог.
И надо сказать, что в большинстве регионов, в общем-то, говорили, что с них не требуют больше документов. И эти документы даже из этого перечня сейчас уже как бы облегчены для заполнения, потому что Министерством просвещения и Федеральным учебно-методическим объединением разработаны примерные рабочие программы и написана соответствующая рекомендация в регионы, что эти примерные рабочие программы (я в данном случае говорю об учителях-предметниках) могут использоваться при разработке рабочей программы учителя или браться за основу, поскольку они очень сильно, так сказать, скорректированы в связи с редакцией, которая была внесена в Федеральный государственный образовательный стандарт, и там определено содержание, определены требования к результатам обучения и так далее. И это облегчает участь наших педагогов, но отчасти.
Виталий Млечин: А что за документы? Что, собственно говоря, должны учителя заполнять?
Людмила Дудова: Учителя?
Виталий Млечин: Да.
Людмила Дудова: Я вам перечислю. Это прежде всего рабочая программа по предмету, по которому учитель работает, вместе с календарно-тематическим планом, где материал разбит на четверти, даже на недели, где обозначены результаты и, так сказать, сроки достижения этих результатов.
Второй документ, который тоже обязателен для учителя, – это календарно-тематический план, без этого он не может работать.
И еще к документам обязательным для заполнения, если учитель выполняет функцию классного руководителя, то это программа воспитания. И хотя есть примерная федеральная программа воспитания, но каждый учитель пока еще не обучен, как составлять эту программу воспитания, и он эту программу должен сделать.
Кроме того, учитель, выполняющий функции классного руководителя, обязан составлять документ, который называется «социальный портрет класса». И здесь требуется сбор довольно большого количества материалов, которые должны быть.
Кроме того, у каждого учителя должна быть рабочая программа, которая отражает работу с отстающими ребятами, и должна быть программа, если учитель осуществляет внеурочную деятельность, программа внеурочной деятельности по предмету.
Кроме того, если в классе находятся ребята, которые относятся к группе ребят с ограниченными возможностями здоровья, то это тоже должна быть специальная программа, которую должен составить учитель, ориентируясь именно на эту группу обучающихся.
То есть, с одной стороны, вот этот обязательный перечень…
Виталий Млечин: Но это все достаточно логично – то, что вы перечислили.
Людмила Дудова: Да, это логично. Тем более есть федеральная рабочая программа, примерная. Но если бы на этом все ограничивалось. Дальше пошло творчество. Творчество в основном касается отчетов. И здесь море разливанное! Отчеты просят по всероссийским проверочным работам. Отчеты просят по региональным проверочным работам. Отчеты требуются, и вот это входит в перечень обязательный по итогам учебного года, хотя и есть электронные журналы. В некоторых регионах нужно дублировать электронный журнал бумажной версией.
Виталий Млечин: Для чего?
Людмила Дудова: Ну, это вопрос в никуда. Мало того, не только… Дневник иногда требуют, и тоже чтобы дублирование было. Мало того, эти программы, которые, в общем-то, создаются в электронном виде… А у нас теперь, слава богу, все учителя – достаточно уверенные пользователи всяких электронных материалов. Так вот, требуют рабочие программы распечатывать и представлять в таком виде.
Умные руководители образовательных организаций поступают очень просто и правильно: утверждают примерную рабочую программу для всех учителей на заседании методического совета (а в каждой школе есть такой), и далее эта программа… Ну, один и тот же учитель может вести в пятом и шестом классе, потом еще кто-то, но эта программа одна на пятый и шестой класс. Поэтому это вот такой путь, который, собственно говоря, не приводит к перегрузке.
Виталий Млечин: Но тут зависит опять же от начальника на месте?
Людмила Дудова: Все зависит от него.
Виталий Млечин: Давайте послушаем Анну из Ростова-на-Дону. Анна, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Вы в эфире.
