В России появились алкоавтоматы. В городах России стали появляться автоматы по продаже по продаже спиртосодержащих жидкостей в мелкой таре - так называемых "фанфуриков". В начале октября в Калуге по требованию общественности был демонтирован автомат "Боярка-24", в котором за 20 рублей можно купить спиртовую настойку боярышника. На самом автомате, как и на флаконах, было написано, что это "лосьон косметический". Торговля спиртосодержащими лекарственными средствами вроде настойки боярышника или лосьонов не подпадает под закон о государственном регулировании производства и оборота спиртных напитков. Запретить сверхдоступные уличные распивочные с фанфуриками могут только депутаты Госдумы, поскольку для этого нужно устранить пробелы в законодательстве. Обсуждаем ситуацию с экспертом. В студии - глава реабилитационного центра "Возрождение", эксперт Международной ассоциации по борьбе с наркобизнесом Юрий Вяльба.  Виталий Млечин: Готовясь к сегодняшнему эфиру, я выучил новое слово – фанфурик. Честно говоря, я раньше его никогда не слышал. А это оказывается, такой спиртосодержащий заменитель водки, между прочим очень дешевый, не требующий сертификации, никаких акцизов не надо платить, в общем, штука весьма неплохая для алкоголиков. Ольга Арсланова: Да, мы попытаемся сегодня понять, а знакомо ли это явление нашим зрителям. Может быть, это мы так отстали от жизни с Виталей, а на самом деле это серьезная  проблема, и о ней нужно поговорить. Тем более что в городах России стали появляться автоматы  по продаже спиртосодержащих жидкостей в мелкой расфасовке, именно их фанфуриками и называют. Правда, на автомате и флаконах написано, что это косметический лосьон. Вроде бы всё по закону, однако общественность возмутилась. В Калуге такой автомат в итоге демонтировали. Продолжают они работать и в других городах: например, два автомата в Новоуральске, в Чите. Торговля такими веществами не подпадает под закон о госрегулировании спирта. И настойки свободно продают в аптеках, а лосьоны в магазинах. По сути, ничто не мешает торговцам продавать их через автомат - это законно, но если зайти на рекламный сайт, можно увидеть, что авторы бизнес идеи даже не скрывают для чего и для кого создан их продукт. Это доход за счет самых невзыскательных потребителей спиртного, и каждый может купить автомат и установить его в  своем городе. Вот перечень товаров, который указывается на сайте: тоник кедровый, лосьон на бруньках, лосьон хлебный, лосьон боярышник, тоник, настойка женьшеня, настойка дуба. Очень любопытный слоган этого сайта "нам кризис – как ветер в паруса". То есть люди откровенно признаются, что в кризис хотят нажиться на пьющих, и это сделать довольно легко. Сами бизнесмены ничего постыдного в этом не видят, если кто-то хочет заработать на слабости и бедности человека, разве закон может помешать. И не это ли делает само государство, продавая водку и сигареты. Правда, только совершеннолетним. К автомату может подойти любой человек, автомат паспорт не  спросит. Запретить их нельзя, а нужно ли запрещать. А может мы зря вообще с этим боремся, ну если это есть в аптеках, если это есть в магазинах, везде же человек может купить, какая разница как? Юрий Вяльба: Мы живем в век капитализма, и ещё Карл Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист, если прибыль превышает сто процентов. Здесь прибыль превышает не сто процентов, а, наверное, процентов триста и, соответственно, здесь возможны варианты для получения, извлечения этой прибыли. Через автоматы, через аптеки и так далее и т.д. К сожалению, у нас закон не совершенен, и вот на таких ситуациях, случаях наши законодатели, я надеюсь, учатся совершенствовать закон. Ольга Арсланова: Ну, насколько мы понимаем, урегулировать это никак невозможно, и вот тот демонтаж, который происходит.. А я даже не знаю, можно ли его так назвать: там, например, в одном случае, какие-то неизвестные люди его вырвали и всё содержимое домой унесли. Это всё в рамках закона вообще происходит? Ведь по сути люди же откровенно не говорят для чего. Там написано "лосьон", может, правда, покупают для этого. Юрий Вяльба: Ну, формально, всё сделано по закону. Но есть нравственные аспекты, которые в общем-то должны соблюдаться человеком. Но, ещё раз повторяю, в век капитализма нравственность уходит на второй план, на первый план прибыль. Поэтому так. Ольга Арсланова: Неужели это настолько востребовано и популярно? Нам казалось, что это касается исключительно маргиналов, их немного, и, в общем, особой прибыли они и не сделают. Юрий Вяльба: Ну, на самом деле, людей, желающих сэкономить в век кризиса, их достаточно много, в том числе на алкоголе. И девиз этого предприятия "нам кризис - что ветер в паруса". На самом деле так, на самом деле много людей, которые в период кризиса оказываются в некоем достаточно сложном материальном положении, и, соответственно, "купить дешевле" - у многих как соблазн. Поэтому этим пользуются, в том числе и предприниматели, и такая  ситуация складывается.  