Виктор Колесник: Для борьбы со снежными завалами на дорогах уже практически никто, кроме России, соли не применяет

Гости
Сергей Семенов
директор Научно-образовательного центра устойчивого развития РАНХиГС
Виктор Колесник
директор Центра исследования и разработки инфраструктурных проектов ВШЭ

Стихия и коммунальщики. Внезапно выпавший снег или обильные дожди неизменно вызывают коллапсы в российских городах. В чем главные причины того, что коммунальщики не могут оперативно справляться со стихией?

Оксана Галькевич: Как поется в известной песне: "Такого снегопада…" Мне кажется, знаешь, как бы там ни критиковали нашу российскую жизнь, у нас как минимум не скучно.

Константин Чуриков: Весело.

Оксана Галькевич: Нет вот этой невыносимой монотонности бытия: работа, дом налоги, работа…

Константин Чуриков: Скучно, да. У нас повседневность все время нам что-то подбрасывает. То, понимаете, внезапный урожай, то внезапный неурожай. То лето, а вот тут зима внезапно нагрянула. Вчера, например, спокойно еще выходил из подъезда, а тут приходится сквозь сугроб буквально пробиваться. Ну, не мне – так машине.

Оксана Галькевич: Я надеюсь, ты, вооружившись лопатой?

Константин Чуриков: Нет, спасибо! Для этого есть специально обученные люди.

Оксана Галькевич: Ну да, действительно. А кто эти обученные люди? Лопата есть у дворника, уважаемые друзья, а у специальных служб есть тяжелая техника: пескосоляная смесь, щетки, отвалы и целый штат специально обученных, как говорит Костя, сотрудников для быстрого приведения в порядок проезжих частей наших городов. Просто армия какая-то по борьбе со снежными завалами! И почему тогда, как только снегопад у нас, так в социальных сетях сразу взрыв недовольства граждан? В городах – коллапс: из двора не выйти, по дороге не проехать.

Давайте попробуем заглянуть в нормативы уборки. Раздел "Зимняя уборка". Посмотрите, что там написано. Согласно данным этой таблицы, во время снегопада при температуре ниже 2 градусов – а у нас, согласитесь, на большей части территории нашей страны зима именно такая, – так вот, при такой температуре уборка тротуаров от снега должна производиться никак не реже чем раз в 3 часа. В этих нормативах расписано все очень подробно: куда снег складировать, как его вывозить, как наши крыши чистить. Ну, просто буквально по нотам. Получается по нотам, но как-то сыгранности нет. Народ твердит о какофонии: снег не убран, на тротуарах наледь, магистрали непроходимы… В общем, все плохо, и точка.

Слушайте, может, это просто зима? Ну, вот просто зима. Мы с ней постоянно боремся. Зачем? Непонятно. Любим за чужие заборы периодически заглядывать, рассказываем друг другу о том, что в Исландии дороги с подогревом, в Канаде рассыпают морскую соль, а не какую-то химическую дрянь, в Финляндии гранитную крошку используют в тех же целях. Нормативы у них такие прямо идеальные – в течение получаса после снегопада убрать основные (это важно, я подчеркиваю) магистрали.

Но это ведь только с одной стороны. Давайте, может быть, попробуем с другой стороны посмотреть. Например, вспомнили финнов. Петербург рядом. Но Петербург ведь далеко не Хельсинки. Посмотрите, какая разница в численности населения. Это, правда, данные 2012 года, а сейчас даже больше, в Петербурге уже больше 5 миллионов. Соответственно, сразу вспоминаем о том, что и города по размеру совершенно разные, и структура, подозреваю, организаций этих городов тоже иная. Может быть, тогда и алгоритм решения одной и той же проблемы – там здесь, здесь зима – он тоже неодинаков? А может быть…

Вообще, собственно, каким должен быть этот алгоритм? Города наши растут, машин становится все больше, чрезвычайных снегопадов, ледяных ливней, каких-то, в общем, доселе невиданных явлений становится все больше. Кстати, статистика климатических отклонений это действительно фиксирует. Может быть, нам надо как-то менять свое отношение? Такой "зимний дзен". Или, может быть, нужно менять систему управления городским хозяйством?

Кто виноват и что делать? Виктор Григорьевич, вы знаете, у нас даже в этой теме без этого вопроса вечного никак не обойтись. Это я уже приглашаю к разговору нашего гостя. Здравствуйте.

