По оценкам экономистов, производство автомобилей в России с начала года снизилось на четверть. Прежний объем автокомпонентов уже не требуется, и производители запчастей оказались в сложном положении. На нижегородском предприятии, выпускающем комплектующие для автомобилей марок "ГАЗ", "ВАЗ" и "УАЗ", уменьшение количества заказов и живых денег встретили стоически и даже продолжают расширять производство, но, на всякий случай, ищут заказчиков и за пределами автомобильной сферы.   На арзамасском заводе "Пустынь" из металла и пластмассы делают различные краны, клапаны и шарниры и отправляют их на российские автозаводы. Но в этом году производство автомобилей сократилось - уменьшилось и количество заказов. По Горьковскому автомобильному заводу - примерно на 15 процентов, а по АвтоВАЗу - на все 30. "Падение объемов - если бы мы не заместили его в других сферах, мы бы просто уже, наверное, не работали. Допустим, вышла на нас фирма московская "Интехпром", которая занимается производством электромоторов. Мы сейчас для них поставляем щетко-держатели. Освоили это буквально за 3 месяца", - говорит Евгений Анисимов, генеральный директор ООО "Пустынь". Быстрая реакция на запросы рынка у руководителей завода выработалась еще в нестабильные 90-е, когда предприятие было основано. В нынешней экономической ситуации такая тактика снова выручает. На днях запустили в производство очередной автомобильный компонент. Больше ни один завод в стране его не выпускает. "Это новое изделие - цилиндр сцепления, - которое предназначено для автомобилей УАЗ. Каждые 3 минуты в этой ячейке выпускается по одному такому изделию", - рассказывает Марина Першина, мастер сборочного участка. Все 230 работников предприятия без задержек получают зарплату. За счет собственных средств оно даже в сегодняшних условиях обновляет оборудование. На смену старому советскому приходит новое немецкое, итальянское и японское - отечественных аналогов нет. "Вот у нас старый термопласт-автомат. Лет 15 уже, я пришел - был до меня. Недавно мы приобрели вот - новый Demag. Качество - не сравнишь со старым!", - говорит Николай Космачев, литейщик пластмасс. Руководители предприятия говорят, если бы еще банки давали кредиты не под 17, а хотя бы под 10% годовых, то даже в экономически сложное время оно смогло бы быстрее модернизировать свое производство.