Иван Князев: В магазинах может появиться картошка экономкласса. Мы вот только накануне обсуждали, как Минсельхоз попросил регионы сдержать цены на яйца, макароны и, опять же, картошку. И вот уже решение нашлось. Производители картофеля предлагают торговым сетям снизить требования к своей продукции. Логика здесь какая получается: мол, а давайте дадим стране угля, т. е. этой картошки, маленькой, но очень много. Маленькой и немытой, но зато дешево. Народ и такую купит. Выбор должен быть. Тамара Шорникова: Т. е. и бизнес-класс такой картофельный появится… Иван Князев: Видимо, да. Тамара Шорникова: …знаешь, такой маленький ящик в начале торгового ряда, за шторками, да, наверное? Иван Князев: Ну, пока не очень понятно. Тамара Шорникова: Ладно. Давайте серьезно. Что именно предлагается? Сколько может стоить такая картошка? Вас призываем: расскажите нам, что у вас продают и что берете? Какой у вас в основном картофель – элитный или эконом? Звоните, пишите. Иван Князев: Вот уже пишут нам наши телезрители. Костромская область: «Цены на картофель разные, выбрать можно, но качество очень плохое». Из Владимирской области: «24 руб. стоит картошка. Качество оставляет желать лучшего». А сейчас с нами на связи Татьяна Губина, руководитель аппарата Картофельного союза. Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна. Слышите нас? Татьяна Губина: Да, здравствуйте. Иван Князев: Татьяна Дмитриевна, расскажите тогда, что предлагает Картофельный союз ритейлерам, что это за нововведения, зачем они нужны. Татьяна Губина: На полке, благодаря производителям картофеля и торговым сетям, представлен картофель на любой вкус. Начиная от валового, лежащего в коробе, и заканчивая картофелем премиум-класса, упакованным в сетку-домик. Красивого, мытого, бэби, черри, для жарки, для варки, для запекания и т. д. Вопрос: по какой категории картофеля отслеживать его цену? В том числе и для решения этой задачи мы предлагаем торговым сетям ввести в ассортиментную матрицу новую позицию: картофель экономкласса. Это не значит, что он плохой. Он просто не откалиброван. Он такой же вкусный, такой же, будет обладать теми же качествами, которые хочет от него получить потребитель. Но при этом он будет разнокалиберным. Это позволит нам большую часть своего урожая предлагать на полку. Потому что сейчас мы вынуждены некоторую часть продукции просто отправлять на переработку, потому что торговые сети не берут ее. Позволит спокойнее относиться к калибровке. И этот картофель мы предлагаем не валово, а упакованным. Т. е. человек приходит, берет сетку (зашивку) и соответственно дома уже смотрит, какого калибра, куда он может отправить этот картофель. Иван Князев: Но, понимаете, вот самые-то большие опасения – что под видом вот этого маленького калибра, как вы говорите, просто всю самую плохую картошку вот сейчас туда и запихают. Татьяна Губина: Нет, это не малый калибр. Я еще раз подчеркиваю: это неоткалиброванный 35-55. 55 это сейчас условно средний стандарт во всех сетях. Поэтому это не мелкий картофель. Хотя есть многие домохозяйки, я, например, я люблю мелкий картофель, очень вкусно его пожарить. Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телезрителей. Есть звонок у нас. Людмила из Тулы. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Значит, насчет картошки. Картошка нужна разная. Мелкая тоже нужна, вот мелкая и средненькая. Потому что такая идет на… Алло, вы меня слышите? Тамара Шорникова: Да, слышим. Зритель: …значит, идет на… ну, в общем, в мундире варится. Если кто часто варит в мундире картошку, там, на салат, – как раз это не крупная. Крупная – на суп или жарить. Но мы никогда не берем картошку мытую. Вот сейчас сказали: мытую картошку и в полиэтилене. Она парится, и она уже… Я 15 лет, в 90-х, когда был голод, отработала в совхозе «Приокский» на картошке, т. е. в полях, а потом уходили на… господи… на склады. Т. е. я знаю не хуже любого деревенского товарища, как растет, как хранится. В общем, это уже начал портиться картофель. Его нельзя чтобы он не дышал. Т. е. тот, кто его купит, – долго лежать он не будет. Несколько дней, 2-3 дня, и он изнутри пошел черными пятнами, вот то, что показали. Иван Князев: Ага. Зритель: Ну, картошка как? Вот «Спар» и «Магнит». В «Магните» получше можно выбрать, как попадешь. А в этом, ну, там до 20 руб. так, 20-23, не больше. От 25 до 30 может быть в палаточках. Но палаточка хороша тем, что там свои