В Москве открывается запись на вакцинацию от коронавируса
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/v-moskve-otkryvaetsya-zapis-na-vakcinaciyu-ot-koronavirusa-47571.html Александр Денисов: Да, Лена торопится, тема действительно горячая. Ждем, ждем, когда же начнется вакцинация, уже устали от обещаний. Устал и президент: на совещании с правительством он взял с Татьяны Голиковой слово, что начинаем со следующей недели, больше никаких раскачиваний.
Татьяна Голикова: Я надеюсь, ну я просто уверена, я даже не надеюсь, а уверена, что мы завершим все подготовительные мероприятия, для того чтобы доложить вам о готовности масштабно начать ее на следующей неделе.
Владимир Путин: Давайте мы договоримся так, что вы на следующей неделе не доложите мне, а начнете масштабную вакцинацию, хорошо?
Татьяна Голикова: Хорошо.
Владимир Путин: Вы каждый день докладываете. Давайте мы начнем эту работу.
Елена Медовникова: Ну кстати, как видите, тороплюсь не я, а правительство.
И сайт Сергея Собянина после этого совещания опубликовал информацию, что уже с завтрашнего дня открывается электронная запись на прививку, но пока только для учителей, врачей и социальных работников, именно они в группе риска. Ну и мы напомним, что в России готовы уже 2 вакцины от коронавируса, это «Спутник V» и «ЭпиВакКорона». На подходе и третья от Центра Чумакова.
Александр Денисов: Да. Ну вот предстоящую вакцинацию мы обсудим вместе с вами, подключайтесь, звоните нам, пишите.
И у нас на связи Михаил Костинов, завлабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова. Михаил Петрович, добрый вечер.
Елена Медовникова: Добрый вечер, Михаил Петрович.
Михаил Костинов: Добрый вечер.
Елена Медовникова: Давайте скажем, готовы ли мы, торопимся ли мы или все-таки самое время? А может быть, уже опоздали?
Михаил Костинов: Вы знаете, здесь есть некоторые моменты, которые мы должны и делать, и спешить, но спеши осторожно и медленно. Конечно, здесь очень важно, что вакцина наконец поступает, не только уже считается как группа исследования, а первые партии, которые должны обеспечить уже вакцинацию тех людей, они не идут, допустим, как группа исследования.
И конечно, возникает вопрос, кто может туда. Конечно, возрастные ограничения, я думаю, что они будут, но в первую очередь будут те, которые работают, а работают в основном до пенсии, так мне кажется, значит, до 65, как изучена эта вакцина. Значит, относите, чтобы человек не имел никаких респираторных инфекций. Дальше: если этот человек имеет какие-то заболевания хронические, которые в периоде ремиссии, должна быть ремиссия хотя бы около месяца, он подходит к этой вакцинации, вот как идет.
А дальше второй этап, он записывается, будут определенные пункты, где вакцинация, приходит, врач будет говорить, что, вероятно, могут быть такие реакции, то, что может быть на месте укола, что вы можете чувствовать в течение суток-полтора. И таким образом, вот так, потихоньку начнется вакцинация. Сказать, что будут там толпы, я не думаю, что будут толпы на вакцинацию, потому что для этого делается запись, чтобы не было скученности людей. Это так рекомендуется в период пандемии, чтобы определенный конкретный человек в определенное время пришел, он других там не видит, 3–4 человека, чтобы не было контакта, чтобы передать друг другу вот эту инфекцию. Хотя я здесь не исключаю, что могут быть и люди, которые являются носителями, это тоже может быть, потому что сегодня вы сдали анализ и нет у вас, допустим, коронавируса, но завтра у вас может появиться или послезавтра.
Поэтому здесь люди, которые имеют вот этот положительный тест и случайно, не знали, сделали прививку, ничего особенного, потому что данные литературы по зарубежным вакцинам показывают, что, если у человека есть низкий титр антител, вакцина никак не отражается, то есть это уровень тел не отражается на формировании поствакцинального иммунитета. Даже они за границей вакцинировали тех людей, которые имеют высокий титр антител против коронавирусной инфекции. Вот здесь, чтобы не вызывали путаницы и страха, это ничего особенного. Вот мое мнение.
Елена Медовникова: То есть не нужно сдавать тест на антитела, перед тем как идти делать ставить вакцину?