Зритель: Я хотела обратить внимание, что многие школы, не одна моя школа, они жалуются, когда завуч приходит с проблемой и немедленно требует что-то оформить, срочно, отложить свои дела, которые… Ну, например, с детьми что-то связано, какая-то работа идет или запланирована. Хочется порекомендовать, чтобы было расписано на год и учитель мог распоряжаться своим временем хотя бы в течение недели. И другие школы тоже на это жалуются.
Я совершенно согласна, что бывает накладка и бумажных документов, и электронных. И еще тревога, когда до девяти вечера завучу срочно надо в WhatsApp что-то прочитать. Извините, у учителей должна быть личная жизнь и отдых от школы, а не напряжение от срочного сообщения в WhatsApp, чтобы что-то исполнить, родителей предупредить.
Виталий Млечин: А как часто такие ситуации возникают?
Зритель: Очень часто! И в других школах тоже. То есть хочется обратить внимание, что все-таки рабочий день и предупреждение на следующий день, когда учитель ушел с работы, то может такое произойти. Ну, предварительность. В общем, вот такая проблема у учителей, когда четыре завуча, и все требуют что-то заполнить, оформить. И срочность.
Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое.
Людмила Дудова: Вы знаете, я здесь хочу сказать, что это не только в том регионе, а это во всех регионах: срочно, желательно вчера, через полчаса, во время урока и так далее. Но если бы тоже завуч мог знать или директор школы, какой документ, какая справка, какая бумага и от какой организации запрос поступил. Это предсказать совершенно невозможно.
Надо сказать, что сейчас учителя живут в некотором напряжении, связанном с ожиданием следующего документа. Он уже анонсирован был в печати представителями МВД. Это документ, который требует проведения тестирования на выявление ребят, способных к террористическим актам. То есть это тоже упадет на плечи прежде всего классного руководителя, конечно.
Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, а нельзя ли от этого отказаться?
Людмила Дудова: Можно, можно. Вот тут, наверное, с этого и нужно было начинать. Дело в том, что… Отказаться можно. Но откажется ли? Это другой вопрос. Дело в том, что, в соответствии с законом «Об образовании», очень четко прописано, что при составлении трудового договора четко прописываются именно те формы работы и отчетность, которая должна заполняться, с ориентацией на это самое письмо Министерства просвещения 2020 года. А далее, собственно говоря, за этим перечнем, если это будет требовать руководитель образовательной организации, будь то директор или завуч, то тогда за это должны быть соответствующие дополнительные доплаты. Но я хочу сказать…
Виталий Млечин: Хотя бы.
Людмила Дудова: Нет, это не «хотя бы», это по закону. Но, к сожалению, наши педагоги не все читают документы. Это слабое место, и говорю это совершенно ответственно, потому что имею очень большой опыт работы с педагогами.
Виталий Млечин: И не только педагоги на самом деле.
Людмила Дудова: Да, мы не очень приучены. Ну, у нас такая культура юридическая, к сожалению, страдает. Это с одной стороны. А с другой стороны, учитель – зависимый человек. И не только за пределами рабочего дня не имеют права обращаться и требовать какие-то документы, но ведь у нас очень многие отчеты требуют во время отпусков педагогов. И об этом тоже в регионах пишут. Люди уходят в отпуска и продолжают сдавать отчеты.
Например… Я приведу один пример. Я думаю, педагоги со мной согласятся. Это бесконечные отчеты по проведению ВПР – это всероссийские проверочные работы и региональные проверочные работы. На самом деле эти отчеты, в соответствии опять же с законом и приказами, должны выполнять совершенно другие инстанции. На местах это центры качества, это их задача.
Итоги, собственно говоря, получить очень легко и просто, потому что они есть. Каждый учитель почти на сто процентов может сказать об итоге, он знает. И он никакую аналитику… Для себя внутри – да. Но писать эти отчеты он не должен. А на федеральном уровне это и федеральные центры оценки качества, это Рособрнадзор, это их полномочия, а не полномочия и обязанности образовательной организации. Тем не менее, образовательные организации просто вязнут в этих бесконечных отчетах по всероссийским проверочным работам, по региональным проверочным работам и так далее.
