Александр Денисов: В пиве распробовали демпинг. Союз пивоваров пожаловался в Минфин, что, мол, демпингуют на рынке производители, а особенно зарубежные компании, опускают цену напитка ниже себестоимости, ниже, чем в Европе, лишь бы завоевать наши симпатии и наши кошельки. Ольга Арсланова: И им это удается. Александр Денисов: Да. Если что, мы вообще не против такой борьбы за нас, только за демпинг. Ольга Арсланова: Ну, а наши пивовары еще и попросили их поддержать, они попросили о помощи. Нужно ввести минимальную розничную цену на пиво, считают они. И в том числе для иностранцев. Александр Денисов: Да. Ольга Арсланова: Многие люди любят пиво. Я, честно говоря, их понимаю. Мне тоже очень нравится, особенно хорошее. Но главный вопрос для потребителей – какой будет вот эта минимальная розничная цена, если пивоваров наших услышат? Здесь пока никакой ясности нет. Вот, например, «Опора России» предложила 75 руб. за литр в том году. Вот такой рубеж. Т. е. чуть больше 30 руб. за бутылку. Александр Денисов: Но это не пиво, мне кажется. Ольга Арсланова: Но толком вообще не смогли обосновать, почему такая цена. В итоге инициатива не прошла. Вот сегодня опять этот вопрос поднимают. Средние цены сейчас в России – 97 руб. за литр. Ну, в общем, тоже не очень много. И практически каждому по карману. Давайте выяснять, изменится ли что-нибудь с этой ценой. Александр Денисов: Да. На связи у нас Даниил Бриман, председатель совета Союза российских пивоваров. Даниил, добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Даниил Бриман: Добрый день. Александр Денисов: Ну, вот я по магазинам хожу. Конечно, я пиво не покупаю. Но я вижу, что средняя цена на пиво (интересуюсь я этим) в среднем так 35-40 руб. Это вообще пиво? Вот за такие деньги. Даниил Бриман: Это хороший вопрос. Но вообще понятие средней цены – так же, как средней температуры по больнице. И если говорить все-таки о демпинге, мы с этого начали, то мы говорим о том, что ключевая проблема сейчас не в средней цене, которая вот как-то рассчитана, а в том, что в легальной рознице очень часто можно встретить бутылку пива, продающуюся дешевле какой-нибудь обычной питьевой воды. И вот это ненормально. Потому что этого быть не может. Потому что качественным не может быть либо пиво, которое продается по этой цене, либо это пиво продается ниже себестоимости, и тогда тоже возникают вопросы, а как это возможно и что за этим… Ольга Арсланова: Даниил, ваши оппоненты говорят, что в Союзе российских пивоваров нет основных продавцов. Что это маленькие крафтовые пивоварни, у которых, конечно, продукция дорогая, она не рассчитана на массового покупателя. Расскажите, кто вас представляет, кто в вашем Союзе и в чем заинтересованы лично вы? Даниил Бриман: В Союзе на сегодняшний момент больше 97 членов. Причем эта численность растет. Кстати, как раз после выхода нескольких международных компаний мы получили сразу несколько заявлений от российских компаний, причем достаточно крупных, которые захотели войти в Союз. Потому что, как они сказали, «вот теперь наша повестка совпадает». Значит, вот теперь мы действительно понимаем, что вы представляете интересы российских пивоваренных компаний. Это компании разного масштаба, вы абсолютно правы, начиная от небольших крафтовых пивоварен и включая в том числе достаточно крупные региональные производства, сравнимые по масштабам и с крупными компаниями международными. И на сегодняшний момент, как я уже сказал, это почти 100 пивоваренных производств. Кроме того, нашу позицию разделяет, например, такая организация, как «Опора России», а в нее тоже входят некоторые компании именно пивоваренного рынка, солодовенного рынка. И, кроме этого, на рынке также существует еще и Ассоциация независимых крафтовых пивоварен. Вот как раз она в основном объединяет … пивоварни. И они тоже разделяют нашу позицию. И объективно речь ведь идет не о том, чтобы создавать какие-то преференции для крупных и мелких производителей. Речь идет о том, чтобы гарантировать условия открытой, добросовестной конкуренции не через ценовой демпинг, не через попытки снижения себестоимости для того, чтобы закрутить этот виток, эту спираль конкуренции еще сильнее (в ущерб, кстати, и