Марина Калинина: Ну а мы сейчас будем говорить о приятном – у нас рубрика "Антракт". В гостях у нас Екатерина Михайловна Образцова – режиссер-постановщик в Театре кукол имени Сергея Образцова, заслуженная артистка России и, как вы поняли, внучка знаменитого кукольника Сергея Образцова. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Екатерина Образцова: Здравствуйте. Марина Калинина: Сегодня в такой праздничный день – День защиты детей – у вас праздник: ваш театр организовал мероприятие для детей. Расскажите, что там? Екатерина Образцова: Во-первых, у нас была срочная корректировка праздника, потому что шли прогнозы погоды совершенно разные. Мы в прошлом году устраивали этот праздник в саду театра, за театром – там устраивали сцену и все. А тут, значит, нам пришлось перенести начало праздника внутрь, поэтому у нас внутри театра работали аниматоры. У нас выступали Хрюша и Филя, потому что к нам были подключены "Спокойной ночи, малыши!", мы с ними сотрудничали… Марина Калинина: А Степашку куда дели? Екатерина Образцова: Степашка был тоже: он ходил по коридорам, давал бесконечные интервью… Виталий Млечин: Какая медийная персона. Екатерина Образцова: Да. Потом мы играли спектакль – есть у нас такой спектакль "Драконы, демоны и герои". Конечно, все это было бесплатно, просто люди шли, которые знали, что будет такой праздник. А потом нам повезло, потому что проглянуло-таки солнце именно в нужный момент, и после спектакля все вышли в сад наш. До спектакля дети писали свои мечты в такую корзиночку, и воздушные шары мы запустили, которые эту корзиночку подняли и унесли в небо под песню "Прекрасное Далеко". Я чуть не прослезилась. Марина Калинина: Много людей было? Много зрителей пришло? Екатерина Образцова: С родителями если вместе, у нас был полный зал – значит, человек 500 было. Марина Калинина: А желающих, наверное, было больше – не все поместились. Екатерина Образцова: Вот я даже не знаю. Кто пришел. Потому что, конечно, многие тоже боялись, наверное, непогоды. Но вот самые храбрые у нас оказались. Мы, конечно, мечтали это делать в саду, потому что этот сад был заложен еще Сергеем Владимировичем Образцовым, и сейчас мы стремимся исполнить его мечту, чтобы там были фонтаны, чтобы там были шутихи; он мечтал, чтобы этот сад был посвящен Корнею Ивановичу Чуковскому (но теперь уже и Сергею Владимировичу, естественно, мы называем его "образцовский сад"), чтобы там стояли скульптуры из произведений Корнея Ивановича. Такой был бы детский парк. Виталий Млечин: Расскажите, раз уж вы сами подошли к этой теме, как меняется театр в последние годы и, может быть, даже десятилетия? Как он эволюционирует? Что происходит? Екатерина Образцова: Ну, как вся страна эволюционирует, так же эволюционирует и театр. Конечно, появляются новые технологии. Но вот лично я приверженец того, что театр должен в основном пользоваться театральными средствами. То есть сейчас иногда бывает, что запускают какое-нибудь кино внутрь спектакля… Разные есть способы. Но мне кажется, что театру интересно решать задачи театральными способами. Марина Калинина: Ваш театр был основан в 1931 году – страшно представить, как это было давно. Екатерина Образцова: Да. Марина Калинина: Сохранились ли те традиции, которые закладывал ваш дедушка в работу театра, в коллектив? Передавалось ли это из поколения в поколение? Удалось ли атмосферу сохранить? Екатерина Образцова: Вы понимаете, это такой длинный вообще разговор на эту тему, потому что мы постоянно к этой теме сами возвращаемся. Марина Калинина: Ведь театр начинался то ли с 13, то ли с 15 человек. Екатерина Образцова: Да. Этой традиции, конечно, у нас нет, у нас сейчас гораздо больше – 300 с лишним человек. Марина Калинина: Ну понятно, сейчас уже все серьезнее. Екатерина Образцова: Но сам Образцов говорил очень интересно: "Там, где живы традиции, там мертвы идеи". Но мы не можем принять полностью это его высказывание, потому что его традиции, как я считаю – это не то, что тростевая кукла или что-то. Это есть, конечно. Но его традиция – это талант на