Василий Дандыкин: «Это знаковое событие сегодня, которое составляет гордость для всех нас, для всех живущих в России и для наших друзей»

Гости
Василий Дандыкин
военный эксперт, капитан I ранга запаса

Александр Денисов: Всё Севморпутем! Россия наращивает группировку атомного флота. Владимир Путин в эти минуты принимает участие в церемонии поднятия флага на атомном ледоколе новейшего типа «Урал», а также в спуске на воду ледокола «Якутия». Все это суда новейшего типа, которые призваны усилить нашу арктическую группировку.

«Урал» был спущен на воду еще в 2019 году, проходил испытания. Прошел, раз сегодня флаг поднимают. Отправится на маршрут. Способен работать один, проводить танкеры по Севморпути круглый год. Ему не помеха даже трехметровой толщины льды. А вот «Якутии» только предстоят испытания.

Об атомном флоте России сегодня и поговорим с Василием Алексеевичем Дандыкиным, капитаном 1-го ранга, военным экспертом. Василий Алексеевич, добрый день.

Василий Дандыкин: Добрый день.

Александр Денисов: Буквально в эти минуты идет спуск на воду, поднятие флага. Сейчас мы покажем, по ходу обсуждения все это будет у нас в эфире. На странице Балтийского завода, где как раз и производился «Урал», собирался «Урал», там написано, что «крестной матерью» его стала председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Ну, такой факт. На заводах это принято. Разбивать шампанское не просто так кому-то поручают, это выбирают, обдумывают, серьезный момент такой. Поплывет?

Василий Дандыкин: Ну, надеюсь, материальной поддержкой и финансово обеспечено. Очевидно. Самое главное, чтобы бутылка шампанского разбилась. Это несомненно так было. Были случаи, когда не бывало. И, как ни странно, были проблемы потом.

Александр Денисов:Примета работает?

Василий Дандыкин: Работает. Ну, по крайней мере, на подводной лодке, названной атомной подводной лодкой «Хиросима», известная история, там как раз началось все с этой бутылки, которая не разбилась. Моряки – народ суеверный. Впрочем, как и летчики. Все, кто связан со стихией, там есть масса… Это еще из древности идет, из Средних веков, когда человек был достаточно отлучен всех космических… ориентировался по звездам, по луне. Ну, это так.

А сегодня действительно знаковый день. Мы единственная страна в мире, которая имеет атомный ледокольный флот и вообще самый большой ледокольный флот в мире. Я хочу сказать, что, кроме этого, еще есть и не атомные ледоколы. Наш президент, в частности, поднимал флаг на «Викторе Черномырдине» – это тоже большой ледокол, который может работать в Арктике и в других морях с ледовой опасностью.

Ну, атомные ледоколы – это у нас такая, можно сказать, гордость. На самом деле построить ледокол очень сложно, нужно иметь технологии, определенные навыки, опыт. Несомненно, все еще начиналось издревле, когда еще адмирал Макаров задумал свой ледокол «Ермак». Мы первые были, когда-то построили такой ледокол. А затем у нас был первый ледокол атомный, естественно, в 50-е годы – «Ленин», первое поколение. Затем была целая плеяда ледоколов второго поколения.

Я видел, мне довелось видеть в Арктике работу ледокола «Арктика». Это первая «Арктика», сейчас работает уже новая «Арктика». Это второе поколение. Там были «Сибирь», «Россия», «Арктика». Они проводили караваны, они работали. И сейчас уже, исходя из этого, у нас последний в этой серии второго поколения сейчас работающий ледокол – это «50 лет Великой Победе».

Александр Денисов: Василий Алексеевич, аппаратная тревожит меня и говорит, что получили. Давайте посмотрим и продолжим, вы интересно рассказываете, продолжим слушать. Смотрим спуск на воду ледокола.

Василий Дандыкин: «Якутия».

Александр Денисов: Да.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Сегодня у нас сразу два ярких события, значимых для отечественного судостроения и нашего ледокольного флота, да и, собственно говоря, для всей страны, потому что это решение двух очень важных комплексных задач, причем не просто двух больших комплексных задач, а решаемых в рамках большого проекта. На новом универсальном атомном ледоколе «Урал» будет поднят государственный флаг России. Еще один мощный, современный атомный ледокол – «Якутия» – готов к спуску на воду со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге.

