Ужесточение наказания для водителей. Для кого и как именно Госдума нового созыва предлагает ужесточить наказание?  Виталий Млечин: Госдума нового созыва меж тем на первом же своем заседании приняла в первом чтении законопроект, который ужесточает ответственность для водителей-злостных нарушителей правил дорожного движения. Когда законопроект будет подписан и вступит в силу, за совершение трех серьезных нарушений в течение года водителя будут лишать прав на год-полтора. Ольга Арсланова: А если невозможно этих прав лишить, например, потому что их нет, назначат штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Вот такое предложение. Будем разбираться, как это нововведение скажется на том, что у нас на дорогах происходит и на настроениях автомобилистов, естественно, тоже. И приветствуем нашего гостя. К нам пришел Леонид Ольшанский, почетный адвокат России, вице-президент движения автомобилистов России. Леонид Дмитриевич, здравствуйте. Спасибо, что пришли. Леонид Ольшанский: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Я сразу испугалась. На дачу ехала, превысила скорость – мне два штрафа сразу пришли в один день. Чуть-чуть превысила. Что, все, третий раз – и… Леонид Ольшанский: Нет, вы винегрет сделали. Штрафы приходят в нарушение конституции собственнику. Как сказало правовое управление Думы 10 лет назад, заведомо невиновному. Потому что собственник может быть и бабушка, и дедушка, и редакция этой телекомпании, и банк. Ольга Арсланова: Нет. Там все по адресу было. Леонид Ольшанский: Поэтому это к этому не относится. То, что через камеры – хоть миллион штрафа. Речь идет о том, что инспектор остановил и составил протокол. На третий раз – лишение. Это норма антиконституционная. Я вам хочу напомнить историю вопроса. При советской власти существовала такая норма. Только были талоны. У инспектора был дырокол. Три дырки – лишение. Когда началась горбачевская Перестройка, то в стране были поставлены три вопроса: парламентская реформа, чтобы разные партии выдвигали, а не одна, судебная реформа, чтобы можно было жаловаться на чиновников в суд, и отмена талонов предупреждения. Видите, какой уровень? Талон предупреждения равен парламентской и судебной реформе. Ольга Арсланова: Видимо, допекло. Леонид Ольшанский: Отменили. Несколько лет пожили спокойно. Тогдашний начальник ГАИ России генерал Федоров пролоббировал баллы в 1992 году. Не пристегнулся ремнем – 1 балл. Превысил скорость – 3 балла. Сел пьяный за руль – 5 баллов. 15 баллов в течение года – лишение. Мы доказали, что это нарушение важнейшего принципа конституции. За одно деяние дважды не наказывают. Заплатил штраф – честен перед законом и перед обществом. В 1997 году мы эти баллы ликвидировали. Но ликвидировали где? В старом кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Ольга Арсланова: Несуществующем. Леонид Ольшанский: А попутно шла работа над новым. Новый представили президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину в 2000 году. Он прислал в Думу и в нашу рабочую группу массу замечаний. Но по каким главам? Таможенная, строительная, экологическая. По автомобильной не было ни одного замечания. Поэтому, доработав те таможенные замечания, кодекс приняли. И с 2000 года у нас был хороший, прекрасный, взвешенный административный кодекс. А вот как только в 2003 году сменилось руководство профильного комитета по госстроительству и во главе его встал не прошедший сейчас в Думу Владимир Плигин, посыпались репрессии. И то, что мы сегодня видим – это внесено в старую Думу комитетом Плигина, только сегодня до него дошла очередь. Но наша характеристика и всех теоретиков права: "по двум аспектам нарушает конституцию". Первый я сказал: за одно деяние дважды не наказывают. А нам говорят: "Первый раз штраф, второй раз штраф, а третий раз за старые дела уже лишение". У нас существует такая метафора красивая журналистская: "Вор трижды отсидел в тюрьме за кражи, которые он не отрицает. А четвертый раз его посадили не за кражу, а за старые грехи. Это же смешно в уголовном деле. Второй аспект. Нынешний административный кодекс включает в себя 32 главы. В нем ответственность за нарушение паспортных, таможенных, экологических, митингов, траля-ля-ля. Нигде балльной системы нет. Везде трех дырок нет. И вот этих начетов-переначетов. Нет в отношении командира воздушного судна (летчика), в отношении теплохода, в отношении браконьера, в отношении того, кто глушит рыбу динамитом и так далее. Ольга Арсланова: Так их же не так много, как автомобилистов. Леонид Ольшанский: Неважно. Если все решения Конституционного суда высказать