Организация образовательная имеет этот план (я говорила, что это в качестве обязательных, перечисленных в рекомендательном письме) работы с неуспевающими ребятами или слабоуспевающими, или требующими дополнительного внимания, если это ребята с ограниченными возможностями здоровья.
Виталий Млечин: Людмила Васильевна, давайте теперь разберемся, что изменится. Вот приняли документ, который, соответственно… Вот там написано, что нельзя больше, чем требует министерство.
Людмила Дудова: Министерство не требует, оно рекомендует. Но неплохо бы, если бы к этим рекомендациям прислушивались в регионах, потому что бумаготворчество в разных регионах доходит до каких-то совершенно фантастических размеров. В одних регионах именно так.
И надо сказать, что в большинстве регионов, вот по той информации, которую мы получили, они говорят, что, собственно говоря, нагрузка в целом следует рекомендательному письму министерства, но вот эти запросы, идущие из разных других инстанций, которые можно взять из электронного дневника, которые можно взять из электронного журнала, эти бесконечные таблицы, которые дублируют друг друга, и администрация школ… А я получила ведь и от директоров школ, и от завучей жалобы, что таблицы просто валятся как из рога изобилия.
Виталий Млечин: Так вот это изменится сейчас или останется так же?
Людмила Дудова: Ну давайте посмотрим. Очень хотелось бы думать, что, собственно говоря, изменится. И есть предложения, которые опять же регионы сформулировали. Ну, прежде всего, может быть, стоило бы, прежде чем определять окончательно этот перечень, провести все-таки мониторинг того, кто и где у нас упражняется в таком бумаготворчестве. Это было бы замечательно, да? И на основе этого, собственно говоря, сделать выводы, подумать очень хорошо об электронных формах вот этих документов.
Я сама хочу сказать, что я отмечаю как действующий преподаватель, что количество запросов, форм и бумаг, которые мы заполняем, оно выросло в разы. За время своей педагогической деятельности… Я сравниваю, когда я начинала работать как преподаватель высшей школы, и то, что я заполняю сейчас – это, вы знаете, просто фантастика!
Виталий Млечин: Сейчас я у вас узнаю, куда это все идет, но сначала послушаем Ирину из Санкт-Петербурга. Ирина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Вы в эфире. Говорите, пожалуйста. Расскажите, как у вас.
Зритель: Я хотела бы сказать, что у нас действительно крайне бестолковая организация. Могу привести один простой пример.
Виталий Млечин: Давайте.
Зритель: Когда я 37 лет назад начинала работать в школе… Кстати, мои бывшие ученики, чьи дети уже учатся у меня, задают мне вопрос: «А как же так? Вот нас же как-то в школе учили». Я говорю: «Вы знаете, в то время у меня было главное занятие – учить вас. А сейчас у меня в основном главное занятие – вовремя заполнить бумажки».
И вот простой пример по поводу тех самых рабочих программ, которые нам нужны, как нам рассказывают. Так вот, 37 лет назад я завучу приносила книгу для учителя, говорила: «Вот программа, я по ней буду работать, меня здесь все устраивает». И карандашиком проставляла даты, когда я заканчиваю, в какой четверти.
Виталий Млечин: Звучит достаточно логично, в общем-то.
Людмила Дудова: Да.
Зритель: Да. И только на четверть писала планирование, потому что могли быть болезни, карантины и все что угодно. Сейчас час в неделю у меня предмет. Я на час в неделю должна расписать с датами до конца учебного года 34 часа или 68 при двух часах и так далее, с датами. Причем я заранее понимаю, что у меня попадает дата на 1 мая, на 9 мая и так далее, то есть я 34 часа не проведу, и я это четко знаю. Но я должна написать это планирование. А в конце года я отчитываюсь, почему я это не провела. Не пропустив ни одного урока, ни одного больничного, попадая на праздники, я должна писать отчет, почему и по каким причинам я не провела эти уроки. Вот вам простой пример.
Виталий Млечин: Спасибо большое, Ирина. Прекрасно!
