Константин Чуриков: Ну что, народ ломанулся в магазины, если так по-простому. Вот уже начиная с выходных в принципе ни проехать, ни пройти, ни припарковаться. Вот знающие люди, мы-то вот прячемся все как-то, это самое, хоронимся где-то, но знающие люди говорят, что не протолкнуться в торговых центрах, действительно, все забито, везде покупатели. Марина Калинина: Да. Дело все в том, что люди закупаются в ожидании нерабочих дней, которые проанонсировали власти Москвы и Подмосковья, соответственно, там ограничения работы магазинов, ресторанов, различных развлекательных заведений. Так вот, посещаемость относительно докризисных значений выросла на 7–10%, а оборот торговый – почти на 40%. Константин Чуриков: Ну, это, кстати, к вопросу… Вот сейчас мы тоже беседовали полчаса назад о том, ой, как там бизнесу, как ему будет тяжело, но вот в принципе, если, получается, все ограничится только девятью нерабочими днями подряд, то, может быть, как раз-таки вот эта вот активность наша с вами или там ваша чья-то, она поможет как раз-таки этому самому бизнесу и выжить. Марина Калинина: А вот мне интересно, еще участились походы в рестораны – люди впрок наедаются, что ли? Я вот это не очень понимаю. Константин Чуриков: А давайте сначала, кстати, раз уж мы о ресторанах, сейчас вот посмотрим небольшой сюжет о том, что творили люди за несколько дней до нерабочих дней, например, в том числе и в Москве. Репортаж Максима Волкова, я думаю, что сейчас мы его вам как раз-таки и покажем. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Ну, еще раз, не локдаун, сюжет делали до разъяснения от Дмитрия Пескова, что никакого локдауна нет. Марина Калинина: Да. Константин Чуриков: Вообще вот я смотрел на этот сюжет и думал: господи, какой отпуск, какие зубы вообще? О чем, о чем вот они говорят, такая ситуация в стране… Давайте сейчас на уровень ниже так вот спустимся, просто, уважаемые зрители, вопрос: чем вы запасаетесь, какими продуктами, какими товарами первой необходимости, ну если у вас есть такая… Марина Калинина: А может быть, даже и не первой необходимости. Константин Чуриков: Да, если у вас вот просто есть такая привычка, когда вот все говорят, что вот скоро нерабочие дни, вы вот бежите в магазин и что-то покупаете. А сейчас мы попросим выйти в эфир Анастасию Сидорину, это руководитель клиентской группы «Ромир». Здравствуйте, Анастасия. Анастасия Сидорина: Добрый день. Константин Чуриков: Анастасия, вот вы следите за покупательской активностью – на что бросились жители крупных городов? На какие группы товаров? Анастасия Сидорина: Да, добрый день еще раз. Ну, это действительно так, мы очень активно следим за покупателем, что происходит с россиянами, особенно когда у нас такая быстро меняющаяся ситуация. И действительно, вот мы каждый раз наблюдаем, что то, что происходит с потребительскими настроениями и ожиданиями, очень сильно зависит от информации, которая выпускается в публичное пространство. Поэтому, конечно же, когда была объявлена, собственно, информация о том, что у нас будет такая нерабочая, закрытая неделя и частью услуг и непродовольственным сектором мы не сможем пользоваться, то в предыдущие выходные мы увидели такой всплеск покупательской активности. Он прежде всего наблюдался в сегменте услуг, наблюдался в сегменте непродовольственном, то есть одежда, обувь, косметика, эти сегменты достаточно активно росли. То есть по факту, да, это ситуация такого отложенного спроса, когда мы откладываем ряд покупок, понимая, что у нас не будет возможности их купить, мы, соответственно, активно добираем, собираем нашу корзину. Тем более как раз именно в праздничные дни очень часто люди планируют подобные покупки, вот. Соответственно, да, мы наблюдаем определенный рост, но здесь очень важно иметь в виду, что это не история бума, это не такая история, которую мы наблюдали в марте 2020 года, потому что очень часто мы видим, что сравнивают эти ситуации. Нет, это достаточно здоровая реакция на некоторое закрытие, поэтому это