Виктор Колесник: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Присаживайтесь, пожалуйста.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: В студии Виктор Колесник, директор Центра исследования и разработки инфраструктурных проектов Высшей школы экономики.

Константин Чуриков: Я боюсь, что если нас сейчас смотрят сотрудники коммунальных служб и люди, отвечающие за состояние снега, его расчистки в городе, я думаю, что они не поняли изречения Альберта Эйнштейна: "Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме". Что бы вы могли посоветовать нашим "отцам города", как говорится, и ответственным службам?

Оксана Галькевич: А смысл-то в том, что проблема известная, проблема из года в год повторяющаяся, но те методы, которые мы используем в борьбе с этими снежными завалами, они не работают. Может быть, что-то другое как-то надо, искать какие-то другие методы решения? Или, может быть, нет? Как вы считаете?

Виктор Колесник: Вы знаете, каждую зиму снегопад вызывает буквально такой же вал звонков, обращений и всего. И я всегда удивляюсь: а почему, предположим, летняя гроза не вызывает такого же? Это же тоже стихийное бедствие. И мы не призываем коммунальщиков убирать снег. Ну, следует подумать над этим.

А что касается снега. По-моему, из более 200 государств мира эта проблема касается в лучшем случае двух десятков. Причем в такой степени их не так уж и много. Это Россия, это Финляндия, это Швеция, это Канада, это Соединенные Штаты и некоторые европейские государства. Сказать, что существует некий унифицированный подход к решению этой проблемы, нельзя. Почему? Потому что в том же Хельсинки, который вы приводили, да, замечательно реализуется проблема уборки снега, ухода за автомобильными дорогами во время зимы. Но там существуют дороги с подогревом – не в Исландии, а в Хельсинки.

Оксана Галькевич: В Исландии тоже.

Виктор Колесник: Небольшие отрезки. В Хельсинки это довольно развито.

Константин Чуриков: Зритель пишет: "Просто у нас любят ныть и жаловаться. А вот возле себя сами возьмите и уберите". Действительно, мы сейчас решили провести SMS-опрос. Что скажете вы? Вы готовы чистить снег вместе с коммунальщиками? Свои ответы "да" или "нет", пожалуйста, присылайте на наш SMS-портал 3443. Вначале буквы "ОТР", и далее ответ: "да" – если согласны чистить вместе с коммунальщиками; "нет" – если не согласны.

Оксана Галькевич: Смотрите, а получается ведь, что дело зимней уборки наших улиц и наших дворов весьма и весьма дорогостоящее. Вот вы сказали о дорогах с подогревом. Я себе даже, честно говоря, боюсь представить, сколько это стоит. Ну ладно в Исландии – там термальные источники, там какое-то тепло…

Виктор Колесник: Поливают теплой водой. И в Японии, кстати, поливают снег теплой водой. Канада, к примеру, тратит за зимний сезон на уборку больше 1 миллиарда канадских долларов.

Оксана Галькевич: А в структуре бюджета, так скажем, насколько это значительная часть, чтобы понимать?

Виктор Колесник: Это довольно значительные суммы, даже для Канады. Швеция тратит около 200 миллионов евро за зимний период. Вы знаете, на всю эту проблему следует смотреть как на некую систему. Вы очень много вещей сказали во вводной части – и по поводу изменения подходов, и даже, возможно, по поводу изменения взглядов и включенности участников в это.

У нас тоже существует масса правил, масса норм. По-моему, даже ГОСТ существует на тему уборки. Что касается Москвы, то есть Правила санитарной очистки, где целый раздел, если память не изменяет, под номером 5 или 6, который посвящен и регламентирует уборку территорий в зимний период. И там есть масса положительных вещей, в том числе с учетом западного опыта. Но – не работает. Пройдитесь сейчас по Москве и обратите внимание на кафе, рестораны, аптеки, другие заведения – какая там обстановка со снежными завалами возле этих дверей. Хотя на самом деле в правилах и в ГОСТах постулировано совершенно четко о том, что владельцы этих заведений должны расчищать…

Оксана Галькевич: Кафе, магазинчиков, ресторанчиков.

Виктор Колесник: Совершенно верно, очищать снег на расстоянии 5 метров.

