Валентина Митрофанова: Мы устаем и перегораем не от того, что слишком много работаем, а от того, что не умеем организовать режим труда и отдыха
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/valentina-mitrofanova-my-ustaem-i-peregoraem-ne-ot-togo-chto-slishkom-mnogo-rabotaem-a-ot-togo-chto-ne-umeem-organizovat-rezhim-truda-i-otdyha-58345.html Петр Кузнецов: Эксперт –Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому законодательству. Ох, сейчас мы пройдемся. Валентина Васильевна, здравствуйте!
Мария Карпова: Здравствуйте!
Валентина Митрофанова: Добрый день!
Петр Кузнецов: Слушайте, у нас считается и говорят очень много, что у нас низкая производительность труда. Мы не знаем, как ее измерить, наверное, никто не знает, как она измеряется и почему у нас нет роста производительности труда. Это связано все-таки – начинается все с того, что мы отвлекаемся? Каждый из нас по-разному, надолго или ненадолго, – из этого складывается вообще картина?
Валентина Митрофанова: Конечно, потеря рабочего времени имеет большое значение для производительности труда, но не только это. То есть, конечно, важно учитывать и нагрузку, и нормирование, и способность человека качественно выполнять работу.
Интересно, что современные наши работодатели, которые озабочены потерей рабочего времени, называют такие цифры: у работников умственного труда, представьте, от 45 минут до 4 часов рабочего времениможет тратиться на невыполнение трудовых функций. Это очень большие, конечно, потери, по поводу которых многие работодатели переживают и в том числе вводят такие санкции, как штрафы, запрет на курение, о которых говорят ваши слушатели.
Петр Кузнецов: Вы как сами считаете: камера, мотивация, премии или, наоборот, штрафы – что поможет? Или все зависит от сферы, от конкретной компании?
Валентина Митрофанова: Да, все зависит от конкретной ситуации. Самое главное, учитывать специфику труда тех работников, о которых мы с вами говорим, потому что как минимум умственный труд, труд технический, инженерный труд – они все имеют свои специфику, и для всех существуют нормативы, советские еще нормативы, по организации рабочего процесса и в том числе по перерывам.
Поэтому в зависимости от того, кем работает человек, я бы порекомендовала, конечно, поднимать и изучать и старые, и новые наработки по корректной организации труда и, самое главное, по времени отдыха, потому что у нас сейчас медики даже говорят, что «мы устаем, перегораем». Именно не от того, что много работы, а от того, что не умеем отдыхать, не умеем правильно организовывать свою работу.
Мария Карпова: А вот где-то в этих нормативах хоть как-то прописаны приятные бонусы для сотрудников?
Валентина Митрофанова: Приятные бонусы,важно понимать, прописаны, конечно, не в конкретном виде, что это должен быть теннисный стол или какие-то иные мероприятия. Абсолютно точно показаны в течение рабочего дня, как при физическом труде, так и при умственном труде, физические зарядки.
Например, для людей, работающих с компьютером, у нас даже есть такой санитарно-эпидемиологический норматив, что через 45-50 минут работы необходимо сделать технологический регламентированный перерыв на 10-15 минут, но в течение которого мы не идем за кофе – можно, конечно, сходить за кофе – а в течение которого мы выполняем физические упражнения, связанные с тем, чтобы снять нагрузку с глаз, с рук и с позы, потому что когда человек с сидячей работой, идет большая нагрузка на позвоночник.
Мария Карпова: Не идем, а бежим за кофе, например.
Валентина Митрофанова: Да, и вот тогда такие перерывы, конечно, будут способствовать высокой производительности труда, тогда и правильно используются.
Петр Кузнецов: Я еще о трудолюбии хотел с вами поговорить напоследок. Где-то читал исследование, результаты которого говорят, что наши, на нижних уровнях особенно, вкалывают усерднее, чем в той же Европе. Просто получается так, что из-за плохого менеджмента все эти усилия не вознаграждаются: нет карьерных лифтов, нет благоприятного отбора идей. Согласны вы с этим и какие стимулы в этом нужны?
Валентина Митрофанова: Здесь я абсолютно точно согласна, у нас идет сейчас очень большая диспропорция в системе оплаты труда и мотивации людей. У тех людей, которые выполняют непосредственно необходимую работу не управленческой, не умственной деятельности, а именно выполняют какие-то технические функции, вот эта разница очень большая, и я считаю, что, наверное, нас спасает внутренняя мотивация наших людей.
Петр Кузнецов: Только она и спасает.
Валентина Митрофанова: Уровень заработной платы низкий, да, действительно.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Спасибо! Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика.
Валентина Митрофанова: Мы устаем и перегораем не от того, что слишком много работаем, а от того, что не умеем организовать режим труда и отдыха