Учиться онлайн: легко ли найти работу после дистанционных курсов?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/uchitsya-onlayn-65455.html
Тамара Шорникова: Итак, все больше россиян желают получить новую профессию. Как это они делают? Онлайн. Разные данные сервисов по онлайн-образованию. Например, один из сервисов – «Нетология» – сообщает, что таких студентов, которые пришли к ним для того, чтобы получить новую профессию, в этом году стало больше на 35%.
Говоря о профессиях, разные сервисы предоставляют опять-таки разную информацию, но среди самых популярных новых профессий, востребованных – это разработчики видеоигр и программирование. Чем не устраивают старые дипломы? Или в чем причина такого желания? Это желание сделать себя более востребованным на рынке труда? Это понимание перспектив зарплатных?
Как вы думаете? Если у вас такой опыт был, вы прошли онлайн-курсы или сейчас проходите, расскажите, каково вам, как вы оцениваете их качество. А если уже прошли, получилось ли найти хорошую работу после прохождения?
У нас в студии Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Здравствуйте, Юлия.
Юлия Ремезова: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Что вы можете сказать о статистике? Какая у вас? Действительно ли больше стало желающих получить онлайн-образование?
Юлия Ремезова: Высшая школа экономики развивает направление «Онлайн-образование» уже более десяти лет. Да, действительно, в этом году мы видим значительный прирост. Этот прирост у нас в студентах, которые обучаются полностью на онлайн-программах, магистерских и бакалаврских, прирост практически двукратный. Это звучит солидно и существенно. И мы видим тренд на увеличение и в дальнейшем.
Тамара Шорникова: Вы проводите исследования среди ваших абитуриентов?
Юлия Ремезова: Конечно, да, мы исследуем свою целевую аудиторию. В среднем к нам приходят студенты, которые уже получили до этого образование. Это и опытные люди в том числе. Это в среднем люди от 25 до 29 лет, ну, в этой категории. Но при этом у нас есть, например, программа «Магистр финансов», где учатся уже более взрослые люди, постарше, 30+ лет.
Тамара Шорникова: По причинам. Есть понимание, для чего это?
Юлия Ремезова: Почему они идут в онлайн? Во-первых, онлайн – это удобно, это сокращение ваших издержек. Вам не нужно ехать в университет. Вы не тратите время на дорогу. Вы не будете ставить на паузу свою карьеру, свой домашний уклад. Вы можете делать все параллельно. То есть банально, стоя в пробке с работы домой, вы можете слушать лекцию, которая идет в предзаписанном формате. Вы также участвуете в вебинарах, вы общаетесь со студентами в режиме синхронного формата.
И это все очень удачный формат для современного человека в мегаполисе, кто хочет успевать все и сразу. Соответственно, люди идут за этим к нам. Поэтому мы будем только, я думаю, расти дальше.
Тамара Шорникова: Что они при этом получают – возможно, сможем мы узнать из нашего видеоматериала. «Можно ли освоить профессию онлайн?» – спрашивали наши корреспонденты жителей Курска, Казани, Симферополя. Давайте послушаем ответы и после их обсудим.
ОПРОС
Тамара Шорникова: Мы ждем ваших звонков и сообщений. Расскажите, если вы проходили какие-то онлайн-курсы, получали образование, понравилось ли вам? Какое было качество? Удалось ли после найти хорошую работу?
К нам дозвонился сейчас Сергей из Калининградской области, давайте послушаем телезрителя. Сергей, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я бы хотел рассказать, что в этом году, буквально с октября месяца, ну, в течение двух месяцев проходил курсы по переподготовке по профессии «эколог предприятия», причем в государственном университете. Ну, в целом мне очень понравилось обучение на протяжении двух месяцев. Это в рамках проекта «Демография» от центра занятости. Есть специальный сайт «Труд всем». Я через этот сайт ознакомился, какие есть вообще профессии, какие учебные заведения. И определился, что мне подходит именно эколог предприятия. На протяжении двух месяцев у нас были онлайн-занятия в Томском государственном университете. Все мне понравилось. Единственное, что сейчас не могу пока найти работу, поскольку у нас как-то в Калининградской области нет вакансий эколога. А если и есть какие-то вакансии…
Тамара Шорникова: Любопытно. Сергей, а вы эту информацию изучали до того, как выбрали специализацию? Вы же должны были понять, куда потом идти работать.
