Иван Князев: Пора отходить от серьезных политических, геополитических, экономических тем... Марина Калинина: Тем более сегодня пятница. Иван Князев: Да, тем более сегодня пятница, потому что у многих, кстати, наших телезрителей, судя по SMS, большая политика вызывает раздражение по разным причинам. Вот смотрите, весна у нас пришла, но и зима была долгой, и это сказалось на нашем душевном спокойствии. Многие люди чувствуют, что стали именно более раздражительными. По медицинской статистике, около 40% населения действительно начинают чаще обращаться к врачам с просьбами помочь в стабилизации психофизического состояния. Марина Калинина: Ну а фармацевты отмечают, что продажи успокоительных препаратов выросли на 15%, антидепрессантов на 23%, снотворных и седативных средств почти на 13%. Иван Князев: Это когда уже ничего не помогает. Что раздражает людей? «Дороги ремонтируют по ночам, не дают спать, долбят что-то где-то, когда спать надо», – пишут нам наши телезрители. Марина Калинина: «Байкеры открыли сезон, испытывают на прочность нервы», «Велосипедисты раздражают автомобилистов». Иван Князев: «Бар под окном», «Шумные соседи», «Молодежь галдит на лавочках во дворе, пьет пиво». Марина Калинина: «Владельцы собак, которые не убирают на улице за своими питомцами»... В общем, много всего, список может быть длинным очень. Иван Князев: Да, друзья, это все ваши SMS, причем есть такие, что даже раздражают те, кто говорят, что их все раздражает. Эксперты считают, что такое весеннее обострение вызывают изменения температуры и светового режима по весне, но только ли в этом дело? Что раздражает вас? Продолжите рассказывать нам, напишите в SMS, а мы вместе со специалистами попытаемся разобраться, так ли страшна проблема на самом деле. И конечно же, звоните нам в прямой эфир. Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты узнавали у жителей разных городов, что их раздражает. ОПРОС Иван Князев: Продолжим, да, этот список? Марина Калинина: Да, продолжим. Пока смотрели сюжет, очень много сообщений нападало. Все, конечно, прочитать не смогу, но вот несколько. Ставропольский край: «Бродячие собаки и агрессивная реклама». Москва: «Меня раздражают чиновники». Саратовская область: «Цены». Москва и Московская область: «Курящая соседка». Краснодарский край: «Шумные соседи, Земфиры на них нет», – пишут. Иван Князев: Коми: «Раздражает капитализм». Из Московской области, из Москвы точнее, зрители подтягиваются: «Жилищник больше всего раздражает», – это организация, которая... Марина Калинина: А вот кого-то раздражают девушки в мини. Иван Князев: Но даже доходит до того, что, смотрите, SMS из Воронежской области: «Под окнами детская площадка, днем и вечером детские крики, шум. Это ужасно, – пишет телезритель, – невозможно открыть окно», – ну вот даже до такого доходит. Обо всем этом поговорим со специалистом. Марина Калинина: Есть такие сообщения, знаешь, вот Ярославская область: «Мы спокойны как удавы». Иван Князев: Ну да, много сообщений, где пишут, что ничего не раздражает. Александр Федорович у нас на связи, психиатр. Здравствуйте, Александр Михайлович. Александр Федорович: Здравствуйте, здравствуйте, добрый вечер. Иван Князев: Александр Михайлович, вот эта вот повышенная раздражительность – это сезонное такое явление все-таки или нет? Марина Калинина: То есть действительно мы это осенью и весной с ума немножко сходим все? Александр Федорович: Нет, мы не сходим с ума ни осенью, ни весной, мы с ума сходим в зиму, декабрь и январь. А вот то, о чем говорят наши зрители, – это признаки истощения нервной системы, это признаки усталости... Иван Князев: ...что как раз-таки весной и проявляется. Александр Федорович: ...