Ольга Арсланова: Ближайшие полчаса поговорим о российских школах, и о том, чем не очень довольны, или по крайней мере взволнованы, российские чиновники. Дело в том, что в школах начались проверки обоснованности выдачи золотых и серебряных медалей выпускникам этого года. Проверки проводятся, в частности, в Кабардино-Балкарии, в Мордовии, в Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. Вот, например, в Карачаево-Черкесии упомянутой с медалью школы закончили 20% выпускников. Я так понимаю, это каждый пятый. Петр Кузнецов: Каждый пятый. Ольга Арсланова: При том, что среднее количество по стране этих медалей не превышает 10%, а в Москве, где традиционно школы считаются сильными, 8% медалистов примерно. Петр Кузнецов: Рособрнадзор отмечает, что проверки в первую очередь проводятся в школах, где число медалистов превышает то самое среднее значение по стране. Небольшая цитата от начальника управления Рособрнадзора Евгения Семченко: "Мы прекрасно помним, что значит получить в советской школе медаль. Таких людей было раз-два, и обчелся". Ольга Арсланова: Так, может быть, и неплохо, что сейчас их становится больше? Что думаете вы? Делитесь, пожалуйста, своими наблюдениями, если вы сам, например, или сама – медалист или медалистка, или родители таких одаренных детей. Или наоборот, вы столкнулись с какой-то несправедливостью и неправомерной выдачей медалей – пожалуйста, позвоните нам. Петр Кузнецов: Как тут не вспомнить адыгейскую историю, когда выпускница пожаловалась на свою одноклассницу? Ольга Арсланова: И стала известной на всю страну. Петр Кузнецов: И указала на то, что ее мама принимала у нее же экзамен. Это стало поводом для проверки. Поэтому если в вашей школе подобные истории происходили и происходят, пожалуйста, нам напишите. Дозванивайтесь в прямой эфир. Ольга Арсланова: Мы вас ждем в прямом эфире, пожалуйста, присоединяйтесь к нам. А в гостях у нас Вадим Муранов, победитель конкурса "Учитель года России" 2009 года, преподаватель физики. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Вадим Муранов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Может быть, мы зря так с Петром иронизируем, и действительно у нас стало больше одаренных, талантливых, настоящих медалистов, и сосредоточены они неравномерно? Ну, бывает. Петр Кузнецов: Да, или зрители нам пишут: "Что поделать, гении они там, в этих регионах". Вадим Муранов: Ну, можно и так сказать. Можно считать, что там все гениальные дети, почему нет? Вы знаете, на самом деле дети-то в общем-то, наверное, и не при чем, потому что вполне возможно, что они для данной школы, например, учились очень даже неплохо. И в рамках того стиля преподавания, скажем, они выглядели замечательно и заслужили медали. Другой вопрос, не является ли вот этот скандал, или я не знаю, как это назвать сейчас – скандал, или что это? Ольга Арсланова: Подозрения. Петр Кузнецов: По-вашему, это должно настораживать? Вадим Муранов: Меня это настораживает только с одной стороны. Я так понимаю, что все-таки старые традиции начинают входить в противоречие с новыми, то бишь школа советская, которая еще, видимо, где-то осталась, и в частности, в плане выдачи этих медалей, и школа ЕГЭ, они приходят в несоответствие друг с другом. Давно уже говорилось на эту тему, что ЕГЭ и школа – они в общем-то не очень совместимы. И как его ни причесывали десять лет, а совместить все равно не удается. А по поводу проверок вот этих медалистов – а что дадут эти проверки? В журналах все будет чисто, там все будет хорошо, там будут все пятерки. Как это можно проверить, заставить ребенка сдавать ЕГЭ по всем предметам – это бред. Петр Кузнецов: На ЕГЭ это, наверное, и проверится на самом деле, если он золотой настоящий медалист. Вадим Муранов: А понимаете, что результат ЕГЭ не влияет на получение медали. Петр Кузнецов: Не влияет, но уровень знаний проверить можно. Ольга Арсланова: Но мне хочется понять, а какой смысл, предположим, даже если эти медали какие-то липовые, и детям или их родителям подыгрывают, какой в этом смысл, если все равно всем придется сдавать ЕГЭ? Сейчас же медаль особо не влияет на дальнейшее? Вадим Муранов: Ну, медаль плюсует пять баллов. Ольга Арсланова: Сколько-сколько? Вадим Муранов: Пять. Ольга Арсланова: Пять баллов. Петр Кузнецов: То есть все-таки преимущество какое-то есть сейчас? Вадим Муранов: Да, небольшое, но… Ольга Арсланова: Но это очень мало. Вадим Муранов: Но есть. Нет, скажем так, если спор идет о 215 и 220 баллах, то конечно, 220 лучше, чем 215 для ребенка. И для него эти пять баллов могут сыграть какую-то роль. Поэтому в общем-то это, наверное, для ребенка хорошо. Но еще раз повторяю, проверить это можно было бы, если бы удалось отделить ЕГЭ от школы, и ЕГЭ считать вступительным, а школа принимала бы, например, пусть даже единый, но некий полипредметный экзамен. Тогда человек, у которого медаль, он сдаст этот экзамен замечательно, потому что по определению, раз он медалист, он знает все. Правильно же? А тут – а тут ребенок сдал хорошо три экзамена ЕГЭ, как он знает остальные предметы - никому не известно, хотя в журналах будут стоять пятерки. Петр Кузнецов: Вы сказали, ребенок-то в принципе, наверное, и не при чем, может быть, дальше пойдем – и не при делах. А давайте представим, что накрутка какая-то была. Выгода-то у кого – у региона, что там больше? Ольга Арсланова: У школы? Петр Кузнецов: То есть какие-то рейтинги составляют? Вадим Муранов: Вот тут надо жить в этом месте и знать то, что там на месте происходит. Потому что иногда директорам таких школ, у которых очень много медалистов, это ни для кого не секрет, иногда в некоторых, прямо на местах, видимо, какие-то бонусы сыплются? Возможно. Ольга Арсланова: Денежные бонусы? Вадим Муранов: Вполне возможно. Потому что как признало Министерство образования, когда выдвинуло идею о переводе школ в федеральное управление, оно признало, что они не могут контролировать распределение бюджетных средств на местах. Раз они не в состоянии их контролировать, видимо, на местах идет собственное перераспределение этих средств, по усмотрению местного начальства, вот и все. И видимо, если директора бьются за эти медали, а они почему-то продолжают биться – видимо, это какую-то роль играет в распределении каких-то особых плюшек, как говорит современная молодежь. Ольга Арсланова: Скажите, а у вас вызывает какие-то, не знаю, размышления, обобщения география регионов успешных, особенно успешных? Мы видим, что это юг. Вадим Муранов: Ну да, когда вводился ЕГЭ… Петр Кузнецов: Я поднял статистику, что юг всегда был лучше. Вадим Муранов: Именно оттуда, да, было много стобалльников по русскому языку. Ольга Арсланова: Там чернозем образовательный. Вадим Муранов: Ну, может быть, действительно плодоносная земля, что сделать. Петр Кузнецов: Солнца больше. Витамины. Вадим Муранов: Да. Но вы знаете, вот в этом году, например, школы, где я работаю, тоже такой улов неплохой получили в виде медалистов, потому что реально дети действительно были очень сильными. Тут я даже ничего не могу сказать против, потому что в одной школе, где я работаю, пять медалистов, в другой восемь, и все – это действительно достойные и очень хорошие люди, все очень хорошие выпускники, очень знающие и грамотные. Насчет этих регионов, которые вы назвали, я затрудняюсь сказать, все ли там так чисто. Но еще раз повторяю, проверки ради чего? То есть кого проверять – выпускника? Он не при чем. Выпускник, может быть, действительно учился, и очень хорошо, и старался, и получил вполне, может быть, заслуженную медаль. Может быть, тянули. Но тогда опять же, тянули – не он просил, чтобы его тянули. Петр Кузнецов: Факт взятки, если был, это уже прошло. Вадим Муранов: Это опять не он, это не ученик. И факт взятки никто не зафиксировал, и это не найти. Петр Кузнецов: Все? Вадим Муранов: То есть что сейчас будут проверять, к чему эти проверки? Я думаю, что проверять надо нечто иное все-таки – нашу систему. А оценивание детей, систему ЕГЭ, действительно ли она адекватна – уже давно неадекватна. Петр Кузнецов: Раз уж мы об этом заговорили, скажите, пожалуйста, связь можно найти между этим аномальным, по данным Рособрнадзора, числом медалистов, и несостоятельностью образовательной системы в нашей стране? Вадим Муранов: Да, конечно, несостоятельной. Петр Кузнецов: Связь я имею в виду. Вадим Муранов: Связь между аномальным и несостоятельностью? Нет, это просто один из пунктов. Это один из элементов всей этой системы, которая реально действительно пришла в негодность. И этими полумерами – перевода в федеральное управление, введение новых форм ЕГЭ, убрать тестовую часть – это все полумеры, они не спасают общую ситуацию. И вот постоянно, смотрите, каждый год что-то да вылезает, то есть какой-то прыщ в системе вылезает постоянно, каждый год. То какие-то нарушения на самом этом ЕГЭ, то утечка КИМов, то аномальное количество медалистов. Петр Кузнецов: Стобалльники. Вадим Муранов: То аномальное количество стобалльников – обязательно где-то что-то вылезает. Петр Кузнецов: В тех же регионах практически. Вадим Муранов: Примерно. Петр Кузнецов: Примерно. Ольга Арсланова: Ну система подросткового возраста, сама система – сколько ей лет? Прыщи неизбежны в этом возрасте. Вадим Муранов: У подростков – да. Взрослые могли бы и контролировать. Ольга Арсланова: Понятно. Давайте послушаем Романа из Ростовской области. Нам коллеги подсказали, что у Романа ребенок – медалист. Все верно, Роман? Зритель: Да. Ольга Арсланова: Да. Петр Кузнецов: Можно поздравить. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здрасьте, Роман. Ольга Арсланова: Гордимся вами, Роман. Петр Кузнецов: Расскажите, как вы получали. Зритель: Меня зовут Аскольдов Роман Валентинович. У меня сын – Аскольдов Богдан Романович. Закончил 9-ю школу с английским уклоном, получил золотую медаль. Значит, мы решили его отдать в военное училище Краснодарское. Значит, при поступлении ему сказали, что эту медаль можете засунуть себе куда-нибудь, куда-то. Ольга Арсланова: Почему? Зритель: Потому что плюс даже ни один балл не прибавили ни к чему. Ольга Арсланова: Но у вас все честно с медалью было? Я правильно понимаю, Роман? Зритель: И я думаю, мне нужно стараться, чтобы она тоже получила золотую медаль, или не нужно? Петр Кузнецов: Вы когда шли на эту золотую медаль, вы прежде всего рассчитывали именно на привилегии при поступлении в вуз, или у вас какие-то более высокие задачи? Зритель: Да, да. Петр Кузнецов: Именно на привилегии рассчитывали? Зритель: Мы думали, что будет… Петр Кузнецов: Вы натаскивали… Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо за ваш звонок. Несколько сообщений. Иркутская область: "В нашей средней школе учится 800 детей, отличники, медалисты – это дети и внуки директора, учителей и чиновников. Усольский район". "На Кавказе это престиж перед соседями: после школы выйдет замуж и повесит на гвоздь медаль". "Нужно проверять родственные связи директора, учителя и медалиста", – пишет Хабаровский край. А кстати, по вашим наблюдениям, есть некая взаимосвязь, какая-то социальная выборка, кто эти медалисты? Это простые ребята или не совсем простые? Вадим Муранов: Я вот против детей грешить, как говорится, не буду. Ольга Арсланова: Но мы не о них, мы о родителях скорее. Вадим Муранов: Да, но это я знаю и видел, и слышал, и от ребят самих, что некоторых – да, действительно тащат. И тащат не потому, что имеются заслуги, и есть за что, а тащат потому, что есть мама или папа, или оба родителя, или еще что-то. То есть какие-то другие совершенно сторонние причины, не относящиеся к учебе. И некоторых тащат очень незаслуженно, это надо признать, это есть, действительно есть. И честно говоря, есть у меня подозрение, что это было вообще и раньше тоже. И в советской школе такие случаи были, они просто были не частыми, видимо, потому что медаль в советское время открывала очень широкие возможности, не как сейчас, не какие-то там плюс пять баллов к результатам ЕГЭ, а реально серьезное освобождение от экзаменов в вуз, на основании только собеседования можно было поступать. Но в мое время, когда я учился, скажем так, действительно медаль получить было непросто. Петр Кузнецов: Если даже сравнить, не берем советский… Вадим Муранов: Но тянули, но тянули. Петр Кузнецов: Если даже берем десять лет назад, сейчас легче получить медаль, чем десять лет назад? Вадим Муранов: А какой-то был период, когда медали не получали. Петр Кузнецов: А помните, была чуть ли не уже состоявшаяся реформа по отмене золотых и серебряных? Вадим Муранов: Да, да. Их на одно какое-то время, на год, на два, что ли. Петр Кузнецов: Потом когда-то выдавали федеральные и региональные, то есть человек две медали получал. Вадим Муранов: Ну, вот был период, когда была путаница с этими медалями. Хотели их вообще отменить, но, на мой взгляд, дети, которые действительно достигают хороших успехов в учебе, они должны быть как-то поощрены, и их надо поощрять, это обязательно. Система поощрения должна быть. Но что-то как-то от взрослых так сильно зависит эта нечестность… Петр Кузнецов: Итоги этой проверки – а что, у нас есть какая-то процедура отзыва этих медалей. Ну что, у них отнимут? Нет. Вадим Муранов: Нет. Петр Кузнецов: Контролирующего органа, которые этим занимаются и регулируют эту сферу, его нет полномочного. Вадим Муранов: Нет. Я думаю, что там показательно могут снять какого-нибудь директора, так чтобы успокоить, и все. Петр Кузнецов: За большое число медалистов? Вадим Муранов: У нас это легко делается. Снять директора школы так, чтобы всем неповадно было, типа – вот видите, наказали виновного. Вполне могут снять директора, который вообще не при чем. Петр Кузнецов: Может, тогда к Адыгее, к адыгейской истории привязали, где хотя бы как-то больше фактов, что ли, а не только статистика по медалистам. Вадим Муранов: Видите в чем дело, опять же с существованием ЕГЭ в нашей школе очень сложно эту проблему как-то разрулить, потому что если ребенок получил медаль на основании аттестата, там придраться, еще раз повторяю, будет не к чему абсолютно. То есть что-то в этом, как говорится, прогнило, в королевстве. Ольга Арсланова: Послушаем Максима из Самарской области. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Ольга Арсланова: Слушаем. Зритель: Ну, вообще я сам закончил школу с золотой медалью в 2014 году, сравнительно недавно, поступил в Университет путей сообщения, город Самара, куда и мечтал всегда поступить. У нас процедура была следующая, нас всю жизнь, можно сказать, в школе наставляли на то, что золотую медаль вы получите при отличной успеваемости за все годы. То есть я не знаю, насколько эта процедура была хорошей, как на самом деле отбирали, но у нас все медалисты стремились к тому, что нужно учиться хорошо, даже отлично – всегда, в любое время. Также у нас была дополнительная процедура подтверждения всех претендентов, которые идут на медаль, то есть всех медалистов собирали перед единым государственным экзаменом, проводились дополнительные тестирования по русскому языку, по математике. Честно, я не знаю, юридически на что это влияло, могли бы отменить медаль или нет, но вот мы видели достаточно серьезную процедуру в Самарской области отбора медалистов. Ольга Арсланова: Смотрите, Максим, нам тут некоторые зрители пишут, что медаль – это просто ярмарка тщеславия, абсолютно бестолковая вещь. Вам вообще медаль в чем-то помогла, кроме, понятно, ощущения, что вы молодец и вы ее получили? Зритель: Понял вопрос. Вы знаете, я, честно говоря, не рассчитывал даже на то, что нужно медалью получать какие-то дополнительные преимущества при поступлении и так далее. Для меня медаль – это просто, знаете, знак отличной учебы, подтверждение того, что я окончил школу на отлично. То есть это для меня некий статус – государственная медаль, полученная из рук губернатора Самарской области. То есть у меня позиция по медали именно такая. Ольга Арсланова: Спасибо. Еще несколько сообщений: "После пары реформ медаль можно будет купить в школьном буфете", – шутит зритель из Нижегородской области. Забайкальский край: "В нашем крае с медалью дается еще золотая либо серебряная медаль города из Забайкалья, к которой не прилагается даже удостоверения, и она нужна только для красоты". Петр Кузнецов: А вот смотрите, Якутия: "Моя дочь медалистка, и ей дали целевое направление в университет, но там ее не приняли, а на ее место взяли троечника, внука учительницы". Вадим Муранов: Ну да. Я же говорю, что это сбой в системе. Петр Кузнецов: Сейчас, кстати, выпускники, они вузы осознанно выбирают, или это как родители договорятся, где конкурса нет? Вадим Муранов: Это тоже сложный вопрос, и он не имеет однозначного ответа. Есть выпускники, которые делают осознанный выбор уже в 10-м классе, и нацелено учатся все два года, готовятся в определенные вузы. А есть, которые к 11-му классу еще не знают, куда им вообще надо, и куда-нибудь бы. Есть даже такие, которые просто сдают ЕГЭ, какие могут, а дальше видно будет, куда примут. Есть и такие, которым помогают родители – кому-то целевое, кому-то на платное, и так далее. Петр Кузнецов: То есть: "Сынок, не идет у тебя физика, но мама смогла договориться с физнаправлением, поэтому туда пойдешь". Вадим Муранов: Да, но надо. Да, да. И надо вытягивать каким-то образом. Но за счет репетиторства сейчас можно вытянуть, опять же это говорю, система ЕГЭ это позволяет сделать. Но хорошо это или плохо – это другой разговор. Ольга Арсланова: А вы не сталкивались с давлением, когда учителю говорят: "Вот этого надо подтянуть". Или ваши коллеги? Вадим Муранов: Я сталкивался с давлением на ребенка, когда ребенок не сторонник получить эту медаль, но ему говорят: "Ты должен, ты обязан", или: "Ты должна, ты обязана". И в общем, выжимают из ребенка все силы, учитывая, что, предположим, он человек ответственный и не может отказаться от выполнения каких-то заданий, и он вынужден тратить огромные силы на то, чтобы и себя к ЕГЭ подготовить, и задания все эти выполнить, и в глазах учителей не упасть. И вот из последних сил он ползет к этой медали. Вот давление на ребенка – да, бывает. Давление на учителей – да, бывает и такое. И с этим сталкивался, что учитель, предположим, ставит определенную заслуженную, скажем так, оценку, ему говорят: "Нет, исправляй, ставь выше. Потому что этот ребенок идет на медаль, потому что мы так хотим, потому что администрация школы так хочет". Такое давление тоже бывает. Бывают всякие случаи. Ольга Арсланова: Скажите, по вашим наблюдениям, медалисты – это вообще хорошо? Потому что я, например, вспоминаю нашу школу – у нас были липовые медалисты, которых натягивали в конце 90-х, потому что у них были хорошие отношения разные с администрацией школы, все бывало. А были настоящие медалисты, вопросов нет, это действительно талантливые ребята. У всех жизнь сложилась абсолютно по-разному, но очень часто мы видим, что люди, у которых очень хорошо получается что-то одно, а все остальное – родители тоже на это спокойно смотрят, ну так, три-четыре – большего в жизни добиваются. Вадим Муранов: Ну да, тут на самом деле тоже опять же вопрос такой, неоднозначный ответ будет, потому что все зависит от ребенка, от его семьи, от того, как родители реагируют на эту медаль. Я знаю только одну вещь, что если ребенок реально трудился и старался все эти годы, его обязательно нужно как-то поддержать. И эта медаль – все равно это должно быть действительно почетным, и давать некое преимущество. Но, к сожалению, разные головы у людей, и с этим ничего не поделать. И разные руководители, и по-разному они рейтингуют свои школы и так далее. И тут, к сожалению, все упирается вот в это. То есть одно дело ребенок, а с другой стороны стоит орда взрослых, которые, к сожалению, не всегда бывают адекватными. Поэтому, на мой взгляд, надо проверять сейчас не школы, в которых так много медалистов, а адекватность чиновников, сидящих выше, чем школы. Это губернаторы, это местные власти – их надо проверять. А мы сейчас будем опять же ловить какую-то непонятную рыбу совершенно не там, где нужно, или искать потерянные ключи у светящегося фонаря. А надо искать там, где мы их потеряли. Это идет сверху, это идет от власти, это идет оттуда. И ровно там и нужно копать. Ребенок здесь – заложник системы, не более того. Петр Кузнецов: Из Москвы реплика: "Думающие дети сами отказываются от медалей. Пользы никакой, одна нервотрепка. Лучше 100 баллов, чем медалька". Вадим Муранов: В свое время я отказался. Ольга Арсланова: Да? Петр Кузнецов: Вы отказались? Вадим Муранов: Да, да. Ольга Арсланова: Ольга из Владивостока еще у нас на связи. Петр Кузнецов: Да, во Владивосток перелетаем. Здравствуйте, Ольга. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброй ночи, наверное, уже. Зритель: Мне доброй ночи. Вы знаете, я так довольна, что переключила случайно на ваш канал – очень довольна. И вот я даже не могу, не знаю, как к вам обращаться, вот девушка мне очень нравится, и очень правильно она сказала, что есть медалисты липовые, как говорится, а есть не липовые. Вот сейчас я вам хочу сказать, что у меня три сына, и вы знаете, я очень довольна – у меня очень хорошие сыновья, очень. Они закончили у меня университеты, закончили очно отделения. То есть мы не платили деньги, скажем, за учебу, как сейчас все платят, сами дети рулили мозгами своими. Вот хочу сказать в отношении золотого медалиста. Совершенно, вот если глядя в телевизор, в клеточку рубашечка у нас, да – и вот хочу обратить, что он говорит, надо обращаться, типа чиновники там виноваты, все такое. Нет, я хочу сказать – и учителя тоже. Я воспитывала детей правильно. Вы знаете, они у меня никогда не ходили в школу с невыученным уроком, никогда! Потом хочу сказать, мне говорили завуч школы и директор школы: "Ольга Ивановна, если бы были такие родители, как вы, нам бы, учителям, в школе нечего было делать!" Но есть "но": учителя били по рукам ребенка. Ребенок у меня, старший сын, Александр, он закончил, да, с золотой медалью. Но хочу сказать, что в третьем классе, тогда не модно было, а он уже знал, что такое Дальневосточный регион, на английском языке. И у нас была цель поступить на российско-американский факультет, потому что только на бесплатное можно было с золотой медалью. Понимаете, это была самоцель – золотая медаль. Ольга Арсланова: Понятно. Зритель: А потом, потому что, во-первых, ребенок старался, он заканчивал кооперативы, все по английскому языку, да. Потом я вам хочу сказать… Ольга Арсланова: Спасибо, Ольга. Извините, у нас просто времени очень мало. История понятна. Еще несколько замечаний от зрителей: "В нашем поселке из 50 выпускников – 11 медалистов! Понятное дело, что половина из них медалистами не является", – это Московская область уже. "Уберите медали из рейтинга школ, и все станет на свои места". А это по-прежнему важный фактор в рейтинге? Вадим Муранов: Я вообще не понимаю, что за рейтинги. Их вообще не должно быть, на мой взгляд. Ольга Арсланова: Знаете, каждый год – лучшая школа Москвы, лучшая школа Санкт-Петербурга! Вадим Муранов: Да, это вот Москва грешит этими делами, Московская область, я не знаю, может, еще какие-то регионы. Не везде существуют подобные рейтинги, не везде, скажу так. Но иногда эти рейтинги еще и упираются, как я уже говорил, в некие бонусы для директоров от вышестоящего руководства. Еще раз повторяю, никаких рейтингов школ быть не должно! Мы учим всех детей, у нас единое образовательное пространство, и никаких рейтингов быть в принципе не может, эту идею надо отбросить давно. Я тоже об этом говорил, между прочим. Ольга Арсланова: Но как, а как родители поймут, в какую школу надо устраивать и договариваться ребенка своего? Не может же он в среднестатистическую ходить, он должен в лучшую ходить! Вадим Муранов: Ну вот это опять системная проблема. Любая школа должна одинаковое образование давать, вот и все. Почему в Финляндии эту проблему решили? Там неважно, в какую школу ты отдаешь – в любом случае тебя научат. А у нас это зависит от того, какой рейтинг у этой школы. Да не зависит это на самом деле. Просто рейтинговые школы лучше финансируют, предположим. Почему – непонятно. Рейтинговым директорам, скажем так, больше платят. Почему – непонятно. Вот эта порочная система, она в общем-то издалека тянется. У нас все равны, но есть те, которые равнее. Петр Кузнецов: Сообщение из Краснодарского края, две эсэмэски даже от разных людей. Краснодарский край, кстати, лидирует в этом рейтинге школ с высоким числом медалистов. "Я работаю директором школы, мои сыновья получили медали в 2012-м и 2014 году. Медали они получили не потому, что сыновья директора, а потому что они старались учиться сами. Поступили в университет, учатся успешно". И из Краснодарского края: "Поверьте, по физкультуре у нас половина – липовые. Да, мы все смотрели Сочинскую олимпиаду". Ольга Арсланова: Спасибо, спасибо, что пришли к нам. Вадим Муранов: Спасибо большое. Ольга Арсланова: Посмотрим, к чему приведет эта проверка. Вадим Муранов: Да, но я думаю, что ни к чему. Не там ищем. Ольга Арсланова: Вадим Муранов, победитель конкурса "Учитель года России" 2009 года, преподаватель физики, был в нашем эфире. Петр Кузнецов: Спасибо. Вадим Муранов: Спасибо.