действительно такая история отложенного спроса. Константин Чуриков: Ага. Анастасия, ну это мы посмотрим еще, что будет в эти выходные или там перед этими выходными, когда начнется уже, так сказать… Перед вот этими официальными, да, от президента нерабочими днями, и тогда поговорим. Хорошо, а фактор того, что это было, понимаете, это же было заранее очень проанонсировано. В чью пользу это сыграло? Давайте так, кто выгодоприобретатель конкретно по группам товаров? Кто нагрел, скажем так, кто получил выгоду из этого? Марина Калинина: Кто заработал на этом? Анастасия Сидорина: Ну, здесь тяжело говорить о том, что кто-то заработал или нет, потому что в любом случае, да, локдаун, даже в такой короткий период, – это определенный ущерб для бизнеса, и даже такой рост покупательской активности абсолютно не скомпенсирует этот ущерб, который он… понесет. Но абсолютно точно мы видим, что есть растущие сегменты рынка, как я сказала, это сегмент услуг. Это хоричный сегмент, то есть это общественное питание, и непродовольственный сегмент, то есть это одежда и косметика в том числе. Константин Чуриков: Анастасия, а что такое «хоричный сегмент»? Анастасия Сидорина: Общественное питание. Общественное питание – это как раз вот рестораны, бары, кафе. Константин Чуриков: А, это аббревиатура такая, сокращение. Анастасия Сидорина: Сокращение, профессионализм, ха-ха. Константин Чуриков: А, я понял-понял. Марина Калинина: Скажите, а вы не отметили повышение цен на товары в связи с таким ажиотажем? Магазины не стали на этом как-то еще побольше попытаться заработать? Анастасия Сидорина: Ну смотрите, здесь важно иметь в виду, что мы анализируем потребительский спрос, то есть мы смотрим на то, как ведет себя покупатель. То есть как бы внешняя история, собственно, ценовая, мониторят ее коллеги, коллеги из индустрии. Если говорить именно про нашу методологию, мы скорее смотрим на то, как ведет себя покупатель, конечный пользователь. Марина Калинина: А коллеги вам не рассказали случайно, что они заметили? Анастасия Сидорина: Ха-ха. Ну, здесь нужно, да, мониторить, … они мониторили эту информацию, они смотрели. Возможно, в ряде сегментов действительно будет наблюдаться такая история, потому что очень часто мы действительно видим, что происходит повышение, ряд бизнесов могут этим пользоваться. Но сейчас, да, не смогу оперативно подсказать, кто именно… Марина Калинина: Ну понятно, ага. Константин Чуриков: Так, значит, смотрите, что на SMS-портале. Вообще у меня ощущение, что вся эта история про крупные города и не про в принципе какие-то уже небольшие, не миллионники. Потому что нам пишут, что а где, никакого ажиотажа нет: «В Москве ломанулись, а в Челябинской области в магазинах никого нет», «В Саратове все спокойно». И дальше, смотрите, из Петербурга нам пишут: «Сегодня видела в магазине, что люди вывозят продукты тележками, просто ожидают повышение цен. Мы с мужем берем только самое необходимое». Белгород: «На карантин запасаюсь книгами из библиотеки», – вот это вы правильно сделали. Марина Калинина: Ух ты! Константин Чуриков: Значит, Белгород… Мы, кстати, часто тут, у нас эксперты говорят, что вот народ не тот, россияне какие-то не те, а вот, все правильно: «Никуда не закупаем, зачем?» – вот правильно абсолютно. Марина Калинина: У нас есть звонок из Астрахани. Людмила, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер! Константин Чуриков: Добрый. Зритель: Вы знаете, мне тоже, вот я слушаю, мне тоже как-то удивительно, что люди бегут в рестораны, в кафе, закупают продукты. Я как бы не закупаю продукты. Я, единственное, купила себе теплые вещи на зиму, вот, первой необходимости такие, и купила лекарства, вот. Потому что я живу одна, проживаю, и мне некому будет, если вдруг я заболею, я купила лекарства, запаслась необходимыми препаратами противовирусными, антибиотиками, все лежит в холодильнике. Я считаю, это самое необходимое. Константин Чуриков: Ну ладно, я тоже могу признаться, я вложился, значит, ну это всего