Знаете, теперь еще один вопрос, который не только меня, кстати, волнует, а наши зрители тоже об этом пишут. Кто это потом все читает?
Людмила Дудова: Ну, вы знаете, я думаю, что… мне кажется, что никто, потому что… Вот в дополнение к тому, что прозвучало. Представляете, вот рабочая программа по физике с календарно-тематическим планом, расписанным, что и когда.
Но зачем эту программу, например, я не знаю, для седьмого класса по теме «Электричество» создавать каждый год новую, а не взять бы ту программу, сменить только фамилию педагога, который, может быть, на следующий год не ведет это? В электричестве ничего кардинально не изменилось. В «Евгении Онегине» тоже. В именах существительных тоже. Но каждый год учитель, ориентируясь на эту примерную программу, создает свою.
Проблема, которую подняла сейчас уважаемая учитель, она абсолютно такая горячая. У нас рассчитаны все примерные рабочие программы на 36 недель, на 34 недели и так далее, но по факту не учтены праздничные дни, выходные, переносы, отмены, массовые мероприятия, проведение тех же самых ВПР (а они тоже, снимается же класс, урок пропадает) и так далее.
И у нас получается, что примерная рабочая программа, которую педагог берет за основу, она одна, а по факту жизнь в школе совершенно другая: установка этих дат, объяснения, почему это не состоялось, и так далее, сняты на массовые какие-то мероприятия. А об этом тоже ведь надо говорить, что у нас ребята регулярно то участвуют в одном массовом мероприятии, то в другом, и так далее. Это не фиксируется никаким образом, а в журнале все должно быть заполнено. Понимаете? Ну, от этого много чего другого.
Виталий Млечин: А что с этими журналами происходит потом? Вот составили план, заполнили, отчитались. А дальше? Куда идет эта информация? Для чего она нужна?
Людмила Дудова: Нет, это, конечно, документ строгой отчетности, потому что на основе этого фиксируется выполнение учебной программы, оплата труда того же самого учителя, администрации и так далее. Вот это все как бы документы строгой финансовой отчетности. В первую очередь – журнал, конечно. В первую очередь – журнал. А что касается рабочих программ, календарно-тематических, то это контроль за выполнением той же самой рабочей программы.
Виталий Млечин: То есть, в общем, это нужно?
Людмила Дудова: Это нужно, безусловно. Без этих документов никак нельзя. И это определено законом. Но вот сейчас у нас некоторое такое послабление с конспектами. Когда я начинала работать (а я начинала работать со школы), мы писали конспекты уроков. Сейчас это только обязательно для начинающих педагогов, то есть тех, кто относится к категории молодых. А уже с опытом работы учителя… Хотя я уверена, что многие учителя пишут все-таки конспект, хотя в перечень, рекомендованный министерством, это не входит.
Виталий Млечин: Татьяна из Самары с нами на связи. Татьяна, здравствуйте.
Зритель: Да, здравствуйте. Я хотела бы подключиться к категории учителей, которые не работают или не идут в школу только из-за того, что невероятно огромное количество бумаг. Вот первый пример: нас просят написать рабочие программы. Но ведь в институтах этому нас не учат.
Людмила Дудова: Вот это очень важно.
Зритель: Зачем мы будем писать, если учебник уже расписан буквально по каждому уроку, что вначале надо сказать? То есть уже к каждому учебнику есть методички, а мы это переписываем. А наши департаменты местные просят, чтобы каждый год новая табличка там появлялась.
Например, я на сто с лишним страниц за свое время, за свою бумагу, между прочим, за свой компьютер, за который я дома плачу, не школьный, я написала. На следующий год я же могу этим воспользоваться, я же по этому учебнику веду, но мне приходят и говорят из департамента: «А теперь надо новое». И вот представьте, по двадцати с лишним классам мне по-новому приходится. И у нас сейчас в школе такая обстановка… В двух школах ни одного учителя иностранных языков, где должно быть пять учителей.
Виталий Млечин: Ничего себе!
