Леонид Ольшанский: За три нарушения лишать прав будут только если они на месте зафиксированы инспектором в протоколе
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/uzhestochenie-nakazaniya-dlya-22890.html Ужесточение наказания для водителей. Для кого и как именно Госдума нового созыва предлагает ужесточить наказание?
Виталий
Млечин: Госдума нового созыва меж тем на первом же своем
заседании приняла в первом чтении законопроект, который ужесточает
ответственность для водителей-злостных нарушителей правил дорожного движения.
Когда законопроект будет подписан и вступит в силу, за совершение трех
серьезных нарушений в течение года водителя будут лишать прав на год-полтора.
Ольга
Арсланова: А если невозможно этих прав лишить, например, потому
что их нет, назначат штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Вот такое предложение.
Будем разбираться, как это нововведение скажется на том, что у нас на дорогах
происходит и на настроениях автомобилистов, естественно, тоже. И приветствуем
нашего гостя. К нам пришел Леонид Ольшанский, почетный адвокат России,
вице-президент движения автомобилистов России. Леонид Дмитриевич, здравствуйте.
Спасибо, что пришли.
Леонид
Ольшанский: Здравствуйте.
Ольга
Арсланова: Я сразу испугалась. На дачу ехала, превысила скорость –
мне два штрафа сразу пришли в один день. Чуть-чуть превысила. Что, все, третий
раз – и…
Леонид
Ольшанский: Нет, вы винегрет сделали. Штрафы приходят в
нарушение конституции собственнику. Как сказало правовое управление Думы 10 лет
назад, заведомо невиновному. Потому что собственник может быть и бабушка, и
дедушка, и редакция этой телекомпании, и банк.
Ольга
Арсланова: Нет. Там все по адресу было.
Леонид
Ольшанский: Поэтому это к этому не относится. То, что
через камеры – хоть миллион штрафа. Речь идет о том, что инспектор остановил и
составил протокол. На третий раз – лишение. Это норма антиконституционная. Я
вам хочу напомнить историю вопроса.
При советской власти существовала такая норма. Только
были талоны. У инспектора был дырокол. Три дырки – лишение. Когда началась
горбачевская Перестройка, то в стране были поставлены три вопроса:
парламентская реформа, чтобы разные партии выдвигали, а не одна, судебная
реформа, чтобы можно было жаловаться на чиновников в суд, и отмена талонов
предупреждения. Видите, какой уровень? Талон предупреждения равен парламентской
и судебной реформе.
Ольга
Арсланова: Видимо, допекло.
Леонид
Ольшанский: Отменили. Несколько лет пожили спокойно.
Тогдашний начальник ГАИ России генерал Федоров пролоббировал баллы в 1992 году.
Не пристегнулся ремнем – 1 балл. Превысил скорость – 3 балла. Сел пьяный за
руль – 5 баллов. 15 баллов в течение года – лишение.
Мы доказали, что это нарушение важнейшего принципа
конституции. За одно деяние дважды не наказывают. Заплатил штраф – честен перед
законом и перед обществом.
В 1997 году мы эти баллы ликвидировали. Но ликвидировали
где? В старом кодексе РСФСР об административных правонарушениях.
Ольга
Арсланова: Несуществующем.
Леонид
Ольшанский: А попутно шла работа над новым. Новый
представили президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину в 2000 году.
Он прислал в Думу и в нашу рабочую группу массу замечаний. Но по каким главам?
Таможенная, строительная, экологическая. По автомобильной не было ни одного
замечания. Поэтому, доработав те таможенные замечания, кодекс приняли. И с 2000
года у нас был хороший, прекрасный, взвешенный административный кодекс.
А вот как только в 2003 году сменилось руководство
профильного комитета по госстроительству и во главе его встал не прошедший
сейчас в Думу Владимир Плигин, посыпались репрессии. И то, что мы сегодня видим
– это внесено в старую Думу комитетом Плигина, только сегодня до него дошла
очередь. Но наша характеристика и всех теоретиков права: "по двум аспектам
нарушает конституцию". Первый я сказал: за одно деяние дважды не
наказывают. А нам говорят: "Первый раз штраф, второй раз штраф, а третий
раз за старые дела уже лишение". У нас существует такая метафора красивая
журналистская: "Вор трижды отсидел в тюрьме за кражи, которые он не
отрицает. А четвертый раз его посадили не за кражу, а за старые грехи. Это же
смешно в уголовном деле.
