ГИБДД раскрыла карты. ГАИ опубликовала места расположений камер на российских дорогах. Владимир Путин считает необходимым видеофиксацию на опасных участках дорог и не считает нужным скрывать наличие камер, об этом президент сказал на заседании Госсовета. Помогут ли такие меры уберечь автолюбителей от аварий, а их бюджет от штрафов? Петр Кузнецов: Мы переходим к первой теме вечернего блока. ГИБДД рассекретила свои камеры, все причем. На официальном сайте инспекции появилась интерактивная карта с указанием всех видеокомплексов на наших дорогах. Ну а ранее Владимир Путин заявил, что прятать камеры не нужно, потому что их цель – вовсе не заработать, а снизить аварийность и сохранить человеческие жизни. Ольга Арсланова: Итак, после публикации карты сайт ГИБДД обвалился – это произошло примерно через час, как пояснили в ведомстве, из-за наплыва посетителей. Через некоторое время работа ресурса все-таки была восстановлена, но с него пропали места размещения камер в Мурманской области. Петр Кузнецов: Соответственно, жители Мурманской области это и заметили. Ольга Арсланова: Пока что с перебоями, судя по всему, это работает. Петр Кузнецов: Ну а между тем, согласно национальному проекту под названием «Безопасные и качественные автомобильные дороги», к 2024 году аварийно-опасные участки на дорожной сети планируется снизить в два раза – это по сравнению, смотрите, с 2017 годом. Видно, что достигать этого будут поэтапно – в среднем снижать по 20% в год. Петр Кузнецов: При этом увеличение количества камер фотовидеофиксации планируется более чем на 200% по сравнению с 2017 годом: тогда их было 9 тысяч, а к 2024-му их планируется установить уже 19 тысяч штук. К чему мы движемся? Сможем ли мы таким образом побороть нарушения правил дорожного движения? Об этом будем говорить в ближайшие полчаса. И ждем ваших историй – ваши истории с камерами видеонаблюдения, ваши штрафы. Звоните и пишите SMS. Петр Кузнецов: У нас в гостях – Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского движения автомобилистов России. Виктор Валерьевич, добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виктор Похмелкин: Здравствуйте, добрый вечер. Петр Кузнецов: Как вам кажется, с чем связана публикация этой карты? И самое главное – для кого это на самом деле, для чего это? Или просто такая демонстративная мера, потому что президент призвал не скрывать камеры – и вот их не скрывают, нам их показали? Виктор Похмелкин: Все совершенно понятно: страна управляется в ручном режиме. И пока президент, извините за выражение, не даст пинка, никто ничего делать не будет. В данном случае, конечно, это реакция на то, что сказал Владимир Путин. И это очень печально, потому что, конечно, такая информация должна была быть и раньше. Более того, она предусмотрена законодательством. По нашему закону нельзя использовать в качестве доказательства и основания для вынесения постановления о назначении административного наказания видеокамеру, если нет соответствующей информации на дороге. То есть… Петр Кузнецов: Нет предупреждающего знака. Виктор Похмелкин: Да, совершенно верно, нет предупреждающего знака. Петр Кузнецов: Извините, а их сейчас в большинстве случаев нет. Виктор Похмелкин: Их, конечно, очень и очень мало. Более того, ведь самая серьезная проблема в этой сфере даже связана не с информацией, а с тем, что в эту сферу допущен частник. Подавляющее большинство этих камер установлены на основании так называемого договора государственно-частного партнерства. Ольга Арсланова: У нас как раз удивляются зрители: «А разве у ГИБДД есть вообще свои камеры?» Виктор Похмелкин: Нет, у них своих камер нет. Но, конечно, у них есть информация о том, где и какая камера установлена. Ольга Арсланова: То есть в представлении… Петр Кузнецов: Ну в смысле? Нет, все равно у нас есть разделение – государственные и частные камеры. Это имеется в виду. Не то, что камеры ГИБДД… Ольга Арсланова: А соотношение какое? Виктор Похмелкин: Дело даже не в том, в чьей собственности камеры. Вот сейчас внесен законопроект в Думу о том, чтобы все камеры были в собственности государства. Это проблему само по себе не решит. И в чем беда? В том, что частник, участвуя в таком партнерстве, вкладывает деньги для чего? Для того, чтобы получить прибыль. Другой цели у предпринимателя нет. Получение прибыли. А за счет чего он может