Я от души хочу пожелать всем вам, уважаемые друзья, коллеги, больших свершений, а коллективу Балтийского завода – дальнейших успехов в работе, экипажам новых атомоходов – плодотворной службы на благо России. Поздравляю вас еще раз. Пожалуйста, давайте приступим к запланированным мероприятиям.

– Полный вес судна составит более 25 тысяч, а водоизмещение полное – 33,5 тысячи тонн. Стапель Балтийского завода – самый большой наклонный стапель в России. Его ширина составляет 35, а длина – 350 метров. Как три футбольных поля. Путь судна до схода в воду составит 250 метров. В Неву судно сходит кормой по специальным спусковым дорожкам. После спуска его отбуксируют к причальной стенке завода, достраивать атомоход уже будут на воде.

Александр Денисов: Василий Алексеевич, про суда нового типа поговорим. Проект 22220 – что это такое? Расскажете. Давайте объясним, почему по времени так долго происходит. «Урал» был заложен в 2016 году, построен в 2019-м, а флаг поднят только сейчас – шли испытания. И «Якутия» тоже сейчас спущена на воду. Видимо, будет несколько лет…

Василий Дандыкин: Побыстрее.

Александр Денисов: Побыстрее, да?

Василий Дандыкин: Да.

Александр Денисов: А почему так долго идут испытания?

Василий Дандыкин: Дело очень серьезное, потому что, когда корабль спускается, в принципе, начинается его начинка, то есть устанавливаются механизмы. Это достаточно долгая процедура. Настройка. Практически спускается корпус, там стоит силовая установка. А все остальное – это уже работа конкретно десятков и сотен предприятий, разных заказчиков.

Естественно, работает приемка. Потом начинается выход в море, швартовые испытания. Потом – выход в Балтику. Потом – испытания непосредственно там, где льды. Если какие-то неисправности обнаруживаются – корабль возвращается, дорабатывается и так далее. Больше всего, конечно, работы происходит на головном корабле. Вот «Арктика» была, там были проблемы определенные.

Александр Денисов: Это первое судно этого типа?

Василий Дандыкин: Это первое судно этого типа – «Арктика». Ну, они и называются – атомные ледоколы типа «Арктика». Это уже та «Арктика», которая пришла на смену той «Арктике» (названия кораблям переходят), которая славно поработала в Северном Ледовитом океане. Так вот, все это дело происходит. Потом формируется экипаж, идет притирка. Бытовые условия создаются, каюты и прочее, и прочее, и прочее. Это касательно и военных кораблей, это касательно и гражданских кораблей.

А здесь такая громадина! В принципе, это город на воде. Разобраться, настройка, все остальное. С каждым новым корпусом идут какие-то уже совершенствования, исходя из эксплуатации предыдущих кораблей, в частности головного. Потом сейчас у нас уже пошла на работу «Сибирь». Теперь – «Урал». Дальше будет «Якутия». И на подходе уже формируется корпус, я так понимаю, «Чукотки». Это будет «великолепная пятерка». «Чукотка» будет пятым ледоколом. Все это предполагается в этом десятилетии, все они выйдут.

Александр Денисов: Василий Алексеевич, как раз президент и говорил сегодня о наших планах. Вы уже наметили. Послушаем, что сказал Владимир Путин, и продолжим разговор.

Владимир Путин:По планам ледокол «Урал» приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а ледокол «Якутия» должен быть передан флоту в конце 2024 года. Сдача еще одного ледокола этой же серии – «Чукотка» – намечена на 2026 год. Кроме того, в 2027 году на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке должно завершиться строительство сверхмощного атомного ледокола «Россия». Это действительно сверхмощный ледокол, примеров в мире этому нет.

Александр Денисов: Василий Алексеевич, как вы и говорили, справятся за год. 2024 год – «Якутия», уже все будет завершено. Видимо, и испытания пройдут?

Василий Дандыкин: Да-да-да.

