В Госдуме предложили маркировать продукты с высоким содержанием соли
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/v-gosdume-predlozhili-markirovat-produkty-s-vysokim-soderzhaniem-soli-47335.html Тамара Шорникова: В Госдуме предложили маркировать продукты с высоким содержанием соли. Это, по мнению парламентариев, поможет отпугнуть нас с вами от вредной покупки.
Иван Князев: Насколько внимательно вы читаете состав продуктов, которые покупаете? Вам важно, сколько там соли, сахара, есть ли консерванты и т. д.? Если крупными буквами напишут: «Много соли», – выберете что-то другое? Или для вас гораздо важнее привычный вкус и цена? Звоните, рассказывайте нам.
Тамара Шорникова: Да. А мы будем обсуждать с экспертами, когда такое может появиться на прилавках, вот эти значки специальные на товарах. И чем в принципе вредна соль, насколько опасно употреблять продукты с повышенным содержанием. Смеешься, чипсы вспоминаешь, да?
Иван Князев: Я вспоминаю цитату из фильма «Соль – белый яд». Сахар же белый яд. Сахар сладкий яд.
Тамара Шорникова: Ну, в общем, да, много у нас, и непонятно, что полезно в этой жизни вообще?
Иван Князев: Да.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем мнение экспертов. Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. Видите, сахар, наверное, он съел сегодня с утра или соль.
Иван Князев: Да. Здравствуйте, Петр Борисович.
Петр Шелищ: Здравствуйте.
Иван Князев: Поддерживаете маркировку?
Петр Шелищ: Ну, поддерживаю, да. Она будет, так сказать, напоминать об осторожности. Насчет «белой смерти» – для одних одно, для других другое, для третьих – «красная смерть». Вот ВОЗ нас в прошлом году предупреждал, какой ужас красное мясо, от него все беды. Вообще известно, что рекомендации медиков по части того, что полезно, что вредно, как-то меняются с некоторой периодичностью. Это начиналось с истории про пеленание, про грудное вскармливание и т. д.
Иван Князев: Как-то даже не с периодичностью, а с завидной постоянностью.
Тамара Шорникова: Да, интересно просто мотив, мотив смены вектора. Нет ли здесь какой-то коммерческой заинтересованности? Потому что я вот теперь люблю кофе и слежу за новостями о нем…
Иван Князев: В кофе есть соль?
Тамара Шорникова: Нет, в кофе соли нет, я надеюсь. Вот. Но зато регулярно меняются мнения о том, полезно или нет. То помогает, значит, вылечить или хотя бы предотвратить Альцгеймер и другие какие-то серьезные заболевания. То – ни в коем случае не пейте, это вредно.
Петр Борисович, вопрос у меня такой. Мне кажется, что просто такие же отметки тогда могут появиться на 80% товаров в магазинах. Потому что сейчас любую этикетку начинаешь читать – там какие-то глутамат натрия, Е и т. д.
Петр Шелищ: Да, безусловно, могут и на 80% появиться. Только тогда внимание потребителя будет распылено. Самое главное нам с вами – понять, что нет продуктов вообще априори полезных и априори вредных. Количество переходит в качество. Нас когда-то этому учили в курсах вузовской философии. Так вот, действительно, все зависит от количества. Никому не стало плохо, никто не подорвал себе здоровье, съедая, там, пару раз в неделю бигмак. Но если он одними бигмаками питается, можно его пожалеть. Этот человек вряд ли будет иметь счастливую и здоровую жизнь. Все то же самое касается сладостей, избыточно соленых продуктов.
Иван Князев: Петр Борисович, а может, мы не с того конца начинаем? Может, нам не нужно людей как бы оповещать, насколько вреден, а просто делать продукты качественные, и все? Чтобы побольше таких было на прилавках. И поменьше всяких надписей. Может, с этого лучше начать?
Петр Шелищ: Слушайте, а что, на ваш взгляд, пирожные – они некачественные? И торты кремовые.
Иван Князев: Пальмовое масло там есть. Жиры какие-то там еще.
Петр Шелищ: Подождите, так это как раз, если там натуральное масло, так это высококачественный продукт. Не пальмовое, а настоящий молочный жир. Это высококачественный продукт. Весь вопрос в том, сколько вы его съедите. Вот это я и хотел бы, вот я так ощущаю, что и вы это не воспринимаете. Что дело в количестве. Нет вредных продуктов. Дело в количестве.
А вот что касается пищевого поведения, привычек пищевых, они закладываются в детстве. В семье, в детском саду, в школе. Вот с этого надо начинать. Вот как у нас кормят детей? В детских садах всех кормят правильно, по утвержденному рациону. В школах уже дети могут выбирать сами. И им не очень-то рассказывают, как, что полезно для них, что не полезно. Поэтому вот с этого бы надо начинать было.
Тамара Шорникова: Да, мы поняли. Спасибо.
Иван Князев: Спасибо большое. Петр Шелищ был с нами на связи, председатель Союза потребителей России. Телефонные звонки давайте послушаем.
Тамара Шорникова: Да. Николай, Пенза. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Вот я… алло?
Тамара Шорникова: Да, Николай, много едите соленой пищи? Рассказывайте.
Зритель: Да, вот все говорят: надо смотреть, а сколько там соли, сколько там чего. Там если смотреть, из чего состоят продукты, там с ума сойдешь. Одни Е, Е, Е, Е.
Тамара Шорникова: Да-да-да.
Зритель: Натуральных продуктов вообще нету. Вот надо с чем бороться. Ведь от химических продуктов идет у нас, прямо бегом бежит, онкология по России, диабет, дети рождаются уже, рождается, у него 600 грамм опухоль, это онкологии. Вот от чего надо зависеть. И надо вообще бороться с этим. Это … Надо закрывать эти предприятия, которые вот этой химией нас кормят. Ведь это мы сами, и вы это едите…
Иван Князев: Да. Николай, а если все-таки будет написано: «Осторожно, соль! Опасно для жизни. Не есть!» – будете покупать?