в десятки страниц одним предложением: "Или всем, или никому". Поэтому нарушается статья 19: "Все равны перед законом". А там длинная лестница. Независимо от пола, возраста, профессии, образования, местожительства, рода деятельности и так далее. Поэтому, конечно, мы понимаем, у кого большинство в Госдуме, и поэтому тяжело полемизировать. Но эта норма… И уже даже депутаты уважаемых фракций сказали, что нет. Когда я ехал сюда, председатель комитета по труду и социальной политике, молодой председатель Ярослав Евгеньевич Нилов просил передать, что он тоже против и чтоб его голос тоже услышали. Поэтому, как можем, будем бороться с этим делом. Следующий аспект. Президент нашей страны сказал: "Каждый документ мы все (а в Думе в особенности) обязаны проверять на взяткоемкость и коррупционность". А тут шагреневая кожа. То есть чтобы не составлять протокол даже на маленький штраф, водитель будет давать взятку. Ольга Арсланова: Потому что совершенно уже другие ставки – лишение прав. Виталий Млечин: Тут надо напомнить все-таки о том, что речь идет только о серьезных нарушениях. Если речь идет о превышении скорости, то только начиная от 40 км/ч. Ольга Арсланова: Я так понимаю, что за серьезные нарушения и штраф совершенно другой. Он тоже серьезный. Леонид Ольшанский: Да, конечно. В 12-ой автомобильной главе примерно 35 нарушений: скорость, рядность, траля-ля. По 17 (ровно по половине) будут учитывать (дыроколить или писать). То есть половина – это практически все. А что такое 40 км/ч? Вот я сейчас опаздывал, я ехал к вам соточку, чтоб не подвести редакцию и миллионы наших зрителей. Вот вам, пожалуйста, уже бах – будет. Если это войдет в силу. Обочина. А вот водичка закончилась в дворниках, что-то еще. Надо остановиться. А когда ты будешь съезжать с обочины, ты уже едешь по обочине. Десятки вопросов. Поэтому более страшного раздела нету. Ольга Арсланова: Конституция конституцией, но мы видим, что многие наши зрители готовы иногда пожертвовать конституционными правами ради некой стабильности, некого порядка. Может быть, мнимых. Вот пишут: "А как же получается? Можно нарушать пдд, откупаться в виде штрафов. А как же безопасность на дорогах?". Если наш кодекс так хорош, конституция так хороша, почему же у нас столько гибнет народу? То есть есть, видимо, некая необходимость что-то изменить на дорогах. Леонид Ольшанский: Вы сейчас сразу задали несколько вопросов. У нас страна гигантская. Одна из крупнейших стран мира. Виталий Млечин: Самая крупная, чего уж там. Леонид Ольшанский: Поэтому по количеству населения, по количеству дорог и по количеству машин, конечно, у нас будет гибнуть больше, чем в маленькой стране. Это раз. Второе. А как бороться за жизни граждан, чтобы не было пдд? Опять-таки. 10 лет назад Владимир Владимирович Путин провел заседание госсовета на эту нашу сегодняшнюю тему – безопасность дорожного движения. Он руку поднял и сказал: "На первом месте строительство новых дорог, туннелей и эстакад. На втором – оперативное прибытие скорой помощи к месту дтп. Потому что иногда человек умирает оттого, что долго едет. И третье – повышение качества подготовки водительских кадров". Все это делают. Учат, учат, переучивают, сейчас дольше учат и прочее. Репрессиями не взять ни в чем. Виталий Млечин: Давайте дадим слово нашему зрителю. Александр из Московской области дозвонился. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, вы в эфире. Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Я бы еще лишал водителей прав за драки на дорогах. Если водитель выскакивает из машины и на оппонента лезет драться, это значит водитель неадекватный. Его лишать прав и возвращать только после диспансеризации в психбольнице. Вы понимаете? Ольга Арсланова: Мы понимаем. У нас три наказания. Леонид Ольшанский: Как только машина остановилась, еще не вышел, как только машина остановилась, человек уже не водитель. Он собственник. А как только человек выскочил из машины, он отвечает, как все граждане нашей страны – уголовный кодекс, нанесение телесных повреждений, самоуправство, порча одежды. Уже наказание намного серьезнее, вплоть до тюрьмы, чем лишение прав. Ольга Арсланова: Видите, какие жестокие зрители? Значит, лишить прав, посадить в тюрьму, а потом еще и в психушку параллельно как-нибудь. Леонид Ольшанский: Это экзотическое мнение. Ольга Арсланова: Хорошо. Предлагают, кстати, действительно вместо репрессий какие-то поощрительные меры. Нам пишут: "Например, прощать штрафы, если за полгода или год не было нарушений" и так далее. Вы сказали о том, что репрессии не работают. Что работает? Леонид