Зритель: Вы знаете, да, конечно, я изучал. Но дело все в том, что действительно были вакансии, но получилось так, что эти вакансии… ну, как бы уже стали вакантными места, то есть уже нашли работу. И сейчас уже, в конце года, как-то вакансий нет. Поэтому я надеюсь, может быть, со следующего года будут новые штатные должности, и я уже смогу найти работу.
Тамара Шорникова: Поняла вас, Сергей. И коротко. Вы говорили, что это переподготовка была. А изначально у вас какое образование?
Зритель: Да, это была профессиональная переподготовка. Вообще изначальное образование у меня… Я агроном.
Тамара Шорникова: Ну понятно.
Зритель: Как-то по профессии не смогу найти, потому что я живу в таком населенном пункте, где нет у нас именно сельхозземель, поэтому не решился переезжать в село, поэтому уже как-то искал смежные профессии. Решил попробовать направление, связанное с экологией. То есть здесь уже как-то можно на какие-то предприятия. То есть у нас как бы здесь больше промышленный городок, где я живу, поэтому уже планирую что-то с экологией. Ну, как бы это смежная профессия.
Тамара Шорникова: Да, я поняла вас. Сергей, спасибо вам за то, что вы поделились своим опытом. Два месяца переподготовка…
Юлия Ремезова: Немного.
Тамара Шорникова: В целом какой период занимает онлайн-обучение? Нижняя граница и верхняя.
Юлия Ремезова: Ну что можно сказать? На самом деле мы начинали с действительно массовых онлайн-курсов еще десять лет назад. Это короткие продукты, где вы можете просто что-то попробовать, познакомиться с чем-то, освоить какие-то новые компетенции. Все-таки спрос сейчас стоит на полноценные онлайн-программы магистерские, бакалаврские даже мы делаем. У нас сейчас в пакете практически порядка 20 таких программ, мы будем запускать в 2023 году. И это уже два года обучения или четыре соответственно.
И это уже действительно речь о том, когда ты получаешь полноценную фундаментальную историю от высшего учебного заведения со всеми вытекающими. То есть это комплексный продукт, который тебе компонует вуз. Он ничем не отличается, качественно ничем не отличается от тех стандартов, которые мы предлагаем обычным, традиционным студентам, которые учатся в кампусе, меняется только технология.
Соответственно, в зависимости от того, что ты хочешь… Ты хочешь просто попробовать? Да, тогда это короткий курс (вот то, о чем говорил сейчас Сергей), какая-то новая компетенция, он ее пощупал. Или полноценная, такая длинная программа, когда ты полностью уже выходишь на работодателя готовый или даже устраиваешься во время учебы. То есть, по большому счету, работодатели делают предложения нашим магистрантам уже внутри обучения.
Тамара Шорникова: А больше стало желающих как раз пощупать новую профессию или получить фундаментальное образование?
Юлия Ремезова: Мы видим рост во второй части. Но те, которые щупают, они продолжают щупать, да. Я думаю, что здесь спрос, так сказать, будет иметь место постоянно.
Тамара Шорникова: Ну понятно, да.
Давайте послушаем еще Дмитрия из Санкт-Петербурга. Дмитрий, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. У меня вот такая история. Я прошел достаточное количество обучения, очных курсов в частном учебном центре «Специалист» в Санкт-Петербурге, обучился на профессию повара, IV разряд. Но работу найти не смогу, потому как нет опыта. Опять же, где взять опыт по профессии, если ты ее только получил? Это большой вопрос.
Вторая история – окончил онлайн-обучение уже по графическому дизайну, там программа «Дизайн персонажей компьютерных игр». И тоже найти работу по профессии без опыта работы, без записей, без каких-то наработок своих ты не можешь. Даже на онлайн-обучении нужны какие-то свои наработки, то, что называется «портфолио», большое количество…
Тамара Шорникова: Понятно.