получить прибыль, вкладывая деньги в установку камеры и в ее эксплуатацию? Естественно, только за счет штрафов. Получается нонсенс: лицо, владеющее камерой, отвечающее за ее эксплуатацию, заинтересовано не в том, чтобы предупредить нарушение правил дорожного движения (а именно для этих целей придумана фотовидеофиксация), а нацелено на то, чтобы как можно больше заработать, то есть чтобы люди как можно больше нарушали, как можно больше платили. А этого, к сожалению, президент не сказал, и поэтому в этой части пока никто не шевелится. Но, на мой взгляд, пока частника отсюда не уберут, пока не будет исключительно государственный контроль за фотовидеофиксацией и нацеленность исключительно на одно – на предупреждение нарушений и дорожно-транспортных происшествий, когда не будут с них спрашивать: «А сколько вы собрали денег? А сколько вы собрали штрафов?» – пока вот этого не произойдет, ситуация в лучшую сторону не изменится. Петр Кузнецов: По сути, вот этим предупреждающим знаком теперь выступает эта карта, потому что теперь же все известно. Давайте, кстати, сейчас посмотрим на нее. Вот я нашел в разделе, вроде бы все работает. «Места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации». Нам напоминают, что информационный ресурс (вот видите) находится в стадии наполнения. В полный растр можно ее здесь вот так открыть, посмотреть, соответственно, выбрать регион любой. Виктор Похмелкин: Нет, все это хорошо. Но давайте представим ситуацию… Петр Кузнецов: Вы говорите, а мы сейчас прогуляемся по ней. Виктор Похмелкин: Да. Мы с вами знаем, что вот такая карта существует. Вы где-то в другом регионе, не у себя, проехали. Вам пришло уведомление о том, что вы нарушили и вы должны заплатить штраф. Много ли людей будут проверять, а вообще насколько законно эта камера установлена? Хорошо, кто-то проверит. Дальше что? Дальше надо писать жалобу и обращаться в соответствующие инстанции. А это другой регион. Ольга Арсланова: Виктор Валерьевич, извините, все-таки объясните, пожалуйста, схему. А как камера может быть установлена незаконно? Ведь кто-то же это место утверждает, кто-то допускает, к системе подключается вся эта история гибэдэдэшная. Как камера может появиться незаконно? Виктор Похмелкин: Нет, она может, конечно, появиться и незаконно. Но даже беда не в том. Она может законно появиться, но она незаконно используется. Ольга Арсланова: Незаконно? Виктор Похмелкин: Я вам уже сказал, что если по закону не было предупреждения, предупреждающего знака, то нельзя выписывать постановление о штрафе. А далеко не все наши граждане это проверяют и будут проверять. А те, кто проверят, скажут: «Ну, лучше заплатим эти 250 рублей, чем жаловаться, куда-то писать. Это все такая волокита и морока!» И этим тоже пользуются люди, которые зарабатывают на незаконных штрафах. Ольга Арсланова: Но там, по-моему, чуть ли не на уровне президента говорилось о том, что все, кто заплатил штрафы по таким незаконным камерам, должны получить свои компенсации, должны аннулировать эти штрафы. Виктор Похмелкин: Это все замечательно. Это хорошо сказать, а механизм этот очень непростой. Каждый из этих граждан должен обратиться в соответствующую инстанцию – в руководящий орган ГИБДД или в суд – и доказать, представить доказательство того, что с него штраф взыскали незаконно. Я вас уверяю, это очень непростая процедура даже для профессионального юриста, а тем более для рядового водителя. Петр Кузнецов: Кстати, я все это время разбирался. Очень плохо работает, потому что приходится постоянно ее обновлять для того, чтобы эти камеры появились. Виктор Похмелкин: И конечно, сайт будет запаздывать за реальным, фактическим обновлением. Это тоже совершенно очевидно. Ольга Арсланова: И главное – пока не очень понятно, как это использовать в дороге. То есть пока это все-таки еще не перенесли в навигаторы… Петр Кузнецов: Конечно. Мы же не будем ехать с открытым сайтом ГИБДД, когда у нас есть навигаторы прокачанные. Виктор Похмелкин: Нет, я думаю, это использовать надо иначе. Вот когда вы проехали и вам пришло постановление о штрафе, вы должны посмотреть место… Петр Кузнецов: Уже по факту, да? Виктор Похмелкин: Да, и уже по факту проверять, была ли там установлена камера. Но самое главное – надо ведь проверить, а был ли предупреждающий знак. А вот это, к сожалению, из сайта пока непонятно. Петр