четыре, по-моему, упаковочки, гречки ядрицы, вот на всякий случай, просто рефлекс, ха-ха, не смогли удержаться… Марина Калинина: Костя… Константин Чуриков: Все, больше ничего. Спасибо. Марина Калинина: Ха-ха. Константин Чуриков: Так, Анастасия, хорошо, что касается сегмента одежды, на самом деле действительно сейчас у нас время, так сказать, уже другое. Что было с продажами летом, что сейчас? Насколько бойко все идет? Анастасия Сидорина: Ну, на самом деле действительно сегмент очень активно подрос. Но смотрите, здесь важно опять же держать в голове, что как бы это история неких таких отложенных покупок, а именно в этот период традиционно, где-то в ноябре мы наблюдаем, что на одежду и обувь как раз траты растут населения. Но смотрите, на самом деле очень хорошее такое замечание, что мы наблюдаем эту историю неравномерно, если говорить о географическом распределении, в первую очередь именно в крупных городах мы прослеживаем такой рост, тут нельзя говорить о буме, некий рост именно трат в данном сегменте. Здесь, наверное, хочется все-таки разграничить с тем, что мы наблюдали с локдауном как раз первой волны, потому что это была абсолютно другая история, потому что покупатель находился в ситуации абсолютной неопределенности и была создана как раз история такого искусственного ажиотажа, спроса, ну и, соответственно, дефицита товара. Сейчас же такого нет, потому что в принципе мы уже имеем представление о том, что такое локдаун. Кроме того, наверное, хочется отметить, что в период локдауна бурное развитие онлайн-пространства дало как раз возможность покупателю абсолютно все потребности свои корзины закрывать в онлайн-пространстве. То есть у нас нет опасения того, что если сейчас мы уйдем на локдаун, то возможности купить гречку, бытовую химию, порошок и т. д. у нас не будет, вот. Поэтому здесь все-таки достаточно здоровая история по сравнению с тем, что мы наблюдали ранее. Константин Чуриков: Да, спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Анастасия Сидорина, руководитель клиентской группы «Ромир». Значит, тут SMS: «Какие покупки? До пенсии 2 недели еще, осталась тысяча». Марина Калинина: Нижегородская область: «Запаслась теплыми тапочками, чтобы сидеть у телевизора в карантин», – «пенсионерка, 77 лет». Константин Чуриков: Тверская область, зрительница пишет: «Я купила 25 кг кортошки», – вот так написано. Марина Калинина: «Зачем что-то покупать? – это из Чувашии. – У вас что, коронафобия? Я живу спокойно. Какая гречка? Купите кваса и отдыхайте». Константин Чуриков: Галина, Ленинградская область, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я слушаю, да, и, в общем, мне 77 лет, и мы разные времена прожили, как говорится, таких вот запасов я никогда не делала. Вот что нужно, всегда покупала и все, потому что я видела, как некоторые запасались, мои вот родственники, и потом все это выбрасывали на помойку. Я считаю, это просто безумство. Константин Чуриков: Галина, подождите, ну а в конце 1980-х – в начале 1990-х гг. вот эти вот очереди? Зритель: Никаких запасов не было. У меня было тогда двое детей маленьких, все. Купили, в очереди отстояли, по талонам покупали… Константин Чуриков: Ну да. Зритель: Ну, выжили. А сейчас тем более, какие запасы, когда продукты некачественные? Гречку возьмешь вот, килограмм, вот пакет гречки, она полежит месяца два, и в ней труха начинается. Поэтому запасы делать сейчас – это просто практически невозможно. Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Ну вот из Рязанской области версия, почему люди побежали в магазины: «Москвичи рванут в деревню на неделю, вот и закупаются». Константин Чуриков: Белгород: «Где больше денег, там все и сметают». Вот нам сейчас, кстати, о поведении нашем покупательском, нашей покупательской способности сейчас расскажет Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий. Владимир Николаевич, здравствуйте. Владимир Козлов: Добрый вечер. Константин Чуриков: Вот я прочел, как звучит ваша должность, и я вот понял… Владимир Козлов: Прекрасно звучит. Константин Чуриков: … я уже поверил в теорию заговора, ха-ха, вот. А ваше мнение, кто сейчас в плюсе на этом ажиотаже? Владимир Козлов: Вы знаете, в плюсе, как правило, те, кто продают. Ну а мы-то с вами как покупатели в плюсе, потому что мы получаем уверенность в том, что мы выживем. Я помню первую пандемию, мы шли домой всей семьей, а семья у меня большая, пятеро детей, и мы видели, как семья другая выгружает гигантские пакеты, сумки с покупками, это вот в 2020 году. Я говорю: «Вы к чему готовитесь?» Они говорят: «Мы будем теми, кто выживет». Марина Калинина: Ха-ха. Константин Чуриков: Ха-ха. Владимир Козлов: Вы знаете, слава богу, мы живем в России, поэтому выжили все, вот. Поэтому сейчас мы находимся на гораздо меньшем пике паники, гораздо меньше паники, все более привычно, но тем не менее нет ничего более стимулирующего продажи, чем, знаете ли, ожидание какого-то события, каких-то перемен. И я вот внимательно слушаю вашу программу, есть очень разные мнения, разные люди со всех городов и районов, регионов нашей большой страны, рассказывают про абсолютно разные поведенческие политики, про абсолютно разные поведенческие такие стратегии. Но тем не менее покупательство и сохранение – это преимущественно свойственно всем, ну большинству. Константин Чуриков: Да. Но, вы знаете, когда все равно видишь вот эту статистику, сколько заболевших в день, насколько их больше, чем выздоровевших, когда видишь, сколько смертей, в принципе так воображение иногда нет да дорисует более длительный период нерабочих дней, тем более что сегодня, по-моему, пресс-секретарь президента сказал, что главы регионов могут по своему, так сказать, усмотрению регулировать продолжительность этих нерабочих дней. Владимир Козлов: Да, безусловно, все это есть. Но тем не менее, вы знаете, скажем, покупательская активность у нас связана все-таки еще с тем, что мы готовимся к Новому году и нужно успеть как заработать, так и запастись товарами. Тем более что все мы слышали, что прошла новость о попытке поднять цены на ряд очень важных для нас товаров, в том числе на те четыре пачки гречки, которые вы совершенно разумно запасли, понимаете. Константин Чуриков: Ха-ха. Владимир Козлов: Я тоже нет-нет, да проходя мимо магазина пачку-другую про запас куплю. Константин Чуриков: Ну да. Это еще хорошо, что сейчас Новый год не репетируют, хотя многие уже как-то ментально там, рука тянется к шампанскому, к икре… Но это я, естественно, не о себе. Давайте сейчас послушаем звонок. Константин из Москвы. Марина Калинина: Да, здравствуйте, Константин. Зритель: Добрый день. Я считаю, что это элементарный психоз, и никакого отношения все это к Новому году в октябре точно не имеет. А имеет отношение вот к чему. Дело в том, что действительно прошла информация, что будет повышение цен на какие-то продукты, ретейлеры уже сказали, что они поднимают закупочные цены, или уж как там этот механизм происходит, не знаю, но такая информация была. Поэтому ажиотаж в продуктовых магазинах объяснить можно этим отчасти, а отчасти просто обычный психоз. А вот что нельзя объяснить, то есть что, вернее, можно объяснить точно вот такими, как вам сказать, человеческими причинами, так это поход сейчас побыстрее постричься, в салоны красоты, навести марафет, что называется, вот это объяснимое явление, потому что… Константин Чуриков: Чтобы не выходя из дома друг друга очаровывать, да. Зритель: Да. Почему? Потому что если сейчас не пострижешься, потом неизвестно, на сколько этот локдаун, мини-локдаун, так его назовем, продлится. Сейчас объявили до 7 ноября, потом продлят до 12-го, потом до 15-го и т. д., и т. д., так уже было. Константин Чуриков: Не пугайте, спокойно, ха-ха. Марина Калинина: Подождите, давайте мы не будем сейчас делать таких прогнозов… Зритель: Нет, это я просто говорю, это возможно. Константин Чуриков: Ну да, это условно, предположение. Зритель: А может быть, и не будет. Но, вы понимаете, если парикмахерские, салоны красоты закроют, а их