которая, естественно, накопилась за зиму, и она проявляется вот этой самой раздражительностью, вот этим самым недовольством. То есть что людей напрягает? – именно то, что требует дополнительных усилий: что-то там не слышать, что-то не видеть, к чему-то отнестись лояльно и так далее. Марина Калинина: Ну вот я прочитала, некоторые психологи считают, что, в общем, человек отрицает в себе плохие качества, поскольку не хочет чувствовать за них вину, и видит себя совершенно иначе, переносит их на других. И то, что раздражает нас в ком-то, может быть, в нас самих тоже есть. Александр Федорович: Ну, это психологи любят всякие такие вот штучки, выкрутасики. Марина Калинина: Ха-ха-ха. Александр Федорович: Особенно с позиции, что ты сам виноват, начни с себя. Наверное, какая-то логика в этом есть. Но основной посыл, вот наших зрителей если проанализировать, то речь идет о чем? – о том, что людей раздражает некая беззащитность, людей раздражает некая неуверенность в том, что они могут каким-то образом с этой ситуацией справиться, каким-то образом с ней сладить. Людей раздражает то, что они не могут рассчитывать на чью-то поддержку, и в том числе на таких же, как мы сами, и, в общем, это и есть основной такой вот квинтэссенцией усталости и раздражения как реакции на усталость. Иван Князев: Александр Михайлович, смотрите: «Раздражают ездящие легковушки с динамиками, издающие звуки, похожие на взрывы бомб», это из Воронежской области. Из Вологодской области: «Реклама везде, везде, машины с громким звуком катаются». Вообще с раздражением бороться каким-то образом можно? Его нужно не замечать? Его нужно, я не знаю, проглатывать? Либо постоянно все-таки реагировать на раздражители? Какие есть методы, чтобы избавиться от этого раздражения, при этом не повредив своей психике? Александр Федорович: Ну, в первую очередь мы должны чувствовать себя абсолютно защищенными. То есть если какая-то шумная компания среди ночи запускает музыку, или фейерверки, или что-то еще, мы должны быть уверены, что по звонку в соответствующую организацию приедут соответствующие люди и наведут порядок. Это то, что будет нас успокаивать как налогоплательщиков и как добропорядочных граждан. Если же заходить в эту ситуацию с позиции медицинской, в частности психиатрической, то речь идет о чем? – о том, что для того, чтобы нервная система выдерживала эту нагрузку, мы должны о ней позаботиться. Мы должны вести здоровый образ жизни, принимать витамины, что-то такое, что улучшает обменные процессы, высыпаться в обязательном порядке, ну и не истощаться на работе. Вот, собственно, и все, тут рецепты очень простые. Иван Князев: Ну а с разумной точки зрения подойти, ну я не знаю, к оценке источника раздражения? Потому что когда шумная компания под окном, это одно, когда громкая музыка из машины, это тоже одно, а когда безобидные дети гуляют днем на детской площадке, а тебя это раздражает... ? Александр Федорович: Ха, а какая разница, если мы говорим о том, что порог слуховой по децибелам формально превышен? Иван Князев: Ну... Александр Федорович: Какая разница, это проехал мотоциклист, или это кричат дети, или спикировал бомбардировщик? Это все про одно и то же: человек не выдерживает нагрузку, которая к нему поступает через слуховой анализатор. Тем более что понятие белого шума, то есть загрязнения именно с точки зрения шумов, на сегодняшний день в мегаполисах совершенно зашкаливает. А сейчас весна, нас ждет лето, и мы ждем нагрузку на зрительный анализатор, потому что иллюминация, возобновятся строительные работы, прожектора и так далее, и так далее, это нас все ждет. И избавиться от этого человек может как? Уплотнять окна, ставить сплит-системы, делать какую-то тонировку, какие-то зашторивания и так далее, и так далее. В чем проблема? Иван Князев: Нет, ну можно же еще просто, с другой стороны, подумать: ну это всего лишь детки, детки должны смеяться, а я просто посплю... Александр Федорович: Вот если бы это было так просто. Если у меня есть силы, то да, я готов и деток снести, и мотоциклистам помахать в окошко с большим удовольствием, и девушкам в мини в том числе. Но если сил нет, если нервная система истощена, то вы это не сможете сделать ни при каких условиях, потому что это физиологический акт. Иван Князев: Ага. Александр Федорович: Раздражительность – это форма защиты. Когда человек раздражен, он агрессивен, и это позволяет ему получить какой-то временно́й интервал на то, чтобы нервная система немножко подпиталась. То есть это акт физиологический и подавить его физиологически... Иван Князев: Ну тогда уже только таблетки, как я понимаю, да? Тогда уже... Александр