Александр Денисов: Экономической мобилизации страны сегодня было посвящено заседание Координационного совета по обеспечению армии. Провел его президент России. С чего начал Владимир Путин? Какую задачу поставил перед Правительством? Владимир Путин, президент Российской Федерации: Много раз и по разным поводам – и в связи с известными ограничениями в сфере экономики, и в связи с проведением специальной военной операции – говорили о необходимости обновления процедур, нормативной базы в принятии решений по самым разным направлениям нашей деятельности. Это касается и экономики в целом, отдельных отраслей производства, Вооруженных сил, обеспечения специальной военной операции всем необходимым и так далее. Мы столкнулись с определенными сложностями и с необходимостью модернизировать нашу работу, придать ей новый импульс и новый характер еще в период борьбы с пандемией коронавирусной инфекции. Александр Денисов: Президент упомянул период пандемии. Тогда тоже был создан Оперативный штаб во главе с председателем Правительства, входил туда также мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, вице-премьеры Правительства. Они оперативно решали вопросы с поставками в регионы препаратов, средств защиты, и решали успешно. Полученный опыт востребован и во время проведения специальной военной операции. Владимир Путин напомнил о поставленных перед Координационным советом конкретных целях. Владимир Путин: Напомню, что уже к сегодняшнему дню Координационный совет должен был сформировать целевые задания по отдельным направлениям деятельности. Пока этих целевых заданий нет, но я не сомневаюсь, что в ближайшее время поступят. В Координационный совет вошли заместители председателя Правительства, руководители ведомств, в том числе и силового блока, вошли представители Администрации, регионов Российской Федерации. Возглавляет его, как известно, председатель Правительства. Александр Денисов: Еще есть выступление председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина. Он отчитался о выплатах. Напомню, 195 тысяч они должны составлять – это минимальный порог. Все это посмотрим. Также что сказал Сергей Семенович Собянин. На связи со студией Василий Георгиевич Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества. Василий Георгиевич, добрый вечер. Василий Колташов: Здравствуйте. Александр Денисов: Василий Георгиевич, вы знаете, тут мы уже задались этим вопросом с военным экспертом Виктором Николаевичем Литовкиным. Я его спросил: «Подходит ли капитализм для мобилизации?» Вот Штаты – у них там очевидные проблемы. Например, те самые военные предприятия хваленые, которые должны делать РСЗО и прочее, выяснилось, что там, во-первых, делать некому. Это первая причина, потому что они некоторое время простаивали, народ разбежался, сейчас их уже не отыскать. Во-вторых, там куча других проблем, в том числе и технологических. Это нам тут казалось, что там все прекрасно. То же самое и с Европой – они не могут никак раскачаться, начать эти танки делать и прочее. Вот сегодняшнее заседание – является ли это подтверждением, что экономика должна быть несколько другой, что капитализм – не совсем подходящая экономическая форма для мобилизации страны, что тут что-то нужно поменять? Василий Колташов: Ну, капиталистическая анархия при власти еще и финансового капитала, как на Западе, – это нечто совсем неподходящее для того, чтобы выигрывать в столь непростой вооруженной борьбе, как на Украине сейчас. Поэтому, конечно, роль государства, роль высшего руководства, то есть грандбюрократия, с точки зрения макросоциологии (такой термин здесь можно применить), она должна быть решающей. В Первую мировую войну это выяснилось впервые, причем образцом оказалась кайзеровская Германия, которая показала, что можно переводить промышленность на военные рельсы, и в результате она будет работать гораздо эффективнее. Все это делали. И во многом на этом основан был советский опыт управления промышленностью. Я думаю, что сейчас мы находимся в ситуации, когда необходимо повышать роль регуляции в экономике, то есть государство должно регулировать процессы. И в данный момент нужно так отрегулировать эти процессы, чтобы Вооруженные силы получили все необходимое: и снаряжение, и вооружение, и особенно боеприпасы, потому что вот здесь мы не можем полагаться бесконечно на огромные вроде бы советские склады, надо все-таки развертывать собственное производство. А это плановое производство, это