Иван Князев: За 2 года число магазинов электронных сигарет в России выросло в 2 раза. Эксперты и участники рынка считают, что бо́льшая часть продукции в подобных магазинах продаются в обход акциза. Марина Калинина: Да и продаются вейпы в открытую, их могут купить спокойно совершенно подростки. Не стоит ли ужесточить правила их продажи, как это было сделано с обычными сигаретами? Виктор Зыков сейчас с нами на связи, член Координационного совета по борьбе против табака при Министерстве здравоохранения России. Здравствуйте. Виктор Зыков: Здравствуйте. Марина Калинина: И призываем вас, наши телезрители, звоните и рассказывайте, как у вас в городе вообще с этими вейпами, насколько их много, курят ли подростки, покупают ли их. Принимаем ваши звонки и сообщения. Иван Князев: Может быть, вы сами курите. Марина Калинина: Вообще, какие сейчас правила продажи вейпов существуют? Виктор Зыков: В 2020 году, в прошлом году, как раз были внесены поправки в законодательство, где продажу вот этих самих жидкостей и вейпов приравняли к продаже сигарет, то есть все должно быть идентично: только стационарные магазины... В отношении одноразовых вейпов, которые вот сейчас как раз имеют такое серьезное распространение, тоже применяются идентичные правила: одноразовые вейпы не должны выкладываться, то есть не должно быть выкладки, потому что там жидкость в них, и, соответственно, ограничена дистанционная их продажа, только стационарные магазины, естественно, только лицам, достигшим 18 лет. Ни рекламы, ни стимулирования, ни спонсорства быть не должно этой продукции, поэтому эти шаги предприняты. Но сейчас, естественно, на чем надо сосредоточиться в дальнейшем, это на том, чтобы более эффективно работал закон уже на практике. Марина Калинина: Пока мы видим, что это не работает. Виктор Зыков: Это работает частично, но, безусловно, надо дальше контрольно-надзорным органам обращать на это внимание самое серьезное. Сейчас проходит также эксперимент по маркировке вот этими средствами идентификации, уже на сигареты наносятся QR-коды, чтобы была возможность отслеживать эту продукцию и обелить рынок, чтобы нелегальных этих изделий на рынке не было. И вот уже эксперимент как только закончится, в 2022-м будет, я так понимаю, эта продукция маркироваться, именно вот с нелегальным рынком тоже будет наведен порядок. Иван Князев: Виктор Александрович, я вот поддержу Марину, почему все-таки вопрос-то этот прозвучал. По поводу, например, тех же IQOS, лежат себе спокойно на прилавках, эти стики к ним точно так же лежат на прилавках. Сигареты, да, сигареты закрыты, вейпы абсолютно спокойно, все их видно. Я что-то даже не обращал внимание, что они спрятаны, поэтому мы и спросили, правила продажи какие существуют. Почему популярность их растет? Виктор Зыков: Правила продажи, вот вы верно заметили, у нас требуют доработки, потому что если жидкость, скажем, саму жидкость вот эту, например, которую сейчас показывают, выкладывать нельзя на прилавок, то сами устройства можно, к сожалению. И это, конечно, тоже надо урегулировать, чтобы устройства не выкладывали, чтобы не было вот этого... Иван Князев: Ну конечно, просто иначе в чем смысл? Жидкость-то, понятно, спрячешь, мы канистры с газом для зажигалок тоже не выкладываем, сигареты закрываем, а здесь фактически все лежит... И так же понятно, что за товар-то лежит. Марина Калинина: Да, такое все красивое, разноцветное, лежат трубочки разные... Виктор Зыков: Я с вами абсолютно согласен, это нужно тоже, безусловно, выкладку этих устройств самих запретить, потому что фактически это реклама, реклама, мимо которой проходит каждый посетитель магазина, если они там продаются, каждый ребенок и подросток. Иван Князев: Я не знаю, как сейчас, раньше в любом торговом центре тебе предлагали в специальную комнатку зайти... А, сейчас ограничили, по-моему, из-за коронавируса. В специальную комнатку пройти, попробовать покурить. Виктор Зыков: Нет, сейчас вообще, в принципе... Это вообще, в принципе все приравняли, то есть нельзя курить ни сигареты, ни электронные сигареты, ни вейпы уже там же, где запрещено курение табака. Иван Князев: Но во всяком случае там предлагают, там все время ходят и вот меня спрашивают: «Вы курите? Хотите попробовать вот эти вот электронные сигареты? У нас там акция», – и т. д., и т. п. Виктор Зыков: Ну вот это опять же стимулирование, на это надо обращать внимание, потому что на самом деле, конечно, табачные компании распоясались, скажем прямо. Иван Князев: А эта зараза вреднее, чем сигареты? Виктор Зыков: Это, понимаете, этот вопрос вообще, в целом не раз обсуждался. Я всегда отвечаю так: нельзя говорить, что что-то вреднее, а что-то нет, потому что там содержатся те же самые канцерогены. Все зависит от потребителя, как он это будет потреблять и т. д. Это абсолютно ровно та же продукция в том плане, что те же самые последствия все равно наступят, заболевание наступит. Да, там содержатся другие канцерогены, там в том числе и пластик содержится, в результате