Ольга Арсланова: Но неужели есть люди, которые готовы рисковать здоровьем, мы же понимаем, что это может быть опасно и для здоровья, ради экономии? Ну, там ведь не такая большая экономия получается по большому счёту. Юрий Вяльба: Тем не менее, всё равно, если брать на круг, скажем, на месяц или на два, количество выпитого там за 20 рублей или за 100 рублей – это уже получается кругленькая сумма. Поэтому люди так рассчитывают всё-таки в своей голове, что экономический эффект есть, и поэтому идут на подобные вещи. Это всегда было, и так происходит. К сожалению да, вы правильно сказали, паспорт автомат не требует, и действительно есть опасность, что по закону подросткам нельзя продавать, нужно требовать паспорт и т.д и т.д. Здесь этим автоматом могут воспользоваться и дети. И здесь тут вот большая проблема: как это контролировать. По большому счету, я не знаю. Виталий Млечин: Знаете, у нас есть сюжет из Екатеринбурга, там как раз собственно эти автоматы есть. Наш корреспондент, Анастасия Ярчук подошла к этим автоматом, поснимала и, в общем, даже увидела людей, которые им пользуются. Вот меж тем ещё в центре исследования рынков алкоголя подсчитали, что в прошлом году таких лосьонов россияне выпили около ста пятидесяти миллионов литров. Это почти десятая часть всего алкоголя, который выпили в стране и год от года эта доля не меняется. То есть проблема-таки есть. Юрий Вяльба: Конечно, да. И ко мне какой вопрос? Ольга Арсланова: Вопрос сейчас зададим, я просто ещё хотела обратить внимание на сообщение наших зрителей. Пока мы смотрели этот сюжет, нам из разных регионов стали приходить жалобы. Вот смотрите: - У нас есть автомат, - пишут из нам Нижнего Новгорода. - Каждые торговые точки  в Сибири, не сетевики, торгуют фанфуриками, тройным одеколоном, даже хозяйственные магазины. - Выход стандартизации алкоголя в низкоценовом качестве. - У нас в Петрозаводске нелегально продают в киосках, там где продают газеты. - У нас продает боярышник мой сосед, каждый день к нему приходят люди, мы от этого устали. - Соседи круглые сутки продают спирт на дому. Вы понимаете, какие сообщения приходят, и мне вот одно непонятно, неужели эта проблема возникла вчера. Почему законодатели вообще не обращали на это внимание? Юрий Вяльба: Ну, на самом деле, я думаю, что законодатели на это внимание обращали. Существует запрет на негосударственный контроль по продаже алкогольных напитков, вне государственного контроля. Существуют такие законы, существуют законы о незаконном предпринимательстве и т.д. и т.д. На мой взгляд, правоохранительные органы недостаточно хорошо работают в плане предотвращения подобных преступлений. А порой даже сами задействованы в этой нелегальной торговле. Так называемое, крышевание. Такое возможно. Виталий Млечин: Ну, вы как руководитель реабилитационного центра, к вам попадают люди, которые действительно потребляют такие вещи? Ю В.: Ну, могу вам сказать, что люди, которые употребляют такие вещи, на самом деле уже деградированные алкоголики. Они даже без критики к своему состоянию, к своей болезни. Поэтому такие люди к специалистам, к врачам, к наркологам не обращаются. У меня таких пациентов, которые употребляли бы боярышник и были бы способны, скажем так, проходить реабилитационную программу, таких нет. Как правило, это деклассированные, деградированные элементы общества. Как их сейчас модно называть, маргинальные. Такая часть общества. Но тем не менее, это присутствует. И чем больше кризис, тем большее количество людей будет находиться за бортом, можно так сказать, общества, где-то на свалке. И большее количество людей будет, соответственно, обращаться к подобным напиткам, потому что экономически они выгодны. Друге дело, что влияет ли это отрицательно на здоровье, такие люди не задумываются. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашу телезрительницу, Зинаида из Астрахани нам позвонила. Здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Зинаида. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем. Зинаида из Астрахани: Мы категорически против этих боярышников, этих фуфыриков. У нас и соседи пьют, сколько поумирали соседей от этих боярышников. Это ужас. В магазинах полно продают, на каждому углу в магазине у нас продают в Астрахани. Виталий Млечин: А вы пробовали как обращаться в полицию, заявление писать, вызывать наряд? Зинаида из Астрахани: Ну, кому, кому? Никто всё равно на это не смотрит. Куда смотрит правительство? Мы сами не знаем. Виталий Млечин: Подождите с правительством, вы полицию пробовали вызывать? Зинаида из Астрахани: Ну, что в магазин что ли вызывать полицию? Виталий Млечин: Ну если вы говорите, у вас соседи пьют, алкоголики. Зинаида из Астрахани: Нет, конечно, а что для них вызывать. Они что, будут слушаться милицию что ли. Виталий Млечин: Ясно, спасибо большое, что позвонили. Ольга Арсланова: Нам пишут: - Алкоголь государство никогда не запретит продавать, это налоги, бороться с пьянством – это невыгодно. Главное для водки – это цена. Ольга Арсланова: Ну и действительно, очень многие связывают рост популярности такого заменителя с ростом цен на алкоголь. Есть ли какая-то, может быть, закономерность в мире, чем дороже алкоголь, тем больше таких маргинальных алкоголиков, чем  дешевле, тем больше все приличные алкоголики становятся. Юрий Вяльба: Ну, на самом деле есть такой мировой опыт, ну скажем, ограничение доступности населению алкогольных напитков. Скажем, во всех странах, в том числе в США, сейчас продажа алкоголя вынесена за пределы крупных городов: специальные места, специальные магазины. Очень сложно купить. Я вот был в девяностых в Америке, когда можно было спокойно купить в магазине любой алкоголь. Сейчас это невозможно, сейчас надо ехать за Нью-Йорк, покупать там в специальном магазине, на это тратить время, и стоит это ещё больше чем раньше. И поднимают цены многие государства на алкоголь именно с целью профилактики алкоголизма. Именно с целью ограничить доступность алкоголя. Виталий Млечин: Насколько эффективно это будет в наших реалиях? Если действительно взять весь алкоголь убрать за пределы города. Вот как раз и будут тогда покупать вот это всё. Юрий Вяльба: Ну, вот да, здесь, к сожалению, предпринимательская жилка такая присутствует. И я уже вам говорил, что если есть прибыль, соответственно есть спрос, соответственно есть возможность подобные  варианты реализации алкогольной продукции под видом лосьонов под видом всяких лекарственных препаратов, которые, якобы, не запрещены к такой продаже. Но вот могут производить. Поэтому здесь конечно должна быть законодательная база. Я не законодатель, но как обыватель, как специалист,  считаю, что такая база должна быть. И такой законодательный пакет должен быть разработан специалистами, законодателями. Иначе здесь всё будет достаточно плачевно для нашей страны. Большинство перейдет на вот этот лосьон, и всё, и бесконтрольное потребление, рост алкоголизма, преступности, смертности и т.д. и т.д. Виталий Млечин: В Америке и в Европе тоже же капитализм, как известно, там нет таких проблем. Юрий Вяльба: Вы знаете, менталитет русского предпринимателя отличается от менталитета американского предпринимателя, отличается во много раз. Могу сказать так, я когда был в Америке, там была ситуация, когда просто разбавляли русские предприниматели, владельцы автоколонок, бензин. У американцев просто в голове такое не укладывалось, чтобы взять и разбавить бензин водой. А здесь возможно такое, и в том числе в плане лосьона, в плане заменить алкогольных напиток под разными названиями. Это возможно, такое допускает наше законодательство. Ольга Арсланова: Нам написал зритель: - Да, я продаю вот такие напитки, это прибыльно. А как жить? У меня семья. Из Забайкалья пришло сообщение. Если, может быть, вы нам позвоните, расскажете, насколько это прибыльно. Но судя, по рекламным роликам, по сайту, по информации, которая у нас есть, это действительно очень выгодно и это набирает обороты. Ведь любой человек может купить, поставить и получать прибыль. Ну, хорошо. А налоговая? А контроль? А экономический, финансовый контроль за этим? Юрий Вяльба: Вот, я про что и говорю. Как  