Кузнецов: У нас, знаете, тут в редакции конспирологическая версия родилась. Ведь обвалился сайт – значит, заходили, значит, был наплыв все-таки просто для интереса. Но кто будет туда заходить? Тот, кто хочет узнать, есть ли камеры и можно ли нарушать, соответственно. И мы просчитали возможные шаги и подумали, что администрация этого сайта (это же на отдельном ресурсе), она же может спокойно по IP посмотреть, кто заходил, кто особо активно интересуется, – соответственно, потенциальный нарушитель. Представляете? Виктор Похмелкин: Ну, может быть и такая версия. Петр Кузнецов: И вносить их в базу. «Ага! Шестьсот раз сегодня заходил и смотрел вот этот участок. Ясно». Виктор Похмелкин: Это все слишком сложно, чтобы потом все это выявлять. Ольга Арсланова: «Промониторим». А вот что нам пишут, смотрите: «Все установленные видеокамеры должны работать без перерывов и выключений, чтобы не было ситуации, при которой случилось ДТП, а видеокамера не зафиксировала нарушителей». Виктор Похмелкин: Это правильно. И еще одна вещь. Вот если мы не можем обеспечить тотальное видеонаблюдение… А я, кстати, не против него. Ольга Арсланова: Ну а куда уж без него в XXI веке? Виктор Похмелкин: Если все дороги будут под видеокамерами – нет проблем. Но если это обеспечить не удается, то, на мой взгляд, есть места, где в приоритетном порядке должны устанавливаться, и наоборот – есть места, где камеры должны устанавливаться в последнюю очередь или вообще не устанавливаться. Вот характерный пример. Очень многие люди получают штраф за то, что, скажем, они в процессе обгона, ну, немного, но тем не менее все-таки превышают установленную скорость, даже по сравнению с лимитом ненаказуемости. И вот получается парадокс. С одной стороны, человек должен как можно скорее завершить обгон и уйти со встречной полосы… А это самое опасное, что может быть на дороге. Петр Кузнецов: Конечно. Виктор Похмелкин: Но иногда для этого надо превысить скорость. И говорят: «Нет, дорогой мой, вот если ты превысишь скорость – значит, мы тебя будем штрафовать». Что на практике происходит? Люди, об этом зная, начинают тормозить при обгоне, ну, сбрасывать скорость, то есть делать так, чтобы уложиться в эту скорость. И естественно, что происходит? Ольга Арсланова: ДТП. Виктор Похмелкин: Ну, по крайней мере, создание аварийной ситуации. Петр Кузнецов: Аварийная ситуация, в которой уже участвуют другие… Виктор Похмелкин: Поэтому, на мой взгляд, как раз в этих местах… Там, где обгон запрещен, ставьте камеры, пожалуйста, нет проблем. Вот там как раз надо фиксировать все – и скорость, и выезд на встречную полосу. Но там, где обгон разрешен, все-таки не надо сегодня наказывать за превышение скорости. Я вообще бы это в правила записал, что при обгоне правило скорости не действует, ну, если ты не превысил… Петр Кузнецов: Слушайте, может, это следующий шаг все-таки. Сначала карту опубликовали… Виктор Похмелкин: А пока десятки тысяч людей, если не сотни, платят штрафы только за то, что они как можно скорее и как можно безопаснее совершают обгон. Петр Кузнецов: В общем, резюмируем нашу первую часть. Карта никак не повлияет на количество штрафов? Виктор Похмелкин: Я думаю, что конечно нет. Петр Кузнецов: Нина из Самары, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Виктор Похмелкин: Здравствуйте. Зритель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, вашему гостю вопрос. У меня дочь в марте месяце ехала по улице Демократической, город Самара, и ей пришел штраф… Петр Кузнецов: Символично! Зритель: Пришла квитанция на два штрафа, ну, две квитанции пришли на два штрафа с разницей в минуту. Вот две камеры стояли, и разница в минуту, пришло два штрафа. Это законно? Виктор Похмелкин: За одно и то же нарушение? Или это разные нарушения? Петр Кузнецов: Превышение, да? Зритель: Да. Ольга Арсланова: То есть, видимо, камеры стояли очень близко друг к другу, получается? Есть же наверняка какие-то правила… Петр Кузнецов: Разница в минуту – это какое расстояние примерно между камерами? Ольга Арсланова: Ну, смотря какая скорость была. Петр Кузнецов: Точно. Виктор Похмелкин: Ну, смотря какая скорость, да. Ольга Арсланова: Но довольно близко. Вряд ли это спорткар был. Петр Кузнецов: Ну, плюс-минус. Если мы возьмем 100 километров в час… Виктор Похмелкин: Ну давайте так. Если это превышение скорости было, две