Федорович: Ну... Можно использовать разные способы, в том числе и успокоительные какие-то периферические. Но самое главное и самое экологичное – это правильный распорядок дня. Марина Калинина: Давайте послушаем наших телезрителей, что их раздражает, а может быть, ничего не раздражает. Валентина из Московской области. Валентина, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Валентина. Зритель: Здравствуйте! Меня больше всего раздражает реклама на телевидении! Десять минут идет, пять минут реклама. Переключу на другой канал, та же самая реклама идет. Это невозможно! Это уже психоз начинается! И еще. Вот какая-нибудь передача, кто-нибудь говорит, какой-нибудь артист, и музыка, музыка, не слышно речи, что он хочет сказать. Вот все, больше ничего, реклама замучила, задолбала! Марина Калинина: Ха-ха-ха. Иван Князев: Валентина, а зачем вы смотрите телевизор? Книжку почитать и спокойнее, и полезнее. Ну, на худой конец посмотреть «Общественное телевидение России», где нет рекламы, что вы, собственно, сейчас и делаете, как я понимаю. Зритель: Книжки перечитала. Я люблю телевизор смотреть, я смотрю его с утра до вечера, сериалы не смотрю, мыльные оперы, я только смотрю новости и ваши программы. Иван Князев: Это правильно. Зритель: С утра до вечера. Марина Калинина: Спасибо. Зритель: И реклама замучила, замучила! Иван Князев: Понятно, да, Валентина, спасибо вам большое. Марина Калинина: Александр Михайлович? Александр Федорович: Да, ха-ха-ха. Марина Калинина: Ваш комментарий? Александр Федорович: Ну вот про что говорит наша уважаемая телезрительница? Про то, что, будучи в рамках истощенной нервной системы, она не успевает переключаться. То есть иными словами, для другого человека реклама – это возможность дойти до кухни, попить водички, посмотреть в окошко, как растут деревья, как-то ровно, спокойно подышать, может быть, поразмыслить над теми десятью минутами той телепрограммы, которую уже человек посмотрел, как-то в нее чуть глубже включиться, понимаете. Но нет, нас вот раздражает именно потому, что мы не успеваем, наша нервная система не успевает переключаться, то есть уйти в рекламу гораздо проще, а вернуться к сюжету несколько тяжелее. Вот и все, все очень логично. Иван Князев: «Плохие дороги и засилье иностранных слов на вывесках в магазинах и салонах, туда уже и не захожу», – подпись «пенсионерка», SMS из Приморского края. Москва и Московская область: «Раздражает навязчивость продавцов в магазинах», – из города Серпухов пришла эта SMS. Марина Калинина: А у нас звонок из Архангельской области, Ирина на связи. Ирина, здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Зритель: Здравствуйте. (Тихо!) Я хочу сказать, что меня раздражает... Иван Князев: Лай собак, нет? Марина Калинина: Лай собаки вас точно не раздражает. Зритель: Нет, собаки вообще не раздражают. Марина Калинина: Мы поняли. Зритель: Меня раздражают безвкусица, бескультурье, неправильная речь и банальные фразы. Иван Князев: Ага. А как вы с этим боретесь? Зритель: Вот. Оно даже не раздражает, я бы так не сказала, как бы я просто... Мне это не нравится, скажем так. Марина Калинина: Ага. Иван Князев: Ага. Но вы со своим раздражением что-то делаете? Вы его потом кому-то высказываете? Вы как-то реагируете на источники раздражения? Зритель: Нет, вы знаете, я стараюсь отходить. Меня раздражает, вот раздражает меня, когда люди плохо одеты, в синтетическую одежду. Иван Князев: Понятно, да. Хорошо, спасибо. Александр Михайлович... Александр Федорович: Да? Иван Князев: А вот, ну как сказать, правильный ли способ игнорировать источник раздражения? Александр Федорович: Да, да, есть такая форма, она называется избегающее поведение, отчасти это вполне логично, и если человек может себе это позволить, если у него есть такой формат, то да, конечно, мы в рамках терапевтической работы как один из вариантов рекомендуем и такой, вот. Но беда в том, что, если, например, у человека такой возможности нет, вот тут начинается самое сложное, потому что вот это ощущение беспомощности перекрывает все варианты раздражения, потому что начинаешь думать о самом ужасном, о том, что у нас плохое правительство, о том, что у нас