Зритель: И молодых учителей, студентов берут, они поработают три месяца и увольняются – и только из-за того, что невероятное количество бумаг. А когда мне директор говорит: «Не ставьте двойки», – и уже из-за этого вызывают меня на совещание, и говорит: «Если вы будете продолжать двойки ставить, то там нужно расстаться». То есть дети, которых не научили со второго класса до девятого читать по английскому языку, а виноват учитель. Понимаете? А работать с детьми бесплатно после уроков, чтобы помочь, допустим, трудным детям, нам не дают, а говорят: «Пишите бумаги, пишите отчеты, пишите». И ты захлебываешься от этого!
Виталий Млечин: Да, понятно, Татьяна, спасибо большое.
Слушайте, ну это просто картина нарисована…
Людмила Дудова: Вы знаете, я хочу сказать спасибо большое уважаемой коллеге. Дело в том, что она подняла очень важный вопрос. В вузах заполнять бумаги и вообще создавать эти бумаги не учат. И, конечно, вот сейчас в связи с непростой ситуацией кадровой в системе общего образования и приходом туда студентов мы можем получить прямо противоположную реакцию, потому что, увидев, какое количество бумаг надо заполнять… А когда они учатся в вузе, они даже представления не имеют, что такое количество бумаг нужно заполнять. Это одна сторона.
Вторая сторона… И совершенно справедливо, я уже говорила об этом. Дело в том, что мы, конечно, можем ориентироваться на учебник, но все-таки документ, на который мы ориентируемся при разработке программы… Почему и требуется создание программы рабочей по предмету – потому что по разным учебникам учатся, изучают предмет в разных школах. И здесь, может быть, такая корректировка и необходима.
Но есть примерная рабочая программа. И соответствующие рекомендации Министерства просвещения как раз ориентируют на то, что не нужно изобретать велосипед, а возьмите уже действующие. Это опять же, ну я не знаю, рвение такое бюрократическое администраций, которые, хочется думать, тоже… Ну конечно, где-то хочет подстраховаться, но я думаю, что с нее требуют вот эти управленческие кадры. И я не открою большой тайны, когда скажу, что наши педагоги уверены, что вот это бюрократическое бумаготворчество связано с теми организациями, которые созданы для того, чтобы эти бумаги собирать и, наверное, анализировать.
Виталий Млечин: Ну, если их хотя бы кто-то читает и анализирует. А если это просто впустую, то это вдвойне обидно.
Людмила Дудова: Вы знаете, боюсь, что, наверное, нет, потому что аналитические отчеты, которые получаем мы (а есть такие аналитические отчеты в результате региональных контрольных работ, всероссийских проверочных работ), по результатам этого отчета ведь нужно же проводить работу, а некогда, потому что учитель должен писать очередной отчет, потому что придет запрос из МВД: «Почему Ваня Петров совершил какой-то проступок? И что было сделано по отношению к нему?»
Виталий Млечин: Звучит это все, конечно, смешно, но ситуация совсем не смешная.
Людмила Дудова: Нет, вы знаете, это не смешно. Знаете, это трагикомедия какая-то.
Виталий Млечин: Спасибо вам огромное, что пришли и рассказали. Будем следить за тем, как ситуация развивается, и надеяться, что все-таки удастся ее немножко улучшить.
Людмила Дудова, член президиума Совета по русскому языку при президенте России, президент Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка.
Несколько сообщений из разных регионов. Вот Курганская область: «Дочь ведет предметы и классное руководство. Нагрузка по документам такая, что по ночам постоянно работает». Ханты-Мансийский автономный округ: «Куча диагностик, ВПР, на каждую диагностику отчеты». Ну и так далее. И вот еще нам пишут из Башкирии: «А почему только учителей? Врачей когда от бюрократии освободят?» Да, мы знаем, что врачи тоже сейчас заняты этой бюрократической работой. И это тоже будем обсуждать.
Сейчас прервемся, а через минуту поговорим об антидепрессантах. Стали их больше покупать россияне. Разберемся – почему.