Михаил Костинов: Я думаю, что ни в коем случае не надо тест сдавать на антитела. Дело в том, что здесь надо по идее ПЦР. Для чего? Объясню, это важно: потому что может случиться так, что мы делаем вакцину, а человек носителем является, и через 2–4 дня у него развивается коронавирусная инфекция, и тогда будут списывать на кого? – на вакцину, понимаете? Это всегда бывает, я сижу занимаюсь в этой области и знаю, что если есть у ребенка какой-то инкубационный период или у взрослого, я делаю вакцину, то через 3–4 дня возникает вот эта болезнь, ОРЗ, и все говорят, что «виновата ваша вакцина».
Поэтому здесь я думаю, что те люди, которые обычно, все эти учителя, врачи, им берут еженедельно вот этот анализ, ПЦР на коронавирус. Если у них ничего нет, конечно, можно свободно. Но и в то же время и делаются вот эти такие исследования, что если возникает коронавирусная инфекция, то здесь не может быть вакцина, потому что от вакцины никто не заражается коронавирусной инфекцией.
Александр Денисов: Михаил Петрович, а все-таки, чтобы окончательно поставить точку в вопросе, если на вирус накладывается вакцина, то болезнь тяжелее протекает? И выработается ли иммунитет или нет, если совпадает по времени? Ну не исключено.
Михаил Костинов: Да, я понял вопрос. Дело в том, что есть такие данные по другим вакцинам респираторных инфекций: если у человека присоединяется инфекция, допустим какой-то грипп, парагрипп или ОРЗ, в этот же день или на следующий день возникает температура 39–40 и так далее, то вот этот вирус может оказать отрицательное влияние на формирование иммунитета.
Но здесь у нас есть один зацеп, который говорит в пользу вакцины. Дело в том, что даже если человек заболевает после первой дозы вакцины, у человека делается вторая доза. И вот после первой дозы не подавляется полностью иммунитет, остаются какие-то маленькие титры антител, а при введении второй дозы 100% будет иммунитет у этого человека. Вот это не надо бояться.
Елена Медовникова: Михаил Петрович, обязательно делать вторую часть вакцины? Или человек пошел, сделал, поставил прививку, а потом передумал, сможет ли она работать, нет?
Михаил Костинов: Дело в том, что как раз вот это все и боятся, потому что немножко сложность этой вакцины, что надо делать две дозы, человек сделал и забыл. Ну, это маловероятно, что забудет, но бывает, что через 3 недели он болеет какой-то другой инфекцией или обостряется его заболевание, что, естественно, не связано с вакцинацией, а по жизни, и тогда увеличивается интервал. Конечно, одна доза не формирует 100%-й иммунитет, данные литературы показывают, что иммунитет формируется 60–63%, 70%, достигается 100%-й иммунитет именно после второй дозы, как наша вакцина, как английская вакцина, как американская вакцина, все показывают, что пока надо делать две дозы, так формируется мощный иммунитет и эти антитела могут бороться с вирусом, если он попадает в организм человека.
Елена Медовникова: Михаил Петрович, еще очень важный вопрос. Давайте поясним и мне, и нашим телезрителям: все-таки когда человек ставит вакцину, она защищает от болезни полностью, или болезнь, COVID в частности, проходит в более легкой форме?
Михаил Костинов: А вот это как раз нужно доказать. Потому что вот те данные литературы, что я изучал, потому что недавно мне большой доклад был по отечественной и зарубежным вакцинам по коронавирусной инфекции, безопасности и иммуногенности. Что пишет данная литература? Наши, короче, ну как сказать, стыдно, что не дают, непрозрачно, мы не знаем ее эпидемиологической эффективности.
Что пишут иностранцы? В частности, вот эта Moderna, они сразу, как завершили вторую дозу, третья фаза начинает изучать эпидемиологическую эффективностью. Что они выявили? Они выявили, что те, которые привиты от коронавирусной инфекции, против, они могут болеть, но если считать процент, это 5%, 5% от привитых могут болеть, но они болеют легко. Что касается тех, которые получали, группа сравнения, или физраствор, или водичку, так называется, значит, среди них болеют вот этой коронавирусной инфекцией, потому что их тоже наблюдают долго, до 6 месяцев, они болеют до 90%, 95%, причем из них примерно десятую часть, даже 15%, они болеют очень тяжело.
Соответственно, вакцина снижает заболеваемость массивно, оттуда они дают, что эффективность вакцины 94–95%. Я понимаю, не то что иммуногенность, а просто самое главное – это эпидемиологическая эффективность, эффективность 94,5%, вот и все. И главное, что даже если заболеешь привитой, будет легко, ты не попадаешь в стационар.
