Ксения Сакурова: Вот мы часто говорим о том, что денег нет, но тем не менее все-таки люди у нас иногда где-то их находят и устраивают даже целый потребительский бум, ха-ха. Виталий Млечин: Ха-ха. Ксения Сакурова: Такой маленький бум, микробум. Виталий Млечин: Праздник живота. Как выяснилось, россияне запасаются перед нерабочей неделей. Вот по статистике, выручка продуктовых магазинов, например, в Москве в прошедшие выходные выросла аж на 20%. Увеличилось количество людей в торговых центрах, которые по указу мэра должны будут закрыться с 28 октября до 7 ноября. Ксения Сакурова: Люди закупают еду и товары впрок, чтобы никуда не ходить в период длинных выходных, возможно. Ну а, может быть, они просто боятся пустых полок. Давайте все это выясним. А еще нам очень интересно, эта ситуация только в Москве и Подмосковье, или, может быть, и в других городах, в том числе в небольших населенных пунктах, тоже стараются тоже сейчас запастись какими-то товарами, какими-то продуктами, чтобы, ну я не знаю, на всякий случай или лишний раз действительно не выходить из дома? Позвоните, напишите, расскажите, как у вас сейчас происходит. Виталий Млечин: Да, пожалуйста, сделайте это. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. Наш собеседник – Александр Борисов, председатель Совета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка. Александр Иванович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Александр Борисов: Добрый день. Виталий Млечин: Александр Иванович, вот эта статистика, наверное, кого-то порадует, ну, скажем, владельцев магазинов, а что касается вообще ситуации в стране, то, что люди перед выходными длинными пошли в магазины, о чем это говорит, как вы считаете? Это, так сказать, рачительные хозяева, которые хотят запастись впрок, или люди переживают, что начнутся какие-то проблемы с товарами? Александр Борисов: Ну, в принципе это довольно нормальное поведение для целой части населения, особенно тех, у кого есть опыт советского дефицита, вы знаете, эта категория людей, она традиционно при любых изменениях экономической ситуации предпочитает сделать так называемые закупки впрок. Но нельзя сказать, что это для всех одинаковый алгоритм поведения, потому что молодая часть населения, активная, она занята более другими серьезными задачами. Уже примерно 10% населения вообще рассчитывает на то, что останутся такие форматы работы, как доставка, и для них это не составляет большой проблемы. Ксения Сакурова: Александр Иванович, а вы знаете, чем занимается молодое население? Вот вы говорите про старшее поколение, у которых опыт, естественно, жизни в Советском Союзе, а у молодого поколения опыт переживания первого локдауна, когда постричься было негде. Виталий Млечин: Ха-ха. Ксения Сакурова: И сейчас я знаю, что некоторые парикмахерские вообще работают до полуночи и даже позже, записывают всех желающих, во-первых, чтобы удовлетворить этот спрос, а во-вторых, чтобы, да, накопить себе какую-то подушку безопасности на вот эти вроде бы недельные, но кто его знает, выходные. Александр Борисов: Это совершенная правда. И в том, что касается вот сферы бытового обслуживания, тут, конечно, другая ситуация складывается. Я должен сказать, что даже в моей семье то же самое, жена раньше, чем нужно было, прошла обслуживание своего автомобиля, сын, я знаю, уже постригся. Я сам попал в предыдущий локдаун в такую же ситуацию. Это нормально, и очень хорошо, что бизнес реагирует правильным образом, идя навстречу пожеланиям потребителей. На самом деле вот у меня даже иногда возникает впечатление, что такого рода локдауны – это хорошая тренировка для бизнеса, который должен понимать, что в рыночной экономике далеко не всегда все развивается поступательно и ситуация только благоприятная. Но я бы еще добавил знаете что к увеличению посещения магазинов? Есть такой фактор, мы оказались сейчас на смене сезонов, ну от сравнительно теплого к