потребителю в этом смысле), а для того, чтобы обеспечить нормальные условия, при которых добросовестный производитель может выпускать качественный продукт, платить все налоги и гарантировать, что… Александр Денисов: Даниил, простите, прерву вас. Я все-таки, так сказать, не распробовал ответа. Я вам задал: пиво ли это за 30 руб.? На мой взгляд, это отрава, чистый керосин там разливают. Вы мне не ответили, ушли от ответа. Т. е. мне понимать, что нет? Даниил Бриман: Ну, потому что мы ушли в другую сторону немножко с вами. Отвечу, мне нравится ваш вопрос, потому что вы абсолютно правы. Если пиво продается так дешево, а простая арифметика показывает, что если бутылка пива на полке продается вот ниже 30 руб., то в принципе в ней пива нет. Потому что акциз, НДС, стоимость упаковки, этикетки, пробки и бутылки – все это вместе с логистическими расходами уже приближается к… Александр Денисов: Т. е., Даниил, продолжая вашу мысль: мы разворачиваем эту бутылку, смотрим, на обратной стороне написано «Употребление опасно для вашего здоровья», – и уже воспринимаем эту фразу как действительно предупреждение, а не как, знаете, для порядка? Даниил Бриман: Практически да. Потому что ведь одновременно с попыткой вот такого сопротивления изменению цены на рынке и происходят попытки изменить технический регламент, изменить ГОСТ, разрешить добавлять очень большой, до 50%, несоложенные материалы, сахаросодержащие продукты, сиропы, ферменты. Т. е. мы получаем вместо пива уже компот тогда, в этом случае. Александр Денисов: Со спиртом, причем. Ольга Арсланова: Спасибо вам, Даниил Бриман. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Но это, Саша, очень большой вопрос. Я хочу его задать Михаилу Смирнову, главному редактору портала Алкоголь.Ру, эксперту по алкоголю. Здравствуйте, Михаил. Вот смотрите, российские пивовары говорят, что вот это пиво, которое крупные компании зарубежные у нас по 30 руб. чуть ли не раздают, это плохое пиво. А почему оно плохое? Вот потребитель на него не жалуется, с одной стороны. С другой стороны, это компании, которые берут объемом. Они продают по всему миру. И они могут себе позволить где-то снижать цену. Разве это влияет на качество пива? Да, мы увлеклись, далее, Михаил Юрьевич? Надеюсь, вы расслышали мой вопрос. Михаил Смирнов: Но давайте говорить так: что пиво – это солод 100% и хмель в качестве консерванта. Ну, плюс вода и дрожжи. Для чего нужен солод? Не только для вкуса, а когда зерно прорастает, там выделяются ферменты природные, которые переводят вот муку, которая содержится в зерне, в сахар. Ольга Арсланова: Бесплатно притом. Они работают бесплатно. Александр Денисов: Михаил Юрьевич, нам бы не технологию, а четкий ответ. Вот Оля подозревает, что все-таки это неплохое пиво за 30 руб. Ответьте четко. Михаил Смирнов: Давайте так. На самом деле это пиво проходит все предусмотренные ГОСТом анализы. И на стойкость, наличие сухого вещества, спирт. Оно проходит. А то, что оно по вкусу дрянь, – ну, бывает такое. И в принципе, если сейчас пройдет идея о том, что снизить количество солода до 50% по ГОСТу Евросоюза, оно будет еще хуже. Александр Денисов: Михаил Юрьевич, самое интересное, вот сколько мы с вами встречаемся, общаемся, вы ни разу не советовали никакое пиво нам пить. Вот вино, отечественное, там вот «Вельвет», помните, вы рекомендовали? По 350 руб., да, говорили, отличное. Вот не придем ли мы… Ольга Арсланова: Но это дело вкуса. Александр Денисов: …да, даже в хороший момент, к российскому вину? Раз пиво у нас всюду дрянь, а, как вы сказали, лучше пить вино. Позитивный тренд, мне кажется, вполне. Михаил Смирнов: Понимаете, какая хитрость. Пиво – это самый древний напиток из алкогольных существовавших. Первые земледельцы выращивали зерно не для того, чтобы печь хлеб, а для того, чтобы делать пиво. И потому пиво было, есть и будет, что бы мы ни говорили. Это абсолютно сезонный напиток, летний. А вино – это уже, так сказать, такой более раздвинутый… Ольга Арсланова: Михаил Юрьевич, но вы знаете, вот все, что сейчас российские пивовары делают, лично мне напоминает плач людей, которые просто не могут конкурировать ни с кем. Почему россияне все-таки не покупают дорогое