Швабия – маленький регион германский, который находится в предгорьях Альп. Это примерно широта нашей Рязани, может быть. Там существует правило о том, что с началом снегопадов владельцы внедорожников все становятся на учет и выходят на дежурство в 5 часов утра вместе с сотрудниками коммунальных служб. Им выдают специальные снегоуборочные насадки, фонари…

Оксана Галькевич: Отвалы такие. Я это видела в Финляндии своими глазами.

Виктор Колесник: И я думаю, что если бы московских владельцев внедорожников хотя бы один раз использовать, я думаю, что они бы, наверное, и в целом свою манеру поведения на автодорогах изменили бы после этого.

Оксана Галькевич: А в Штатах, например, на общественном транспорте отвалы размещают.

Виктор Колесник: В том числе это и касается и граждан, без исключения. Во всех 20 странах, где идет регулярно снег, граждане являются участниками уборки этого снега.

Константин Чуриков: Мнение зрителей. Один пишет: "Требовать убирать снег моментально – это неадекватно". Кстати говорят, об этом – об адекватности и неадекватности – чуть позже. У нас будет еще один эксперт по Skype. Пишет из Уфы зритель: "Если заплатят деньги за очистку снега, то тогда готовы помочь коммунальщикам".

И у нас сейчас на прямой линии по Skype Сергей Семенов, научный руководитель программы стратегического управления городом Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Здравствуйте, Сергей Александрович.

Сергей Семенов: Добрый день, коллеги.

Константин Чуриков: Я коротко расскажу зрителям. Вот недавно буквально была опубликована ваша статья, ваше интервью, оно называется "Диагностика кретинизма: почему снежные бури застают Петербург врасплох?". Я буквально одну короткую цитату из вашей собственной прямой речи: "У психиатров есть одно из условий диагностики кретинизма – совершение человеком многократных действий, не приводящих к желаемому результату". Пожалуйста, раскройте нам и нашей аудитории мысль. То есть действительно мы говорим уже о какой-то патологии, да?

Сергей Семенов: Коллеги, какая-то доля все-таки, наверное, шутливости во всем этом была.

Константин Чуриков: Естественно.

Сергей Семенов: И дело, конечно, не в кретинизме управленцев. Дело в том, что теория систем учит, что если у нас некоторые действия повторяются, но мы не получаем должного результата, то, скорее всего, надо идентифицировать, что в системе изменились некоторые факторы, которые и формируют вот это отношение к нашим регулирующим действиям. Мы не можем постоянно надеяться на то, что, просто увеличив количество техники, которую мы выпустим на улицу, оно спасет ситуацию.

Изменяются климатические условия, уже практически все согласны с этой ситуацией. Но говорят: "Слушайте, они же изменились – на один градус, на два градуса, – кто-то говорит, – на полградуса". Да, общая картинка изменяется, может быть, на полградуса или на один градус, но реакция системы, которая расшатывается от этих изменений, изменяется на десятки процентов. Если реакция системы этой климатической изменяется на десятки процентов, то мы что, на десятки процентов должны наращивать количество техники про запас? Может быть, надо находить некие другие решения?

Вот у нас есть зарубежный опыт, который мы пытаемся перенять от коллег. Одни посыпают солью, другие посыпают какой-то крошкой мраморной или чем-то подобным. В Канаде сталкивался с ситуациями, когда огромная мощная техника, похожая на ту, которая используется в аэропортах, несется по дороге со скоростью 80 километров в час (а мне казалось – вообще 100, а может и больше) и сметает все это, и прочищает улицы. Наверное, можно перенимать некоторые технические решения. Но если система изменяет свои параметры, мы должны смотреть, как мы можем ответить не прямо на параметр, а на изменение системы в целом. Правильная ли у нас техника на улицах? Не факт.

Константин Чуриков: Трактор "Беларус" в центре Москвы можно запросто увидеть в разгар снегопада.

Сергей Семенов: Вот именно! Мы видим. Я во дворе у себя выглянул в окошечко после снега и вижу: гигантская здоровая машина пытается пробраться между запаркованными во дворе машинами и хоть что-то там разгрести. И вот она какую-то полосочку прочистила. Но все остальное забито. А дальше – дворник.

Оксана Галькевич: Сергей Александрович, тут хотя бы трактор "Беларус" чистит, а вот маленькие машинки, которые в Петербурге по тротуарам бегают, я видела такие, они иностранного производства, они и дороже "Беларусов" будут.

Виктор Колесник: "Kärcher".