худшая страна в мире, о том, что наши люди бескультурные, безвкусно одеты и что-то там еще. То есть сама по себе реакция вполне себе физиологична. Поэтому если есть шанс куда-то спрятаться, да, это будет здорово, но далеко не всегда, к сожалению, это возможно. Марина Калинина: Спасибо. Александр Федорович был с нами на связи, психиатр. Иван Князев: Ну вот на самом деле разные истории бывают, которые могут вызвать не только раздражение, но иногда даже злость, гнев какой-то. Давайте посмотрим. Пьяные дебоши, драки и громкая музыка: кафе-бар в Воронеже уже больше 10 лет не дает людям спокойно спать. Бар находится в историческом центре города, работает каждый день круглосуточно. Вокруг десяток жилых домов, и, когда начинаются выходные, весь квартал перестает спать. Около заведения всегда толпы отдыхающих, драки, из припаркованных машин играет громкая музыка, и так до утра. Жители домов даже создали чат, в котором выкладывают пьяные дебоши как доказательство для чиновников. Люди уже годами жалуются на этот бар губернатору, мэру, в Роспотребнадзор и требуют его закрыть или хотя бы ограничить работу до 23 часов. Полицейские на вызовы не приезжают, объясняют, что у них одна патрульная машина. Владислав Канеев: Это просто кошмар. Это просто не то что спать нельзя, по ночам просто существовать нельзя, даже если ты не спишь, может быть, нужно, вот я иногда ночью работаю. Это просто невозможно, полнейший кошмар и бардак, то есть шум, гам, драки, мат-перемат. Татьяна Тонких: Утром, когда мы выходим, бывают лужи крови. Побитые стекла, бутылки – это уже, так сказать, атрибут каждого дня, вот. На протяжении всех этих лет опять-таки ни звонки администратору кафе, ни приходы поговорить, что наведите порядок, ничего не действует. Марина Калинина: Последнее, что ответили чиновники на жалобы людей, что с администрацией бара проведена разъяснительная беседа. Кафе, кстати, работает законно, находится в нежилом помещении, поэтому время работы круглосуточное, есть шумоизоляция и лицензия на алкоголь. Как отвечают в самом баре, они не несут ответственности за то, что происходит на улице. Иван Князев: Вот такая история. Еще один эксперт у нас на связи – Михаил Черныш, первый заместитель директора Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доктор социологических наук. Михаил Федорович, здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Михаил Черныш: Здравствуйте. Иван Князев: Михаил Федорович, ну вот смотрите, когда действительно источник раздражения и ваше раздражение, ну человеческое раздражение, оно оправдано, ну тут я не знаю, как можно назвать, каким-то праведным возмущением, праведным гневом, у нас такие явления социологами вообще как фиксируются, как регистрируются? Михаил Черныш: Ну, вы знаете, главным образом люди раздражаются тогда, когда не работают правила, когда... Если люди живут по правилам, если эти правила четко установлены, расписаны, если в этих правилах присутствует интерес каждого человека, то тогда вот таких поводов для раздражения становится существенно меньше. Если же правила не установлены, если каждый заступает на какую-то территорию другого человека или считает, что он имеет право распоряжаться этой территорией другого человека и его частной жизнью, ну как в этом случае, когда мы видели, что люди практически нарушают режим спокойствия для других людей, то тогда возникает раздражение. Вот эти правила у нас очень часто не работают, они еще не установились во многих областях нашей жизни. Марина Калинина: Ну смотрите, какая штука. Вот все же мы люди, и вроде как, ну давайте возьмем, например, гуляющего хозяина собаки на улице, которая, извините, гадит на газоне, и он идет дальше и не убирает за ней. Но он же может понять, что это реально плохо он поступает. Вот почему не взять пакет и выбросить это все в урну? Ведь он же сам может пройти по другому газону и наступить в такую же кучу. Михаил Черныш: Ну, видите ли, здесь мы имеем дело с тем, что называется цивилизационным процессом, когда люди начинают вести себя так, словно вокруг есть и другие люди, интересы которых следует принимать во внимание, согласовывать свой собственный личный интерес с