Петр Кузнецов: Хотя иногда почитаешь SMS, знаешь, и не особо-то и приличные... Оксана Галькевич: Ха-ха, попадаются, да. Петр Кузнецов: Ладно. Машины с пробегом до нас скоро не доедут, вот так. С июля правила получения ПТС на подержанные автомобили кардинально меняются. Вот этот новый ГОСТ практически полностью оградит нашу страну от ввоза бэушной зарубежной техники. Оксана Галькевич: В чем дело? – а в том, что машины должны будут отправляться на осмотр в специализированные специальные лаборатории. Петр Кузнецов: У-у-у... Оксана Галькевич: Это ставит крест на ввозе, например, праворульных машин, они требуют перенастройки или вообще полной замены осветительных приборов. Петр Кузнецов: Это еще не все. Под удар попадают автомобили из США, здесь уже сложности в подтверждении экологического класса. Еще свидетельство о безопасности, вот это новое, не выдадут на машины-«утопленники», технику с фатальными повреждениями и на так называемые «конструкторы», переделки из разных машин... Оксана Галькевич: Которые собирают, да, переделки, тюнинг. При этом эксперты надеются на снижение цен на подержанные машины уже в июле. Как это возможно, учитывая вот существенный дефицит, намечающийся на рынке? Давайте будем разбираться. Петр Кузнецов: Да. Оксана Галькевич: Кстати, друзья, расскажите, вы как вообще на это отреагировали, на эту новость? Вас это возмутило, или вы считаете, что правильно, нечего ввозить всякую ненужную зарубежную технику бэушную? Петр Кузнецов: На чем ездите вы? Может быть, предпочитаете, меняете каждый раз подержанный автомобиль на подержанный, продаете? Оксана Галькевич: С ценами что у вас, да. Петр Кузнецов: Да. Что недавно покупали или продавали? Расскажите, что происходит на вторичке прежде всего. С нами Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». Здравствуйте, Сергей. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Сергей Удалов: Добрый день. Петр Кузнецов: Начнем с этих ГОСТов. Как они будут работать? Действительно ли рынок вторички сильно обеднеет? Сергей Удалов: На мой взгляд, уже достаточно давно этот рынок постепенно закрывался введением повышенных пошлин, введением утилизационного сбора, и сейчас на самом деле автомобилей из-за рубежа подержанных ввозится уже не так много, как это когда-то было, несколько лет назад. Но при этом сейчас рынок автомобилей с пробегом в стране за год – это примерно 5,5 миллионов автомобилей, из которых, наверное, половина старше 10 лет. То есть я думаю, что как-то вот прямо радикально все плохо не станет из-за того, что сейчас практически ноль, закрывается возможность для ввоза автомобилей с пробегом. Петр Кузнецов: Сергей, но тем не менее о каком-то наличии дефицита мы говорим. Непонятно, откуда тогда вот это снижение цен на подержанные автомобили, прогнозируемое с июля как раз. Сергей Удалов: Я на самом деле не согласен с тем, что в июле произойдет какое-то снижение цен. В лучшем случае повышение цен, рост цен остановится как на новые автомобили, так и на автомобили с пробегом. Но на самом деле это будет зависеть от того, будет ли устранен дефицит на рынке новых автомобилей, соответственно, следом может произойти некое снижение спроса и на автомобили с пробегом. Но я думаю, что в течение всего этого года и дефицит, и спрос будут сохраняться, соответственно и цены. Оксана Галькевич: Сергей, скажите, а вот по такому большому гамбургскому счету, что называется, а нужны ли нам вообще вот эти иностранные автомобили подержанные из-за рубежа? Ну понятно, что, когда это в девяностых эта практика пришла в нашу страну, она была естественным положением вещей обусловлена: своего производства особого еще не было, дефицит машин был, мы там все в очереди записывались, наши родители, чтобы купить автомобиль, ну не было просто машин, поэтому пошел поток из-за рубежа подержанных. А сейчас-то вроде бы и свой автопром как-то, и локализация производства, и большой рынок