Зритель: Вопрос. Понимаете, все эти онлайн-курсы, как и очные курсы, они не бесплатные, к сожалению. А те, что бесплатные, они вообще бесполезные. То есть нет никаких гарантий трудоустройства, никакого сопровождения. У нас очное обучение развалилось в колледжах, в техникумах. Я окончил два колледжа, по окончанию которых люди не могут найти работу. Практика за свой счет, за счет студентов. Это как вообще понимать? То есть у нас вообще образование во всех отношениях…
Тамара Шорникова: Дмитрий, понятно. У меня короткая ремарка. Вот поварское дело. Мне кажется, сейчас общепит – это такая достаточно популярная и востребованная история. Неужели нельзя попасть поваром? Может быть, сначала помощником, сушефом и дальше строить лестницу карьерную.
Зритель: Вы знаете, я вам сейчас расскажу. Я хочу, чтобы ваша гостья услышала. Я вам сейчас расскажу. Я проработал помощником повара в крупной торговой компании «О'кей». Ну, может быть, слышали. Ничего страшного, пусть продемонстрируют. И мне сказали так: «Помощник повара – это человек, который занимается уборкой, который занимается чисткой овощей. Все, он больше не делает ничего, он не имеет права готовить. Его задача – только почистить овощи и вымыть цеха». Повар, который должен и который хочет готовить, помимо диплома поварского, который он должен иметь, он должен иметь опыт работы тем же самым поваром, а не помощником. А как его иметь? Понимаете?
Тамара Шорникова: Поняли, да. Дмитрий, спасибо.
Ну конечно же, это вопрос, который волнует многих сейчас. Когда публикуются определенные рекламные предложения по поводу получения той или иной профессии онлайн, часто говорится о том, что гарантированная помощь в трудоустройстве и так далее.
Юлия Ремезова: Давайте прокомментирую. На самом деле наши программы – программы от Высшей школы экономики – они практико-ориентированные. И как раз то портфолио, которое вы упоминали, у любого нашего студента по итогам формируется. И также с этими студентами работают наши индустриальные партнеры, которые уже участвуют в создании этих программ. Например, мы запускаем программы в партнерстве и с DNS, и с OZON у нас в прошлом году была программа. В моменте обучения данные работодатели уже заинтересованы в том, чтобы привлечь этих студентов к себе в последующем или даже в процессе обучения. Поэтому в этом нет абсолютно необходимости.
То есть речь, конечно, о конкретном кейсе. Я думаю, что это не предмет наших программ. Мы все-таки говорим, не знаю, про цифровые компетенции, про финансы, про экономический анализ, вот туда. Это не поварское дело. Мы немножечко про разные истории все-таки.
Тамара Шорникова: Ну, я думаю, что люди пытаются нащупать свою траекторию в любой сфере.
Юлия Ремезова: Возможно, да. На мой взгляд, просто поварское дело получать онлайн – это тоже такое себе…
Тамара Шорникова: Это вопрос, да, к качеству компетенций. Но все-таки, если говорить про трудоустройство, есть ли какой-то анализ, какой процент ваших студентов затем трудоустраиваются?
Юлия Ремезова: Есть, да. 96% студентов востребованы по итогам окончания Высшей школы экономики. То есть буквально 4% остаются.
Тамара Шорникова: Востребованы – это значит, что их хорошо подготовили и потенциально они готовы работать?
Юлия Ремезова: Это значит, что они будут трудоустроены. Это процент трудоустройства.
Тамара Шорникова: Понятно, хорошо.
Давайте послушаем еще Анну из Иркутска. Анна, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер. Я хочу рассказать свою историю. Вам звонил Сергей, он рассказывал, как обучался по программе центра занятости, по госпрограмме. Он не смог трудоустроиться, а вот у меня получилось. Я в 38 лет полностью с нуля начала обучаться новой профессии – программированию. Вот уже несколько месяцев работаю на производственном предприятии программистом. Летом я окончила по этой госпрограмме обучение. Также на «Труд всем» зарегистрировалась, подала заявку, меня включили в программу. Я обучилась как мамочка в декрете по программе. И летом, уже после обучения я успешно нашла работу и работаю вот уже несколько месяцев программистом. А до этого я по образованию экономист, ну и бухгалтером работала, то есть как пользователь.
