Петр Кузнецов: Отвлекись, пожалуйста. Посмотри, как я негодую. Мария Карпова: Я эсэмэски читаю. Петр Кузнецов: Видно же, как я негодую. Мария Карпова: Ты негодуешь? Ну, так не скажешь. Петр Кузнецов: Внутри. Мария Карпова: Ладно. Что у тебя случилось, Петр? Петр Кузнецов: Что может быть… не «может быть», а что самое вкусное на планете? Мария Карпова: Пельмени. Петр Кузнецов: Рядом. Шаурма. Мария Карпова: Шаурма? Хорошо. Петр Кузнецов: В городе Миасс Челябинской области двоечников лишили вот этой бесплатной еды. Ну, там не только шаурма. Мария Карпова: Это как? Петр Кузнецов: Смотрите, что произошло. Рассказываю. Местный фастфуд предлагал школьникам шаурму и напиток, если те покажут двойку в своем дневнике. Вы не ошиблись. Двойка – и их накормят. Причем посыл был благородный, вот вы видите, мол: «Не грусти, все впереди». Местные родители разгневались и пошли ругаться к продавцам шаурмы: «Что это такое? Что это вы поощряете двоечников?» Мария Карпова: Вот у нас как раз вывеска, которая была: «Не грусти, все впереди. Запомни: мозг лучше всего работает, когда ты сыт!» Петр Кузнецов: Да. То есть это из рекламы, это не мы. Мария Карпова: Ну, тут уж точно не поспоришь. Петр Кузнецов: А вот и поспоришь. Мария Карпова: Наши продюсеры просто обрывали телефон фастфуда для двоечников, но продавцы отказались давать нам интервью, сказали: «Будет негативная реклама». Петр Кузнецов: Уважаемые жители Миасса, да и вообще Челябинской области, да и вообще России, специально для вас мы покажем сейчас, как троечники и двоечники зарабатывают миллиарды (может быть, поев шаурмы, кстати). СЮЖЕТ Антон Никонов: Это конференция одного из гигантов интернет-торговли – компании Alibaba. В огромном зале собрались тысячи сотрудников. На сцене в блестящем костюме и верхом на Harley-Davidson – владелец и руководитель бизнеса, миллиардер Джек Ма. Состояние китайца растет год от года и сейчас составляет около 48 миллиардов долларов. Это 26-е место в списке богатейших людей мира. Трудно поверить, но в детстве Джека Ма считали безнадежным. Джек Ма, миллиардер: Я вообще часто проваливал тесты в школе. Выпускной экзамен в младшей школе я завалил два раза. В средней школе финальный тест я не смог сдать три раза. Вы удивитесь, но для меня устроиться в среднюю школу вообще было большой проблемой. Выпускников моей младшей школы вообще никуда не хотели брать, потому что мы были очень плохи. Антон Никонов: После школы Ма не раз отказывали в трудоустройстве. Из 24 кандидатов на работу в фастфуде взяли 23. Единственный, кто не прошел собеседование, был будущий миллиардер. Но Джек Ма не сдавался и в итоге основал компанию Alibaba. Сегодня это один из лидеров на рынке электронной торговли. А это еще один двоечник – Ричард Брэнсон. Он создал компанию, которая построила для него космический корабль. На счету бизнесмена больше 4 миллиардов долларов. В школе преподаватели считали, что Ричард лентяй, он постоянно получал плохие оценки. Директор даже говорил, что Брэнсон попадет в тюрьму. Но предсказание не сбылось. Вскоре после школы Ричард основал свой журнал Student и заработал свои первые миллионы. Выпускной Техасского университета. Перед студентами выступает самый известный троечник штата – миллиардер Майкл Делл. Майкл Делл, миллиардер: Я должен вам признаться: я вылетел из вашего университета после двух семестров. Знаете, я с детства не хотел много времени тратить на учебу. В восемь лет я увидел в газете объявление, там был тест и было сказано, что любой, кто его сдаст, может не ходить в школу и закончить ее экстерном. Я написал тест и провалился. Надо сказать, что школьные тесты я тоже писал плохо. Антон Никонов: Но неудачи в школе не остановили Майкла. Он основал одну из крупнейших в мире компаний по производству компьютеров. Сегодня Майкл входит в двадцатку богатейших людей в мире. И таких примеров много. Основатель Apple Стив Джобс говорил, что решение бросить учебу стало одним из самых удачных за всю