Второй аспект. Нынешний административный кодекс включает
в себя 32 главы. В нем ответственность за нарушение паспортных, таможенных,
экологических, митингов, траля-ля-ля. Нигде балльной системы нет. Везде трех
дырок нет. И вот этих начетов-переначетов. Нет в отношении командира воздушного
судна (летчика), в отношении теплохода, в отношении браконьера, в отношении
того, кто глушит рыбу динамитом и так далее.
Ольга
Арсланова: Так их же не так много, как автомобилистов.
Леонид
Ольшанский: Неважно. Если все решения Конституционного
суда высказать в десятки страниц одним предложением: "Или всем, или никому".
Поэтому нарушается статья 19: "Все равны перед законом". А там
длинная лестница. Независимо от пола, возраста, профессии, образования, местожительства,
рода деятельности и так далее. Поэтому, конечно, мы понимаем, у кого
большинство в Госдуме, и поэтому тяжело полемизировать. Но эта норма… И уже даже
депутаты уважаемых фракций сказали, что нет.
Когда я ехал сюда, председатель комитета по труду и
социальной политике, молодой председатель Ярослав Евгеньевич Нилов просил
передать, что он тоже против и чтоб его голос тоже услышали. Поэтому, как
можем, будем бороться с этим делом.
Следующий аспект. Президент нашей страны сказал: "Каждый
документ мы все (а в Думе в особенности) обязаны проверять на взяткоемкость и
коррупционность". А тут шагреневая кожа. То есть чтобы не составлять
протокол даже на маленький штраф, водитель будет давать взятку.
Ольга
Арсланова: Потому что совершенно уже другие ставки – лишение прав.
Виталий
Млечин: Тут надо напомнить все-таки о том, что речь идет только
о серьезных нарушениях. Если речь идет о превышении скорости, то только начиная
от 40 км/ч.
Ольга
Арсланова: Я так понимаю, что за серьезные нарушения и штраф
совершенно другой. Он тоже серьезный.
Леонид
Ольшанский: Да, конечно. В 12-ой автомобильной главе
примерно 35 нарушений: скорость, рядность, траля-ля. По 17 (ровно по половине)
будут учитывать (дыроколить или писать). То есть половина – это практически
все. А что такое 40 км/ч? Вот я сейчас опаздывал, я ехал к вам соточку, чтоб не
подвести редакцию и миллионы наших зрителей. Вот вам, пожалуйста, уже бах –
будет. Если это войдет в силу.
Обочина. А вот водичка закончилась в дворниках, что-то
еще. Надо остановиться. А когда ты будешь съезжать с обочины, ты уже едешь по
обочине. Десятки вопросов. Поэтому более страшного раздела нету.
Ольга
Арсланова: Конституция конституцией, но мы видим, что многие наши
зрители готовы иногда пожертвовать конституционными правами ради некой
стабильности, некого порядка. Может быть, мнимых. Вот пишут: "А как же получается?
Можно нарушать пдд, откупаться в виде штрафов. А как же безопасность на
дорогах?". Если наш кодекс так хорош, конституция так хороша, почему же у
нас столько гибнет народу?
То есть есть, видимо, некая необходимость что-то
изменить на дорогах.
Леонид
Ольшанский: Вы сейчас сразу задали несколько вопросов.
У нас страна гигантская. Одна из крупнейших стран мира.
Виталий
Млечин: Самая крупная, чего уж там.
Леонид
Ольшанский: Поэтому по количеству населения, по
количеству дорог и по количеству машин, конечно, у нас будет гибнуть больше,
чем в маленькой стране. Это раз.