Сергей Семенов: И это тоже есть. У нас есть какие-то фронтальные погрузчики, еще что-то мы закупаем. И вот они во дворах хоть как-то шурудят, что-то делают. Ну, Москва, может быть, с неким опережением в этом плане работает. С точки зрения технического оснащения, наверное, фору может другому любому региону.

Но слушайте, жилищно-коммунальное хозяйство, необходимость очистки улиц – и вот эти многомиллиардные затраты на отчистку улиц, только формальные затраты. "Сколько-то кубометров вывезли. В Питере потратили 7 миллиардов. В Москве потратили 14 миллиардов. Тут еще что-то выпало – мы 2 миллиарда аж за целую неделю освоили по вывозу снега". Но, может быть, надо подходить с других позиций? Может быть, не просто технику наращивать, а делать другую технику?

Оксана Галькевич: Сергей Александрович, смотрите, может быть, действительно по-другому? Москва, например, все засыпает солью по-прежнему. В Петербурге второй уже год, по-моему, решили не использовать соль после многочисленных обращений групп граждан. И все пока в счастье таком. Расскажите об этом.

Сергей Семенов: И это тоже. Например, довелось быть в Канаде в зимний период. Удивился, спрашиваю коллег, говорю: "Слушайте, а чем у вас улицы сейчас посыпаны?" Они говорят: "Ну, солью". Я говорю: "Какой солью?" Они: "Ну, натуральной, из Великих озер добывают". Правда, это не наш натрий-хлор, а магний-хлор, хлорид магния. Они говорят: "Ну да, железо оно поедает, пожалуй, побыстрее, чем просто обычная соль, но мы считаем, что по крайней мере она натуральная. И когда это в сливную систему уходит после оттаивания, ничего страшного не происходит".

А потом идем по улице и я говорю: "Слушайте, тут прямо посыпано чем-то…" Знаете, чем-то похоже на гречневую крупу, только это камешки. Вот размером, как гречневая крупа. Они говорят: "Ой, а тут мы пытаемся использовать шведскую технологию". И вдоль пары улиц, и вдоль набережной реки (чем-то похоже на Яузу в Москве) посыпано такой крошкой. Я говорю: "Ну, замечательно. Не шуршит, человек не поскальзывается и машины правильно ездят". Они говорят: "Да, но потом придется эти улицы пылесосить, крошечку эту собирать, опять ее фильтровать, опять ее откладывать, складывать в мешки и прочее".

То есть ни одна страна, у которой климатические условия хоть как-то соизмеримы с нашими, не нашла решения, которое абсолютно правильное.

Константин Чуриков: Однозначно било бы в цель.

Сергей Семенов: Да. Шведы сыплют крошкой. Финны делают комбинацию – где-то из крошки, где-то из этой соли. Например, Хельсинки – половина города отапливается, как в Исландии. Исландия – хорошо, есть дармовой источник энергии от геотермальных источников, и они поддерживают тепло под дорогами, и они у них теплые. Ну, они просто теплые у них и зимой, и летом.

Оксана Галькевич: Но у нас-то такого нет, по крайней мере в Петербурге, и в Москве такого нет.

Сергей Семенов: Коллеги, в Москве и в Петербурге, и в любом городе страны при нашем централизованном отоплении, вообще-то, есть обратное водоснабжение, оборотное водоснабжение.

Виктор Колесник: Это не проблема.

Сергей Семенов: Чтобы у нас текла горячая вода – нагрели и погнали воду. А чтобы ее потом охладить и вернуть обратно? Ее охлаждают: а) через наши радиаторы в квартирах; б) она добегает обратно по трубе горячая на ТЭЦ. И стоят гигантские бочкообразные сооружения, в которых воду распыляют, чтобы охладить. Мы отапливаем атмосферу. Мы атмосферу отапливаем!

Константин Чуриков: Сергей Александрович, спасибо за ваши примеры. Сейчас как раз интересно, как прокомментирует ваш коллега, Виктор Григорьевич, все то, о чем вы сейчас говорите. У нас на связи был Сергей Семенов, научный руководитель программы стратегического управления городом Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Оксана Галькевич: Виктор Григорьевич, вы говорите "не проблема", вы комментировали.

Виктор Колесник: Это не проблема. Россия является энергоизбыточным государством. У нас порядка 40 гигаватт избыточных энергомощностей.

Константин Чуриков: Энергодержава!