уровне гениальности, это абсолютный вкус, это огромные знания. Такие вот у него традиции. Вот эти традиции мы стараемся, конечно, соблюдать. Но еще никто из нас до сих пор… Вот мы режиссеры, мы постановщики, у нас есть очень хорошие спектакли в театре, но "Необыкновенный концерт" не переплюнул еще никто, потому что это всегда аншлаги, это всегда поездки. Марина Калинина: 71 год ему, насколько я понимаю? В 1946 году его поставили? Екатерина Образцова: Да, недавно 70-летие мы праздновали. Марина Калинина: А вот скажите тогда – вы просто опередили мой вопрос: ведь большинство ваших спектаклей поставлено все-таки в прошлом веке, давно – классические. Екатерина Образцова: Мы каждый год сейчас выпускаем, извините, по 3-4 спектакля. Марина Калинина: Это понятно, но все равно какая-то основа, как вы сами сказали, есть – "Необыкновенный концерт" не умирает. Екатерина Образцова: Да, есть. Марина Калинина: Вот тот юмор, который понимался тогда, сейчас воспринимается подростками? Екатерина Образцова: Вообще это удивительное попадание в десятку – "Необыкновенный концерт". Он воспринимается не только подростками, он воспринимается любой страной мира, потому что там так, на мой взгляд, точно сделано… Уловили они то, что знакомо всем, понимаете? Таких певцов видели и видят сейчас; таких танцоров видели и видят сейчас (хотя сейчас уже нет сборных концертов), но это все узнаваемо. И вот эта узнаваемость и вызывает смех зала. И не только смех, но и удовольствие, потому что это еще и сделано безукоризненно. Мы выступали в Гонконге, и зритель решил… Это придумал еще Сергей Владимирович: в конце спектакля на гастролях мы играем открытое танго – то есть выходят актеры и показывают, как они это играют, не за ширмой. Там зал стоял аплодировал, потому что гонконгцы решили, что это куклы-автоматы, что мы нажимаем кнопки, поэтому они… А приехали в Марокко, куда-то нас повезли в какой-то горнодобывающий чего-то, вывезли нас в такое место, где, как нам сказали, начало спектакля будет, как стемнеет, времени у него нет: как стемнеет. Так они там решили, что мы лилипутов привезли, и ходили смотреть, где там эти человечки ходят. Марина Калинина: Тогда такой вопрос. В театре работают люди-кукловоды, которые, наверное, все равно артисты. Для артиста, для актера важно, наверное, работать все-таки лицом. Есть ли такие люди, как Зиновий Гердт, который работал и в Театре кукол, и стал сниматься в кино? Вышли ли из Театра кукол такие знаменитые какие-то актеры потом? Екатерина Образцова: Гаркалина хотя бы вспомните. Марина Калинина: А, да? Я не знала. Екатерина Образцова: Да, он вместе с моей мамой играл в "Волшебной лампе Аладдина". И много чего еще он играл. Такие примеры, конечно, есть. Мне очень не нравится слово "кукловод", потому что… Марина Калинина: А скажите тогда, как правильно? Екатерина Образцова: Артист – он такой же артист. Он же не просто… Все спрашивают: "Он сам говорит, или за него кто-то говорит?" Он сам все делает. Кстати, вы вспомнили Зиновия Гердта: когда он играл конферансье – эту знаменитую роль – на его лице, если бы вы были за кулисами, не было ничего, потому что все было там. Весь характер был там. Как? Ну вот так. То есть ничего, никакого гримасничанья там внизу нет, за этой ширмой – все переходит… У талантливых людей, конечно. Марина Калинина: Ну вы же сказали, что суперталантливых берете. Расскажите тогда о последних спектаклях, которые вы ставите. Что нового у вас сейчас? Екатерина Образцова: У нас много новых спектаклей. В частности, я работаю с таким замечательным художником – и вы тоже его, кстати, знаете, потому что не можете не знать – Сергеем Александровичем Алимовым. Это академик, он сделал льва Бонифация (это мультфильм), поэтому вы все про него знаете. У него потрясающая книжная графика: какой у него Гоголь издан… Это потрясающий художник. Наша с ним последняя работа – это "Дон Кихот". Вот мы ее сдали буквально в октябре: у нас было 115 лет Образцову и 80 лет театру, и мы делали фестиваль. И вот этот спектакль "Дон Кихот" открывал фестиваль. Сейчас