Второе. А как бороться за жизни граждан, чтобы не было
пдд? Опять-таки. 10 лет назад Владимир Владимирович Путин провел заседание
госсовета на эту нашу сегодняшнюю тему – безопасность дорожного движения. Он
руку поднял и сказал: "На первом месте строительство новых дорог, туннелей
и эстакад. На втором – оперативное прибытие скорой помощи к месту дтп. Потому
что иногда человек умирает оттого, что долго едет. И третье – повышение
качества подготовки водительских кадров". Все это делают. Учат, учат,
переучивают, сейчас дольше учат и прочее. Репрессиями не взять ни в чем.
Виталий
Млечин: Давайте дадим слово нашему зрителю. Александр из
Московской области дозвонился.
Ольга
Арсланова: Здравствуйте.
Виталий
Млечин: Здравствуйте, вы в эфире. Говорите, пожалуйста.
Зритель:
Здравствуйте. Я бы еще лишал водителей прав за драки на дорогах. Если водитель
выскакивает из машины и на оппонента лезет драться, это значит водитель
неадекватный. Его лишать прав и возвращать только после диспансеризации в
психбольнице. Вы понимаете?
Ольга
Арсланова: Мы понимаем. У нас три наказания.
Леонид
Ольшанский: Как только машина остановилась, еще не
вышел, как только машина остановилась, человек уже не водитель. Он собственник.
А как только человек выскочил из машины, он отвечает, как все граждане нашей
страны – уголовный кодекс, нанесение телесных повреждений, самоуправство, порча
одежды. Уже наказание намного серьезнее, вплоть до тюрьмы, чем лишение прав.
Ольга
Арсланова: Видите, какие жестокие зрители? Значит, лишить прав,
посадить в тюрьму, а потом еще и в психушку параллельно как-нибудь.
Леонид
Ольшанский: Это экзотическое мнение.
Ольга
Арсланова: Хорошо. Предлагают, кстати, действительно вместо
репрессий какие-то поощрительные меры. Нам пишут: "Например, прощать
штрафы, если за полгода или год не было нарушений" и так далее. Вы сказали
о том, что репрессии не работают. Что работает?
Леонид
Ольшанский: Отвечаю. То предложение, которое сейчас
прозвучало, оно соответствует конституции. Конституция, статья 55, гласит: "Любое
ограничение прав граждан возможно по федеральному закону". То есть платить
налог только по налоговому кодексу, по федеральному закону России. А вот
сделать клумбу во дворе начальник ЖЭКа может сверх сметы, потому что это
улучшит ситуацию.
Премировать можно вне федерального закона. А вот штраф
взять – только по федеральному закону. Поэтому все, что лучше, все, что можно –
это да. Вот вам пример. Ведь существует сейчас норма, что если в первые 20 дней
штраф заплачен, то ты платишь половину. Соответствует конституции, потому что
это гуманная норма.
Виталий
Млечин: А еще какие-то обсуждаются не только репрессии, а,
может быть, что-то еще хорошее?
Ольга
Арсланова: Не в нашем эфире. А где-то в Госдуме.
Леонид
Ольшанский: В Госдуме готовятся только, к сожалению,
репрессии. Например, председатели страховых компаний ходят по Государственной
Думе, хватают за рукава депутатов и говорят: "Давайте-ка мы стоимость
полиса ОСАГО увеличим в зависимости от грехов водителя". Им говорят: "Вдумайтесь,
господа: закон называется как? Об обязательном страховании гражданской
ответственности. Кого? Владельца". Значит, не может владелец отвечать за
грехи водителя. У нас же это не страхование водителя. Нет, они кроят, чтобы
денег подрубить на этом деле.
Еще одна беда у нас, которая проходит, к сожалению. После
дтп страховые компании будут в 90 случаях из 100 платить не деньги. Натуральное
выражение.
Ольга
Арсланова: Вам не нравится эта идея?
Леонид
Ольшанский: Есть подозрение. Возьмут ржавое крыло, пять
раз молотком ударят, ведро краски выльют и поставят. И вы придете, скажете: "Отремонтировано".
А так я сам куплю новое крыло и буду стоять над дядей Колей, который его
поставит.
Ольга
Арсланова: Так на те деньги, которые мне выплатят, я только
половину крыла смогу купить. Остальное из своего кармана.