разных камеры, так сказать, они поставлены близко друг к другу, то сегодня никаких нормативом о том, как должны камеры устанавливаться, нет. Ольга Арсланова: Да вы что?! То есть их можно вообще сплошным рядом десять штук поставить? Так человек разорится на штрафах. Петр Кузнецов: Соответственно, если я на этом участке превышаю, мне придет, например, шесть штрафов, да? Виктор Похмелкин: Хуже того! Сейчас ведь есть целый ряд регионов, где применяется так называемая средняя скорость: у вас фиксируют нарушение не в конкретном месте времени, а участок проехали вы, и средняя скорость на этом участке, по мнению установщиков камер, должна быть такой-то по закону. Петр Кузнецов: А мы сейчас знаете что сделаем? Посмотрим в Самаре улицу Демократическую, что там с камерами. Виктор Похмелкин: Если вы превысили, то вас наказывают. Это, на мой взгляд, тоже, в общем-то, юридически абсолютно некорректно, потому что в понятие правонарушения обязательно входят место и время совершения правонарушения. А здесь ни место, ни время установить невозможно. Ольга Арсланова: Ну, пока эсэмэски. «Треног пока не видел, но если увижу, то обязательно остановлюсь и пну ее», – пишет нам Сахалинская область. Частные вот эти треноги, которые стоят… Виктор Похмелкин: Ну, я понимаю раздражение людей, но все-таки луддизм – это не лучший способ все-таки борьбы. Ольга Арсланова: Это да. Но тем не менее вот эти штуки, которые так хотят пнуть многие наши автомобилисты, будут нанесены на эту карту? Виктор Похмелкин: Обязательно. Любая видеокамера… Вернее, скажем так: они должны быть нанесены. Я не могу сказать, будут или нет, но они должны быть уже сейчас по закону, безотносительно к тому, что сказал президент. Повторяю еще раз: это требование закона, и оно должно исполняться. Ольга Арсланова: Многие зрители наши возмущаются: «Почему вообще частникам отдали? Как быть с частными камерами? Как понять, законно ли она установлена?» Виктор Похмелкин: Я уже сказал об этом: частников надо из этой сферы убирать напрочь! Ольга Арсланова: А сейчас, например, после появления такого ресурса, частникам какой смысл оставаться в этом бизнесе, если все будут притормаживать и не на что будет содержать эти камеры? Виктор Похмелкин: Почти 90% всех штрафов, по некоторым данным, уходит им. Ольга Арсланова: Мало останется штрафов. Виктор Похмелкин: Ну как же мало? Все равно люди будут нарушать, все равно будут платить. Это все ведь такой процесс очень… Как бы мы ни знали про эти камеры, все равно… Вот я вам привел один пример с обгоном, где просто вынужденно человек нарушает. Где-то знак, так сказать, не увидел, он оказался замаскированным. Где-то очень торопился и проехал. Поэтому, естественно, нарушения будут. И штрафов будет еще достаточно много. И очень важно, чтобы никто на этом не зарабатывал. Не должно быть корыстной мотивации в этой сфере ни у кого. Ольга Арсланова: Вот еще какая штука непонятная. Многие наши зрители пишут о том, что им штрафы приходят о превышении скорости, но они убеждены стопроцентно, что ехали с другой скоростью. То есть – настройка этих камер. Это фантазии и желания автомобилистов? Или действительно камеры часто настроены некорректно? Виктор Похмелкин: Были уже факты, когда установлено было, что сбой происходил, что были неточности. Но это очень тяжело доказать в каждом конкретном случае. Поэтому, к сожалению, здесь посоветовать нечего. Если, скажем, не ваша машина попала, не вы были за рулем, то тут можно найти реальные доказательства, которые подтвердили бы это обстоятельство. А когда какой-то сбой произошел с камерой, то здесь… Конечно, можно и нужно поднимать этот вопрос… Петр Кузнецов: Поставить перед фактом, да. Виктор Похмелкин: …но вряд ли удастся доказать, что вы конкретно в этой ситуации не нарушали. Петр Кузнецов: Нина из Самары, не удалось мне по этой карте найти Самару, потому что по запросу «Самара, улица Демократическая» мне почему-то карта выплевывает Белгород, упорно отправляет меня туда. Ольга Арсланова: Удивительно! Там вообще хоть что-то работает, хоть какой-то регион? Петр Кузнецов: В общем, пока все действительно очень сыро. Краснодарский край, Владимир с нами на связи сейчас. Владимир, здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Да, здравствуйте. Виктор Похмелкин: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Да, слушаем. Зритель: У меня такой вопрос. Я нарушил скоростной режим, а мне не сообщили о том, что я нарушил. А через три месяца я пошел снимать… Ну, я на книжку ложу пенсию и там снимаю, мне так удобно. Пошел снимать деньги, а там мне счет, что у меня сняли. Понимаете? 