планирование. То есть здесь, следовательно, мы должны перейти от некой анархии, от неких неожиданных государственных закупок, которые годятся, может быть, для закупок униформы… И нам уже сообщили, что будут шить во всех мастерских, на всех фабриках форму для военных, необходимые для зимней кампании ее элементы, маскировочные халаты, например. Но при этом все-таки самым важным остается управление этим процессом, управление промышленностью. Наверное, нужна более разнообразная министерская структура, больше министерств, отвечающих за производство, за разные секторы промышленности, и более важный, скажем, более сильный, иначе устроенный экономический блок в целом. Не финансисты должны управлять процессом. Финансисты должны просто обеспечивать этот процесс, а главное – это развертывание производств, это материальные результаты работы, выраженные не в деньгах, а выраженные в материальных продуктах, которые в настоящее время нам нужны для победы. И это особые материальные продукты. Потому что дальше мы можем говорить о том, что приедут люди домой, когда закончится операция, они будут стимулировать спрос на рынке недвижимости в регионах. И там потребуется уже другое планирование – планирование, скажем, достаточного объема жилья, чтобы развернуть достаточное строительство. Но вот сейчас, когда идет эта судьбоносная, по сути, борьба вооруженная на Украине, специальная военная операция (юридически это не война), нам нужно, чтобы государство управляло экономикой. И я не уверен, что мы уже к этому готовы. Наоборот, создание этого Координационного совета говорит о том, что проблем было очень много, проблемы эти все вскрылись. Более того, вскрылись проблемы неолиберального подхода к управлению процессами, к организации, когда главное – это организовать закупки, чтобы было много участников закупок. «Как-нибудь мы заключим контракты. Как-нибудь все получим». Все не так, все не так. Нужно непосредственно влиять на процессы производства. Возможно, нужно создавать новые структуры, корпоративные. Ну, у нас есть, конечно, военный сектор, он сохранился. И именно благодаря тому, что он сохранился с минимальным воздействием неолиберальных реформ, он вообще в принципе может работать, и работать эффективно. Это важный сигнал, потому что нужно дальше производить делиберализацию экономики. Я имею в виду, конечно, не то, что нужно убрать рынок. Нет, рынок останется. Нужно сделать так, чтобы эта система была в большей мере управляемой, менее анархичной и менее зависимой, кстати говоря, как следствие, от западных структур управления. Потому что, провозглашая вроде бы свободный рынок, они там, между прочим, построили очень жесткую систему управления процессами, которая просто не на поверхности. Ну, управление долларов, управление нашими резервами. Они могут вводить, как показали нам, санкции самые разнообразные. Александр Денисов: Мы уже поняли, что наши резервы – они не наши, Василий Георгиевич. Это мы, конечно, вдруг с очевидностью и с изумлением обнаружили. Василий Колташов: Это оказались совершенно не наши резервы. И вот такого больше никогда не должно быть. Следовательно, здесь вообще нужно очень многое поменять в связи с нынешними событиями. Ну, сейчас на Западе говорят о том, что они не позволят России продавать золото за границу. Что за нужда у нас сейчас продавать золото за границу, вывозить его тоннами? Александр Денисов: Или бриллианты. Василий Колташов: Я не понимаю. Вообще-то, оно должно все покупаться Банком России, практически все, ну, кроме того, что нужно для промышленности – для ювелирной промышленности и для промышленности не ювелирной. А остальное должно резервироваться. Так что не надо его вывозить и продавать ни за доллары, ни за евро, ни за фунты. Не надо! И вот такие изменения должны быть во многих сферах. У нас, если говорить о работе ведомств, у нас, например, Министерство культуры – ну, это же Министерство пропаганды. Ну, культура же не нуждается в министерстве, мы же знаем это. Александр Денисов: Но пропаганды хотелось бы побольше, Василий Георгиевич. Василий Колташов: А где их работа? Понимаете, они там должны присутствовать. А их работа где? Они тоже очень важное ведомство. «А где ваши результаты?» – «А мы занимаемся выставками. Мы – Министерство выставок». Но, вообще-то, нет. Вообще-то, вы должны проводить определенные идеи в массы, а вместо этого это делают все остальные, но не вы. Александр Денисов: Знаете, Василий Георгиевич, Карен Георгиевич Шахназаров говорит: «Вы думаете, таких много, как я? Я один среди этой публики кинематографической патриотичный режиссер, который снимает фильмы на военную тематику». Таких немного, конечно. Вот любопытный момент. Как вы объясните это? Давайте посмотрим. Председатель Правительства отчитывался о выплатах военнослужащим. Напомню, что минимально они должны составлять 195 тысяч рублей. Посмотрим, что он сказал, и продолжим обсуждение. Михаил Мишустин, председатель Правительства Российской Федерации: Владимир Владимирович, Вы давали поручение организовать своевременное предоставление ежемесячных средств нашим защитникам, включая мобилизованных и тех, кто пока проходит обучение и подготовку. Как я уже сказал, в рамках Координационного совета эту работу ведет Татьяна Алексеевна Голикова совместно с Антоном Германовичем Силуановым. Денежное довольствие для рядовых мобилизованных с первого дня составляет 195 тысяч. Также предусмотрены повышенные оклады в соответствии со званием. Все средства своевременно доведены до Министерства обороны. Мы держим это на контроле. Ведется мониторинг, как осуществляются такие выплаты. Этим в рамках рабочей группы Координационного совета занимается Министерство финансов совместно с Министерством обороны. Для контроля за исполнением вашего поручения готовим запуск соответствующей формы обратной связи на Едином портале государственных услуг. Александр Денисов: Василий Георгиевич, я одного понять не могу: почему нам обязательно нужна обратная форма связи, чтобы выяснить, дошли ли деньги или не дошли? Вот пандемия была, и тоже эти разговоры: должны были заплатить – не заплатили; должны были заплатить – не заплатили. Крючкотворство. «Сколько вы в «красной зоне» проходили? А вы, оказывается, там минутку были, а не час и не день». По-моему, те же самые грабли. Или я ошибаюсь? Василий Колташов: Да нет. Я вам отвечу как исследователь. Интерес у тех, кто собрался на Координационном совете, и у президента сильно отличаются от интереса все это выполнять у обыкновенного нашего чиновника. Для обыкновенного чиновника это какая-то свалившаяся обуза сверху. Ну, не очень все это нужно, хочется, особенно если не объяснили, в чем суть патриотизма. Александр Денисов: Тебе деньги перечислили, перечислили на карту. Василий Колташов: Да. Поэтому и нужна обратная связь. Поэтому нужно, чтобы все было проверено. Ну что такое обратная связь? Проверка, контроль. Контроль, да? Учет и контроль. Соответственно, это, конечно, признак определенного недоверия к собственной системе, потому что она не работает идеально и даже не работает очень хорошо, во всех случаях хорошо. Без этого бы не требовалось сейчас шить снаряжение срочно по всей стране, которое вроде бы должно было быть на складах Министерства обороны. Вообще выясняется много проблем. Уплотнение военкоматов, так называемая оптимизация – это неправильно было. Борьба с военными кафедрами – неправильно это было. Все должны как можно больше студентов, даже если они не служат в армии, они должны пройти специальную подготовку и какую-то военную специальность получить. Это важно. Для национальной безопасности это важно. Эти очевидные вещи, про которые многие, прежде всего военные эксперты, вот об этой теме высказывались, они открываются теперь. Ох, оказывается, это нужно! А потом, вы знаете, я еще один момент вижу очень важный. Потому что по материальному обеспечению, я надеюсь, все будет очень хорошо, и именно за счет контроль. То есть все будет нормально. Но меня беспокоит вот какая область. У нас же есть огромный, колоссальный пропагандистский воспитательный корпус – преподаватели вузов. Ведь есть у нас этот корпус? А они чем заняты в рамках операции? Они очень заняты тем, что они, извините, Хирша зарабатывают себе. Они перекрестным цитированием занимаются, ненужные публикации делают, отчеты, бесконечные отчеты пишут. Забюрократизированный процесс. То есть вы не можете сделать, чтобы сказать: «Психологи, пожалуйста, какое-то количество психологов от кафедр, у вас есть специально выделенное время на общественные работы. Езжайте и объясните, что такое психология фашизма. Вот объясняйте ребятам, с кем они будут иметь дело, потому что это важно в бою. А вы знаете, у вас же есть книжки, вы читали Вильгельма Райха, «Психология масс и фашизм». Исследовалось учеником Фрейда и другими авторами? Исследовалось. Давайте, рассказывайте». «Социологи, объясните, почему мы победим, почему социальная структура этой постмайданной Украины обречена, они не могут уцелеть. Объясните». «Экономисты, пожалуйста, тоже. Ваша задача очень важная – объяснить, почему Запад проиграет в борьбе, какие у него проблемы». Это все нужно объяснять людям. И так дальше. Ну, политологи – более или менее понятно. Но мы видим политологов в основном известных, топовых, а ведь у нас большой пласт политологов-преподавателей, которые в регионах, например, могли бы принести большую пользу. Но они не могут, они заняты тем, что преобразованная в ходе реформ система науки и образования настолько бюрократизированная и бездушная, что они, может, даже если бы и хотели, но им некогда. У них масса бессмысленных бумажек, не нужных никому статей. И если кто-то какие-то научные работы пишет, то они просто тонут в бессмысленной какой-то казуистике. Так что получается, что целые системы государства в специальной операции не участвуют, никакой помощи не оказывают практически. Ну это что? Это же серьезные проблемы. Задача-то стоит судьбоносная – выживание страны. Александр Денисов: Василий Георгиевич, безусловно. О чем и говорил президент – что много административных проблем, которые действительно нужно либо убирать, либо упрощать. Еще один интересный момент был. Сергей Семенович Собянин рассказывал о том, как контролирует, так сказать, места для проведения тренировок мобилизованных, в каких условиях они живут. Давайте посмотрим его отчет про регионы. Сергей Собянин, мэр Москвы: В настоящее время с помощью субъектов Российской Федерации обустроено около 60 тысяч мест для размещения мобилизованных. Это большая работа, она будет продолжена. Сегодня мы также разговаривали с Министерством обороны для того, чтобы скоординировать эти усилия уже с учетом имеющегося опыта. Целый ряд субъектов ведет работу по оказанию содействия Министерству обороны по материально-техническому снабжению. Также сегодня говорили и на правительственной комиссии с Министерством обороны о необходимости скоординировать эту работу, чтобы она была более эффективной. Александр Денисов: Василий Георгиевич, последний вопрос вам задам. Часто ругали нашу бюрократическую машину – мол, это ручное управление. Так может быть, в данный момент это и хорошо? Просто у нас рук много теперь. Вот каждый вице-премьер отвечает за свой фронт работ: Голикова, Мантуров, Чернышенко и прочие. Так может быть, это как раз наша сильная сторона и есть в данный момент? Да, ручное, но рук много. Василий Колташов: Да, вы правы, рук много. И ручное управление – это не так уж и плохо в данном случае, потому что нужно исправить конкретные вещи, получить определенный результат. А особенно то, о чем говорил Собянин. Это касается социальной поддержки. Здесь очень много зависит от местных властей, от того, насколько чутко отнесутся местные власти к проблемам как раз мобилизованных, призванных резервистов, помогут ли их семьям, их детям скорее оказаться в детском саду, как будет с пособиями все устроено, чтобы без лишнего бюрократизма могли бы получать пособие на детей, если в этом есть потребность (а часто в этом есть потребность). Так что нужно это управление, потому что система… Ну, вы знаете, это своего рода приговор многим преобразованиям, которые делались за последние десятилетия. У нас есть такие, типа Чубайса и Кудрина, оптимисты этих преобразований, а, вообще-то говоря, они оказались неэффективными, то есть механизмы не работают. И то, что должно было бы вроде бы автоматически получаться – для этого нужно ручное управление. Со временем, через некоторое время, я думаю, это ручное управление будет все-таки превращено в механизм. И если у нас будет еще раз такая сложная ситуация… А это может быть в ближайшие десятилетия просто потому, что смотрите какой уровень враждебности и ненависти по отношению нас. Я встречался на днях как раз с канадскими учеными, и они сказали: «Вы не представляете, сколько лжи говорят сейчас про Россию в Северной Америке и вообще в Западном мире! Там и 5% правды нет». То есть огромные потоки лжи! А откуда эта неприязнь? Очевидно, что это, скажем, ставка на длительную борьбу, на то, чтобы сохраняться с нами в конфликте продолжительное время. Значит, мы должны то, что сейчас делается в ручном режиме, отработать и превратить в работающий эффективно автоматический механизм. Александр Денисов: Василий Георгиевич, спасибо вам большое. Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, был у нас на связи.