Леонид
Ольшанский: А вот это мы следующему подходим. Верховный
Суд сказал: "Утеря товарного вида – должны платить". Они ведь как
говорят? "Почему вы половину купите?".
Виталий
Млечин: Из-за износа.
Леонид
Ольшанский: Износ. А Верховный Суд говорит: "Износ
не надо учитывать. Вторник разбито крыло – ставь новое. Разбита дверь – ставь
новую. И так далее, и так далее".
Виталий
Млечин: А страховые говорят: "Обогащение было…".
Леонид
Ольшанский: А мы говорим: "Какое же обогащение? Мы
себе ничего в карман не берем. Мы берем ваше крыло и ставим. Вот тебе квиток".
Поэтому жизнь крайне тяжелая. И я думаю, что борьба будет идти на самых
различных направлениях за права автомобилистов. И не только.
Ольга
Арсланова: Вечное правило - "Ищи, кому выгодно. Ищи, кому это
нужно". Зачем такой закон принимать?
Леонид
Ольшанский: Каждое министерство, каждое ведомство
старается концентрировать у себя рычаги власти. Что такое следственный комитет?
МВД потеряло массу рычагов. Пожарников отняли в МЧС. Тюрьмы, лагеря – ФСИН,
служба исполнения наказаний. Следователи все больше и больше отбирают, они
переходят в отдельное ведомство – следственный комитет. Судебные приставы
подчинены тоже структуре Министерства юстиции.
Простой человек ходит в угрозыск или следствие? Нет.
Простой человек ходит в паспортный стол? Ну сколько? Но прописал тетку к себе в
квартиру. Все, 5 лет можешь не появляться. А в ГАИ мы ходим день через день. То
номера сняли, то пятое, то десятое. Поэтому концентрация… Я помню, раньше и
генералы, и помощники министров сидели в приемной начальника ГАИ (а это был
удельный князь): "Вот уже три дырки, давай не лишать. Как-то чего-то
замажем. Отменим дырку". Я, конечно, получается, против самого себя
выступаю сегодня. Ведь адвокатам выгодно каждую дырку оспаривать. Значит,
договор с человеком, деньги в кассу, если все по-честному. Получается, что я
против заработка своим коллегам.
Ольга
Арсланова: Наверное, им и так хватает заработка.
Леонид
Ольшанский: Я не перешел на тему адвокатуры. Адвокаты в
глубинке получают очень мало, потому что у людей денег нету. Не так все хорошо,
как кажется. Поэтому я думаю, что с этим законопроектом предстоит борьба и
будет копия эвакуаторов. Сейчас немножко уменьшают их влияние, ограничивают
случаи, когда они будут. Поэтому и здесь будет у нас острая полемика.
Виталий
Млечин: Смотрите, у нас есть юридически подкованные зрители. Из
Белгорода нам пишут: "Лишение права будет за третье нарушение, а два
предыдущих будет отягощением ответственности. Поэтому тут двойной
ответственности нет".
Леонид
Ольшанский: Это они говорят. А если бы было так, как в
уголовном кодексе. Кража – 3 года. То же деяние, современное группой лиц –
больше. Повторно… Вот если бы было в каждой статье. А у нас есть. Это такая
тонкая борьба умов. То, что они говорят – это гаишная точка зрения.
Ольга
Арсланова: Зрители запомнили ваше признание в правонарушении на
дорогах. "А если бы у вас, когда вы ехали под соточку, пробило колесо и вы
вылетели на встречку и по вашей вине погибли люди, вы к такому готовы?".
Леонид
Ольшанский: Я готов. Во-первых, еще раз говорю, за
рулем машин, которые летят соточку, сидят мастера спорта, которые знают… У меня
был случай. У меня вырвало колесо, и оно покатилось по улице. А машина
приземлилась на остатки того, что там было. И ничего, вырулили. Самолеты
садятся без шасси. Мастерство. А если на 60 без мастерства улетит колесо, то
тоже быть беде.