холодному, то есть у людей появилась потребность смены одежды и обуви, это тоже повлияло на посещаемость. И думаю, что ретейл и здесь тоже правильно поступил и продлевая сроки работы, и объявляя дополнительные акции, потому что здесь обе стороны должны проявлять максимум сообразительности, и, как вы сами говорите, и население делает свои выводы, и бизнес тоже предпринимает необходимые шаги, чтобы получить возможность заработать несмотря на закрытие. Виталий Млечин: И не потерять, и не закрыться, самое главное. Послушаем Любовь. Здравствуйте, Любовь. Зритель: Здравствуйте. Псковская область, город Великие Луки. Дочь с зятем каждую субботу ездят закупаться. Приехали, у нас есть магазин «Апельсин», приехали в магазин, говорят: «Мама, что там творится! Пиво коробками, водка, еда, народу, все куда-то отдыхать!» У нас соседи затеяли косметический ремонт, двери настежь. Вот скажите, что это такое? Где… Без масок, друг над другом стоят. Это вообще какой-то ужас. И когда это закончится все? Надо просто вот закрыть все и заставить прямо вот под дулом пистолета всех вакцинироваться. Что у нас, у русских, не понять все время как? Виталий Млечин: Понятно… Спасибо. Ксения Сакурова: Любовь, ну понятно, когда закончится, – 30-го числа все закончится, поэтому люди и устраивают ажиотаж. А вот, кстати, тут интересная мысль прозвучала, что люди на самом деле закупаются впрок перед Новым годом. Не могу сейчас найти это SMS-сообщение, но смысл в том, что люди боятся, что может локдаун затянуться, ну и вообще, сейчас еще цены, в общем-то, хотя бы понятно какие, а какие они будут в декабре, непонятно. Поэтому сейчас люди опять же, как в старые добрые времена, чуть ли не за полгода собирают новогодний стол. Может быть, в этом тоже есть какое-то разумное зерно? Александр Борисов: Ну, исключить, наверное, этого нельзя, хотя еще достаточно рано, для того чтобы делать новогодние закупки. Понятно, что у подавляющего большинства категорий продуктов есть сроки хранения. Но то, что люди перед вот этим довольно длительным периодом закрытия, они делают предварительные закупки… Плохо, что это делается именно вот так, и плохо, что не соблюдаются социальные нормы. К сожалению, это только можно сделать долгой просветительской работой, и спасибо, что вы этим занимаетесь. Виталий Млечин: Спасибо вам большое, что, собственно, к нам присоединились. Ксения Сакурова: Спасибо, что помогаете нам, да, этим заниматься. Виталий Млечин: Да, помогаете нам этим заниматься и поделились своим мнением. Александр Борисов, председатель Совета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка, был с нами на прямой связи. Давайте несколько сообщений. Очень много нам люди пишут, и, конечно, большинство сообщений сводится к тому, что впрок не закупаются люди, потому что денег нет. Ксения Сакурова: Потому что не на что, да. Виталий Млечин: Но есть и другие сообщения. Ну вот это из Московской области: «Это из-за роста цен», – ну, действительно логично. Это вот то, о чем ты только что говорила: сейчас можно понять, сколько все стоит, а сколько это будет стоить, условно говоря, через месяц, уже могут быть разные мнения по этому поводу. Из Ленинградской области: «Сейчас пришел из магазина, в магазинах пусто, одни кассиры скучают», – и это не единственное сообщение из Ленинградской области подобное. Вот еще одно: «Люди уже давно закупились, в магазинах сегодня одни кассиры, народу нет». А вот из Пермского: «Люди покупают впрок все, что по акции, так как цены каждый день меняются». Ксения Сакурова: Ну вот давайте узнаем, насколько вообще сейчас выгодно и не пользуются ли магазины вот этим потребительским бумом. Виталий Млечин: Да. Ксения Сакурова: С нами на связи Игорь Березин, президент «Гильдии Маркетологов». Игорь, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Игорь Березин: Добрый день. Ксения Сакурова: Насколько выгодно сейчас это делать? И как себя ведут на фоне вот