интересами других людей. Вот тогда наступает режим цивилизации, тогда мы живем в цивилизованном обществе. Если же люди ведут себя так, что после нас хоть потоп, что нам на других наплевать, что вот моя собачка погуляла и ей очень хорошо, вот тогда наступает раздражение. Более того, возникает повод не только для раздражения, но и для агрессии других людей. Мы знаем с вами, что бывают и такие жестокие люди, как догхантеры, которых это раздражает до такой степени, что они начинают демонстрировать крайние формы агрессии. Иван Князев: Давайте послушаем телезрителей. У нас сейчас на связи Владимир из города Владимира. Здравствуйте, Владимир из города Владимира. Зритель: Добрый вечер. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Дело в том, что вы говорите о том, что вас раздражает. Дело в том, что я врач, и меня раздражает то, что либо после длинных, или менее длинных, или очень коротких праздников и после выходных дней очень много людей обращаются, которые просят выдать больничный лист, не имея никакой клинической картины. Иван Князев: Ага. Зритель: Вот я работаю уже более 20 лет. В начале моей деятельности такого не было вообще. Иван Князев: Владимир, ну вы же врач, вы человек, который работает с людьми, у вас должен быть иммунитет вообще на такие просьбы, мне кажется. Зритель: Дело в том, что иммунитет на просьбы есть, но иммунитета на жалобы в руководство нет. Иван Князев: А-а-а, это уже другое дело. Да, хорошо, спасибо, спасибо вам. Марина Калинина: Еще один звонок из Москвы, на сей раз Евгений. Здравствуйте. Зритель: Ага, Евгений. Мне можно говорить? Марина Калинина: Да, говорите, Евгений. Зритель: Меня раздражают машины на тротуарах! В особенности в осенне-зимний период, когда приходится пешком идти по лужам со снегом на самом деле, а машины там стоят. У нас проасфальтировали тротуарчики, и моментально ставят там машины. У меня иногда доходило это и до скандалов довольно-таки серьезных, когда я делал замечания в этом отношении. Еще меня раздражает асфальтирование газонов. Были газоны, значит, и заасфальтировали. Вот если взять пример, ну телевидение опять, взять пример Китая, у них норма на человека 18 метров квадратных, а у нас норма вообще есть или нет, я не знаю. Я сам строитель, я главный инженер, ну сейчас на пенсии, нормы, норматива такого нет у нас. Потом неплохо бы, наверное, взять пример от Японии: хочешь машину купить – купи сначала гараж, и не будет вот этой толкучки во дворах и так далее, и так далее этих машин. Пока все. Марина Калинина: Ха-ха-ха. Иван Князев: Да, спасибо вам, Евгений. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Михаил Федорович, вот человек приводил в пример опыт других стран. Вот вы упомянули определенные цивилизационные процессы, которые происходят так или иначе в обществе. Вот эти процессы цивилизационные, они характеризуются чем? Наоборот, ужесточением различных правил и их количества либо, наоборот, избавлением от них? Вот что говорит о том, что общество более цивилизованно? Михаил Черныш: Вы знаете, это двоякий процесс. Там, где правила установлены, они должны соблюдаться. Если правила есть, но их никто не соблюдает, цивилизации нет. Иван Князев: А если и правила есть, и все понимают, как правильно делать, а как нет? Михаил Черныш: Если правил очень много, то это тоже раздражает людей и они не знают, как себя вести, потому что соблюсти все эти правила невозможно. Вот здесь нужна золотая середина между этими двумя аспектами цивилизационного процесса: должны быть правила, но люди должны знать, как себя вести. Вот посмотрите типичный пример: наши водители всегда нарушали правила, но как только появились камеры, штрафы, как только были установлены жесткие правила в отношении переходов, сразу началась какая-то другая жизнь. Вы замечаете, как быстро произошли изменения, движение в сторону цивилизации? Люди стали пропускать пешеходов, стали останавливаться перед светофорами, ну и вообще вести себя более цивилизованно на дороге. Появились правила, четкие правила, появились санкции за нарушение этих правил, и люди... Марина Калинина: Ну что же, получается, мы можем вести себя хорошо, только если знаем, что нас за это