Ольга
Арсланова: Смотрите, нам пишут: "Правила пдд часто нарушают
на крутых машинах. Я это вижу. Особенно утром. Выезд на встречную или на
красный. Их никто не наказывает. А те, кто недавно получил права, да и все
остальные ездят скромно. Кого в итоге будут ловить?".
Леонид
Ольшанский: Поговорка в мире криминала гласит так: "Виноват
ты не в том, что убил, украл или угнал, а виноват в том, что ты попался".
Кто попался, того поймают и того накажут, если не сумеет, скажем деликатно,
договориться.
Мы только-только убрали значительное количество
сотрудников (раньше милиции – теперь полиции) с дорог, заменили их камерами. Мы
видим, многие пикеты закрыты. Сейчас они снова вылезут в засады, в пикеты. И тот
же, кто нам звонил, он завтра нам позвонит и скажет, что он ничего не нарушил,
а с него взятку вымогали.
Виталий
Млечин: Александр из Москвы до нас дозвонился. Александр,
здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Вы в эфире.
Зритель:
Спасибо. У меня вопрос к нашим уважаемым экспертам. Уважаемые эксперты,
скажите, пожалуйста, вот вы сказали по поводу оплаты штрафов, будет ли скидка. Я
водитель с 40-летним стажем. Я нарушил, буквально на 3 км/ч превышение всего
было. Но я получил уведомление через месяц. О каких скидках можно говорить? Это
не мой единичный случай. Это, к сожалению, общаюсь…
Леонид
Ольшанский: Сразу понял. Во всех кодексах сказано, что
приговор в уголовном деле, решение в гражданском, критерий – не когда вынесено,
а когда получил. Поэтому надо было грамотно написать: "Я решение о штрафе
от, допустим, 1 сентября получил сегодня, скажем, 10 октября. Прошу от этого
дня считать. И вот вам половина штрафа. Предлагаю вам квиток. Это уже такие
мелкие адвокатские знания. Но все сроки давности считаются с того момента, как
ты расписался в квитке и получил заветный конверт.
Ольга
Арсланова: Еще по нашей теме: "Почему так много нарушений
тогда в пдд в пьяном виде иных в нашей стране? Не боятся штрафов и наказаний.
Почему в США и Европе жестче штрафы, а в России такие мягкие?".
Леонид
Ольшанский: По поводу пьянки. После слов президента
нашей страны невероятное усиленно… Рассказываю, чтобы наши зрители… Один раз
попался пьяным на дороге – лишение в течение года. Второй раз попался – уголовное
дело. Это попался, никого не сбил. А теперь сбил. Раньше максимальный срок был
за дтп с разными исходами – 5 лет. Потом он стал расти. Теперь до чего мы
доросли в результате такого усиления ответственности? Уже мы перешли плавно с
вами от административного кодекса к уголовному. Один труп – 5 лет. Если
водитель был пьян – 7 лет тюрьмы. Два и более трупов – 7 лет тюрьмы. Если был
пьян – 9 лет тюрьмы.
Я приведу один пример на тему "а как же смотрит
прокурор?". Я сам депутат от Западного округа и житель Западного округа. У
нас на Минской улице несколько лет назад произошла трагедия. Человек пьяный на
машине на дикой скорости ударился… Его вынесло на автобусную остановку. И
учителя стояли с детьми. Несколько трупов. Прокурор николенской прокуратуры,
куда входит Минская улица, Яна Сергеевна Старовойтова, сказала: "Статья
такая-то, пункт такой-то, сноска такая-то. Не колония-поселение, дорогой друг,
тебе будет. Ходатайствую перед судом, а колония обычная". Колония-поселение
– это в деревушке у бабушки живешь и ходишь в колхоз подшефный работать. А
колония общего режима – это уже овчарки, автоматчики. И уже там строго корка
хлеба, баланда и так далее. И человек получил 8 с чем-то лет, почти 9, колонии
общего режима.
Виталий
Млечин: Спасибо. У нас время, к сожалению, заканчивается. Пить
за рулем точно совершенно не надо. Ни в коем случае. Леонид Ольшанский был у
нас в гостях, почетный адвокат России, вице-президент движения автомобилистов России.
Спасибо большое.
Ольга
Арсланова: Спасибо.