Тамара Шорникова: Анна, расскажите, а вас что сподвигло получить новую профессию в декрете?
Зритель: Ну, я, будучи в декрете, понимала, что выходить на прежнее место работы, на прежнюю должность я не хочу, там я себя исчерпала. И так как у меня муж тоже программированием занимается, он меня, скажем так, вдохновил пробовать сейчас IT-специальности. И как раз так совпало, что я узнала об этой программе.
Тамара Шорникова: Как сейчас? Уже будучи трудоустроенной, вам нравится то, что вы попробовали? Вы хотите в этом дальше развиваться?
Зритель: Да, мне очень нравится, я очень довольна. Я очень благодарна государству, что предоставило такую возможность. Обучилась я полностью бесплатно как мамочка в декрете. В общем, я сильно довольна.
Тамара Шорникова: Понятно, да.
Зритель: Рекомендую на такую программу обязательно подавать заявку.
Тамара Шорникова: Как минимум узнать о своих возможностях. Спасибо, Анна, за ваш звонок. Да, доброго вам вечера. Уже полвосьмого, 19:19 в Иркутске.
Если говорить о желающих получить новую профессию онлайн, вы бы на что посоветовали обращать внимание? Как из огромного предложения сейчас выбрать что-то действительно стоящее, что не окажется просто выброшенными на ветер средствами?
Юлия Ремезова: Ну, в принципе, этот последний рассказ как раз демонстрирует то самое направление, которое максимально востребованное. Это все, что связано с «цифрой». Все, что на стыке «цифры» и индустриальности. На самом деле идти в computerscience, в machinelearning, в программирование, вот туда – и это точно будет на хайпе еще долго. Ну, это как бы очевидно. Мне кажется, вот так.
Тамара Шорникова: Мне кажется, что долго на хайпе, цитируя вас, будет еще и онлайн-образование. И, как обычно, на этом самом хайпе возникают как действительно толковые школы, так и школы-однодневки, попросту говоря, мошенники, которые с помощью громких предложений выкачивают деньги и не дают никаких новых компетенций. Как разобраться в этом огромном предложении?
Юлия Ремезова: Ну смотрите.На самом деле этот период становления, скажем так… Да, сейчас на рынке действительно есть игроки теха и бизнес, который играет в онлайн-образование, и собственно университеты. И что мы наблюдаем в последнее время? Сначала было какое-то такое наращивание объемов, потом случилась пандемия, когда все разогрелось. Выросли все на самом деле. Скажем так, качество дифференцировалось сильно, и теперь приходится с этим жить. Да, действительно, есть достойные конкуренты.
Но что можно сказать про вузы, про наши преимущества в этой области? Это определенно наши уникальные компетенции, наш профессорский состав. И с этим как бы трудно соперничать тому же теху, потому что там только инфраструктура, по сути.
Тамара Шорникова: Конкретизирую свой вопрос. Безусловно, наверное, такой умный путь – обращаться к тем, кто в принципе занимается образованием, к различного рода вузам, которые сейчас вместе с традиционной формой развивают еще и онлайн-образование.
Юлия Ремезова: Да.
Тамара Шорникова: А что проверить человеку, который хочет получить образование, у любой компании? Какие это могут быть документы? Где получить какую-то обратную связь и узнать качество предоставляемых услуг? Вот здесь что бы вы посоветовали?
Юлия Ремезова: Ну смотрите. Мы выдаем как вуз, если это онлайн-магистратура, точно такой же диплом, он ничем не отличается от диплома гособразца. В принципе, он как бы известен. Это если мы говорим про высшее образование онлайн.
Если мы говорим про курсы или сейчас мы развиваем историю с микроквалификациями, то это просто сертификаты. Да, сертификаты, которые подтверждены Высшей школой экономики, об окончании того или иного курса. Аналогичные сертификаты выдают, видимо, и техплатформы. Это какое-то все-таки признание того, что образовательный результат был измерен и по итогу получен этот сертификат. То есть проверяется работодателем наличие некоего диплома.
