Вера Черневич: Пряничная пекарня окупится за полгода, если уже есть заказчики. А раскрутиться помогает «сарафанное радио»

Гости
Вера Черневич
основатель семейной кондитерской «Пряничный терем»

Анна Тарубарова: Почти 70% российских женщин готовы открыть собственное дело. Таковы данные исследовательского центра НАФИ и Общественной организации предпринимателей «Опора России». При этом без малого 90% участниц опроса говорят о том, что у них нет стартовых финансовых возможностей, а 82% не рискуют заняться бизнесом, потому что не хватает знаний.

Это рубрика «Дело на миллион». Здравствуйте! Я – Анна Тарубарова. Сегодня – история о том, как врачу в декрете открыть пекарню.

СЮЖЕТ

Анна Тарубарова: Очень трудно сейчас вести эфир, даже оборудование отказывает, потому что в студии очень сильно пахнет специями, имбирем, сладостями. Вот с таким прекрасным пряником к нам сегодня в гости пришла Вера Черневич. Спасибо, что нашли время приехать к нам и поделиться секретами мастерства. Уважаемые зрители, а у вас есть возможность вооружиться лайфхаками для бизнеса. Звоните, пишите, задавайте свои вопросы нашей гостье. Звонки и SMS – бесплатные.

Так вот, о чем вначале я хотела сказать? О том, что почти 70% российских женщин готовы открыть собственное дело, но не у всех, к сожалению, получается. Вы – тот пример, который сегодня с нами сможет поделиться своими секретами.

Во-первых, с чего я хочу начать? Откуда у вас время? Ведь в Москве, когда у тебя есть одна работа, ну, больше, чем полтора дела, наверное, нельзя запланировать. Откуда вы берете силы и время?

Вера Черневич: Ну, начинала я в декрете, поэтому в этот момент я не работала. Собственно, я только буквально два-три месяца назад как вышла обратно на работу.

Анна Тарубарова: Ну, какая работа в декрете, да?

Вера Черневич: Конечно, с двумя маленькими детьми тоже очень и очень много дел – и по дому, и с ними. Поэтому тут, мне кажется, если очень хочется чего-то… То есть исходной позицией было то, что я очень люблю то, что делаю, и поэтому находится время.

Анна Тарубарова: То есть вы верили просто в свои силы? Или как-то математически просчитывали: «Вот у меня будет столько-то времени на семью оставаться, столько – на любимое дело»? Как это происходило на первоначальном этапе?

Вера Черневич: На первоначальном этапе я делала просто подарки родным и близким. Я вообще не думала о том, что я открою бизнес. Это было скорее вынужденной мерой, когда это все начало увеличиваться, и уже понятно стало, что дома тесно, то было жалко бросать, поэтому мы открыли свое дело. Муж поддержал, спасибо ему большое.

Ничего математически не просчитывала в плане распределения времени, но, конечно, по затратам такой бизнес-план небольшой, естественно, я сделала, потому что иначе нет смысла открывать свое дело. Потому что одно дело, когда ты дома сидишь и что-то делаешь, а другое дело, когда у тебя есть уже большая ответственность, есть аренда, есть зарплаты, есть сотрудники – тут ты уже ответственен и перед ними тоже.

Анна Тарубарова: А когда вы переезжали с собственной кухни, вот что было самым главным? Это найти помещение? Найти людей? Договориться с поставщиками оборудования? Вооружиться заказами?

Вера Черневич: Ну, на самом деле заказчики у меня на тот момент уже были. И было больше заказчиков, чем я могу, скажем так, обеспечить. То есть друзья, родственники просили. Ну, много было. А вот самое сложное, на мой взгляд, было именно найти людей. То есть я переживала, смогу ли я найти таких людей, которые будут так же качественно и ответственно делать. Вообще команда – это, на мой взгляд, самое главное.

Анна Тарубарова: Вот тут как раз зрители спрашивают: «Берете ли вы на работу обжор и сладкоежек?» Расскажите о своем коллективе?

Вера Черневич: Ой, коллектив у меня замечательный! Сейчас у нас было небольшое расширение. И для меня на данный момент, если я беру кого-то нового, помимо того, насколько он хорошо работает… Научить всегда можно. Для меня очень важен микроклимат в коллективе. То есть если человек вписывается в коллектив, если всем остальным с ним хорошо, и они вместе все замечательно делают, то – да, я этого человека беру. Если человек не нравится коллективу, то я его не возьму, даже если он суперспециалистом будет.

Анна Тарубарова: А кого вы изначально искали? Это те, кто печет? Те, кто расписывает? Как формировалась команда?

Вера Черневич: Ну, на самом деле у меня есть несколько как бы разных специальностей в моей пекарне.

Анна Тарубарова: Давайте их перечислим, чтобы люди понимали.

Вера Черневич: Это пекарь. Естественно, я искала человека, который с профильным образованием, который имеет опыт в выпечке. Хотя, в принципе, практически одно только тесто мы используем в пекарне.

Кроме того, у нас есть художники-декораторы. Вот здесь я искала людей как раз без опыта в пряниках, но с каким-то художественным образованием. Несмотря на то, что я сама не художник, и можно научиться не художнику, но, конечно, те, кто художники, ремесленники – им проще именно в плане работы.

Кроме того, есть у нас менеджер, который помогает с заказами, с доставками, то есть человек такой, организующий весь процесс.

Анна Тарубарова: А что с помещением? Пекарня – это ведь место, где готовят. К нему определенные требования. Вы брали уже готовую пекарню или переделывали под себя?

Вера Черневич: На самом деле это тоже очень и очень сложный вопрос – найти помещение под пищевое производство, потому что есть большие помещения… Вообще в Москве достаточно дорогая аренда, поэтому найти помещение, которое, скажем, будет достаточно бюджетным для малого бизнеса – это сложная задача. Поэтому оно у нас на периферии Москвы, то есть оно рядом со МКАДом, но тем не менее оно хорошее, небольшое. И мы искали уже изначально, конечно, только помещение, которое было под пищевое производство, а дальше уже переоборудовали и обставляли под себя.

Анна Тарубарова: А какая «начинка» должна быть у пекарни, какое оборудование?

Вера Черневич: Ну, там достаточно много всего. Но при этом основа – это конвектомат – это та печь, в которой выпекаются пряники. Кроме того, всякие столы. Конечно же, холодильник должен быть большой, а даже лучше два, потому что там есть строгие условия хранения, где и что должно храниться, по отдельности. Также стойки, где пряники высушиваются. Зона, где хранится все то, что привозится: мука, сахар, то есть все ингредиенты. Зона упаковки. Зона выдачи товара. То есть должны быть определенные правила, должна соблюдаться поточность. Там достаточно много всяких нюансов.

Анна Тарубарова: Вот у нас есть звонок из Иркутска от Екатерины, которой 13 лет, давайте примем. Катя?

Зритель: Алло.

Анна Тарубарова: Здравствуйте, Катя.

Зритель: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Какой у вас вопрос?

Зритель: Сколько стоит одно ваше занятие?

Анна Тарубарова: Мастер-класс, наверное, имеется в виду.

Вера Черневич: Да, мастер-класс. На самом деле, если живой мастер-класс, он стоит где-то в районе 8 тысяч на целый день. Также у меня есть бесплатные мастер-классы, я провожу в Instagram, можно приходить и смотреть бесплатно. И также онлайн-школа есть, она тоже начинается где-то от 7 тысяч рублей.

Анна Тарубарова: Онлайн-школа – это уже ты получаешь полный пакет знаний, я так понимаю, да?

Вера Черневич: Да. Вас ведут до результата.

Анна Тарубарова: Ну, к онлайн-школе мы вернемся. А вот интересуются зрители по поводу образования, какое нужно. Вот вы врач-педиатр. А экономическое образование? Ну, про художественное вы уже сказали, что учились буквально в процессе. Потребовалось ли вам дополнительно учиться?

Вера Черневич: Ну, на самом деле именно официального образования, чтобы был кондитер какого-то разряда, я не получала. Но врачебное образование очень сильно помогало мне разбираться с нормами СЭС и всеми бумажками, документами. Это действительно достаточно сложно, лучше обратиться к специалисту, чтобы они помогли. Ну, я ходила на мастер-классы, на всякие смежные мастер-классы. И также ходила, когда уже научилась сама, ходила к мастерам в качестве обмена опытом, тоже смотрела, как другие делают пряники.

Анна Тарубарова: А из чего складывался первоначальный капитал? Вы копили на протяжении какого-то времени, решив, что будете расширяться? Или брали кредит?

Вера Черневич: Сколько-то нам одолжили наши родственники. И небольшой кредит мы взяли. На самом деле это все окупилось. Мы летом открылись, а к Новому году это уже окупилось.

Анна Тарубарова: То есть буквально полгода требуется для того, чтобы «отбить» вложения?

Вера Черневич: Да. Но при наличии уже заказчиков.

Анна Тарубарова: Да. И вот как искать тех самых заказчиков? Как «раскрутить» свою выпечку? Потому что, ну, не очень понятно, какова конкуренция на этом рынке.

Вера Черневич: На самом деле я считаю, что конкуренции в ручном труде нет, потому что все делают немножко свое. Если говорить про пряники, то очень многие вообще не знают, что это такое.

Анна Тарубарова: Как так?

Вера Черневич: Я дарила пряники, дарила пряничный домик, а они говорят: «Что это? Как это?» То есть очень много людей вообще не знают про это, поэтому рынок потенциальный – он огромный. И то, сколько делают мастера небольшие – это маленькое количество, поэтому потенциал у этого всего большой.

Плюс, когда люди узнают, то это не одноразовый подарок. То есть это не то, что поставил на полочку, и все. Это подарок, который мы можем повторно дарить. И даже люди обычно спрашивают: «А где еще? Мы уже съели, давайте нам еще». Поэтому я считаю, что как таковой большой конкуренции нет.

И если говорить о том, как «раскрутиться» вначале, то, конечно же, это «сарафанное радио»: рассказываешь друзьям, знакомым, приносишь попробовать мужу на работу. Он с радостью и с гордостью делится со своими коллегами. И конечно, все дальше…

Анна Тарубарова: Ну и интернет?

Вера Черневич: И интернет, конечно же.

Анна Тарубарова: У нас звонок из Московской области от Оксаны. Оксана?

Зритель: Алло. Добрый день.

Анна Тарубарова: Добрый.

Зритель: Я хотела бы сказать слова огромной благодарности Верочке за то, что она прекрасный преподаватель. Я ее ученица.

Анна Тарубарова: Ученица.

Зритель: Девятый поток.

Вера Черневич: Очень приятно!

Анна Тарубарова: Какие у вас успехи, Оксана, расскажите?

Зритель: Ну как? Старание, продвижение, стало лучше получаться. Верочка очень прекрасно все объясняет. Я хотела выразить огромную благодарность.

Анна Тарубарова: А для кого печете пряники?

Зритель: Для себя, для друзей.

Анна Тарубарова: Ну, не подумываете о том, что надо расширяться и выходить за пределы квартиры?

Зритель: Нет, пока нет. Пока надо научиться их идеально печь, готовить, чтобы быть профессионалом, а уже потом.

Анна Тарубарова: Ну, успехов вам! Спасибо большое.

А как добиться идеального пряника? Есть какие-то секреты? Я помню, когда мы снимали сюжет, вы на какое-то время отошли и стали фотографировать пряник «кривой» – якобы не то масло там использовалось. Вот расскажите об этих секретах.

Вера Черневич: На самом деле качественные ингредиенты – это то, что очень важно. Мы используем только самые лучшие ингредиенты. Масло – 82%. Мы не используем ни маргарины, ни спреды, ничего. То есть исходно я делала для себя, для друзей, для моих детей, поэтому это же качество мы оставили и в нашей пекарне, и этому же я учу моих учеников. Если брать качественные ингредиенты, четко соблюдать технологию и готовить с любовью, то тогда все обязательно получится.

Анна Тарубарова: Ну, пряники – это все-таки не хлеб, не товар повседневного спроса.

Вера Черневич: Однозначно.

Анна Тарубарова: Это не то, что мы каждый день едим. Вот как вы подстраховываетесь? Потому что я хочу показать графику по пекарням. Давайте посмотрим, какие расходы, помимо зарплаты, есть. Это и аренда, и коммунальные услуги, и медицинское обслуживание – итого 80% от того, что вы имеете, вы отдаете. Как вы страхуетесь для того, чтобы и зарплату выплатить, и не оказаться в минусе?

Вера Черневич: Ну конечно, есть определенная сезонность. То есть не сказать, что пряники важны только перед Новым годом. Ну, перед Новым годом такой пик, скажем, всем нужно, нужно много корпоративных заказов выполнить. И конечно, вот те сбережения, которые удается на Новый год заработать, надо распределять по году, чтобы был некоторый запас, некоторый буфер, потому что, действительно, ответственные не только перед собой, но и перед теми людьми, с которыми работаешь.

Анна Тарубарова: Вот ваша продукция представлена в музеях, да? Вы на выставки ездите. А почему нет в супермаркетах крупных таких пряников?

Вера Черневич: На самом деле нам неоднократно предлагали, но крупные супермаркеты – это все-таки масс-маркеты, и они хотят достаточно дешевую продукцию или с исходной низкой себестоимостью. Мы не готовы снижать наше качество для того, чтобы подстроиться под их цены. То есть наша продукция подходит все-таки либо для магазинов подарков, либо для магазинов не с низкой ценовой категорией, чуть-чуть она повыше – именно потому, что затрат много. Если делать аккуратно и на качественных ингредиентах, то это получается не самый дешевый продукт, но зато очень вкусный и красивый.

Анна Тарубарова: А как-то менялся рецепт за четыре года? И есть, так скажем, момент эксперимента, когда какая-то часть продуктов тратится на эксперименты?

Вера Черневич: Конечно, есть. Вначале мы очень долго экспериментировали, все время пробовали.

Анна Тарубарова: Чтобы обрести свой стиль, чтобы вас узнавали?

Вера Черневич: Да, конечно. Исходный рецепт пришел от мужа, он у меня из Архангельска. И дальше уже мы стали пробовать, менять какие-то ингредиенты, пропорции. Собственно, пришли к нашему уже современному варианту архангельских козуль.

Анна Тарубарова: Вот нам из Пензы пишут: «При современной экономической и налоговой системе открытие своего дела – это лотерея с минимальным шансом на выигрыш. За последние несколько лет большое количество ИП закрыли и возрождать их не собираются». Вот что вы ответите нашему зрителю, который не подписался? Не знаю, как его зовут.

Вера Черневич: Надо мыслить позитивнее. Если вы любите свое дело, если вы хотите развиваться, то всегда можно найти варианты. Всегда можно найти что-то смежное, помимо пряников. Можно делать еще параллельно безе, зефир ручной работы, что угодно. Есть много людей, которые хотят покупать качественную продукцию, то есть экологическую продукцию без всяких добавок, без всяких вредных веществ и дарить качественные подарки.

Анна Тарубарова: Как сейчас идет подготовка к Новому году? Каков объем заказов?

Вера Черневич: Вовсю. На самом деле уже сейчас идут корпоративные заказы. Можно делать домики с логотипами, пряники с логотипами – это отличный, вкусный и интересный подарок к Новому году. И конечно, индивидуальные заказы мы даже не все берем перед Новым годом – просто потому, что физически не можем обработать.

Анна Тарубарова: Ну и напоследок, у нас остается буквально три минуты. Учитывая тот опыт, который у вас накопился, вот что бы вы посоветовали, опираясь на свои ошибки? Чего не надо делать, когда открываешь свой бизнес, а что обязательно надо делать? И что бы вы сделали, если бы обладали этими знаниями?

Вера Черневич: Ну, на мой взгляд, во-первых, первое – это нужно очень любить свое дело и очень хотеть заниматься, даже если оно вам не приносит много денег – тогда вы будете с удовольствием этим заниматься. И во-вторых, если вы собираетесь все-таки открывать именно дело, а не заниматься дома или где-то еще в таком стиле хобби, то тогда, конечно, нужно просчитывать, то есть исходно думать, писать.

И конечно, нужно набрать для начала опыта. То есть не нужно прямо сходу сделать три пряники и идти открывать пекарню. Конечно, нужно для начала выработать свой стиль, наработать клиентов и так далее, а дальше уже идти можно открывать, можно брать какие-то государственные займы. В принципе, поддержка малого бизнеса сейчас существует, можно это делать.

Анна Тарубарова: А вы пользовались? Может, какие-то гранты получали, субсидии?

Вера Черневич: Нет, я уже не пользовалась. То есть в тот момент, когда мы открывались, мы открылись собственными силами. Ну, дальше уже как бы все пошло, и мы сами справлялись.

Анна Тарубарова: Вам благодарность от зрителей. Говорят о том, что «хорошая энергетика у гостьи, хочется попробовать тоже печь такие пряники».

Вера Черневич: Спасибо большое! Приходите к нам в онлайн-школу.

Анна Тарубарова: Спасибо вам большое, Вера! Это была рубрика «Дело на миллион». И наша гостья – основатель семейной кондитерской «Пряничный терем» Вера Черневич.