раз здесь должна быть законодательная база, а потом уже под это подводить исполнительные различные процессы: налоговая, правоохранительные органы, вот они уже должны исполнять законы. А если закона нет, то они и исполнить-то ничего не могут - они бессильны. Вот правильно рассказал один из представителей местной администрации. Что ничего сделать не могу в этой ситуации. Это так. Виталий Млечин: - На эти грабли мы уже наступали в восьмидесятые, - пишут наши зрители, - тогда пили всякую гадость, а всё, потому что якобы вели борьбу с пьянством. Ну, это, видимо, к тому, что надо наоборот делать дешевле алкоголь, тогда не будут эту дрянь пить. Ольга Арсланова: Нет, есть предложение, как, вот, в Канаде: там наркоманам бесплатно выдают наркотики. Может, в России такая же ситуация. Вот есть алкоголик, давайте его обеспечим постоянным его вот этим вот спиртовым наркотиком. Юрий Вяльба: Ну, это любимая песня лоббистов наркотиков, официальных производителей наркотических препаратов. Любимая песня про официальные разрешения наркотических препаратов через государственные программы и т.д. и т.д. Это давно известная песня, которая ни к чему хорошему не приводит. Вот, скажем в той же Голландии, которая тоже практикует выдачу наркотиков бесплатно, людям которые страдают. Ольга Арсланова: Ну, это о метадоне речь идет, я так понимаю. Юрий Вяльба: Да, о метадоне. Да и другие  какие-то заменители наркотических препаратов. Уже отказываются от этой практики. Уже там неоднократно выносили законопроекты на запрет подобной практики. Уже и в Швейцарии запретили подобный бесплатный вид помощи, выдавая наркотики наркоманам. Поэтому здесь это не дает результатов, и уже Европа вся практически от этого отказалась. А мы только начали говорить: ребята, давайте мы сделаем так, как в Европе! В Европе уже отказались, отказываются, не оправдала себя эта программа. Тем более, если говорить про алкоголизм, у нас по официальным данным, которые имеются в Роспотребнадзоре, в Министерстве здравоохранения, у нас пять миллионов больных алкоголизмом. Да и как с ними быть, все эти пять миллионов давай поить алкоголем, только ухудшать их состояние тем самым. Это не выход из положения. Ольга Арсланова: И привлечь ещё кого-нибудь, раз бесплатно дают. Отлично, значит, завтра мы тоже заявимся. Юрий Вяльба: У нас будет не пять миллионов, у нас будет вся страна тогда алкоголики. Поэтому тут так. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашего зрителя  и продолжим. У нас  Петр из Нижнего Новгорода на связи, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Пётр, говорите, пожалуйста. Пётр из Нижнего Новгорода: Здравствуйте, вот у меня вопрос такой, куда девались все ЛТП, все какие-то учреждения, которые имели рычаги давления на алкоголиков, также как на наркоманов. Сейчас невозможно сдать наркомана, алкоголика куда-то  в лечебное учреждение без его согласия. Куда смотрит закон, куда смотрит правительство наше, куда смотрит Дума? Или это спецу всё делается для уничтожения нации? Ольга Арсланова: Вопрос понятен, контроля за этими людьми нет. Если они не хотят лечиться, они же могут и не лечиться, правда? Юрий Вяльба: Ну, на самом деле, это не совсем так, на самом деле существует законодательное принудительное лечение, там скажем химически зависимого, если он общественно опасен. Т.е. если он совершает какие-то правонарушения, вот здесь да, здесь в праве правоохранительные органы через суд направят такого человека на принудительное лечение. Если он опасен для общества, его каким-то образом, но он при этом является больным человеком, могут направить на принудительное лечение. И во многих наркологических клиниках, ну крупных, в том числе в Москве, существуют специальные отделения, как раз для таких принудительно лечимых пациентов. Хотя принудительное лечение, на мой взгляд, попахивает фашизмом. Но что делать, вот так, да. Ольга Арсланова: Вообще вопрос к самому составу и технологии приготовления вот этих вот средств. Почему нельзя придумать вот что-то другое? Вот нам предлагают, в эти лосьоны добавлять горький хинин, как в Иране. Но неужели производители не понимают, кто их основной клиент? Юрий Вяльба: Конечно, понимают, что будет спрос, понимают, что это будет выгодною. Поэтому и делают. Вот капитализм: что хотели, то и получили. Ольга Арсланова: Понимаете к продавцам, да, вопрос понятен. Но вот именно к