Тамара Шорникова: Но любой сертификат сейчас же можно составить в фотошопе, очень красиво нарисовать.
Юлия Ремезова: Нет. Ну конечно нет. Во-первых, мы ведем абсолютно точно (и все, я думаю, задумываются об этом) учет наших слушателей. Сертификат всегда можно проверить по QR-коду зайдя на сайт.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще Наталью из Москвы. Здравствуйте, Наталья.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, слушаем вас, ваш опыт или вопрос.
Зритель: Я хотела сказать, что у меня сформировалось такое мнение, что онлайн-обучение очень полезно, находясь в своей профессии, то есть не начиная с нуля. То есть ты находишься в какой-то своей профессии, ты постоянно с какими-то вызовами сталкиваешься, что-то непонятное. Ты идешь на онлайн-обучение, это очень удобно – и все встает на свои места, ты справляешься с задачами и так далее.
Но с нуля – я считаю, что это невозможно. Ну, нет базы, понимаете? Если у меня маркетинг и реклама были пять лет в институте, то у меня как бы в голове уже сформировались какие-то базовые вещи, а остальное… Вот онлайн только помогает что-то наложить современное. Не знаешь какие-то программы, что-то еще, то есть…
Тамара Шорникова: Да, дополнить базу нужными компетенциями.
Зритель: Дополнить, да.
Тамара Шорникова: Компетенциями современными и актуальными. Да, спасибо вам.
Вот как раз что касается фундаментальности тех или иных образовательных программ. Мы уже поговорили о том, что есть краткосрочные, есть мало чем отличимые от традиционного образования. Если говорить об огромном количестве сейчас курсов для тех же программистов, для тех же аналитиков больших данных, то там есть и два, и три месяца, и полгода. Мне как человеку, например, абсолютно далекому от информационных технологий кажется, что за этот срок невозможно выпустить конкурентоспособного специалиста. Или я не права?
Юлия Ремезова: Смотрите, здесь на самом деле тоже такая история. Нужно смотреть, что хочет этот конкретный человек на выходе. Если он просто хочет узнать какие-то базовые истории определенного языка программирования, то можно прослушать курс по Python – и у тебя появится какое-то условное понимание, как этот язык устроен и что ты можешь делать. Если ты хочешь стать каким-то продвинутым специалистом, тебе так или иначе придется идти дальше.
И в этом смысле как раз комплексные истории, которые мы готовим, вполне себе могут быть приняты. Или уже совсем следующая история – я опять возвращаюсь к онлайн-магистратурам, когда у тебя на этот фундамент, на этот базу навешиваются различные траектории, то есть куда ты хочешь идти. Может быть, этот человек вообще в науку завернет по итогу. Он хотел быть программистом, а стал научным исследователем.
Тамара Шорникова: Чтобы было понимание у аудитории и не было огромного количества сообщений, а их действительно внушительный процент… «Онлайн – не обучение, а имитация профессии, это полный провал», – телезритель из Коми пишет. Москва: «Выкачка денег, не дают знаний». И так далее, и так далее. Как предостеречь людей, которые хотят пойти на трехмесячные курсы и потом зарабатывать бешеные деньги как айтишник, как обещают создатели этих курсов?
Юлия Ремезова: Я думаю, здесь просто не нужно испытывать иллюзий по поводу того, что через три месяца ты сможешь проапгрейдить себя таким образом, что будешь зарабатывать миллионы. Ну, надо быть реалистом. И три месяца – это все-таки, наверное, про то, что ты что-то попробовал, узнал новое, дальше понял – твое/не твое, ну и пошел копать дальше, понимая, что тебе это интересно, ты хочешь в этом развиваться, поступая на более длинную программу. И, естественно, я считаю, что тут… мы уже обсуждали, что нужно идти к тем, кто образованием занимается и, по крайней мере, стандарты эти выдерживает.
Тамара Шорникова: Спасибо. У нас в студии была Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Говорили про новые профессии и новые способы их получения.
Через несколько секунд будем говорить о том, что происходит с общим здоровьем населения. Грипп и ОРВИ наступают. Когда прекратят?