Ольшанский: Отвечаю. То предложение, которое сейчас прозвучало, оно соответствует конституции. Конституция, статья 55, гласит: "Любое ограничение прав граждан возможно по федеральному закону". То есть платить налог только по налоговому кодексу, по федеральному закону России. А вот сделать клумбу во дворе начальник ЖЭКа может сверх сметы, потому что это улучшит ситуацию. Премировать можно вне федерального закона. А вот штраф взять – только по федеральному закону. Поэтому все, что лучше, все, что можно – это да. Вот вам пример. Ведь существует сейчас норма, что если в первые 20 дней штраф заплачен, то ты платишь половину. Соответствует конституции, потому что это гуманная норма. Виталий Млечин: А еще какие-то обсуждаются не только репрессии, а, может быть, что-то еще хорошее? Ольга Арсланова: Не в нашем эфире. А где-то в Госдуме. Леонид Ольшанский: В Госдуме готовятся только, к сожалению, репрессии. Например, председатели страховых компаний ходят по Государственной Думе, хватают за рукава депутатов и говорят: "Давайте-ка мы стоимость полиса ОСАГО увеличим в зависимости от грехов водителя". Им говорят: "Вдумайтесь, господа: закон называется как? Об обязательном страховании гражданской ответственности. Кого? Владельца". Значит, не может владелец отвечать за грехи водителя. У нас же это не страхование водителя. Нет, они кроят, чтобы денег подрубить на этом деле. Еще одна беда у нас, которая проходит, к сожалению. После дтп страховые компании будут в 90 случаях из 100 платить не деньги. Натуральное выражение. Ольга Арсланова: Вам не нравится эта идея? Леонид Ольшанский: Есть подозрение. Возьмут ржавое крыло, пять раз молотком ударят, ведро краски выльют и поставят. И вы придете, скажете: "Отремонтировано". А так я сам куплю новое крыло и буду стоять над дядей Колей, который его поставит. Ольга Арсланова: Так на те деньги, которые мне выплатят, я только половину крыла смогу купить. Остальное из своего кармана. Леонид Ольшанский: А вот это мы следующему подходим. Верховный Суд сказал: "Утеря товарного вида – должны платить". Они ведь как говорят? "Почему вы половину купите?". Виталий Млечин: Из-за износа. Леонид Ольшанский: Износ. А Верховный Суд говорит: "Износ не надо учитывать. Вторник разбито крыло – ставь новое. Разбита дверь – ставь новую. И так далее, и так далее". Виталий Млечин: А страховые говорят: "Обогащение было…". Леонид Ольшанский: А мы говорим: "Какое же обогащение? Мы себе ничего в карман не берем. Мы берем ваше крыло и ставим. Вот тебе квиток". Поэтому жизнь крайне тяжелая. И я думаю, что борьба будет идти на самых различных направлениях за права автомобилистов. И не только. Ольга Арсланова: Вечное правило - "Ищи, кому выгодно. Ищи, кому это нужно". Зачем такой закон принимать? Леонид Ольшанский: Каждое министерство, каждое ведомство старается концентрировать у себя рычаги власти. Что такое следственный комитет? МВД потеряло массу рычагов. Пожарников отняли в МЧС. Тюрьмы, лагеря – ФСИН, служба исполнения наказаний. Следователи все больше и больше отбирают, они переходят в отдельное ведомство – следственный комитет. Судебные приставы подчинены тоже структуре Министерства юстиции. Простой человек ходит в угрозыск или следствие? Нет. Простой человек ходит в паспортный стол? Ну сколько? Но прописал тетку к себе в квартиру. Все, 5 лет можешь не появляться. А в ГАИ мы ходим день через день. То номера сняли, то пятое, то десятое. Поэтому концентрация… Я помню, раньше и генералы, и помощники министров сидели в приемной начальника ГАИ (а это был удельный князь): "Вот уже три дырки, давай не лишать. Как-то чего-то замажем. Отменим дырку". Я, конечно, получается, против самого себя выступаю сегодня. Ведь адвокатам выгодно каждую дырку оспаривать. Значит, договор с человеком, деньги в кассу, если все по-честному. Получается, что я против заработка своим коллегам. Ольга Арсланова: Наверное, им и так хватает заработка. Леонид Ольшанский: Я не перешел на тему адвокатуры. Адвокаты в глубинке получают очень мало, потому что у людей денег нету. Не так все хорошо, как кажется. Поэтому я думаю, что с этим законопроектом предстоит борьба и будет копия эвакуаторов. Сейчас немножко уменьшают их влияние, ограничивают случаи, когда они будут. Поэтому и здесь будет у нас острая полемика. Виталий Млечин: Смотрите, у нас есть юридически подкованные зрители. Из Белгорода нам пишут: "Лишение права будет за третье нарушение, а два предыдущих будет отягощением ответственности. Поэтому тут двойной ответственности нет". Леонид Ольшанский: Это они говорят. А если бы было так, как в уголовном