он был на гастролях в Оренбурге, имел большой успех – там зал прямо стоя аплодировал. Красиво очень сделал Сергей Александрович, вообще красивая получилась история. Есть спектакли новые – сказка "Аленький цветочек", тоже идущая в большом зале. У нас теперь три зала. Есть малый зал – совсем маленький зал на 50 человек: там идут спектакли для детей, и дети смотрят… Тут уже чаще мы пользуемся живыми актерами, потому что это играет обычно один человек (работает с куклами), ну два человека бывает. Там вышел спектакль "Али-Баба", тоже имеющий очень большой успех. И есть у нас такие еще спектакли для совсем маленьких – там даже есть что-то вроде пеленальных столов. Совсем маленьких приводят, прямо крох, и там они снимают свою обувь, потому что там сделаны деревянные помосты, песок, на котором они могут рисовать, чертить. Это целое представление, которое называется "Малыш", это для совсем махоньких. Марина Калинина: Ну такой интерактивный, получается. Екатерина Образцова: Да. Вот есть, значит, для взрослых у нас сейчас новый "Дон Кихот". Сейчас готовится к постановке еще "Кошкин дом", потом "Барон Мюнхгаузен"; еще "Принцесса Турандот" будет делаться. То есть очень много чего. Виталий Млечин: Нам звонит Светлана из Краснодара. Светлана, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте, дорогие ведущие, здравствуйте, Катя. Мне полных 59 лет, и я думаю, что с Катенькой Образцовой мы приблизительно одной генерации. И я прекрасно помню этот большой концерт, с каким удовольствием мы в детстве и в юности смотрели этот концерт, как мы смеялись, как мы были воодушевлены этим спектаклем. Я никогда не забуду этих кукол – конферансье, потом цыгане, потом вот, вспомните, группа музыкальная, где в конце дергают… Это неповторимо, это все очень классно. Я просто желаю вашему театру процветания, побольше премьер, вам крепкого здоровья и всего самого наилучшего из города Краснодара. Всего доброго. Екатерина Образцова: Спасибо. В Краснодаре что-то мы давно не были, мы бы с удовольствием поехали в Краснодар. Марина Калинина: Вот повод поехать. Считайте, что это было приглашение в Краснодар. Виталий Млечин: Официальное приглашение. Екатерина Образцова: Спасибо. Марина Калинина: Скажите, а как меняется зритель – дети – за последнее время? Екатерина Образцова: Вы знаете, если спектакль получился, если спектакль интересный и нескучный… Я пока вижу, что они так же ждут сказки, они так же еще хотят. Но ритм, конечно, меняется, ритмы немножко другие, поэтому все чуть быстрее. Потому что им нельзя давать скучать, скучно быть не должно. И как говорят, что для детей надо ставить как для взрослых, только лучше. Марина Калинина: Интересно. Виталий Млечин: Юрий из Владивостока – Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос: где можно будет приобрести записи, может быть, на DVD, может быть, где-то в Интернете – записи кукольных спектаклей Сергея Образцова? Екатерина Образцова: Если вы в Интернете наберете "Театр Образцова" и "Необыкновенный концерт", то вам выйдет спектакль и вы его посмотрите. Марина Калинина: А остальные тоже можно? Екатерина Образцова: Да-да, можно. Во всяком случае, может быть, такие как "Необыкновенный концерт", то есть то, что целиком было снято на телевидении, просто потому что это шло, и часто… Сейчас канал "Культура" это показывает. Потом есть такой знаменитый концерт Сергея Владимировича в Останкино – тоже он иногда идет по телевизору. А то, что касается новых спектаклей – тоже можно набрать в Интернете любой, но это уже будут отрывки, конечно, пока целиком мы не продаем. Марина Калинина: А что для вас самой кукла? Что она значит? Она ведь все равно какой-то сакральный смысл несет? Екатерина Образцова: Вот Сергей Владимирович Образцов очень этого всего не любил. Когда ему задавали вопрос "Что-то там у вас ночью в музее происходит?" Марина Калинина: Нет, просто что такое кукла для Вас? Куклы, наверное, не ходят друг другу в гости. Екатерина Образцова: В нашем музее… Хотя некоторые работники музеев говорят, что они вот ставили принца и принцессу, как-то они в разные стороны смотрели, а утром приходят – они друг на друга. Марина Калинина: Мистика. Екатерина Образцова: Да. Я когда была маленькой, хотела быть археологом. И в нашем музее – у нас огромный кукольный музей, самый большой, наверное, в мире – есть такие… Это, по-моему, II век до н.