его жизнь. Создатель Windows Билл Гейтс получал низкие оценки по всем предметам, кроме математики, которая и привела его к успеху. Миллиардер и экс-президент США Дональд Трамп тоже был в числе отстающих и постоянно получал выговоры за плохое поведение. Возможно, оценки и успешность жизни не сильно связаны. Главное – смело идти к своей цели. Антон Никонов, ОТР. Петр Кузнецов: Ну, есть связь, как думаешь? Мария Карпова: Я думаю, что есть. Петр Кузнецов: Или это исключение, тот случай, когда исключение? Реагируют уже телезрители, нам пишут. «У успешных двоечников бургеры всегда нарасхват», – Москва. «Школьные оценки вообще к жизни отношения мало имеют. Нужен характер, расчет, хитрость, связи», – Валерий из Иванова так считает. Мария Карпова: А давайте спросим наших зрителей глобально и запустим SMS-опрос. Петр Кузнецов: То есть всех охватим? Мария Карпова: Да. Кто успешнее во взрослой жизни – отличники или троечники? Пишите на короткий номер 5445: отличники – цифра «1», двоечники – цифра «2». Петр Кузнецов: Или, если удобно, чтобы не путаться в цифрах, прямо пишите словом – «отличники» или «троечники». Кто успешнее во взрослой жизни? А итоги опроса подведем уже в конце часа. Ну, нам в детстве все равно твердили: «Будешь хорошо учиться – все в жизни сложится». Вот эта система еще такая советская. Мария Карпова: А мне еще говорили: «Будешь плохо учиться – пойдешь на фабрику вязать носки». Петр Кузнецов: А я помню, что я прямо прятал… Ой, мама, посмотри, может быть, она до сих пор под ковром, эта тетрадь. Тетрадка с тройками. Мария Карпова: Ты прятал? Петр Кузнецов: Это было очень страшно – принести тройку по математике, по алгебре. Мария Карпова: А У меня в школе была десятибалльная система, и я тройки переделывала на восьмерки. Это очень удобно! Петр Кузнецов: Почему нас так страшат? Почему нас это все пугает? Почему родители так себя ведут? Мария Карпова: Не надо страшить. Петр Кузнецов: Как новое поколение взрослых относится к оценкам? Об этом поговорим с нашим гостем. А у нас в гостях Анна Адамова, психолог. Вот с психологической точки зрения. Здравствуйте, Анна. Анна Адамова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: У меня еще один пример есть. У меня в одиннадцатом классе мои одноклассники… значит, у них все плохо было с химией. К ним учитель химии подошла и говорит: «Ребята, я вам поставлю тройки, но вы только мне обещайте, что вы свою жизнь с химией не свяжете ни за что». Да-да! Поступили оба на химфак и сейчас работают очень успешно в химической отрасли, что-то производят. Мария Карпова: Так есть ли связь все-таки? Петр Кузнецов: Про что это? Анна Адамова: На самом деле оценки – это такая мотивирующая, в общем-то, система. Но, с другой стороны, сколько напряжения она вызывает. Действительно, ведь люди стремятся не к знаниям, а именно к оценочному такому компоненту. Смотрите. Мы сейчас смотрели сюжет. Почему троечники становятся успешными? Дело в том, что это люди, у которых неординарное мышление и которые готовы взять ответственность, не хотят подстраиваться под систему. Ведь все равно определенная система образования требует от человека идти по намеченному пути, как ему говорят. А здесь люди, которые выбрали свой путь; и еще очень важно – уверенные в себе. Вот смотрите, что происходит с троечниками. Например, если… Петр Кузнецов: Но вы не обобщайте сейчас. Анна Адамова: Нет, не со всеми. Петр Кузнецов: Просто вы говорите, что троечники – это люди с нестандартным мышлением. И все троечники такие… Мария Карпова: Мама ругает: «Что это опять у тебя двойки и тройки?» – «У меня нестандартное мышление, мама». Петр Кузнецов: Как в «Афоне», его друзья в ресторане сидели, знаешь, такой в синем свитере. Не для всех. Анна Адамова: Не для всех. Я именно конкретно к сюжету привязалась. Но дело в том, что, смотрите, оценка в школе может что сделать, какую роль сыграть? Для одного человека, если он уверен в себе, если он долюблен в семье, то для него это