заводам, которые это выпускают, неужели нельзя их как-то взять под контроль. Юрий Вяльба: Ну, на самом деле это такой вопрос очень... Ну смотрите, есть фирма, она заказывает у завода, у производителя или у фабрики какой-либо алконапиток. Задача производителя произвести, а он производит, ему платят за это деньги. Она отдает распространителю, тот, кто заказал заказчику, и заказчик уже эту продукцию размещает в розничной сети или в автоматах. Поэтому фабрики они только за, они неответственны по большому счёту ни юридически, никак по отношению того продукта, который они производят. А вот распространители, те, кто заказчиками являются, те да, конечно, они несут уже моральную ответственность. Конечно, они получают прибыль, но с одной строны, а с другой стороны, будет ответственность на другом уровне. Я всё-таки являюсь сторонником ведической концепции, что мы живем по карме. Будет ответственность на другом уровне, может быть не уровне государственной законности, а, может быть,  на уровне высших сил. Здесь да, здесь будут последствия какие-то последствия, какие-то определённые для этой семьи, для этого человека, который занимается подобным бизнесом. Это так. Ольга Арсланова: Давайте, я не думаю что мы кого-то разубедим или напугаем, но всё-таки давайте попробуем. Что действительно происходит с организмом при употреблении таких напитков. Там у нас в сюжете, видимо, любитель таких лосьонов говорил, что ноги отнимаются, что-то происходит со зрением. Вот что происходит, почему это так вредно? Юрий Вяльба: На самом деле, самый вредный компонент, который, я уверен, является основным компонентом этих напитков, является алкоголь. Если вы откроете любой справочник, в справочнике написано про алкоголь: нейротоксический яд. То есть прежде всего алкоголь действует на нервную систему, разрушая, убивая клетки прежде всего нервной системы, и прежде всего, головного мозга. И если нарушается весь компьютер, а наш головной мозг является нашим компьютером, который все процессы внутри нашего организма регулирует, помогает нашему организму адаптироваться к внешней среде. То соответственно, если возникают проблемы в нашем центральном компьютере, т.е. в головном мозгу, то возникают проблемы в наших внутренних органах, то есть в печени, почках и т.д. и т.д. Так называемая симптоматика алкогольной деградации, как телесной, так и личностной, так и духовной. Вот это результат действия алкоголя на организм, разрушение нервной системы, а как следствие разрушение личности в целом. Ольга Арсланова: Мы понимаем, что это ещё и крепкие напитки, и ещё с какими-то добавками химическими. Юрий Вяльба: Ну плюс, конечно ещё это, плюс ещё химия. Потому что вкусовые добавки они тоже имеют химическое какое-то действие на организм. Если в больших концентрациях, то может быть даже опасное действие. Вот так да, приходится нам иметь потом проблемы с количеством алкоголиков, больными людьми, телесно, духовно, и вот тратятся миллионы денег на то, чтоб потом этих людей лечить там и т.д., и т.д. Ольга Арсланова: Вот нам тут пишут: - У нас в Анжаро-Суджинске продают фанфурики, где промтовары покупают. Несовершеннолетние травятся. Почему это нельзя запретить? - Звонил в полицию несколько раз, и всё по-прежнему. Ответ: пусть пьют. И всё ими усеяно (- этими пустыми бутылками, прим. ведущей). Это какое-то российское ноу-хау – пить всякую дрянь или где-то в западных развитых странах тоже что-то такое употребляется? Юрий Вяльба: Ну, относительно западных стран я вот такое не слышал, но вот существует множество токсических веществ, которые разные народы потребляют для изменения своего сознания. Начиная там с грибов, и кончая травами различными токсическими. И вот это да, это следствие в общем-то некоего показателя, некоего социального развития общества. Три заболевания являются показателями некоего социальной болезни общества: это сифилис, алкоголизм и туберкулез. Вот по этим трём параметрам у нас достаточно "передовые показатели". Так что есть "достижения". Ольга Арсланова: Ну, мы сделали всё, что могли. Посмотрим, будет ли реакция от Госдумы на все эти публикации, которых сейчас очень много. И спасибо вам, что пришли к нам. Напоминаем, что у нас в гостях был  Юрий Вяльба, руководитель реабилитационного центра "Возрождение", эксперт международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом при Интерполе. Виталий Млечин: Спасибо!