Ксения Сакурова: Как сделать так, чтобы ребенок воспитывался с одной стороны с каким-то трезвым отношением к себе, ну а с другой стороны – все-таки с любовью к себе. Об этом будем говорить с экспертом. С нами на связи Валентина Михайлова, директор Монтесори-школы. Валентина, здравствуйте. Валентина Михайлова: Здравствуйте, рада приветствовать вас. Иван Князев: Валентина, нас вот очень сильно интересуют вот некие моменты в воспитании. Вот, например, когда ребенок что-то не так делает, не так себя ведет, как правильно сказать ему об этом? И когда наоборот, он что-то хорошо делает? Как правильно сказать, чтобы, с одной стороны, комплексы какие-то в нем не развивать, а, с другой стороны, там где надо – похвалить, там где надо – покритиковать? Валентина Михайлова: Ну, мне кажется, в первую очередь очень важно то, из какого места ты будешь с ребенком говорить. Как ты сам себя в этот момент чувствуешь. У тебя сильная тревога в этот момент поднимается, или даже, может быть, сильные чувства – гнев, раздражение? Тогда лучше говорить ничего не нужно. Нужно взять паузу и дождаться такого состояния, точки покоя, из которой ты можешь что-то ребенку сказать. Это, мне кажется, крайне важно. Теперь о том, что говорить. Мне кажется, важно у ребенка спросить: «А что ты хотел сделать?» И если он начнет рассуждать – это очень важно, потому что ценно было бы, чтобы он сам понял, что он хотел сделать, как у него получилось, и что можно сделать в следующий раз чуть по-другому. И вот маленькие наводящие вопросы здесь могут помочь. Ксения Сакурова: А все-таки критика нужна, или нет? Вот ну так устроен мир, что мы понимаем, хорошо мы что-то делаем или нет, только сравнивая себя с кем-то. Вот родитель же может быть человеком, который говорит, что такое хорошо, а что такое плохо, как правильно, а как неправильно. Валентина Михайлова: То, что родитель должен обязательно говорить, что такое хорошо и что такое плохо – это то, что не меняется, как в знаменитом стихотворении «крошка сын к отцу пришел, и спросил». Это очень важно, но так же важно и не уходить в такое самоедство, самокритику, а анализировать тот поступок (об этом уже в вашей телевизионной передаче шла речь, люди говорили), важно анализировать сам поступок – что я хотел сделать, и что у меня получилось. А теперь как можно сделать по-другому. Вот такой пример другого действия должен давать родитель – спокойно, без критики, без назидания, а предлагая новый способ. Иван Князев: Валентина, я знаю, что неправильно сравнивать ребенка с другими детьми. Например: «Вот ты видишь, как ты сделал домашнюю работу? Ты там тройку получил. А вот Петя Иванов получил пятерку. Петя – молодец, а ты так и будешь вот таким вот троечником». Валентина Михайлова: Да, конечно, это совсем не полезно, потому что мы все разные. У кого-то одни сильные стороны, у кого-то другие. Очень важно, чтобы мы опирались, каждый из нас опирался на свое «могу» – я как Валя, я как Ваня, я как Сеня, я могу то-то и то-то. Вот тогда сила жизни она будет вместе с нами. А то, что другой человек делает хорошо что-то другое – ну замечательно, давайте уметь вместе радоваться за него. Иван Князев: Ну а как тогда замотивировать? Иногда ведь это способ мотивации, хоть и не очень хороший, наверное. Валентина Михайлова: Ну, мне кажется, опять-таки все происходит в диалоге. Очень важно, во-первых, то, в каком состоянии мы находимся в этом диалоге, и слова. Ну мне, например, помогает такой маленький диалог, могу привести пример: – Я вижу, что тебе нравится что-то – ну решать задачи, играть на скрипке, не знаю, конструировать, играть в компьютерную игру. – Я так не могла, когда была маленькой, ну в детстве я так не умела. – Мне кажется, что ты можешь достичь в этом больших успехов. – Я читала в какой-то книге о том, что человек ну, допустим, делая то-то и то-то, достиг вот таких успехов. Он принес пользу тому-то и тому-то. Вот дальше самое важное – сделать паузу. То есть вы рассказали свое мнение, свое отношение, вы проявили внимание к тому, что может и хочет сделать ребенок, а дальше сделайте паузу, дайте возможность ребенку с этим побыть и что-то с этой вашей сентенцией сделать. Иван Князев: Да, переварить это, осмыслить, и тогда, вполне возможно, понимание само собой придет. Спасибо вам большое. Валентина Михайлова, директор Монтессори-школы была с нами на связи из Санкт-Петербурга. Ксения Сакурова: Говорили мы сегодня о самокритике, спрашивали вас, полезна она с вашей точки зрения или нет. 88% наших зрителей самокритичны, считают, что да, это полезно, ну а 12% считают, что только вредит, видимо, развиваться в жизни. Иван Князев: Считают, что только хвалить нужно себя. Ксения Сакурова: И что критиковать можно только ведущих. Иван Князев: Друзья, в этом часе тему закрываем, продолжим уже через несколько мгновений.