будет лишь этап, как бы такой опыт, как справляться с трудностями. А для другого человека это будет преграда навсегда в жизни. Он почувствует не просто плохую оценку, а он почувствует унижение себя как личности. И дальше он не сможет справляться с ситуациями сложными. Мария Карпова: А как родители тогда должны влиять на ребенка? Все-таки должны его ругать? Какими методами? Потому что учиться плохо – это тоже плохо. Анна Адамова: Согласна. И дело в том, что у любого родителя в этот момент, когда ребенок получает плохую оценку, срабатывают вот эти детские воспоминания. Он вспоминает свой стыд, ему самому страшно, как ему было страшно когда-то в школе. И это все передается на ребенка. Ему становится стыдно, что он плохой родитель, потому что его ребенок плохо учится. Петр Кузнецов: Эгоизм? Анна Адамова: Абсолютно четко. Петр Кузнецов: А еще перед друзьями будет стыдно сказать: «Мой – двоечник/троечник». Анна Адамова: Конечно, да. Вы знаете как? Если рыбу оценивать по ее умению прыгать по деревьям, то мы можем сказать, что… По-моему, это Эйнштейн высказался так. Мы можем сказать, что, в принципе, если человека оценивать по его знаниям, например, математики, а у него гениальные способности в других науках, в других предметах, то, в принципе, мы все уравниваем. А здесь очень важно каждому родителю все-таки понять, какие способности у ребенка. Важно ребенку дать уверенность в себе, вот эту любовь: «Я тебя буду любить, несмотря ни на что – на двойки, на тройки. Ну, может быть, да, действительно, с математикой проблемы, но зато в литературе ты развиваешься прекрасно». Петр Кузнецов: И, наверное, в подходах тут дело. Подходить к ребенку с вопросом не «Что ты сегодня получил?», а «Что ты нового узнал в школе?». Ведь это же совсем другой подход. Анна Адамова: Абсолютно точно, конечно. «Что ты нового узнал? И что тебе было бы интересно?» Действительно, конечно, необходимо стимулировать каждого ребенка учиться хорошо, потому что это его ответственность. Здесь очень важна ответственность. Это умение принимать решения. Потому что если мы скажем: «Учись как хочешь, получай двойки и тройки», – то дальше, впоследствии он будет перекладывать свою ответственность на работодателя, скажем так, и не сможет принять ответственность на себя. А ведь самое главное качество лидера – это принятие ответственности. Мария Карпова: Давайте выслушаем звонок из Краснодара, если я не ошибаюсь. Кто дозвонился? Троечник? Валентина, как вы учились? Петр Кузнецов: Это что сейчас, шутка была такая игривая? Зритель: Из Севастополя звонок. Мария Карпова: Да, из Севастополя. Извините. Петр Кузнецов: Слушаем вас, вы в эфире. Мария Карпова: Валентина, мы вас слышим. Зритель: Нет, дозвонился не троечник. Я училась хорошо. Петр Кузнецов: А знаете, почему у нас такие задержки? Потому что вы себя в телевизоре слушаете. Отойдите, пожалуйста, чтобы… Зритель: Я училась хорошо. Мне 67 лет. И мне уже видно, так сказать, с высоты возраста, как прошла жизнь моих одноклассников. Мария Карпова: Так? Петр Кузнецов: Так? Зритель: Отойти? Хорошо. Петр Кузнецов: Только сейчас дошли мои слова. Мария Карпова: Твоя мысль дошла, да. Петр Кузнецов: Ну, знаете ли, как до троечника доходит. Мария Карпова: Мне интересно, что все-таки случилось с одноклассниками. Зритель: Ну, совсем отличники, золотые медалисты – у них прошла благополучная жизнь. Ну, не сказать, что они достигли каких-то высот. А вот троечники наши, двое наших троечников – ну, вполне, директор завода. А вот моя подруга, которая надумала учиться только к десятому классу, она имеет собственную фабрику, очень успешная бизнес-леди. Мария Карпова: Ну вот. Спасибо большое, Валентина. Из Нижегородской области нам пишут: «В школе училась неважно. Окончила техникум прекрасно. Отработала 39 лет бухгалтером. А отличники спились». Петр Кузнецов: Спились? Мария Карпова: Спились, да. Прямо так написано. Петр Кузнецов: Анна, я хочу вернуться к этой системе оценок. Вот