российское крафтовое пиво? Александр Денисов: Почему, покупают. Ольга Арсланова: Но мало покупают. Михаил Смирнов: Крафтов … огромное количество, и они в принципе все так или иначе нашли целевую аудиторию для сбыта. Пиво не выливается из крафтовых пивоварен. С другой стороны, что отстой, да… Ольга Арсланова: Ну, а какие претензии-то тогда к поставщикам из-за рубежа? Михаил Смирнов: А вы путаете разные вещи. Крафтовая пивоварня – это микропивоварня. А существуют заводы пивные в регионах, которые всегда выпускали очень неплохие сорта пива. Но они сейчас по финансовым особенностям не могут позволить себе закупать дорогой высококачественный солод. Они не могут позволить себе закупать тот же самый Жатецкий этот самый… Ольга Арсланова: А как им конкурировать с крупными зарубежными компаниями, умоляя наши власти ввести минимальную розничную цену на пиво? Вам это кажется приличным механизмом? Михаил Смирнов: Нет, тут, понимаете, какая хитрость. Во всем мире есть отрасли, которых поддерживает государство. Если не будет поддерживать – ну, нас захватят вот 3 международных конгломерата. И чем это кончится? Ничем хорошим. Региональные пивоварни делают очень неплохое пиво. Если уж совсем не экономить. А если будет стоить 30 руб., они разорятся. А это рабочие места, это какая-то вещь. Александр Денисов: Т. е. нужно все-таки поднять, по вашему мнению, цену, чтобы западные перестали сбивать нам тут и ломать рынок? Михаил Смирнов: Ну, вы знаете, я всегда был противником минимальных цен. Но в данном случае я соглашусь. Повышение минимальных цен на 5 руб. нужно. Ольга Арсланова: А вот в других напитках у нас есть же уже опыт применения минимальной розничной цены? Михаил Смирнов: Есть. Ольга Арсланова: По-моему, на крепкие. И к чему это привело? Михаил Смирнов: На крепкие есть, на шампанское есть, на вино есть. В общем, у нас минимальная цена розничная – она иногда срабатывает, а иногда не срабатывает. С шампанским она не совсем сработала. Потому что шампанскому определили минимальную розничную цену, а народ стал газировать вино, как пепси-колу. И получается шипучее вино. Кто в этом разберется? Не учли их. И с пивом та же история. Подделывают пивные напитки и выдают за пиво. Ну, то же самое будет. Но вообще подделка – пиво-то практически не подделывают, а вино подделывают. Покупают дешевое заграничное, разливают с водкой – и так все понятно. Александр Денисов: Михаил Юрьевич, вы куда летите такой нарядный, не в Италию, случайно? Беспокоимся за вас. Михаил Смирнов: Ну нет, я так себе больше нравлюсь. Ольга Арсланова: Хорошо… Александр Денисов: Тем не менее вы в аэропорту. Хорошего вам взлета и посадки. Спасибо, Михаил Юрьевич. Ольга Арсланова: Михаил Смирнов с нами на связи был. Ему счастливого пути. А мы поговорим с Сергеем, который в России. Здравствуйте, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Во-первых, я Михаилу привет передать хочу, мы с ним сталкивались в партии любителей пива. На 99% я с ним согласен. Одно только, то, что он сказал, что пиво подделывают. Пиво не подделывают. Вообще подделать пиво нельзя, как и осетрину нельзя подделать, вы сразу же это поймете. У меня двоякое отношение к введению этой розничной цены. Правильно все Михаил сказал, что это выгодно транснациональным компаниям, какие владеют крупными брендами у нас в России, и выгодно, единственное, что в пиве есть, – есть микропивоварни, какие работают вчерную. Т. е. они не платят налоги нормально, они не платят ничего. Вот им выгодно введение минимальной цены. Думаю, что все остальным не очень это выгодно. Наоборот… Ольга Арсланова: Сергей, а вам, как любителю пива… Зритель: …наоборот, извините: невыгодно, а остальным выгодно введение цены. Но над этим надо подумать. Александр Денисов: Сергей, вы какое пиво пьете – дорогое или дешевое? Зритель: Я пью все пиво, то, которое душа моя пожелает, значит, я пью пиво и по… скажем так: бутылка 0,7 стоимостью около 3 тыс. Александр Денисов: 3 тысяч? Зритель: Да. Ольга Арсланова: Это называется «всё». Понятно. Неплохо вы живете. Александр Денисов: Ну, вы ценитель. Спасибо большое. Мы вступим в вашу ассоциацию. Тоже хотим такое пиво пить. Не за свой счет, конечно, да. Переходим к следующей теме.