Виктор Колесник: Да, энергодержава. И это вполне можно было бы реализовать для этого проекта. Просто коллега столько тем обозначил, что, я думаю, тут никакого эфира не хватит, необходимо будет рамки раздвигать для того, чтобы обсудить.

Действительно, многие страны мира не нашли уникального рецепта для решения проблем со снегопадами. А ведь их и невозможно решить. Но они нашли уникальное управленческое решение, которое заключается в одной краткой такой формуле: информирование и точный расчет. Давайте сравним количество метеостанций и количество датчиков, к примеру, в той же Швеции и в России. В Швеции только метеостанций больше тысячи, датчиков – несколько десятков тысяч.

Оксана Галькевич: Соответственно, точность прогнозов гораздо выше.

Виктор Колесник: В Канаде 2200 метеостанций и 50 тысяч датчиков. То бишь коммунальные службы получают за сутки информацию, начинают работать штабы, и совершенно четко коммунальщики понимают, где и в каком районе будет наибольший снег.

Константин Чуриков: Где приземлится снег от этой тучки.

Виктор Колесник: Да. И какие действия необходимо предпринимать, и какую технику выводить на эту улицу. Выводить ли двухотвальную, которая идет и расчищает дорогу с обеих сторон, а не как у нас – едет огромный трактор, и там вот такой маленький ковшик. Либо это маленькие трактора, о которых вы говорили. Они должны чистить тротуарную плитку – тротуары, если он покрыт плиткой.

Оксана Галькевич: Тротуары. Ну, там, где пешеходы передвигаются.

Виктор Колесник: Либо какие-то другие действия. Либо применяется, как в Канаде, жидкий хлорид магния. Соль практически никто уже не применяет, за исключением России. Финляндии пошла даже дальше. Там поставлена задача науке о разработке биоразлагаемых реагентов. Германия, к примеру, использует только органические, то бишь песок, так называемые фрикционные решения, чтобы просто сцепка была. Но там существует норматив, что покров снега на дорожном покрытии не должен превышать 2 сантиметров. И по окончании снегопада это убирается моментально.

Оксана Галькевич: Вот вы говорите о нормативе толщины покрова, но у нас все-таки посуровее на большей части страны, может быть.

Виктор Колесник: Вы знаете, год на ход не приходится.

Оксана Галькевич: Мне хочется понять. Мы зимой боремся. Вот Москву пытаются, допустим, выскребать до состояния…

Виктор Колесник: Мы с урожаем боремся, мы со снегом боремся. А потом мы боремся с последствиями снегоуборки нашей. А почему? Потому что…

Канадцы применяют жидкий хлорид магния, который жутко коррозионный. Но при этом мы забываем о том, что после того, как снег прекратил идти, туда выходят машины-пылесосы. И это не только в Канаде, это и в Европе. Там существует крупнейшие компании клининговые, которые занимается клинингом улиц, уборкой улиц. Идут машины-пылесосы, которые все это собирают и моют улицы и тротуары. И участвуют в том числе граждане и владельцы бизнесов, бизнес которых выходит на проезжую часть. А у нас завозят галит либо так называемое СПГ. Вы знаете, да?

Оксана Галькевич: РПГ знаем. СПГ не знаем.

Виктор Колесник: Ну, РПГ мы тоже знаем, что это такое.

Оксана Галькевич: Так что такое СПГ?

Константин Чуриков: Сжиженный природный газ?

Виктор Колесник: СПГ – это средство против гололеда.

Оксана Галькевич: Ага, вот так.

Виктор Колесник: Которое на самом деле является отходом производства минеральных удобрений. Активное, химически раздражающее, которое потом влияет на дорожное покрытие, которое способствует появлению блуждающих токов и которое в результате выступает коррозионным средством для того же дорожного покрытия.

Константин Чуриков: У нас тема такая жизненная, что даже Приморье не спит. Наш зритель Алексей из Владивостока сейчас на связи.

Виктор Колесник: Это весьма актуально для Владивостока.

Константин Чуриков: 00:26 во Владивостоке.

Оксана Галькевич: Александр.

Константин Чуриков: Александр. Простите. Александр, здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Добрый день.

Константин Чуриков: Что скажете?

Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Я хотел высказать мнение, почему я не хотел бы чистить снег, как в советское время это было. Все помнят, кто постарше. Мое мнение такое. Выступал один научный сотрудник. Я не семи пядей, казалось бы, не ученый, не возглавляю институт, я обыкновенный электрик, но даже мне понятно, когда я вижу эту технику на улицах, насколько она не приспособлена.