накажут? Иван Князев: Накажут. Марина Калинина: Если мы плохо будем себя вести и нарушать правила, только так? Михаил Черныш: А как вы думаете? Если правила существуют, но никто не наказывает за их нарушение... Кстати, наказывать может не только власть, наказывает может и само общество, люди тоже могут наказывать, такое тоже бывает. Если сообщество достаточно сплоченное, если в нем существуют определенные правила поведения, то оно само накажет человека, необязательно прибегать в этом случае к помощи властей. Вот это, наверное, и есть сильное общество, общество, в котором общественное мнение играет роль, в котором власть эффективно контролирует соблюдение правил, вот как-то так. Иван Князев: Давайте несколько SMS. Марина Калинина: Еще звонок. Иван Князев: Сейчас, секундочку, просто есть очень интересные. Из Московской области, город Калининец: «Раздражает то, что наша администрация более 80 лет сидит в селе Петровское в избе с туалетом на улице. Есть возможность переехать в центр поселка ближе к людям, но им там удобно вдали от людей», – вот такие SMS. Из Волгоградской области: «Раздражают небритые мужчины». Ленинградская: «Соседи по даче целый день громко включают радио и обижаются на просьбы сделать потише». «Раздражает, когда мусорят», – это из Вологодской области. И не чищенные опять же от снега тротуары, это Ямало-Ненецкий автономный округ. Марина Калинина: Давайте Надежду послушаем из Тамбовской области. Надежда, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Ну, я хотела сказать, что меня тоже раздражает. Меня раздражает засилье иностранных слов, особенно вот по телевизору, все эти лайфхаки, хай-теки и прочие вот эти американизмы, англицизмы. И у меня такое впечатление, что они прямо даже насаждаются, как будто русских слов нету, понимаете? Вот это вот свое родное мы игнорируем, а почему-то вот эти все английские слова мы туда впихиваем, и прямо с таким каким-то нажимом, и по всем каналам это идет, и в YouTube, и везде. Вы знаете, меня это ну прямо задевает, честное слово. Ну мы же русские люди, почему мы так цепляемся к этим иностранным словам? Марина Калинина: Спасибо, спасибо, Надежда. Ну давайте какой-то потихоньку итог будем подводить. Получается, что как нам стать-то цивилизованным обществом наконец-то, или это в принципе невозможно в идеале? Иван Князев: Что, мы всегда будем друг друга раздражать? Михаил Черныш: Нет, ну всегда найдутся поводы для раздражения. Если мы думаем, что в других обществах люди никогда ни по какому поводу не раздражаются, то мы заблуждаемся, там тоже есть поводы для раздражения. Но эту область раздражения надо уменьшать, она должна уменьшаться постепенно, по мере того, как мы научаемся соблюдать те определенные правила. Ну и, конечно, здесь играет роль то, что мы постепенно приспосабливаемся к некоторым современным практикам, ну вот как те самые иностранные слова: вот они для нас непривычны, а ведь надо вспомнить, что очень многие слова, которые мы используем, имеют немецкое, французское или тюркское происхождение, они тоже когда-то были иностранными. Современность наступает, и нам тоже надо к ней как-то приспосабливаться, и этот процесс тоже рождает определенное напряжение. Но процесс идет, и, конечно, я думаю, что вот этих поводов для раздражения в дальнейшем будет меньше. Иван Князев: Ну и, наверное, на все раздражители всегда хорошо относиться с юмором. Спасибо вам большое. Михаил Черныш, первый заместитель директора Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, был с нами на связи. Почему с юмором? Потому что некоторые SMS действительно вызывают улыбку. Марина Калинина: Давай. Иван Князев: Из Московской области: «Меня очень раздражает... я». Ростовская область: «Раздражает и бесит все: цены, ЖКХ, соседи». Ленинградская область: «Лохматые девицы в метро». Москва: «Раздражают мелкие собаки, которые гавкают как бешеные». Из Новосибирской области: «Дочка жены раздражает». Уважаемые друзья, действительно, иногда лучше с юмором смотреть на то, что вызывает у нас различные негативные эмоции, ну и как-то попроще быть... Марина Калинина: Да, как-то быть добрее, наверное. Иван Князев: Да, как-то добрее быть.