Тамара Шорникова: «Поправитесь на 15 кг».
Зритель: Вы извините меня, ну, пенсионер, там, я не буду ныть, что маленькая зарплата. У меня была, сейчас скажу, одна знакомая была, она говорила всегда: «Дерьма – ну, полон рот!»
Иван Князев: Понятно.
Зритель: У тебя нет выбора, просто нет выбора, что покупать.
Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо.
Иван Князев: Спасибо вам. Ну, а сейчас…
Тамара Шорникова: Послушаем еще одно мнение?
Иван Князев: Да. Сергей Вострецов у нас на связи, депутат Государственной Думы России. Сергей Алексеевич, здравствуйте. Слышите нас?
Сергей Вострецов: Да, да. Добрый день. Хорошо слышу.
Иван Князев: Сергей Алексеевич, тут…
Сергей Вострецов: Да, я все слышал. Я могу не согласиться с коллегой, что нет вредных продуктов. К примеру, чипсы те же, дошираки, наверное, сложно назвать полезными. И с коллегой, то, что все дорого. Я вот родился в многодетной советской семье, 5 детей было. Мама каждый день с утра либо манку, либо пшенку, либо овсянку. По пятницам даже иногда гречка с молоком была. Поэтому – не думаю, что, там, овсянка или гречка или что-то дешевле доширака. Просто сейчас молодежь уже… Наши мамы когда уйдут и мы, кто еще помнили нормальное питание, вообще будет беда. Правильно коллега сказал, что в садике следят за питанием, а в школах не очень. Именно поэтому президент дал команду, и сейчас горячее питание в школах будет уже хотя бы для начальных классов. Потому что чтобы с детства здоровье нормальное закладывать. Мы бежим, бежим, бежим, там, перехватили, съели что-то.
И я не согласен, что, вот коллеги предлагали вообще акцизы ввести, чтобы поднять товары, – и сразу тут же эти лоббисты начали выхватывать: пельмени, то, что люди любят, наше традиционное, селедка… А селедка не может быть несоленой. Просто здесь идет речь, где есть реальный перебор. И правильно он говорит, что если пирожные каждый день есть, это полезно вряд ли будет. Но надо и писать на упаковке четко: сколько-то пальмового масла, сколько-то там перебора соли, столько-то перебора сахара. Это не означает, что человек от этого откажется. Но человек должен быть предупрежден. Предупрежден – значит вооружен. Вот я, кстати, курить меньше стал. Намного. Я раньше пачку сигарет в день выкуривал, а сейчас три сигареты в месяц курю…
Тамара Шорникова: Это все из-за картинок?
Сергей Вострецов: Отпугнули, правда, картинки страшные. … И уверен, что много людей как бы начинают задумываться, когда на подкорку это идет, что вредно, и человек все равно выбирает. Это не значит, что все повально сразу откажутся…
Тамара Шорникова: Хорошо.
Сергей Вострецов: …Но, по крайней мере, люди будут знать, что они едят.
Тамара Шорникова: Сергей Алексеевич, а за чей счет будет маркировка? Как это отразится на стоимости продуктов?
Сергей Вострецов: Безусловно, производителей. Вот смотрите. Я сказал, что акцизы нет смысла повышать по одной простой причине. Если будет написано на упаковке не вот такими меленькими буквами, там, Е Е Е, как вот этот говорит. Ничего люди не понимают, некогда людям читать. А если ярко будет, что товар с превышением соли, товар с превышением сахара, большое употребление ведет к ожирению или к сердечно-сосудистым заболеваниям. И тогда сами производители станут более качественную продукцию производить, к ГОСТам будут стремиться. Потому что сегодня никто не контролирует. Понятно, что ты товар пересоли – он и три года будет храниться.
Тамара Шорникова: Это оптимистичный взгляд.
Иван Князев: Да, это, конечно, несколько оптимистичный. Тем более что ГОСТы у нас еще те. И, наверное, их, может быть, пересматривать надо.
Сергей Вострецов: Вот для этого мы сегодня с Общественной палатой (я только оттуда приехал) как раз договорились создать рабочую группу, разобрать причины, почему не заработала программа «Светофор», что же все-таки помешало. Потому что на сегодняшний день с маркировкой большие проблемы. И надо наводить порядок. Потому что мы много говорим о вредных вещах, но сегодня нельзя говорить о долголетии, если мы не приведем культуру нормального качественного питания. Т. е. и необязательно дорогого. Я вот пример с мамой приводил, что каши. Это время требует, это усилий требует. Как и занятия спортом тоже. Мы раньше что делали? Воду возил, сено косил, дрова рубил, поэтому и физическая была нагрузка. Сегодня век технологий, уже многие пользуются услугами цивилизации. Получается, спортом физически мало занимаемся, из-за того, что пришла цивилизация. И едим непонятно что. И если мы не наведем порядок, совместно со спортом, с культурой здорового образа жизни и питания, ничего не получится. Сколько ты спортом ни занимайся, если ты гамбургеры или чипсы эти ешь постоянно и дошираки, то болеть будешь.
Иван Князев: Да, конечно. Печень отвалится. Гастрит заработаешь. Спасибо вам большое. Сергей Вострецов был с нами на связи, депутат Государственной Думы России.
Тамара Шорникова: Да. А после новостей будем обсуждать новый пилотный проект от правительства, как нас будут выводить из бед.
Иван Князев: Адресная помощь.
Тамара Шорникова: Сначала найдут, кого выводить, а потом выведут. Обещают так. Разберемся.