Знаете, Даниель Дефо, такой был писатель, он был основателем MI8 и написал книжку "Робинзон Крузо", как выживал человек на острове. И есть такая замечательная фраза в этой книге: "Каков инструмент – такова и работа". Я на этот инструмент гляжу – и у меня масса предложений, как сделать кучу всяких разных машинок и как их усовершенствовать. Ведь у наших коммунальных служб нет никаких вообще механизированных приспособлений. Никаких! И негде их хранить. На них некому работать. Они не хотят этим заниматься. А механизированный труд гораздо производительнее.

Оксана Галькевич: Это правда.

Зритель: Возможно, это должен быть электроинструмент, потому что если по ночам снег сразу убирать, то будет шуметь, и это нехорошо.

Константин Чуриков: Извините, а если в условиях Владивостока в нужных местах – где-нибудь дорога, ведущая на сопку, – не посыпать нужным раствором, там можно просто травму получить у вас. Бывали, знаем. Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. А давайте теперь послушаем, что нам рассказали телезрители в наших других городах. Мы им задавали простой вопрос: "А вас устраивает работа коммунальщиков в вашем городе по расчистке?" Давайте послушаем, что нам рассказали.

Киров:

– У нас все, как правило, внезапно случается. В этот раз тоже случилось внезапно, поэтому все нормально. Ну, в принципе, смотрите, стараются же.

– Раньше было хуже, многим хуже. Я доволен.

– Дворы совершенно не убираются. И дворники – у них в субботу и воскресенье выходной, вот в нашем домоуправлении, независимо от того, есть снег, нет снега. А в понедельник утром чуть ли не на салазках спускаемся со своего крыльца.

– Я не вижу техники надлежащей, не вижу технику. Я работаю в Москве и вижу, что техника ходит, посыпают, все делают. Здесь, может, ночью работают.

Челябинск:

– Голод везде.
– Ну, гололеда много, да.
– По тротуарам не пройдешь. Дворники, я знаю, как работают – за маленькую зарплату. Территория большая, и они не успевают убирать.

– Немного дворники поработали около домов. А где нет дворников – не пройти. Городские службы плохо работают.

– А мы возле дома иногда…
– Мы возле дома сами и делаем.
– Делаем. Ну, у нас вот хороший дворник, слава богу. Но, если надо, мы выходим, никогда не отказываемся.
– Куда же деваться?
– Мы же старые люди порядка.

Владивосток:

– Наблюдается история, когда, в принципе, почти ничего, а тут десять тракторов идут и якобы делают видимость работы. Безобразное отношение! Ну, еще в центре кое-как, да? Ну, можно согласиться. Но чуть-чуть в сторону… За одни сутки после снегопада 100 человек пришло в травмпункт. Это показатель работы службы коммунальной.

– Я только приехала из Японии. И прямо это просто шок, конечно, что у нас происходит. То есть сколько времени прошло с тех пор, как был снегопад. Почему не расчищается даже город?

– Снега-то не было, но наворотили кучи на остановках. Хорошо, им повезло – дождь пошел. А так одни разговоры. Ради бога, дайте лопату. А кто? Дворников-то как класс ликвидировали.

Константин Чуриков: И несколько сообщений вдогонку. Вот зритель пишет: "Раньше около дома мы чистили снег. А вот теперь я лично перестал чистить, когда узнал, что управляющая компания под это денежки списывает". И вот Марат из Казани согласен чистить снег за скидки по коммунальной плате. Резонно.

Оксана Галькевич: Как делают финны – за скидку по налогу местному.

Константин Чуриков: Серьезно?

Оксана Галькевич: Да. Ну что? Спасибо.

Константин Чуриков: Ну что, подведем итоги нашего SMS-опроса. Мы вас спрашивали: "Готовы ли собственно вы чистить снег вместе с коммунальщиками?". "Да" ответили 44% нашей аудитории.

Оксана Галькевич: Вот! Между прочим.

Константин Чуриков: А "нет" – 56%. Вот такие результаты.

Оксана Галькевич: В студии у нас сегодня был Виктор Колесник, директор Центра исследования и разработки инфраструктурных проектов Высшей школы экономики. Спасибо, Виктор Григорьевич.

Константин Чуриков: Спасибо.

Виктор Колесник: Спасибо.