Елена Медовникова: То есть вот сейчас и будем узнавать такую статистику. Давайте послушаем наших...
Михаил Костинов: Извините, может быть, такая статистика есть, просто она не публикуется, я не знаю, почему не публикуется, потому что все должно быть прозрачно. Если идет эта вакцина в массы, значит, врач, который будет заниматься вакцинацией, он должен знать и говорить пациенту: «Вы знаете, что все прекрасно, но у вас может быть на месте укола покраснение, может быть температура, вероятность, можешь заболеть, но это очень редко, вот, допустим, из 100 привитых от коронавирусной инфекции могут болеть 5 человек, но это будет легко». Но этого врач не знает, он не знает, я читал литературу.
Но что касается вот этих данных официальных, которые в научной литературе, не в интернете, потому что я интернет не читаю, потому что мне нужны факты, я научный сотрудник, я учу врачей, я должен сказать истину, что может быть. Вот это, к сожалению, отсутствует.
Александр Денисов: Михаил Петрович, со зрителем пообщаемся, вопрос наверняка хочет задать вам.
Михаил Костинов: Да-да.
Александр Денисов: Глеб, добрый вечер.
Елена Медовникова: Добрый вечер.
Александр Денисов: Глеб?
Зритель: Алло, здравствуйте, уважаемые ведущие, уважаемые зрители.
Елена Медовникова: Да, добрый вечер.
Зритель: Ну, я достаточно осторожно отношусь к данной вакцине, не конкретно к «Спутник V» или другие две вакцины есть, а в целом вот тема вакцины от коронавируса. Основная причина заключается в том, что ну сколько, несколько месяцев всего лишь прошло с момента вообще начала всей этой эпидемии, и очевидно, что за такой короткий промежуток времени провести полностью все необходимые тесты, в том числе на людях, на добровольцах, ну просто невозможно. Конечно, я, безусловно, доверяю нашим российским специалистам, но есть просто здравый смысл, который подсказывает, что нужно просто подождать еще какое-то время, прежде чем прививаться.
Елена Медовникова: Глеб, а вы имеете какое-то отношение к медицине?
Зритель: Нет, я к медицине отношения не имею.
Елена Медовникова: Ну то есть давайте все-таки доверять врачам в этом случае. Спасибо.
Александр Денисов: Михаил Петрович, распространенное мнение.
Михаил Костинов: Здесь действительно возникают вопросы. Дело в том, что человек правильно говорит. Дело в том, что это недостаточно того, что вот по телевидению, вот так, так и так. Дело в том, что нужна информация. Чем больше информации истинной будем знать, необязательно по вакцинации, тем более ясно для человека. Когда информация отсутствует, возникают мифы, возникают легенды, друг другу они в интернете передаются, а дальше возникает, что каждый добавляет свое, и в конечном итоге ничего не найдешь истинного, не найдешь то, что настоящее. Поэтому человека я понимаю, и он осторожный, так и есть.
Но дело в том, что есть люди, которые уже все, у них болели друзья, болели родители или муж, жена, они знают, что такое COVID. И когда сравнивают, говорят: «Все равно, независимо от того, как будет, как я буду переносить, я пойду и буду делать вакцину». Вот это и есть, потому что, когда человек видит своими глазами, как переносят COVID люди, которые группы риска или взрослые, или другое, тогда он все, закрывает глаза: «Все равно я пойду делать прививку, пусть у меня будет температура 38 после первой дозы, пусть у меня рука растет, допустим, мощный инфильтрат, будет дискомфортно, зато я буду защищен», – вот в чем разница.
Поэтому я понимаю всех зрителей, есть «за», есть «против». Но дело в том, что истина всегда принимается, когда уже вакцина будет в массе, когда будут наблюдаться, друг другу передаваться, что вот у меня такое, у меня такое и так далее.
Елена Медовникова: А вы будете ставить вакцину? Решили?
Михаил Костинов: Нет, пока мы в нашем институте не работаем с этой вакциной, потому что мы обычно всегда занимаемся апробацией, но поскольку сейчас не будет хватать других вакцин, мы не будем получать эту вакцину. Соответственно, мы только будем заниматься научными целями.
Александр Денисов: Спасибо большое, Михаил Петрович.
Елена Медовникова: Спасибо.
Александр Денисов: Михаил Костинов был у нас на связи, завлабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова.