Ольга Арсланова: Но при этом Россия не может себе позволить «вертолетные деньги». Герман Греф пояснил, что у нас нет такого рыночного источника, как у США или Евросоюза, и нет такого количества инструментов, чтобы просто раздавать деньги людям в нынешнее тяжелое время. Петр Кузнецов: Всем. То есть – каждому. По мнению главы «Сбербанка», сейчас мы можем потратить на помощь людям до 10% ВВП, но это будут именно не «вертолетные деньги», то есть помощь не всем, а только тем, кто попал в сложную ситуацию. С апреля, напомним, по распоряжению президента, например, семьи с детьми до трех лет будут получать дополнительно по 5 тысяч рублей. Ольга Арсланова: Вопрос: насколько легко эти деньги получить? Мы обязательно об этом поговорим. Ну, раз уж Герман Греф упомянул другие страны, давайте посмотрим на то, как в этих странах помогают экономике, то есть помогают гражданам, помогают сохранить покупательский спрос и экономическую активность населения. Итак, один из самых внушительных пакетов пообещали как раз те самые Соединенные Штаты Америки – это примерно 12,5% от ВВП страны, или 2,5 триллиона долларов, даже больше. На втором месте Германия, самая крупная и сильная экономика Евросоюза, – здесь почти 1,5 триллиона. В Италии – около 400 миллиардов. Чуть меньше во Франции. Отечественный пакет специалисты оценили менее чем в 1,5% от ВВП страны, и он составит около 20 миллиардов долларов. Кстати говоря, некоторые банкиры – не Герман Греф, а другие – говорят, что на самом деле этот пакет еще меньше будет: не 1,5%, а где-то 0,3% от ВВП страны. Таковы прогнозы. Петр Кузнецов: Ну что же? Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве, с нами на связи. Здравствуйте, Любовь Владимировна. Любовь Адамская: Здравствуйте, Петр. Здравствуйте, Ольга. Петр Кузнецов: Смотрите. Можно с математики сразу? Ну примерно 147 миллионов человек. Допустим, раздаем по 10 тысяч рублей – получаем примерно 1,5 триллиона рублей. Это нормально, потому что даже в Фонде национального благосостояния 12 триллионов рублей. Мы не говорим, что есть другие источники и резервы. Но вопрос: а что это такое будет, эта разовая выплата, ну, даже в размере 10 тысяч рублей? Ну, один-два раза сходить в магазин (все в зависимости от региона). И как это поможет, если, мягко говоря, с самим фундаментом экономики не все хорошо? Или это хорошо, потому что деньги сразу будут тратиться и пойдут в экономику, а не будут где-то на счетах лежать у граждан? Любовь Адамская: Спасибо за вопрос. В общем-то, те деньги, которые вы озвучили – 10 тысяч рублей, – конечно, они сегодня в таких условиях погоды не сделают, когда малый бизнес вообще не работает, сейчас он закрыт. Действительно, средств не проживание нет. Если нет в семье «подушки безопасности» в виде каких-то сбережений, то, конечно, 10 тысяч рублей не сработают. Это что касается индивидуально для каждой семьи, для каждого гражданина. Но что касается оборота денег в экономике – да, это, возможно, сработает. Большого эффекта может не дать, но тем не менее это неплохой жест, для того чтобы проходил оборот, финансовых оборот денег в торговле, в обеспечении вообще работы схемы и бизнес-модели по финансам в Российской Федерации. Это даст какой-то процент плюсовой, но не так много. Тем не менее тот опыт, который есть у стран, а это страны ведущей пятерки… А мы всегда подглядываем за этими странами. Ну что говорить? И в законодательстве мы поглядываем, и по их управленческой модели мы подглядываем, и как-то пытаемся применить эти модели у себя. Если была бы такая возможность у государства, у финансовой системы государства, то это было бы неплохо. Петр Кузнецов: Любовь Владимировна, но еще один момент – никто не отменял бюрократию. То есть одно дело – иметь право на получение выплаты, а другое – эту выплату получить. Возможно ли упростить всякие бюрократические процедуры в этих условиях, когда многие на удаленке, интернет особо не работает, доступа к базам нет? Это я больше о тех органах, которые призваны эти выплаты координировать, выдавать. Любовь Адамская: Это, как правило, регионалы. Это, как правило, муниципальные органы власти, уровень регионального управления. Да, к сожалению, на сегодняшний момент мы видим, что не все территории готовы. Это практика показывает. И, наверное, вы тоже фиксируете все телефонные звонки из регионов. Обращаются жители и говорят: «Да, президент с экрана телевизора сказал, что не нужно никуда ходить. Если мы есть в базе, мы как многодетная семья, малообеспеченная семья – значит, мы можем просто по интернету выслать пакет документов и получить дотацию». Но не все в регионах готовы по интернету получить эти документы. Почему? На мой взгляд, это неготовность региональной системы управления к чрезвычайным ситуациям. Это мы еще не объявили, что в стране не объявлена чрезвычайная ситуация. Сложная, но не чрезвычайная. А что будет, если чрезвычайная? Каким