э.– раскопки, на которых найдена игровая кукла. То есть кукла: она из глины, ножки у нее отдельно привешены. Видно было, что она сделана как кукла театральная уже. То есть вот вам сакрально… Вообще отсюда началось… Спектакль, который сегодня шел, называется "Драконы, демоны и герои", и он с этого начинается – с шаманства, с маски, с ритуала. Потому что отсюда это возникло в общем-то поначалу. И все это как бы пришло потом к Петрушке… Этот спектакль сегодняшний об этом рассказывал, как в разных странах мирах разные кукольные традиции: там и Китай, и Индия, и многие другие страны. Виталий Млечин: А как вообще менялась кукла? Может быть, за последние годы она тоже меняется? Вряд ли же она застыла… Понятно, что от глины уже отошли. Екатерина Образцова: Конечно, может быть. Но самые… Куклы ведь бывают разные. Я могу взять куклу как этот стакан и начать ее передвигать – так играют многие театры. Почему? Потому что, во-первых, дешево. Вот такая кукла, как конферансье, сделать ту технику, которая заложена там… Есть, например, такое понятие, как "лимитированная мультипликация" – это когда не так делают, а вот так. Так же и кукла: когда она много может, чем больше она может, тем больше в нее вложено механики. Конечно, сейчас есть тенденция, наоборот, к упрощению куклы. Но тогда не получается такого чуда, тогда никто не скажет, что это лилипутик, что это человечек. Марина Калинина: А остались мастера, которые могут такие куклы делать? Екатерина Образцова: Их очень-очень мало, и все они работают в основном у нас. Марина Калинина: А тогда артисты молодые приходят талантливые? Екатерина Образцова: Конечно. Марина Калинина: Средний возраст какой? Екатерина Образцова: У нас очень много щукинцев, например. Средний возраст… Средний возраст по коллективу, если поделить – наверное, 30. Марина Калинина: А, то есть молодых много достаточно? Екатерина Образцова: Да, много. Сейчас пришло очень много молодежи, мы ее очень любим. Молодежь хорошая, хваткая. Потому что, конечно, для того чтобы… Те, кто приходят и у кого не получается с куклой, те сами уходят, потому что это действительно… Есть люди актеры и неплохие актеры, которые берут куклу и пугаются, потому что пока не знают… Марина Калинина: А чего пугаются? Екатерина Образцова: Не знают, как ею работать и как донести через нее свою мысль. Потому что они привыкли в институте иначе ее доносить, чуть другими средствами выразительности, скажем так. Виталий Млечин: Вадим из Ульяновска нам позвонил – здравствуйте, Вадим. Зритель: Здравствуйте. Могу задать следующий вопрос? Когда-то в репертуаре театра Образцова был великолепный спектакль "Божественная комедия" – сейчас играете ли вы его? Екатерина Образцова: Да, играем и с успехом. Играем до сих пор 2 раза в месяц. Виталий Млечин: Спасибо, Вадим, что позвонили. После Краснодара зовут вас сразу в Ростов-на-Дону, так что имейте в виду. Марина Калинина: Такой вопрос: а ваши кукольные спектакли только для детей, или есть постановки для взрослых? Екатерина Образцова: Ну вот мы только что об этом говорили. "Дон Кихот" – это, конечно… Хотя… Вот я стою на такой позиции… Марина Калинина: Может быть, не делить все-таки? Екатерина Образцова: Нет, смотрите. Англичане когда-то сделали такой эксперимент, и мне он очень понравился. Они поняли, что Шекспира их дети не читают, и они заказали нам, России, кстати, мультипликацию по Шекспиру. И все пьесы Шекспира были великолепно сделаны нашей мультипликацией – просто великолепно. И дети узнали Шекспира. Честно говоря, я не верю, чтобы дети сейчас зачитывались Дон Кихотом. Может быть, вы верите, но я… 2 тома ведь. Но атмосферу, дух Дон Кихота мы старались заложить в спектакль, мы старались сделать его нескучным своими средствами. Так что мы сделали то сумасшествие, что происходит у него в голове, и сделали то, что происходит на самом деле. То есть сумасшествие – мы можем делать и карликов, и химер, и драконов, и чудовищ, и этих бурдюков с вином, которые превращаются в страшных… Мы это можем сделать, и мы это сделали. И все равно этот аромат Дон Кихота дойдет. Поэтому я считаю, что с 12 лет уже надо смотреть такие вещи. Сейчас я лично про себя говорю: я сделала "Дон Кихот", я сделала "Путешествие Гулливера", "Ночь перед Рождеством" – мы все это делали с Сергеем Александровичем Алимовым. И все это, мне кажется, очень важно для детей. Только нельзя делать скучно, нельзя делать 2 тома. Марина Калинина: У вас так глаза горят, вы не можете делать скучно, мне кажется. Екатерина Образцова: Спасибо. Виталий Млечин: Алексей из Алтайского края – здравствуйте, Алексей. Зритель: Здравствуйте. Я Алексей, Алтайский край. Я бы хотел задать такой вопрос: а приедете ли вы в Алтайский край в город Барнаул? Екатерина Образцова: Вот я лично никогда не была в Алтайском крае, хотя можно где была. Я с удовольствием приеду. Сейчас есть такая программа Министерства культуры – называется "Большие гастроли". И вот мы сейчас были прямо подряд в городе Кирове, потом были в Оренбурге, в Орске. И, надеюсь, до Барнаула тоже доедем. Виталий Млечин: Спасибо, Алексей, что позвонили. Марина Калинина: Алексей, спасибо за ваш звонок. Вот вы нарасхват. Вообще много приходится гастролировать? Екатерина Образцова: Сейчас, вы сами понимаете, раньше была одна финансовая история, теперь другая. Но сейчас Министерство культуры поддерживают эту свою программу "Большие гастроли", благодаря чему мы можем ездить и выезжать полноценными спектаклями, не только маленькими. Вот на фестиваль мы можем вывезти только маленькие. Вот есть, например, "Дон Кихот" или "Необыкновенный концерт": для того, чтобы были монтировка, звук, свет и актеры, едет человек 56. И нам нужна тогда уже сцена драматического театра. Виталий Млечин: Давайте Ирину из Москвы еще послушаем. Ирина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, у меня целая история, которая связана с вашим театром. Когда мой сын был маленький, мы жили не в Москве и не могли попасть в театр. Но у нас была замечательная книга вашего папы, которая называется "Всю жизнь я играю в куклы". Мой сын ее буквально выучил наизусть, он ее звал очень ласково "бибабошка". А вот с внуком в 3 года в первый раз я пришла в ваш театр – это был его первый театр: мы просто посмотрели спектакль "По щучьему велению". А второй раз мы пришли и вместе с этой книгой ходили по музею, смотрели, находили экспонаты в музее, которые есть в этой книге. Я очень надеюсь, что эта книга доживет до моих правнуков, и ваш театр доживет до моих правнуков. Спасибо огромное всей вашей семье за то, что вы для всех для нас сделали. Удачи вам и здоровья. Екатерина Образцова: Спасибо большое. Только немножко поправлю, что это не мой папа, а мой дедушка. А моя мама – его дочь – тоже была замечательная актриса, заслуженная актриса России Наталья Сергеевна Образцова, самый его, пожалуйста, близкий друг. А книжку эту я сегодня видела в театре в руках у нескольких детей – они тоже с ней ходили. Виталий Млечин: Зовут вас всюду уже: в Ханты-Мансийск, в Тюмень, в Иркутск… Марина Калинина: В общем, да, у вас тут маршрут составлен. Виталий Млечин: Вам теперь по всей стране придется гастролировать. Наши зрители вас зовут. Екатерина Образцова: С удовольствием, мы любим гастроли. Марина Калинина: И вот еще такое сообщение: "Потрясающе. Преклоняюсь и мечтаю побывать на представлении". Пишут вам очень много теплых, хороших слов, слова благодарности. И мы присоединяемся. Наверное, праздник – День защиты детей – и ваш праздник в первую очередь, потому что вы им дарите радость. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам. У нас в гостях была Екатерина Михайловна Образцова, режиссер-постановщик Театра кукол имени Сергея Образцова, заслуженная артистка России. Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо. Екатерина Образцова: Спасибо.