кодексе. Кража – 3 года. То же деяние, современное группой лиц – больше. Повторно… Вот если бы было в каждой статье. А у нас есть. Это такая тонкая борьба умов. То, что они говорят – это гаишная точка зрения. Ольга Арсланова: Зрители запомнили ваше признание в правонарушении на дорогах. "А если бы у вас, когда вы ехали под соточку, пробило колесо и вы вылетели на встречку и по вашей вине погибли люди, вы к такому готовы?". Леонид Ольшанский: Я готов. Во-первых, еще раз говорю, за рулем машин, которые летят соточку, сидят мастера спорта, которые знают… У меня был случай. У меня вырвало колесо, и оно покатилось по улице. А машина приземлилась на остатки того, что там было. И ничего, вырулили. Самолеты садятся без шасси. Мастерство. А если на 60 без мастерства улетит колесо, то тоже быть беде. Ольга Арсланова: Смотрите, нам пишут: "Правила пдд часто нарушают на крутых машинах. Я это вижу. Особенно утром. Выезд на встречную или на красный. Их никто не наказывает. А те, кто недавно получил права, да и все остальные ездят скромно. Кого в итоге будут ловить?". Леонид Ольшанский: Поговорка в мире криминала гласит так: "Виноват ты не в том, что убил, украл или угнал, а виноват в том, что ты попался". Кто попался, того поймают и того накажут, если не сумеет, скажем деликатно, договориться. Мы только-только убрали значительное количество сотрудников (раньше милиции – теперь полиции) с дорог, заменили их камерами. Мы видим, многие пикеты закрыты. Сейчас они снова вылезут в засады, в пикеты. И тот же, кто нам звонил, он завтра нам позвонит и скажет, что он ничего не нарушил, а с него взятку вымогали. Виталий Млечин: Александр из Москвы до нас дозвонился. Александр, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Вы в эфире. Зритель: Спасибо. У меня вопрос к нашим уважаемым экспертам. Уважаемые эксперты, скажите, пожалуйста, вот вы сказали по поводу оплаты штрафов, будет ли скидка. Я водитель с 40-летним стажем. Я нарушил, буквально на 3 км/ч превышение всего было. Но я получил уведомление через месяц. О каких скидках можно говорить? Это не мой единичный случай. Это, к сожалению, общаюсь… Леонид Ольшанский: Сразу понял. Во всех кодексах сказано, что приговор в уголовном деле, решение в гражданском, критерий – не когда вынесено, а когда получил. Поэтому надо было грамотно написать: "Я решение о штрафе от, допустим, 1 сентября получил сегодня, скажем, 10 октября. Прошу от этого дня считать. И вот вам половина штрафа. Предлагаю вам квиток. Это уже такие мелкие адвокатские знания. Но все сроки давности считаются с того момента, как ты расписался в квитке и получил заветный конверт. Ольга Арсланова: Еще по нашей теме: "Почему так много нарушений тогда в пдд в пьяном виде иных в нашей стране? Не боятся штрафов и наказаний. Почему в США и Европе жестче штрафы, а в России такие мягкие?". Леонид Ольшанский: По поводу пьянки. После слов президента нашей страны невероятное усиленно… Рассказываю, чтобы наши зрители… Один раз попался пьяным на дороге – лишение в течение года. Второй раз попался – уголовное дело. Это попался, никого не сбил. А теперь сбил. Раньше максимальный срок был за дтп с разными исходами – 5 лет. Потом он стал расти. Теперь до чего мы доросли в результате такого усиления ответственности? Уже мы перешли плавно с вами от административного кодекса к уголовному. Один труп – 5 лет. Если водитель был пьян – 7 лет тюрьмы. Два и более трупов – 7 лет тюрьмы. Если был пьян – 9 лет тюрьмы. Я приведу один пример на тему "а как же смотрит прокурор?". Я сам депутат от Западного округа и житель Западного округа. У нас на Минской улице несколько лет назад произошла трагедия. Человек пьяный на машине на дикой скорости ударился… Его вынесло на автобусную остановку. И учителя стояли с детьми. Несколько трупов. Прокурор николенской прокуратуры, куда входит Минская улица, Яна Сергеевна Старовойтова, сказала: "Статья такая-то, пункт такой-то, сноска такая-то. Не колония-поселение, дорогой друг, тебе будет. Ходатайствую перед судом, а колония обычная". Колония-поселение – это в деревушке у бабушки живешь и ходишь в колхоз подшефный работать. А колония общего режима – это уже овчарки, автоматчики. И уже там строго корка хлеба, баланда и так далее. И человек получил 8 с чем-то лет, почти 9, колонии общего режима. Виталий Млечин: Спасибо. У нас время, к сожалению, заканчивается. Пить за рулем точно совершенно не надо. Ни в коем случае. Леонид Ольшанский был у нас в гостях, почетный адвокат России, вице-президент движения автомобилистов России. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо.