Вадим Муранов: Многим родителям выгодно, чтобы детям побольше задавали, тогда воспитание можно ограничить вопросом «Ты все уроки сделал?»

Гости
Ольга Узорова
автор федеральных учебников и учебных пособий, учитель-практик начальной школы высшей категории
Вадим Муранов
финалист конкурса «Учитель года России - 2009», преподаватель физики

Без домашки! «В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет!» Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил отменить задания на дом для школьников. Домашние задания - это отработка навыков или соревнование родителей? Инициативу депутата комментируют представители сторонников и противников домашних заданий.  А что думаете по этому поводу вы?

Ольга Арсланова: «Школьные домашние задания нужно отменить», - об этом заявил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. По его мнению, это время российским детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе и на игры.

Юрий Коваленко: Ну, что он говорит? «В школах во всем мире уходят от домашних заданий. И ничего страшного в этом нет. Домашнее задание – это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», - заявил депутат и добавил, что «из-за большой нагрузки у школьников просто теряется интерес к учебе».

Ольга Арсланова: А давайте посмотрим на исследования Международной организации экономического сотрудничества и развития, которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру. Так вот, в 2016 году Россия занимала 1 место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша, Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку, то есть можно сказать, что у нас оказались самые трудолюбивые школьники.

Юрий Коваленко: Как минимум, вдвое более трудолюбивы. При этом по качеству общего школьного образования 15-летние школьники из России остались на уровне ниже среднего – 33 место, примерно рядом с Испанией и Италией. Хорошо это или плохо – быть в середине списка?

Ольга Арсланова: На самом деле говорить мы будем о том, нужны ли домашние задания, как вам кажется, российским школьникам? Нужно ли их отменять? На что это время лучше тратить школьникам? И о том, как может измениться в таком случае система российского образования. У нас в гостях победитель конкурса «Учитель года России 2009 года», преподаватель физики Вадим Муранов. Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Вадим Муранов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Судя по этой статистике, наши школьники убиваются из-за домашних заданий больше остальных, а толку нет.

Вадим Муранов: Убиваются не все школьники, а ответственные школьники действительно убиваются. Чем более ответственный школьник, тем сильнее он убивается. Это правда. На мой взгляд, вот это предложение должно поступать не в виде указания к действиям, а в виде, опять-таки, освобождения учителей. Я бы на месте депутатов подумал, как бы отдать это на решение самим учителям. Вполне каждый учитель способен сам решить для себя, нужно ему задавать школьникам домашнее задание, в каком объеме задавать.

Очень зарегламентирована и эта область тоже в школах, не секрет. Учитель вплоть до отчетов, сколько времени должен потратить среднестатистический школьник на его домашнее задание, должен сидеть, что-то вычислять. На мой взгляд, если учитель видит, что он вполне себе успевает за урок объяснить все, что ему нужно, и домашних заданий в этом случае можно не задавать, я думаю, что учитель это может решить и сам – без указаний свыше и без решения министерства.

Юрий Коваленко: Есть предметы, которые невозможно оставить без домашнего задания – математика, русский язык.

Вадим Муранов: Есть такие предметы. Математика. Я согласен. Русский язык. То есть писать, считать надо дома понемножку тренироваться. В конце концов, и математика, и русский язык до 9 класса – это все-таки больше тренажер для развития мозга. И отказываться от этого совершенно нельзя.

С другой стороны, в ряде предметов… Я даже за свой предмет могу сказать, за физику. Я вполне могу в некоторых случаях (даже в большинстве случаев) не задавать домашнего задания, если я все объяснил, дети все поняли и дети знают, как действовать дальше. Больше того скажу – самостоятельность школьников развивается гораздо лучше, если им ничего не задавать, но предупредить, что на следующий урок будет самостоятельная работа или контрольная. Если им надо, они сами подготовятся, они сами сделают, что нужно. У меня были случаи, когда дети сами приходили и говорили: «А задайте мне еще что-нибудь. Задайте мне, пожалуйста, кучу номеров. Я хочу разобраться, я хочу понять». И в этом сразу виден интересующийся ученик, сразу видно, кому это действительно нужно. А если это остальным не надо, зачем насиловать в конце концов детей. По большей части это касается вообще начальной школы, где насилие происходит не над детьми, а над их родителями, которые до ночи лепят что-то, делают, клеят, а потом это выдается за работу ученика. Хотя понятно, что ученик сам это не делал, потому что он до 6 часов на кружках и секциях. И после 6 заставлять ребенка делать еще какие-то дополнительные задания – это просто сумасбродство.

Ольга Арсланова: Спросим наших зрителей, что они думают. Сейчас запускаем голосование для вас. Отменить домашнее задание – вы за или против? Отвечайте «да» или «нет» на короткий номер. Сейчас все данные на ваших экранах. А вот, что пишут наши зрители.

«Согласны. Дети устают. Родители работают допоздна. Уроки делают ночью. Дети не высыпаются». «Уроки надо делать в школе с учителями, а не после школы с родителями и репетиторами». Но резонно добавляет один наш зритель, что «ученикам будет хорошо, а как изменится работа учителя?».

Вы говорите, что умеете как-то зажечь своих школьников, привить им интерес. Они сами к вам приходят и просят домашнее задание. Но не все учителя одинаково полезны. То есть получается, что нагрузка на учителя вырастет довольно серьезно: ему нужно будет все успеть дать и сделать еще так, чтобы это в голове как-то утрамбовалось.

Вадим Муранов: Поэтому наши уважаемые депутаты должны подумать не над тем, отменять ли домашнее задание, а как снизить дурную бумажную нагрузку на учителя, которая нереально велика. Надо совершенно другими вопросами заниматься, которые реально действительно влияют на качество – это перегрузка учителей, это ненормальное количество бумажной и ненужной работы, это дурная обязаловка по поводу электронных дневников и всей ерунды, из-за которой учитель вынужден сидеть за компьютером до самого вечера, потом еще готовиться к урокам и так далее. Освободите учителя от всей этой ненужной мишуры, и он все успеет за урок.

Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. У нас на связи Дмитрий из Кемеровской области. Добрый вечер.

Зритель: Алло.

Ольга Арсланова: Да, здравствуйте. Слушаем вас.

Зритель: Мне хочется сказать, что нельзя отменять домашнее задание, так как дети и так его практически не делают. А если мы совсем его отменим, то тогда дети не будут вообще ничего делать. А если мы задаем домашнее задание, они хоть что-то, но делают. А если ребенок что-то делает, это лишним не бывает никогда.

Ольга Арсланова: А может для ребенка, который провел несколько часов (иногда 7-8 уроков в школе), полезна быть другая деятельность? Прогулка, спорт, игра?

Зритель: После школы он должен отдыхать какое-то время. Поэтому ему надо вспомнить, чем он занимался. Повторение – мать учения. Поэтому домашнее задание просто необходимо. А то, что надо учителя освободить от бюрократии – это точно. Потому что я бы лучше с ребенком позанимался. Но у меня эти планы. Не дают просто заниматься с ребенком. Это очень плохо.

Ольга Арсланова: Спасибо за вашу точку зрения.

Юрий Коваленко: Может, действительно, изменить подход к самой идее?

Ольга Арсланова: Получается, что ребенок, который в школу на 6-8 уроков, а потом приходит домой, он же работает. У него рабочих часов больше, чем у нас с вами.

Вадим Муранов: Как раз об этом я хотел сказать. Сторонникам домашнего задания мне хочется задать такой вопрос: а человек, который пришел с работы домой вечером, он будет в восторге от того, что его ждет еще одна работа? Вот перерывчик, поешь, можешь прогуляться вокруг дома. И такая же работа еще часочка на 3-4. Я думаю, что никто не будет в восторге от этой идеи. А детей мы этим нагружаем. И на самом деле не совсем справедливо было сказано, что если их не заставлять, то они вообще ничего делать не будут. Вот это как раз неправда. Это совершенная неправда. Если ребенка не заставлять, он рано или поздно (да, нужно немножко потерпеть, возможно, будет период, когда он ничего не будут делать) поймет, что что-то делать все равно надо. А если их еще и чем-то заинтересовать, они все равно будут, и это будет их сознательный выбор, который будет гораздо полезнее, чем тупое сидение за ненужными уроками. Более того, они делают их некачественно. Они подчас списывают где-то с готовых домашних заданий. Эта бессмысленная работа никому не нужна, как не нужна бессмысленная работа по переписыванию из учебников в тетрадь, вот эти конспекты – это бред сумасшедшего. Давно пора уже от него отказаться. Да, говорили, что в Советском Союзе все делали домашние задания. Другая была система, другое было образование и другая была страна.

Юрий Коваленко: Но ведь есть же не гипотеза, а подтвержденные какие-то исследования о том, что если человек пишет шпаргалки, но не пользуется ими, то он запоминает что-то. То есть есть момент переписывания и откладывания в памяти. Но, с другой стороны, есть и другая сторона медали о том, что если человек находится в таком серьезном прессинге в школе, потом приходит еще и дома, то у него получается отторжение процесса обучения.

Вадим Муранов: Отторжение абсолютное. Более того, ребенок по сути даже в некоторых случаях (я думаю, таких случаев немало) находится в состоянии стресса. Он чувствует, что он что-то не доделал, не успел, на него там нажмут, здесь нажмут. В таком состоянии учиться, поверьте мне, очень неинтересно и даже опасно.

Юрий Коваленко: Из года в год.

Ольга Арсланова: Вот нам пишут: «Внучка ходит к репетиторам спортивных школ, устает, сколиоз. Школу не любит». Еще один диагноз – «не любит школу». Мы продолжаем наш опрос. Мы спрашиваем наших зрителей, нужно ли отменять домашние задания в школе. И к нашей беседе присоединяется автор федеральных учебников и учебных пособий, учитель-практик начальной школы высшей категории Ольга Узорова. Ольга Васильевна, здравствуйте. Слышите ли вы нас?

Ольга Узорова: Да, здравствуйте. Очень хорошо слышу.

Ольга Арсланова: Как вы и ваши коллеги отреагировали на предложение депутата отменить домашние задания, дать детям возможность наконец-то отдохнуть?

Ольга Узорова: Я сейчас внимательно слушала коллегу. Я поддерживаю его полностью в том, что лучше все-таки нашим депутатам не давать указания, как работать учителям. Можно предложить какой-то вариант работы. Потому что, действительно, каждому учителю виднее, когда, по какой теме, какому классу и какую домашнюю работу задать или не задать. Я полностью поддерживаю коллегу про то, что сейчас учителя реально загружены письменными отчетами. Это безобразие. Потому что у учителей все меньше и меньше времени на то, чтобы подготовиться к уроку, сделать его интересным и зажигательным.

Я учитель начальной школы. Сейчас буду говорить про начальную школу. С чем я не согласна с коллегой? Я приглашаю его посетить уроки учителей начальной школы, может быть, в той же школе, где он сам преподает. Дело в том, что в начальной школе мы учим детей учиться. Смотрите, 90% времени, проведенного ребенком дома, не связаны с системным обучением. А мы сейчас говорим про системное обучение школьников учебным навыкам. Дело в том, что знания, которые получил ученик на уроке даже при очень внимательном прослушивании урока – это концентрированное запоминание. Оно переводит полученную информацию только в кратковременную память.

Ольга Арсланова: А ему нужно самостоятельно все понять?

Ольга Узорова: Да. Ученику нужно, для того чтобы он потом смог воспользоваться полученной информацией, эти знания перевести в долговременную память. А для этого необходимо повторение. И как раз давно уже было замечено, что если знания, полученные на уроке, повторяются и закрепляются через 3-4 часа, они тогда переходят в долговременную память. То есть можно не задавать на дом, но тогда надо повторять изученное в классе через 4 часа. Именно поэтому домашнее задание лучше выполнять в день его получения, потому что именно так ребенок не потеряет ту информацию, которую получил на уроке.

Ольга Арсланова: Вадим, вы согласны?

Ольга Узорова: Уважаемые родители, уважаемые коллеги, как раз способность мыслить самостоятельно развивает намного больше домашнее задание, чем работа в классе под руководством учителя. Еще раз напоминаю, что сейчас мы говорим про начальную школу, где учителя учат детей отрабатывать базовые учебные навыки. Когда ребенок сидит на уроке, ему учитель говорит: «Сейчас урок математики. Ты открываешь учебник на такой-то странице, делаешь такое-то упражнение. Потом ты работаем с доской. Потом ты это записываешь в тетради, сейчас ты устно отвечаешь». То есть на уроке учитель – дирижер. Дома учебник сам себе дирижер.

Ольга Арсланова: Понятно. Ольга Васильевна, можно я сразу спрошу вас. А сколько тогда часов должен ребенок тратить в день на то, чтобы закрепить материал дома? Какой максимум вы считаете нормальным для его здоровья и развития?

Ольга Узорова: 1-2 часа, в очень редких случаях – 3-4 часа.

Ольга Арсланова: Для младшей школы?

Ольга Узорова: Для младшей школы.

Ольга Арсланова: Хорошо. А что делать со средними и старшими школьниками, особенно старшими, которые готовятся к поступлению и получают каждый день огромный объем знаний?

Ольга Узорова: Я могу как учитель-практик говорить про начальную школу. Что я знаю не как учитель-практик, а как методист про среднюю школу? Что как раз в 10-11 классах очень часто учителя не задают домашнюю работу именно потому, что дети посещают курсы, уже дети научены навыкам самообразования.

Дело в том, что к моему уважаемому коллеге – учителю физики наверняка приходят дети, которые, например, знают хотя бы таблицу умножения. А я знаю ситуацию, когда приходит учитель физики, берет класс, а дети не знают даже таблицы умножения. Понимаете уровень? Поэтому, конечно, качество образования средней школы во многом зависит от того, какие знания дала начальная школа.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое за комментарий. Ольга Узорова, автор федеральных учебников и учебных пособий, учитель-практик начальной школы высшей категории, была у нас в эфире. Тут же пришло СМС от зрителя: «У меня ребенок тратит на все домашние задания 5 и более часов в день. Помимо прочего, 6-7 уроков каждый день». Зато у него все запомнится.

Вадим Муранов: Для начала у меня встречный вопрос коллеге, естественно, без ответа. Я просто вопрос задаю. «Если при таком красивом объяснении зачем нужны домашние задания в начальной школе? Чему их там учат?». У меня тогда возникает вопрос: почему же при таком красивом подходе на физику в 7 классе приходят дети, не знающие таблицу умножения? Пардон, чему их учили тогда в начальной школе и как?

У меня вопрос сразу к начальной школе и к содержанию образования, о котором вообще не говорится ни уважаемыми депутатами, ни министерством образования. Этот вопрос не решается нигде, ни на каких уровнях вообще. Вопрос о содержании. Поверьте, у меня трое детей, все прошли через начальную школу. Я листал учебники начальной школы. Я в шоке. Чему должна научить начальная школа ребенка? Читать, считать и писать. Все. Столько белиберды в этих учебниках, столько лишнего. И ребенок должен ковыряться в домашних заданиях, делать непонятно что – какие-то презентации. Зачем? Объясните мне, пожалуйста, зачем, если для начальной школы достаточно, чтобы он научился вычислять столбиком, знал таблицу умножения и умел читать и писать. Все. Не надо ничего больше. Уберите все лишнее безобразие, которое вы напихали в эти учебники. В конце концов, освободите и детей, и себя.

Юрий Коваленко: Они пытались сделать учебники современными, чтобы детям было интересно самостоятельно.

Вадим Муранов: Получается, что учитель математики считает, что часа достаточно, учитель рисования считает, что часа достаточно. И прочее, прочее. И набегает 6-7 часов.

Ольга Арсланова: Потому что каждый учитель, как мы знаем, считает, что его предмет самый важный.

Вадим Муранов: Естественно. Мне скажут: в начальной школе всего один учитель. Но предметов много. И он по каждому предмету задает немножечко. А это немножечко при качественном выполнении может занять очень много времени у ребенка. Либо это будут делать его родители за него. Понимаете? На мой взгляд, с другой стороны надо подходить к этому вопросу. Не со стороны, что домашнее задание необходимо, чтобы он лучше запомнил что-то, а что он действительно должен запомнить. Я сам удивляюсь, когда в 9 классе дети не могут нормально в столбик посчитать.

Ольга Арсланова: Потому что они запоминали, видимо, слишком много.

Вадим Муранов: Что тогда они запоминали в начальной школе-то? Что они делали в качестве домашнего задания? Тогда не задавайте им решать уравнения в 3 классе. Это бред сумасшедшего. Пусть они решают уравнения на алгебре в 7. А в 3 классе пусть они считают в столбик. Ок, задайте им 5 столбиков, они сделают за 5 минут – будут счастливы и довольны. И они это сделают и повторят.

Ольга Арсланова: Наши корреспонденты спрашивали у жителей разных городов, нравится ли им идея отмены домашних заданий в школах. Давайте посмотрим, что россияне думают об этом.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Мы же не поговорили еще о нагрузке родителей. Родителям придется чем-то детей занимать, вместо планшетов.

Вадим Муранов: А так как родители сейчас озабочены одним – это заработок, то, конечно, многие из них, наверное, будут против. А как же? Им же придется самим придумывать развлечения для своего ребенка. Или уткнуть его в гаджеты. А они же против гаджетов и так далее. То есть это задача воспитания, которая с родителей почему-то снята полностью и перенесена на головы школ. А это совершенно неверно, потому что школа – это инструмент социализации, но никак не воспитания. Воспитание – это семейная обязанность, это обязанность родителей, и они должны разбираться, что давать ребенку, что не давать, какой гаджет покупать, какой не покупать.

К сожалению, многим родителям выгодно, чтобы детям побольше задавали, чтобы они сидели, торчали у себя в комнате, неважно, чем занимались. Лишь бы была возможность зайти и сказать «ты все уроки сделал?» и таким образом проявить свой контроль. Опять же, еще раз повторяю – это очередной перекос. Опять же, не на пользу ребенку.

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим, как наши зрители проголосовали. Мы спрашивали: «Отменить домашнее задание?». «Да» ответили 66%. «Нет» - 34%. Значит, родители все-таки готовы заниматься.

Юрий Коваленко: И становиться педагогами для своего ребенка.

Ольга Арсланова: Вот бы еще школьников, конечно, спросить. Но тут, наверное, будет очевидный ответ.

Вадим Муранов: Но, опять же, главное, чтобы люди не заблуждались в том, что дети ничего не будут делать. Они будут, но это будет их собственный выбор.

Ольга Арсланова: Спасибо нашему гостю. У нас в студии был Вадим Муранов, победитель конкурса «Учитель года России 2009», преподаватель физики. Большое спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Об отмене домашних заданий