смотрите. Родители сейчас, я так думаю, все-таки… Ну, я же мудро сейчас рассуждаю как новый родитель, правда? Мария Карпова: Ну посмотрим, как ты рассуждаешь. Петр Кузнецов: Нужно спрашивать у ребенка «Что нового ты узнал?», а не «Что ты принес из школы?». Мария Карпова: Да-да-да. Петр Кузнецов: Я готовлюсь, моему четыре года пока еще. А вот меняется ли само отношение родителей? У нас меняется сама школа? У нас меняется система оценок? Меняется ли отношение новых родителей к оценкам школьным? Анна Адамова: Конечно. Петр Кузнецов: Что вы видите и наблюдаете? Анна Адамова: Конечно, меняется отношение родителей, действительно. И еще такой важный момент – спросить «Что нового ты узнал?» и «Что самого приятного было у тебя сегодня? И что самого негативного?». Очень важно задавать ребенку эти вопросы и понимать его настроение, что ему нравится. Дело в том, что ведь оценки, как мы сейчас понимаем (вот наши родители, кстати, меньше это понимали), они могут зависеть от настроения учителя, между прочим, вы знаете, от такого выбора – любимчик/не любимчик. Кто хорошо себя вел – тот получит… Он даже не оценивает его знания, а оценивает именно его поведение, его отношение к учителю. Здесь, конечно, с одной стороны, вырабатывается возможность подстраиваться под людей. Но, с другой стороны, может быть такая необъективность. Мы же понимаем всегда, что все равно учитель субъективен. Поэтому родителю тоже очень важно четко чувствовать эти моменты. Петр Кузнецов: Смотрите, еще какой момент. Вы про учителя вспомнили. Допустим, родители мудро подходят к этому: «Не переживай, все хорошо. Оценки – не главное. Все исправим вместе. Главное – это знания и выбрать свое направление, понять, кем ты хочешь быть», – и так далее. Но он приходит в школу – и те же самые учителя заточены под систему, им тоже важны оценки, потому что это тоже показатель успешности. Анна Адамова: Естественно. Петр Кузнецов: И там он сталкивается снова с этим навязыванием: «Оценки – это хорошо. Двойки – это плохо». Анна Адамова: Самое важное – показать ребенку: «Дома я буду с тобой говорить строго и серьезно. Но в любом случае, когда мы выйдем за пределы дома, я буду на твоей стороне. Вот что бы ни случилось, какая бы оценка ни была, я буду справедлив, но я буду на твоей стороне». Чтобы ребенок понимал, что он вернется домой, а там не будет жесткое наказание, несправедливое, а что его поддержат. Да, его поругают, потому что действительно есть за что, но главное – справедливость и любовь. Это очень важно! Это поднимает самооценку. Мария Карпова: Анна, если можно, коротко, потому что у нас мало времени остается до новостей. Если родители в детстве ругали за оценки, то, скорее всего, он тоже будет своего ребенка ругать за оценки плохие? Анна Адамова: Скорее всего, да. Но дело в том, что сейчас очень много в доступе психологии. Мы часто об этом говорим, поэтому родители немножечко по-другому смотрят на эту ситуацию. Мария Карпова: Спасибо большое, Анна. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Анна Адамова, психолог, была у нас в гостях. * * * Петр Кузнецов: Давайте вернемся к вопросу нашего часа с помощью звонка, потому что вы отзываетесь, очень живо идет обсуждение этой темы. Кто успешнее во взрослой жизни, по-вашему, по вашим наблюдениям, – отличники или троечники? Троечники? Мария Карпова: Троечники. Яичница и троечники. Есть какая-то связь? Нет, наверное. Петр Кузнецов: Совершенно верно, есть. Выбирайте. Вот мы решили именно эти два лагеря столкнуть – троечники и отличники. Кто успешнее во взрослой жизни? Так и пишите: «отличники». Так и пишите: «троечники». Если не хотите тратить буквы, то у нас «отличники» – это «1», а «троечники» – «2». Так и пишите. 