этого бума магазины? В прошлый раз многих из них обвиняли в том, что они просто пользуются ситуацией и поднимают цены на фоне высокого спроса. Игорь Березин: Ну, разные магазины по-разному себя ведут. Тут надо четко разделить, что магазины одежды, бытовой техники, парфюмерии оказались в сложной ситуации, они просто потеряют 10 торговых дней, их ждет достаточно неприятные результаты по итогам месяца и, скорее всего, по итогам ноября тоже, и они пытаются хоть как-то в этих условиях, что называется, выкрутиться, они объявили скидки кто 20%, кто 30%, кто 50%, и этим, в общем, тоже простимулировали посещение этих торговых центров, потому что эти магазины, они же не находятся в чистом поле или в отдельно стоящих зданиях, они все, как правило, находятся в крупных торговых центрах. И в этом смысле здесь скорее да, можно будет сделать какую-то выгодную покупку, надо смотреть на конечную цену, на то, что людям вот будут предлагать в этих магазинах, здесь скорее да. Что касается продовольственных магазинов и их реакции, то это, в общем, достаточно типичная история. Мы получили такие рукотворные дополнительные каникулы типа новогодних или типа майских, и примерно по продолжительности такие же, включая выходные дни, и люди себя ведут примерно так, как они себя ведут перед большими каникулами. То же самое мы видим в последнюю неделю апреля, то же самое мы видим в последнюю неделю декабря. Плюс наложилось вот это, я совершенно согласен с коллегой Александром Борисовым: люди среднего и старшего поколения в нашей стране знают, что в любой непонятной ситуации соль, спички, сахар, гречку, рис, макароны лучше положить в шкаф, они там за полгода не испортятся, пусть лучше они там будут, чем закончится туалетная бумага… Виталий Млечин: Чем не будет, логично. Игорь Станиславович, прошу прощения, вот замечательное пришло сообщение: «Целую неделю вся семья будет сидеть дома, их надо кормить, а в плохую погоду есть очень хочется, вот и весь ажиотаж». А скажите, пожалуйста, все-таки как торговые сети, магазины реагируют вот на этот ажиотаж? То есть как бы, казалось бы, с одной стороны, можно повысить цену перед вот этими выходными, чтобы побольше заработать, а с другой стороны, обычно все-таки в рыночной экономике, наоборот, когда хотят больше продать, цены, наоборот, снижают. Игорь Березин: Да. Вообще тема с ценами – она такая достаточно сложная, их торговые сети не могут менять каждый день или раз в неделю, это происходит по согласованию с поставщиками и т. д. Чем могут играть торговые сети – это скидками. Когда они хотят простимулировать спрос на, допустим, макароны, они могут делать скидки на этот продукт и в 10, и в 20, и в 30%, опять же в зависимости от того, как они договорятся с поставщиками этих макарон. Когда они видят, что спрос на эти макароны хороший, зачем делать скидку, можно ее отменить, соответственно, вот это можно сделать буквально в течение дня, взять и сказать, что, окей, скидка больше не действует, срок ее действия закончился. Поэтому на продукты, скорее всего, реальный средний ценник немного повысится, потому что какой смысл стимулировать, если и так люди хорошо покупают. Стимулировать будут как раз в эти, так сказать, безработные недели, когда спрос упадет. В непродовольственной рознице, по парфюмерии, по бытовой технике вполне возможно, что реально средний ценник снизится как раз вот в ответ на меры стимулирования, то есть этим… Ксения Сакурова: Ну да, этим, собственно, и будут завлекать, да. Виталий Млечин: Ага. Ксения Сакурова: Давайте послушаем нашего зрителя. Из Москвы Константин на связи. Здравствуйте. Виталий Млечин: Да, здравствуйте, Константин. Зритель: Здравствуйте. На мой взгляд, речь идет об обычном психозе. Виталий Млечин: Так. Зритель: Но у него есть три объяснения четких и понятных. Первое объяснение: никто не верит нашим властям, что вот этот мини-локдаун продлится ровно до 7 ноября. Виталий Млечин: Ага. Зритель: Где до 7-го, там и до 12-го, где до 12-го, там и до 15-го, а люди будут сидеть или без продуктов, или по повышенным ценам и т. д. Виталий Млечин: Так. Зритель: Вторая причина. В СМИ уже проскочила информация о том, что ретейлеры, или где-то базы там закупки, не знаю, как это происходит, но они повысили закупочные цены. То есть готовьтесь к обычному повышению цен. Виталий Млечин: Так. Зритель: И третья причина, увы, небольшой камушек в ваш огород, не вашего канала, к счастью, а журналистов и людей, которые допущены к массовой аудитории. Нагнетают психоз именно они, потому что народ взвинчивают, народ пугают, стращают, постоянно крупным планом иголка в плечо, идите, бегите, паника. Вот эти вот панические настроения, они рождают тягу идти, бежать, покупать, скупать, а то вдруг запрут всех опять по квартирам, по норам, 100 метров от собаки… Ксения Сакурова: Да, понятно. Зритель: …100 метров до магазина, 200 метров до больницы, 400 до поликлиники, за всеми будут бегать, как в прошлом году, полицейские, несчастных бабушек штрафовать. Вот боятся повторения кошмара, который был. Ксения Сакурова: Понятно, да. Спасибо, спасибо большое, Константин, понятно. Виталий Млечин: Спасибо, Константин. Ксения Сакурова: Я вот хочу спросить Игоря Станиславовича: а вот этот, как наш зритель сказал, психоз, он на руку сетям? Вообще маркетологи как-то это используют, они нагнетают сами панику, для того чтобы увеличить поток клиентов? Игорь Березин: Ну, сетям вообще это все не в радость. Для работы любого нормального торгового предприятия, стабильные, понятные условия, когда вы знаете, чего ждать, – это то, что нужно. Вот все вот эти вещи, когда сейчас у вас ажиотаж, какой-то товар закончился, потом он будет стоять, вот я вижу, приводили пример с гречкой, что вот она там взлетела до 200 рублей, полка пустая, а через месяц она стоит по 50 рублей и никому не нужна. Для торговой сети вот эти вот скачки оборота и вверх, и вниз – это не добро. Она работает как бы ритмично, то есть есть какой-то там план, вот мы поставили себе задачу увеличить оборот нашей торговой сети на 15% по сравнению с прошлым годом, у нас есть план, мы стараемся его выполнять. И тут возникают вот эти вот форс-мажорные обстоятельства… Ксения Сакурова: Ну да, для бизнеса, наверное, это не очень комфортно. Спасибо большое. Игорь Березин: Это никогда не комфортная история. Ксения Сакурова: Да, спасибо большое. Виталий Млечин: Спасибо. Ксения Сакурова: Игорь Березин, президент «Гильдии Маркетологов», был с нами на связи. Удивительное дело – ты знаешь, чем люди запасаются? Мышечной массой. Виталий Млечин: Ох. Ксения Сакурова: Я вчера была в спортивном клубе, и там просто какой-то наплыв посетителей. Виталий Млечин: Так. Ксения Сакурова: Видимо, все пытаются перед выходными что-то там себе, не знаю, накачать мышц впрок. Работает или нет, посмотрим. Виталий Млечин: Скоро узнаем. Давай несколько сообщений обязательно прочитаем. Вот из Кировской области нас спрашивают: «Продовольственные магазины ведь будут работать, зачем накупать?» – ну, в общем, логичный вопрос, продовольственные никто не закрывает. Дальше: «А потом люди будут выбрасывать несъеденное или испорченное. Накопительство идет от жадности». И вот из Волгоградской области: «Представьте: выходные, вся семья дома, всех надо накормить, особенно мужчин. В будние дни обычно на работе или в школе можно перекусить, а вот тут, соответственно, не получится. И еще и обещание роста цен, это еще похоже на новогодние каникулы», – пишут нам. Поэтому вот такие разные есть точки зрения. Мне очень понравился звонок нашего телезрителя, который вот так вот доступно на три причины разложил. Ну вот относительно ажиотажа, который создают СМИ, это действительно случается, но не на нашем канале, разумеется, и мы призываем только сделать прививку от коронавируса. Если бы все привились, то никаких локдаунов не пришлось бы вводить.