вторичного вот этого автопарка уже... Может, и не надо? Может, это просто естественное течение? Сергей Удалов: Вот смотрите, две позиции, наверное, может быть, одна, условно назовем ее гражданская, другая частная, личная. Понятно, что каждый из нас сам, лично, наверное, хотел бы купить отечественный классный автомобиль комфортный, да еще и задешево. А если говорить о том, что если мы хотим нормально жить, развиваться, чтобы у нас работали производства, автомобили, производство компонентов, были хорошие зарплаты и так далее, и так далее, то, наверное, справедливо ограждать страну от ввоза «утопленников», «конструкторов» и прочих, прочих, прочих. Поэтому на самом деле, на мой взгляд, это движение как раз в этом направлении. На самом деле сейчас уже практически большинство автомобильных концернов производят автомобили в стране, то есть есть, будем говорить, относительно недорогие новые автомобили. Если бюджет не позволяет, то есть автомобили начиная с относительно небольшой цены; понятно, что это могут быть российские модели более старые, но сейчас, наверное, можно купить машину практически... Петр Кузнецов: Вот, Сергей... Оксана Галькевич: Даже Tesla же, да, Илон Маск тут недавно сказал, что он собирается как-то решить вопрос с производством в России, с продажей в России, так что... Петр Кузнецов: Вот, кстати, да, Илон Маск пусть подождет. Если сейчас получается, что мы несколько так конкурентов отрезаем, вот по поводу отечественного автопрома давайте поговорим. Нам очень много пишут, две разные SMS, полярные, из Ленинградской области: «Ну все, заставляют покупать отечественный (как же это заменить?) хлам». А другой, из Тверской области, телезритель пишет: «Лучше купить подешевле отечественный автомобиль». Вот мы на этом фоне можем как-то выстрелить, обозначиться, начать со вторички и спрос поднять на наши автомобили? Сергей Удалов: Смотрите, спрос, на мой взгляд, и сейчас уже достаточно неплохой, то есть по прошлому году было новых автомобилей продано 1 миллион 460 тысяч. При этом это совершенно разные марки, понятно, что бюджетных продается гораздо больше, то есть примерно 90% – это так называемый масс-сегмент из всех проданных машин, 10% – это премиалка. Больше всего продается LADA; понятно, что это по доходам все, то есть... Петр Кузнецов: Да, берут, потому что дешевле она, да? Сергей Удалов: Она, во-первых, дешевле... Петр Кузнецов: О качестве можно забыть. Оксана Галькевич: Нет, не факт, Петь, не надо так говорить. Сергей Удалов: Во-вторых, сейчас качество автомобилей... вполне себе на уровне. Оксана Галькевич: Очень подтянулись, да, согласна. Сергей Удалов: Да. При этом, пожалуйста, есть Hyundai Solaris, есть Hyundai Creta внедорожник, есть Kia, есть Renault, то есть достаточно много машин, бюджет которых, может быть, в принципе немножко повыше, но выбор сейчас очень большой. Оксана Галькевич: Ага. Сергей, скажите, вот по поводу праворульных автомобилей. Ведь кажется, была уже попытка ограничить, запретить, как-то прекратить этот ввоз праворульных автомобилей, дошло чуть ли не до социальных каких-то там возмущений. Петр Кузнецов: Особенно там, на Востоке. Оксана Галькевич: Да, на Дальнем Востоке, да-да-да, я в первую очередь этот регион имею в виду. Петр Кузнецов: Только коротко. Оксана Галькевич: Сейчас-то как с этим будет? Да, если можно, коротко. Сергей Удалов: Ну, сейчас на самом деле машин уже ввозится подержанных очень мало. Это машины ввозятся, именно когда есть какая-то разница курса, когда там можно купить дешевле, здесь продать дороже. Сейчас я думаю, что эта история тоже будет сходить на нет. Петр Кузнецов: Спасибо за ваш комментарий. Оксана Галькевич: Спасибо. Сергей Удалов был у нас на связи. Друзья, дальше большой выпуск новостей, после вернемся, чтобы в большой теме обсудить с вами то, как мы выходим из кризиса. Оказывается, все не так плохо у нас идет. Петр Кузнецов: Расскажите, заметили ли вы это.