5445. Послушаем аргументы в прямом эфире. От кого они? Кто вы? Виктор, Томск? Виктор, Томск. Зритель: Да. Добрый день. Петр Кузнецов: Даже звучит – Виктор, Томск! Зритель: Я основываюсь на своем опыте жизни, как говорится, уже с вершины своих лет. В свое время мне, так скажем, предложили покинуть школу. Ну, со временем, естественно, жизнь перевернулась и так далее. Достиг и научной степени, и кучу проектов возглавлял и организовывал, и так далее. Могу сейчас сказать. Почему рождаются троечники? Во-первых, это заложено все-таки генетически – раз. Есть способность к образованию или нет, понятно. И та обстановка, та среда, а конкретно – к какому учителю ученик попадает. У меня в свое время, если были какие-то непонятки в школе с математикой, я думал: «Я идиот. Я дурак. Я ничего не способен». Хотя по другим предметам все было отлично. И вот наступает тот момент, когда я во второй вуз поступаю, там высшая математика, попадаю к преподавателю, который занималась с нами до ночи! И я, оказывается, не такой уж дурак. Я высшую математику сдал на «отлично». Обуславливаются чем, я хочу сказать, троечники? У них это сидит внутри. Они ищут, как говорится, не те формы выхода, решения… Мария Карпова: Нестандартные решения ищут. У нас сегодня как раз об этом говорил психолог. Зритель: Да. А отличники – они закрыты в рамках, в догмах и так далее, и так далее. И они боятся их переступить. Петр Кузнецов: Виктор, понятна ваша позиция. Спасибо вам за вашу историю. Виктор, Томск. И вот нам пишет еще телезритель из Ханты-Мансийского автономного округа (Югра): «Какая глупость – говорить, что оценка зависит от настроения учителя. Я категорически не согласна». Это не согласна, видимо, с позицией нашей гости, которая приходила совсем недавно. «Я категорически не согласна, что троечники более успешные. Распространенный миф. Все мои родные и знакомые опровергают это своей жизнью. Все успешные». Мария Карпова: А я у тебя не спросила: ты был отличником? Петр Кузнецов: В школе? По диплому? Да. Мария Карпова: Ну да. Петр Кузнецов: Что в дипломе у меня? Мне там грозила тройка, и добрые учителя мне просто натянули на четверку, чтобы не портит диплом. Мария Карпова: Как всегда, Петя, выехал на личном обаянии, да? Идем дальше. Петр Кузнецов: Тогда уже начинал. * * * Петр Кузнецов: А мы возвращаемся к нашей больной теме, к нашим троечникам и двоечникам. Мария Карпова: Может, не больной. Мы еще пока не выяснили результаты опроса. Петр Кузнецов: Мы еще не выяснили, кстати, да. Мария Карпова: Кстати, звоните нам обязательно и пишите. Кто успешнее во взрослой жизни – отличники или троечники? 5445 – номер. Петр Кузнецов: Давайте послушаем наших телезрителей. Кто у нас на связи? Напомните, пожалуйста, уважаемые редакторы. Сейчас он сам представится. Здравствуйте. Мария Карпова: Сергей? Петр Кузнецов: Сергей, да? Мария Карпова: Из Нижнего Новгорода. Зритель: Да-да. Петр Кузнецов: Сергей, здравствуйте. Зритель: Хотел сказать, знаете, в детстве, когда я учился, у меня были двойки, даже получал и «колы», получалось и такое. Но вот сейчас, когда уже без наставничества матери: «Это нужно сделать так, учиться так»… По математике и так далее у меня все было вообще прямо в минусе. Сейчас уже выучился на менеджера, автоэлектрика, печатника. В итоге, в принципе, сейчас как бы стал уже отличником, но именно в своей сфере. Вот это наставничество, когда тыкают (извиняюсь за слово) прямо головой… Мария Карпова: Интересно, при таком раскладе кем вы мечтали быть в школе, если вы плохо учились по математике? Ну, точно не менеджером, наверное. Зритель: Честно? Водителем. Мария Карпова: Водителем? Понятно. Петр Кузнецов: А тут наших сантехников обижают, говорят: «Сантехники – это бывшие троечники». А вот и нет, вот и нет. Мария Карпова: Мне кажется, нет здесь связи. Петр Кузнецов: Нет прямой связи все-таки. А у меня вот это наставничество, о котором Сергей говорил, ровно в вузе ушло. Вот в институте я уже почувствовал эту свободу от важности оценок как-то сам для себя. Давайте теперь к детям – к тем, кому еще предстоит и в школе доучиться, и вуз выбрать, надеемся, очень престижный. «За тройки и двойки вас ругают?» – спрашивали ребят. ОПРОС – Да, меня ругают за двойки и