закроют, то это все будет намного дороже стоить, и все будет подпольно, так было в прошлом году. Помните локдаун 2020 года, который был намного дольше? Вот я лично пользовался услугами парикмахерских подпольных. Приезжала мастер, она брала за ту прическу, которую я делаю, обычную, стандартную, с меня брали 500 рублей, а она приезжала ко мне на дом за 1 000, и ко многим другим. Это нельзя было делать, по идее, незаконно, но не ходить же заросшим. Константин Чуриков: Да. Марина Калинина: Но вы хотели быть красивым. Константин Чуриков: Это еще было до появления вакцины… Да, спасибо, Константин. Зритель: Это задолго до всего было. Константин Чуриков: Да, мы прямо поностальгировали, да. Марина Калинина: А вот кто-то купил себе, вот пишут, регион, правда, неизвестен: «Купил себе строительные материалы, краску, валик, шпаклевку, буду в карантин красить полы в комнате». Константин Чуриков: Да. А вот, кстати, спорят со зрителем: «А в Норильске уже пахнет Новым годом», – там уже и снежок, ха-ха, и созданы все условия. Владимир Николаевич, хорошо, значит, вот, знаете, самый главный вопрос всегда, собственно, что и приводит к панике, – это какое-то вот опасение, что там чего-то не хватит, запасы продуктов и т. д. Вот маркетологи, скажите, что нужно сделать, чтобы людей убедить в том, что все спокойно, все хорошо? Марина Калинина: Ну, тут еще, Костя, дело в том, что действительно нас постоянно пугают ростом цен, и… Константин Чуриков: Ну да. Владимир Козлов: Вы знаете, для того чтобы защитить самих себя от, знаете, вот этих всяких страхов, пугающих вещей, которые уже стали, вы знаете, как бы они из таких необычных стали очень уже привычными. Есть одна очень известная торговая сеть, которая каждый год уже, по-моему, на протяжении 6 лет проводит финальную распродажу перед тотальным закрытием, и все никак она не закроется, понимаете. Марина Калинина: Ха-ха. Константин Чуриков: Да-да-да, ха-ха, «Последняя распродажа, успей купить!» и до сих пор, годами, да. Владимир Козлов: Наираспоследнейшая, понимаете, то есть они прямо исчерпывают уже слова. И вы знаете, люди привыкают ко всему. Люди так устроены, мы все с вами, вы знаете, мы способны пережить очень как радостные моменты, так и достаточно трудные. Мы умеем привыкать к трудностям и их победно преодолевать. Поэтому я думаю, что предыдущий локдаун, вы знаете, он научил нас, вы знаете, поддерживать друг друга, он научил нас верить в лучшее, он научил нас какой-то надежности, научил нас в том числе не делать суперспецзапасов, чтобы опять же не выкидывать продукты, как вот тут вот рассказывали некоторые, кто позвонил. И вы знаете, я думаю, что при всех усилиях маркетологов в этом году не будет супертрат, не будет супервыбрасывания денег. Мы стали умнее, мы стали надежнее, мы стали более практичными. Я думаю, что вот такие выводы у нас по итогу получились. Ну и по исследованиям, кстати, тоже, они показывают, что люди на 43–45% стали спокойнее относиться вот к этим новостям. Марина Калинина: Ну то есть, Владимир Николаевич, получается, что люди сейчас решили потратить деньги и не оставлять их на потом, то есть не откладывать сейчас свои потребности, не откладывать спрос, не откладывать покупки какие-то важные? Константин Чуриков: Буквально 10 секунд. Марина Калинина: Да, буквально прямо… Владимир Козлов: Вы знаете, текущий рост цен связан с тем, чтобы мы немножко подзапаслись. Но деньги все равно оставлены на Новый год, так что ничего последнего не потрачено. Константин Чуриков: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий. Белгород пишет: «А 7 ноября у нас великий ленинский праздник, для нас это как Новый год», – между прочим, да. «Не сходите с ума, люди, телевидение пусть не провоцирует, это выгодно торгашам», – нам пишут вот так вот. «Основная еда – макароны». И вот тут один человек признался, Пенза: «Купил два ящика водки и 5 кг сала», – ну все, теперь перезимуем локдаун, да. Марина Калинина: Ха-ха. Константин Чуриков: Через несколько секунд продолжим.