Александр Денисов: Два года.

Василий Дандыкин: Я уже это говорил. Потому что главное – это головной корабль. И это везде.

Александр Денисов: С ним все и отлаживалось.

Василий Дандыкин: Да, конечно. А потом уже идет… Во-первых, уже есть наработки, какие-то детали, все остальное. Уже корпорации, корпоративность работает, все остальное. Сказал президент о «России»…

Александр Денисов: О сверхмощном.

Василий Дандыкин: О сверхмощном. Это атомные ледоколы типа «Лидер».

Александр Денисов: Это еще один новый тип, да?

Василий Дандыкин: Это совершенно новый тип. Водоизмещение корабля – уже где-то 60 тысяч. Ну, объективно он где-то в два раза больше.

Александр Денисов: Чем «Урал» и «Якутия»?

Василий Дандыкин: Чем «Урал» и «Якутия». Действительно, таких аналогов ледоколов атомных нет. Ледоколов – в принципе нет. Таких аналогов сейчас в мире нет, как вот сейчас у нас, скажем, «Урал» и «Якутия». А это уже будет ледокол, которым, в общем-то, по силам взламывать любые льды. Он способен взламывать лед – четыре метра!

Александр Денисов: А вот те – три метра. И «Якутия», и «Урал».

Василий Дандыкин: А этот – четыре метра.

Александр Денисов: Четыре метра?

Василий Дандыкин: Четыре метра. Он строится на «Звезде».

Александр Денисов: А там такие льды-то остались?

Василий Дандыкин: Да есть, есть. В Арктике много еще неизведанного. Несмотря на похолодание, льды есть. Мы вообще в Арктике, по большому счету, доминируем. Не нравится это и Америке, не нравится…

Александр Денисов: А ей ничего не нравится.

Василий Дандыкин: Ей вообще ничего не нравится. В частности это не нравится абсолютно, потому что у них полтора ледокола, и здесь они явно… Они могут похвастаться авианосцами, которые… Кстати, тоже один крайних, нового типа, ломается, никак не может выйти.

Александр Денисов: Доломаться.

Василий Дандыкин: Доломаться, да. Там своя тема. Так вот, у нас же ведь есть теперь и постоянная платформа «Северный полюс», которая вмерзает во льды.

Александр Денисов: Причалила, по-моему, месяц назад.

Василий Дандыкин: Да. Мы уже давно не высаживали на лед экспедиции, там «Северный полюс – 1», «Северный полюс – 2» и так далее были. Сейчас это, где реально ученые могут быть в комфорте. Вмерзает в лед. Спокойно работают, сколько им надо.

Александр Денисов: «Арктика-41», по-моему, она называется?

Василий Дандыкин: Да-да-да. Это чисто наше ноу-хау. Несмотря на санкции, наверное, международных, из других стран исследователей Арктики будет все-таки привлекаться. Я думаю, это наша общая тема.

Александр Денисов: То есть она и будет как раз обеспечивать проводку?

Василий Дандыкин: Она будет обеспечивать не только это.

Александр Денисов: Погода, да-да-да.

Василий Дандыкин: Но это в том числе. Конечно же, экономическая целесообразность. Надо Северный морской путь сделать круглогодичным. Это позволит нашей «великолепной пятерке», которая построена в Питере, на Балтийском заводе, и тем… Говорят, что еще один корпус «России». Насколько мне известно, будет два. И тем, которые придут с Дальнего Востока…

Александр Денисов: Два этих супер?

Василий Дандыкин: Это обеспечит бесперебойное круглогодичное судоходство нашим судам – танкерам ледового класса, которые делаются. У нас сейчас где-то 35 миллионов тонн грузов проходит, намечается до 100 миллионов, а в перспективе – гораздо больше. То есть это магистраль, которая гораздо короче той, которая идет через Суэцкий канал (а там свои проблемы есть). Я так понимаю, что не только мы будем пользоваться, но, в конце концов, к этому обратятся и те наши недруги, которые сейчас…

Александр Денисов: Так дешевле. Страховка дешевле.

Василий Дандыкин: Дешевле страховка. Ну, они считают, что, в общем-то… Единственное, что за проводку надо, конечно, платить.

Александр Денисов: Ну, нам – конечно.

Василий Дандыкин: Ледокол – это очень дорогостоящее дело. Не каждая держава может себе позволить, и даже не атомный ледокол, как сейчас выясняется. И, конечно, это гордость несомненная нашей страны, в общем-то, как и наши атомные подводные лодки, которые работают в Арктике, их в Северодвинске делают. Мы вышли на этот ритм. И, как мы видим, к 2026 году целая эскадра атомных ледоколов будет работать. Там еще, помимо этого, есть «Ямал», «Таймыр». У нас есть «Севморпуть» – единственный в мире атомный лихтеровоз, который ледового класса. Он сейчас работает.

Александр Денисов: Атомный… Еще раз.

Василий Дандыкин: Атомный лихтеровоз. Это гражданское судно, которое большого класса. В Керчи было построено. Оно с атомным двигателем. Оно сейчас работает в Арктике.

Работы там много. Арктика развивается – и в смысле углеводородов, и в смысле экономики, и других полезных ископаемых. Конечно же, еще один момент – атомные ледоколы всегда при необходимости работают и в оборонных целях.

Александр Денисов: Я, кстати, хотел спросить. Вроде бы и мирного назначения, а значение-то стратегическое.

Василий Дандыкин: Конечно. Если надо выводить корабли Северного флота… Там есть у нас уже военный ледокол «Илья Муромец», но он тоже ограничен по льду и так далее. Еще один на подходе. Атомный ледокол заказывается, и атомный ледокол может провести вам и БДК, и фрегат, куда надо ему пойти, растоптать лед, где необходимо, и доставить запасы на наши островные гарнизоны.

Александр Денисов: Это так говорят – «растоптать», да?

Василий Дандыкин: Ну, «растоптать», «потоптать». В свое время, в бытность, когда служил на Новой Земле, у нас предыдущая «Арктика» приходила, раскалывала лед, и приходил потом уже транспорт «Яуза» ледового класса и разгружался в январе или в декабре. Хотя, в общем-то, без ледокола это невозможно сделать абсолютно.

Поэтому работы у ледокола очень много. Они заступают на вахту, там работы хватит. Я думаю, исходя из этой целесообразности, получается пять этих ледоколов и еще два суперледокола, во всяком случае «Россия» будет. Дальше, я так понимаю, будет необходимость, будет построен. Это будет флагман, несомненно. Они позволят нам, скажем так, решать все проблемы, которые связаны и с экономикой, потому что уже сейчас «Арктика» дает 20% поступлений в бюджет, уже сейчас, будет еще больше. Несомненно то, что этому проекту президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделял с самого начала пристальное внимание. А там были проблемы.

Александр Денисов: Во всех посланиях Федеральному Собранию «Арктика» присутствовала.

Василий Дандыкин: Да. Это Арктический проект, который был буквально возрожден из небытия. Это случилось в пресловутые 90-е годы, когда мы, по сути дела, покинули Арктику – и в военном отношении, и в экономическом. Были пустые поселки, метеостанции закрывались и так далее.

В общем-то, наверное, никто из супостатов или наших сейчас недругов (раньше это были партнеры, наверное, когда были 90-е годы), никто не думал, что Россия вернется в Арктику и в военном отношении (что касается защиты всей нашей экономической деятельности), и в экономическом отношении (сейчас там сжиженный газ и прочее, и прочее, прочее). Производство, строительство атомного флота. В общем-то, такого объема строительства атомного флота не было даже в советское время, несмотря на большие возможности. И это произошло буквально за очень короткий срок.

Александр Денисов: Вы знаете, еще интересный момент. Вы как раз про это и говорите. Алексей Лихачев, глава Росатома, он сказал, что Балтийскому заводу потребовалось время для восстановления производственных связей и актуализации опыта, чтобы именно начать производство атомных ледоколов нового типа.

Василий Дандыкин: Вы понимаете, это еще нужно было поднять кадры.

Александр Денисов: А их не было?

Василий Дандыкин: Ну, не то чтобы не было. Кто-то ушел на пенсию, кто-то ушел, между нами говоря, время идет, в мир иной. Это очень важный момент. Это значит, что нужно было подготовить кадры молодые, нацелить на это. Какие-то производства были утрачены, потому что в то время продавалось налево-направо. И все это требовало кооперации, договоренностей, может быть, с какими-то и другими странами из бывших советских республик. Но в основном, подавляющее большинство – это силами Российской Федерации.

Это, конечно, на фоне тех потуг, которые… Сейчас американцы пытаются возвратитьсяв Арктику, противостоять. У них полтора ледокола. Заложили они где-то порядка… там три или четыре, не знаю. Но речь идет об обычных ледоколах. В Арктике, несмотря на потепление, без ледоколов, как у нас, делать нечего, это очевидно. Любой авианосец, если они там хотят, мерзнет. Ну, одно дело, когда платформа для ученых вмерзает. Ей необходимо вмерзать, там они будут сидеть круглогодично. Допустим, оттаяла – еще в новый лед вмерзнут. А это очень серьезный момент. Поэтому сейчас это, наверное, вызывает и зависть, а в какой-то степени, наверное, и ненависть.

Александр Денисов: То есть они сейчас, возможно, сидят, нас смотрят и…

Василий Дандыкин: Конечно, конечно.

Александр Денисов: Тихо ненавидят, да?

Василий Дандыкин: Ну да. Я говорю, у каждого своя гордость. Они гордятся, допустим, военной продукцией, теми же авианосцами, которые, в принципе, сейчас поражаются гиперзвуковыми ракетами.

Александр Денисов: Вот именно. Я тоже не понимаю. Мы сегодня беседовали. По этой группировке – бах! – и все, привет.

Василий Дандыкин: Ну да, «Кинжал», «Циркон». А это, скажем так… Оборонную составляющую никто не отрицает, но это мирная тема, это мирный атом, который работает на пользу и России, и других стран. Мы говорим: «Пожалуйста, приходите, заказывайте Северный морской путь. Пожалуйста, идите. И всем будет хорошо».

Но не так, как американцы говорят: «Это всеобщее мировое достояние». Соответственно, если так говорят – значит, это достояние Америки. И сейчас там потуги идут: и пуск ракет там, и аэродромы, пытаются. Сначала на Гренландию глаз положили – не получилось. Сейчас в Норвегии что-то пытаются. Авианосцы где-то подгоняли, но, видимо, не совсем получилось, потому что опыт плавания в Арктике, опыт выживания в Арктике, по большому счету, имеет только Россия, какой бы она ни была – или царская, или советская, или сейчас, нынешняя Россия. И, конечно, это знаковое событие сегодня. Это гордость для всех нас, для всех живущих в России, ну и для наших друзей, несомненно.

Александр Денисов: Обобществлять будут у себя в Америке, пусть у них будет это общее.

Что касается Арктики, хотел у вас спросить. Приезжал министр иностранных дел Индии, общался с Сергеем Викторовичем Лавровым. И Сергей Викторович сказал, что Индия заинтересовалась, решила участвовать в проектах на шельфе. Это то, о чем вы как раз и говорите. Мы будем осваивать. Видимо, в одиночку это сложно осваивать, технологии нужны – и наши, и их. Видимо, все-таки мы будем там не одни, а с друзьями, уже с партнерами.

Василий Дандыкин: Дело в том, что у нас были партнеры, естественно, до того, как случилось то, что случилось, начиная с 2014 года, скажем так: и англичане, и канадцы, и, соответственно, по-моему, норвежцы. Это буровые платформы, технологии, техника. Конечно, это требует не только усилий одной страны. Во-первых, очень непросто добывать все это. Технологии достаточно дорогостоящие.

Александр Денисов: А они еще не отработаны?

Василий Дандыкин: Они не отработаны. Они будут, конечно, дешевле. Все идет вперед, прогресс не остановить. Поэтому всякое усилие – и финансовое, и технологическое – участие в этих проектах, несомненно, пойдет на пользу той же Индии, где население в скором времени будет больше, чем населения Китая.

Александр Денисов: Они к полутора миллиардам подбираются.

Василий Дандыкин: Они стойко идут к полутора миллиардам. Они будут опережать через несколько лет Китай.

Александр Денисов: Чуть-чуть не хватает.

Василий Дандыкин: В Китае рождаемость упала, соответственно. Это говорит о том, что… Я думаю, что присматривается и Китай. Китай вообще смотрит на то, чтобы… У него свой взгляд на Арктику. Он считает себя уже арктической страной. Там строятся тоже ледоколы – ну, не такие, как у нас, конечно. Они, говорят, купили у украинцев, прикупили ледокольчик, когда те распродавали.

Александр Денисов: У украинцев, да?

Василий Дандыкин: Ну, у Украины, естественно, как у советской республики были тоже ледоколы, хотя это Черное море и так далее. Они же сейчас купили у Англии какой-то ледокол и тоже заявили: «Мы тоже арктическая держава». Ну, господи, боже мой…

Александр Денисов: Украинцы?

Василий Дандыкин: Украинцы, да. Ну, им дала Англия, продала.

Александр Денисов: Ну, будут ломать лед в международных отношениях.

Василий Дандыкин: Да, будут ломать лед, может, на Днепре. Так что здесь, очевидно, очень большие интересы у всех, экономические интересы. И я не сомневаюсь, что те страны, которые сейчас пытаются… в общем-то, обструкция какая-то по отношению к Северному морскому пути, к нашей позиции, они придут к этому. Это экономика, это выгода. И это вопрос времени. Но дело в том, что бывают такие ситуации, когда место будет занято – той же Индией.

Александр Денисов: Место будет занято?

Василий Дандыкин: Да. Потому что стран много. Как говорится, поспешайте. Такое бывает в жизни.

Александр Денисов: Поспеши и других насмеши.

Василий Дандыкин: И других насмеши, да.

Александр Денисов: Василий Алексеевич, не могу вас не спросить. Корабелы из этой отрасли мне объясняли, что строительство современных судов – это сродни космических технологиям, что это как космос, как космический корабль. Ну, глядя на то, что сегодня произошло – на спуск на воду, на поднятие флага на атомном ледоходе «Урал», – все это предельно понятно. Это действительно технологии высочайшего класса.

Василий Дандыкин: Это несомненно. Создать ледокол – да, может быть, это даже покруче, чем космический корабль.

Александр Денисов: Покруче?

Василий Дандыкин: Ту же самую подводную лодку поднять, как у нас «Борей», четвертого поколения. Это подводная лодка, которая работает в Арктике. Мы первые, несмотря на все наши катаклизмы и на все наши беды, которые с нами происходили, особенно в 90-е годы, мы первые создали подводную лодку четвертого поколения. Американцы только закладывают. И они будут строить еще где-то лет восемь-десять.

И это какой-то шок. Как это могло произойти? Значит, технологии не утеряли. Не утеряли научную школу, конструкторскую школу. Сейчас, насколько известно, пошла молодежь, хотя раньше были большие проблемы. Я в 90-е годы бывал в Питере, сталкивался с теми, кто конструирует подводные лодки. Там были такие достаточно седовласые дядьки, и они сказали: «Кораблестроительный институт закончила моя дочь и пошла в банк, потому что в банке платят больше».

Сейчас ситуация совершенно другая – сейчас люди идут туда, где им интересно. А это интересно. Это же ведь мощь! Это сила и гордость страны. Конечно же, те, кто сейчас говорят, кто сейчас окопался в Литве, что это «бензоколонка», еще что-то… Вот, пожалуйста, вам пример. Это ледокол. Это подводная лодка. Это космический корабль. Ну и все остальное, что касается обороны государства. Я не буду говорить о том, что есть.

Александр Денисов: Василий Алексеевич, большое спасибо вам. Хороший разговор у нас. И главное – не утратили желание смотреть за горизонт, заглядывать как можно дальше вперед.

Василий Дандыкин: Так и будет.

Александр Денисов: Спасибо. Василий Алексеевич Дандыкин, капитан 1-го ранга запаса, военный эксперт, был у нас в студии.