продавцы. Т. е. если ты придешь, тебе скажут: «Нет, не бери». А завтра придешь – тебе наберут, ну, супер-пупер. Вот так. Тамара Шорникова: Понятно, да. Спасибо за подробный ответ. Татьяна Дмитриевна, нам приходят СМС-ки из разных регионов. Пермский край: «Картошка в магазине от 35 до 80 за килограмм». Мурманская область: «Нашла чек. Картофель стоит красный 50. Есть по 37. Цены разные». Город Находка: «Картофель 65 руб.». И из-за чего возник этот разговор? Многие телезрители пишут, что картошка подорожала. Почему? Татьяна Губина: Мы стартовали с низкой цены прошлого года. Потому что в прошлом году был очень хороший урожай, и он сказался на ценах. А в этом году урожай немножко похуже, поскольку была сложная вегетация. Вегетация – это тот период, когда картофель растет. В каком-то регионе было переувлажнение, в каком-то засуха, сложная была уборка повсеместно. И это сказалось именно на количестве продукта и на его, вот именно, калибрах. Мы с этой инициативой вышли еще в сентябре месяце в сети. Но, к сожалению, были только вот услышаны где-то в декабре. Сейчас начинаются интенсивные переговоры. Надеемся, что эта категория позволит и нам, и сетям, и гражданам получить каждой из сторон то, что хочется. Тамара Шорникова: Да. Татьяна Дмитриевна… Татьяна Губина: Картофель, еще раз подчеркиваю, картофель качество свое не теряет. Тамара Шорникова: Поняли. Хорошо. Но, тем не менее, немного будет отличаться, разнокалиберный. А стоить-то сколько будет, как по-вашему? Татьяна Губина: Мы предполагаем, что на эту категорию сельхозпроизводитель может уменьшить цену от стандарта, заданного сетью, на 10-15%. Иван Князев: Хорошо. Спасибо вам большое. Татьяна Губина… Тамара Шорникова: Вот интересно тоже: на 10-15% от самой дорогой? Иван Князев: Или в среднем? Татьяна Губина: От средней. Иван Князев: От средней, да. Татьяна Губина… Тамара Шорникова: Ну, хорошо. Ладно. Иван Князев: …руководитель аппарата Картофельного союза, была с нами на связи. Вот что пишут нам наши телезрители, какое мнение высказывают. Из Челябинской области: «Раньше такой картошкой кормили скотину», – пишет телезритель. Из Орловской области: «Три года пытаюсь продать излишки картофеля дороже 10 руб. Не берут». Из Краснодарского края: «На рынке цена 35 руб.» Приморье: «65 руб., весь картофель из Китая». Из Воронежской области СМС: «В продаже вся картошка грязная, в земле. Половина картофеля идет на отходы. И очень невкусная». Тамара Шорникова: Да. И Свердловская область: «Не люблю чистить мелочь», – пишет нам телезритель. Пусть дороже, но готов покупать, чтобы вот потом было проще. Иван Князев: Еще один эксперт у нас на связи. Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine. Здравствуйте, Иван Вадимович. Тамара Шорникова: Да? Иван Вадимович? Слышите? Иван Федяков: …я вас приветствую. Тамара Шорникова: Можно вам переадресовать? Может быть, вы конкретней ответите. По-вашему, сколько такая картошка может стоить в магазинах? Вот чтобы без процентов, а прямо, там, 20, 30, 40 руб.? Иван Федяков: Но, смотрите, цена на картошку, конечно же, разная в разных регионах, в зависимости от формата предоставляемой продукции: в упаковке либо россыпью. Поэтому диапазон цен может колебаться от тех самых называемых вашими телезрителями от 30-40 руб. до 100 и выше руб. за, соответственно, условный килограмм. Иван Князев: Но а вообще в целом вы к этой инициативе как относитесь? Иван Федяков: Я к этой инициативе отношусь скорее отрицательно. Считаю ее в большей степени вредной. В данном случае мы опять, такое чувство, что начинаем бороться с богатыми, а надо, чтобы у нас не было бедных. И желание соответственно поставщиков, производителей этой продукции вывести на полки магазинов некондицию, ту продукцию, которую до этого ритейлеры не хотели приобретать и ставить на полки магазинов, – скорее как бы вызвано этим. Ведь ритейлеры не просто так отказываются от продукции вот этой, маленьких величин и соответственно как бы немытой продукции. Они отказываются потому, что потребители их не хотят приобретать. Эта продукция не обеспечивает достаточной оборачиваемости, портится внутри магазинов, приходится учитывать это в своих издержках, в своих расходах. Потому что существенная часть продукции идет на выброс просто-напросто. И потребители уже давно переключились на продукцию более высокого качества. В семейном бюджете, в бюджете домохозяйства затраты на картошку не столь велики. И скорее нужно думать