плавления которого еще дополнительно вредные вещества появляются, которых нет в обычных сигаретах, например. То есть это все равно идентично, должно быть уравнено все, иначе это маркетинг получается. Нет менее вредного. Марина Калинина: Виктор Александрович, а насколько вообще реально полностью контролировать рынок вот этот? Виктор Зыков: Это реально, как и в принципе с любым другим продуктом. Марина Калинина: Ну а почему не получается пока тогда? Что-то со связью у нас... Иван Князев: Ольга, Волгоград у нас на связи, давайте послушаем наших телезрителей. Вот пишут из Тверской области: «Вейпы – это модное, модернизированное табакокурение». «Кто курит, всех прижали», – это тоже противоположное мнение. «Дети свободно покупают электронные сигареты», – из Югры сообщение пришло. Слушаем телезрителя. Марина Калинина: Ольга, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что вот сейчас эксперт говорит, что ограничения ввели на то, чтобы продавать эти искусственные сигареты. Я скажу, что у меня сейчас подростки двое, 14 и 12 лет, которые вот сейчас абсолютно могут зайти и взять любые сигареты, что им нравится, им заправят в любом магазине, их натыкали везде, прямо извиняюсь за мой французский, ну просто невозможно. Я против, абсолютно против, потому что его сверстники курят, и я не знаю, где эти ограничения и почему они не действуют у нас в Волгограде. Иван Князев: Да, спасибо. Марина Калинина: В Москве они тоже, кстати, не действуют, как мы уже говорили. Виктор Александрович? Иван Князев: Там целые опиумные курильни фактически в Москве существуют. Я вот что хотел узнать, Виктор Александрович. Во-первых, они акцизы платят? Это дешевле? Почему подростки так на это все дело подсели? Виктор Зыков: Акцизы они платят, но эта продукция именно нацелена на подростков за счет того, что она соответствует, естественно, их картине мира, то есть это все похоже на современные гаджеты, это надо заряжать, там есть аккумулятор, там есть USB вот эти все, электронные сигареты выглядят... То есть это вписывается в их картину мира, поэтому, конечно, они очень популярны. Ну и плюс к тому, что там никотин и соли никотина, которые вызывают зависимость быстрее и более сильную, чем, например, в сигаретах, и плюс сейчас лимит никотина ограничили, к счастью, но тем не менее на рынке еще могут быть, например, жидкости с содержанием 50–60 миллиграмм на миллилитр, это в 3 раза больше, например, чем в сигаретах. Ну представляете, как подросток, сразу же какую зависимость он получает, он потом всю жизнь будет ходить и покупать эту продукцию. Но я еще раз говорю, что от этой, вот от некоторых жидкостей в США, например, да и у нас два случая уже было, когда молодого совсем человека и девушку, по 20 лет им было, до реанимации это двело, потому что в жидкостях содержались определенные ингредиенты, которые не испарялись, попадали в легкие в виде жидкости, и, естественно, это приводило к поражению. 70 человек в США погибло от этого. Электронные сигареты, вот это электронные сигареты, их результат. То есть сигареты обыкновенные, например, вы курите, ну люди курят 5–10 лет, чтобы заболевания наступили; достаточно покурить месяц-два электронные сигареты, и все начнется... Иван Князев: Все, уже привыкнешь. Виктор Александрович, а вам не кажется, что здесь не просто подкорректировать правила их продажи нужно, здесь нужно целую систему, целый подход, целое отношение менять к этим электронным сигаретам, к этим вейпам? Потому что, понимаете, это же, как вы сами сказали, совершенно другая культура. Во-первых, это модно, это привлекает подростков. Здесь не просто ограничить, убрать их из-под прилавка, здесь нужна другая антиреклама, другая пропаганда здорового образа жизни, и не просто как там сейчас с сигаретами на телевизоре «Курение запрещено», вообще, совершенно иной подход нужен. Виктор Зыков: Да я с вами абсолютно согласен. Но вы поймите, что у нас есть транснациональная индустрия, которая в принципе занимается выпуском вот этих продуктов, и, как обычно, они, конечно же, создают огромное противодействие. Иван Князев: Но они-то создают, но, я не знаю, ваш Совет, в Госдуме проблему-то в принципе понимают же. Виктор Зыков: Абсолютно верно, и мы, конечно, постоянно выходим с инициативами и с новыми мерами, для того чтобы эту проблему решать. Иван Князев: А мы понимаем вообще, как ее решать? Виктор Зыков: Конечно. Иван Князев: Просто «Курить – это зло», как вот была социальная реклама, она и сейчас существует на телевидении, – это одно, с сигаретами разобрались, а как с вейпами-то? Говорить: «Вейпы – это не модно»? Виктор Зыков: С вейпами то же самое, те же самые меры, которые работают и проверены. Главное – это комплексный подход и сейчас навести порядок на рынке, то, что мы, собственно, и будем делать. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Виктор Зыков, член Координационного совета по борьбе против табака при Министерстве здравоохранения России. А мы к следующей теме. Иван Князев: Идем дальше.