за тройки. Меня наказывают за то, что… Отбирают телефон. – Ни за двойки, ни за тройки мама меня не ругает. – Ругают. За что? За то, что надо стараться, что тройки, двойки – это плохая оценка. Расстраиваюсь ли? Ну конечно. – Ну когда как. Мирону, брату моему, говорили, что… У нас учительницы не было, и учительница поставила ему тройку. И мама сказала, что пересдаст. У меня не было ни в первом, ни во втором, ни в третьем классе. – Я ни разу не получал тройки и двойки. Я отличник. – Они меня не ругают, а просто так сказали, что плохо, и все, что нужно лучше учиться, что пятерки надо зарабатывать. – Нет. Один раз. По русскому и по математике один раз, и все. Они не отреагировали особо сильно. «Ну постарайся получше». – Нет, не расстраиваюсь. Но у меня пока что не было троек, поэтому я еще не знаю. Я учу уроки, пытаюсь хорошо заниматься, чтобы все было хорошо. – Меня ругают. Ну, по 10 рублей отбирают из копилки. Я учусь на «5» и на «4», двойки я вообще редко получаю. – Когда как. Чаще всего – нет. Ну, я получаю достаточно редко. Я считаю, что за это не надо ругать. – Иногда – да, а иногда – нет. Ну да, стараюсь не получать, но иногда бывает. – Чуть-чуть без телефона оставляют. На неделю. – Ну, не совсем, но иногда бывает. Но если ругают, то не сильно, потому что мама понимаем как бы, что не всегда можно, так скажем, подготовиться на все сто процентов. Мария Карпова: Это правда, не всегда возможно подготовиться. Петр Кузнецов: Не меняется подход. Мария Карпова: Не меняется, да. Петр Кузнецов: Узнаю себя. Мария Карпова: А мне жалко детей! Им еще столько учиться в школе. Столько у них еще впереди – и оценки плохие, и… Петр Кузнецов: «Мой сын учился плохо. Стыдно было ходить на родительские собрания. А сейчас успешный бизнесмен», – пишет телезритель из Самарской области. Мария Карпова: Из Красноярска пишут: «Удачливее в жизни троечники». А у нас звонок – Вера дозвонилась из Омска. Вера? Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Алло. Петр Кузнецов: Да, слушаем хорошо вас, прекрасно. Спасибо, что вы с нами. Зритель: Спасибо и вам. Мария Карпова: Мы вас слушаем? Петр Кузнецов: Ну, мы же не поблагодарить друг друга… Зритель: Я хотела поделиться с вами о своей школе… Алло. Слушаете, да? Мария Карпова: Хорошо учились? Зритель: Вы знаете, «четыре» твердое. Но это не главное. Я не о себе хочу сказать. Я хочу сказать, что я училась в интернате, и у нас такая школа была! В наше время так учились. Вы знаете, у нас и двоечников как-то не было, прямо таких сильных. Вы знаете, мы отучились все вместе восемь классов – у нас и инженеры, и учителя, и кого только нет. Понимаете, у нас нет бродяг. Вот сейчас говорят, что детский дом, интернат – так плохо! А я только с радостью вспоминаю. Какие учителя у нас были! Вот с прошедшим их. Моих-то уже нет. Кто в институт пошел директором… Мария Карпова: Вчера, кстати, был День учителя, мы тоже поздравляли всех учителей, всех представителей этой важной профессии. Спасибо. Петр Кузнецов: Вера, спасибо вам большое, а то всю жизнь перескажем. Оставим что-нибудь на следующие программы обязательно. Спасибо вам большое, особенно за эту школьную историю. Успеем только подвести итоги голосования нашего. Кто успешнее во взрослой жизни, – мы вас спрашивали, – отличники или троечники? Получилось, что троечники – 75%. Мария Карпова: Да, да, да. И отличники – 25%. Петр Кузнецов: А за отличников только 25%. Ох, как интересно! Смотрите, я бы закончил сообщением из Пермского края: «Отличник – это не показатель ума, а просто показатель ответственности». И сегодня в дневном «ОТРажении» мы эту тему продолжим обсуждать, точнее – тему школы. Дело в том, что президент России Владимир Путин поддержал идею введения в учебных заведениях должности советника директора этот воспитанию. Об этом он заявил 5 октября на встрече с лауреатами и финалистами всероссийского конкурса «Учитель года». В общем, смотрите – будет интересно. Мария Карпова: Будет интересно.