образом? Конечно, муниципальные органы власти в очень многих регионах заставляют все-таки людей отправить, а потом прийти еще с этим живым пакетом документов и подтвердить. Это, конечно, не дело. Это не дело. Поэтому рекомендация личная как эксперта для граждан: если кто-то на территории заставляет вас из органов управления вашей территории прийти с этим пакетом документом, а у вас есть интернет, то, пожалуйста, первое, что необходимо сделать… Еще надзорные органы никто не отменил. Напишите, пожалуйста, в прокуратуру о том, что вас заставляют приходить и сдавать документы. Но обязательно сделайте ссылочку на обращение президента, когда состоялось обращение президента, что конкретно президент сказал. И запишите, к кому вы обратились и кто принял у вас данную жалобу. Почему это рекомендую? Потому что пока мы с вами будем молчать на территориях и не давать обратный фидбек, обратную связь, как происходит управление на территории, естественно, первое лицо государства будет верить в то, что территории управляются хорошо, системно все работает и население довольно. Но, к сожалению… Ольга Арсланова: Спасибо вам. Спасибо большое, Любовь Адамская. Петр Кузнецов: У нас, к сожалению, время, Любовь Владимировна. Спасибо. Ольга Арсланова: Мы сейчас приглашаем к беседе социолога, доцента РГСУ Ольгу Аникееву. Ольга Александровна, здравствуйте. Ольга Аникеева: Добрый день, слушатели. Добрый день, Петр и Ольга. Ольга Арсланова: В российских регионах, да и в Москве тоже, есть проблема пока получения той помощи, которая объявлена президентом и которая нужна срочно. Почему так получается – штрафы у нас выписываются быстро и автоматически, приходят моментально, а помощь, даже которую президент обещал и обеспечивает, получить так сложно? Ольга Аникеева: Я абсолютно согласна с Любовью Владимировной, которая выступала сейчас до меня. Это коллега, которую я хорошо знаю и уважаю. Наши органы по-прежнему работают в системе заявительной. То есть пришел – есть проблема. Не пришел – нет проблемы. Все многодетные семьи, все семьи с детьми давно на учете. Все расчеты с ними идут не наличными, не приносят им денежку на квартиру или не гоняют в «Сбербанк», а все это происходит автоматически. Все данные есть. Абсолютно никакой необходимости гонять людей с этими деньгами нет… простите, с этими документами. Ольга Арсланова: Но тем не менее это сделано с какой-то целью. Для того, чтобы деньги сэкономить? Или это нерасторопность системы? Ольга Аникеева: Нет, это просто консерватизм системы, только консерватизм системы. Петр Кузнецов: Если мы говорим о помощи другим нуждающимся, скажем так, всем нуждающимся… Герман Греф оговорился, что всем мы помочь не можем, «вертолетные деньги» исключены (не будем возвращаться к пояснениям), а вот всем нуждающимся – да. Как их возможно посчитать? И возможно ли это? Ольга Аникеева: Ну, наверное, возможно. Руководителю «Сбербанка» лучше видно. Но проблема же не только в том, чтобы считать деньги. Государство имеет такую функцию – не только экономику развивать, но и граждан защищать. И когда возникает такая чрезвычайная ситуация – значит, должны быть приняты чрезвычайные меры. Просто сидеть и рассчитывать, выгодно это или не выгодно – это абсолютный абсурд. Ну и потом, Любовь Владимировна правильно сказала, что деньги не просто в «кубышку» уходят, а они пойдут немедленно в оборот. В конце концов, оборот в продуктовых магазинах тоже надо чем-то поддерживать. Если падают доходы населения, то и выплат не будет. Ольга Арсланова: Как вам кажется, какую помощь наше государство реально может себе позволить? И что было бы рационально сейчас, какую помощь оказать? Ольга Аникеева: Какую помощь может реально себе позволить государство? Это вопрос скорее к нашим руководителям, к финансистам. А вот то, какая помощь нужна семьям, особенно нуждающимся… Единственное, я бы поддержала выступление нашего уважаемого руководителя. Это то, что на самом деле все-таки надо выявлять реально нуждающихся. Даже многодетные семьи у нас есть разные. Среди них есть очень и очень небольшая, но все-таки прослойка семей обеспеченных. А вот есть семьи, которые практически лишились источников дохода и средств к существованию. И как они должны жить? Перед этим выступала коллега, которая говорила о мигрантах. То же самое можно сказать о наших согражданах. Петр Кузнецов: Абсолютно, да. Она даже сказала, что положение сейчас на самом деле одинаковое и у тех, и у других. Спасибо вам огромное. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: К сожалению, времени тоже не остается на беседу дальше. Ольга Аникеева, социолог, доцент РГСУ. Это был первый информационный час. Еще раз спасибо, что вместе с нами е го провели. После новостей новая тема. Большинство руководителей не заметили снижения эффективности труда после перевода своих сотрудников на удаленку. Будем выяснять, что будет с этими людьми после того, как коронавирус уйдет.