о том, чтобы поддержать эти бюджеты и не экономить вот эти копейки на, соответственно, некачественной продукции. Иван Князев: Послушаем наших телезрителей. Нина у нас на связи из Московской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Я бы, конечно, хотела сказать, у нас есть такой магазин «Лента». Вроде бы магазин не всегда лучшего качества. Конечно, картошки разнообразной много. Вы слышите меня? Тамара Шорникова: Да. Иван Князев: Да, конечно. Зритель: Картошки разных сортов много. Но в основном картошка, какая бы она ни была, какой бы цены она ни стоила, в основном очень много потресканной, порезанной, зеленой. Несмотря, что вот она высокой цены. А уж про мелочь, про низкую цену, которая от 22 руб. за килограмм, вообще говорить… Даже если бы… Я вот, например, когда-то родилась в деревне. Даже в деревне такую картошку не давали скотам. А нам продают ее за 22 руб. Я считаю, что хлеб, картошка все-таки должны кормить людей, а не скот. И не должен каждый покупатель… Конечно, мы ее выбираем, приходится выбирать. Ну, например, я, как пенсионерка, я стараюсь брать которая пониже картошка ценой. Но и с ихней цены другой раз даже выбор не найдешь на 2 килограмма. Потому что настолько бросовая. Как и хлеб. Иван Князев: Понятно. Зритель: В любом магазине, «Пятерочке» или «Магните», хлеб – то ли он лежит неделями, то ли пекут его такой. Все-таки у нас страна хлебная. Иван Князев: Да… Тамара Шорникова: Спасибо, Нина. Спасибо. Иван Князев: …Нина, спасибо вам за эту информацию. Иван Вадимович, ну вот, действительно, как относитесь вот к этим опасениям наших телезрителей? То, что вот и Нина говорила. То, что вот под видом этой некалиброванной картошки будут туда, в эти авоськи, впихивать все, что можно. Все, что вот не выбросили. Тамара Шорникова: Я просто добавлю коротко. Просто такое ощущение, как будто у нас сейчас в магазинах сплошной прямо откалиброванный, один к одному, картофель. И сейчас-то много и мелкого, и странного. Иван Князев: Да, так что ж будет потом. Иван Федяков: Ну, вот ваша телезрительница, по-моему, очень хорошо подтвердила мои опасения, приведя примеры того, что уже сейчас происходит и может происходить в будущем. Конечно, ни в коем случае не надо вмешиваться, в моем понимании, сейчас во взаимоотношения ритейлеров, поставщиков и потребителей. Ритейлеры заинтересованы продавать ту продукцию, которая будет пользоваться спросом и за которой покупатели будут приходить в магазины повторно. У них в этом смысле абсолютно четкая цель и задача. И выбор той или иной продукции осуществляется исключительно по коммерческим целям компании. В данном случае, конечно же, потребители должны получать качественную продукцию достойной формы. И вот эти экономии, копеечные экономии, о которых мы сейчас говорим, они, скорее, как бы негативно повлияют. Потому что любое навязывание требований ритейлеров хорошим не заканчивается. Тамара Шорникова: Да, понятно. Иван Вадимович, тогда, может быть, есть ваш какой-то альтернативный рецепт? Потому что очевидно, что просьба Минсельхоза сдержать цены в регионах неспроста. Не все могут позволить себе даже такую картошку сейчас. Что можно сделать, чтобы всем было хорошо – и производителям, и покупателям? Иван Федяков: Если позволите, тогда вот немножечко на другую тему переключусь. В 2015 году была разработана программа продовольственной помощи тех слоев населения, которые испытывают экономические трудности. Эта программа была разработана Минпромторгом и предполагала введение карточек, куда будут переводиться средства для того, чтобы субсидировать покупки продукции в магазинах. Причем были заложены очень хорошие идеи, связанные с тем, чтобы покупка могла распространяться только на определенные виды товаров. Т. е., допустим, алкоголь или другую продукцию нельзя было бы купить с этой карточки. И при этом, допустим, можно было бы сделать акцент на покупку только отечественной продукции. Иван Князев: Ну, понятно. Тамара Шорникова: Адресная помощь… Иван Князев: Адресная помощь, продуктовые карточки. Да, понятно. Спасибо вам большое. Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine. Несколько СМС буквально. Карелия: «Урожай 2020 года был хороший, пока хватает своей картошки. В магазинах 37 руб. за килограмм». Мнение из чата прямого эфира: «Мелкий картофель если чистить, вообще ничего не останется. Мелкий нужен чистый и дешевый». Вот такое мнение наших телезрителей. К следующей теме.