500 рублей. Но не в 500 рублях дело, а дело в том, что закон о том, что 50-процентная скидка, если я вовремя оплачиваю… Я не злостный неплательщик, я вовремя плачу, если штраф есть. А мне почему-то со счета снимают. Какое имеют право? Это кому не лень будут со счета у меня снимать. Мне это нужно? Петр Кузнецов: Вы поняли обстановку? Спасибо. Виктор Похмелкин: Я думаю, здесь ситуация развивалась так. Значит, было вынесено постановление о назначении штрафа гражданину, оно по какой-то причине до него не дошло. Дальше он, естественно, не обжаловал и не платил. Ольга Арсланова: Потому что он не в курсе. Виктор Похмелкин: Прошло время, постановление вступило в силу. И дальше уже принудительные механизмы – посредством судебного пристава или каких-то других действий – допускают уже принудительное списание, в том числе с личного счета. Но если гражданину удастся доказать, что он постановление не получал и оно ему не было направлено по официально установленным каналам, прежде всего по почте… А основной способ – это по почте. Можно посмотреть, конечно, в интернете, сейчас есть масса способов, но все-таки это не освобождает сотрудников ГИБДД сегодня направить по почте так называемое «письмо счастья», постановление. Петр Кузнецов: С фотографией конкретного эпизода. Виктор Похмелкин: Да, совершенно верно, с приложением всех доказательств необходимых. Если удастся доказать, что он не получал этого и это было сделано не по его вине, то тогда, в принципе, такого рода постановление может быть отменено. Но опять же, повторяю, для этого нужно пройти если не круги ада, то во всяком случае очень много серьезных проблем. Петр Кузнецов: Знаете, вплоть до смешного доходящие ситуации, когда за тень штрафовали. Помните? Известный случай, по-моему, в Москве, когда автомобиль оштрафовали, потому что тень пересекала то ли двойную сплошную, то ли… В общем, после того как это уже в широкие СМИ попало, тогда уже этот штраф как-то отменили у человека. Ольга Арсланова: Вот нам пишут: «Почему бы просто не сделать дороги с разрешенной скоростью хотя бы 110 километров в час? На наши автоналоги и дорожные сборы…» Петр Кузнецов: Ну да. Кстати, этим вопросом тоже задаются. Почему не вносятся изменения в скоростной режим? Потому что на самом деле многие знаки, скажем так, устарели. Они были поставлены, еще когда были дороги не очень хорошие, автомобили не очень скоростные – времена «Жигулей» и грунтовых дорог. Виктор Похмелкин: Нет, все так… Петр Кузнецов: На самом деле сейчас знаки «70» вполне можно менять на «90», а «90» – на «110». И вперед! Виктор Похмелкин: В пределах населенного пункта можно. Москва, например, и ряд других городов устанавливали для некоторых дорог повышенную скорость по сравнению с той, что в правилах для населенных пунктов. Но 110 и более – это режим автомагистрали, а для автомагистрали нужны определенные условия: отсутствие светофоров… Петр Кузнецов: Количество полос. Виктор Похмелкин: …да, количество полос не менее двух в одну сторону, разделительная полоса, отсутствие поворотов налево, отсутствие пешеходов и так далее, и так далее, и так далее. Много чего. Пока вы это не обеспечили, 110 вводить нельзя. А у нас ведь большинство… беда в том, что большинство наших дорог на сегодня проложены через населенные пункты. Федеральные трассы идут сплошь через населенные пункты. А там ну какие 110? Там светофоры, во-первых. Там пешеходные переходы. Естественно, там 90 нельзя ехать. Петр Кузнецов: Нет, как правило, там даже «50» стоят. Виктор Похмелкин: Да, где-то «50». Ну, как минимум «60». Поэтому, да, правильный подход, но для этого нужны другие дороги. Надо строить дороги, которые бы огибали населенные пункты и соответствовали бы режиму автомагистрали. Ольга Арсланова: Послушаем нашего зрителя – Александра из Бурятии. Здравствуйте. Ну как, у вас много в Бурятии камер? Петр Кузнецов: Я думал, ты спросишь: «Здравствуйте. Как вас зовут?» Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Александр. Зритель: Александр меня зовут. Да, в Бурятии камер много, но в Чите их еще больше. Я все думал, что у нас их много, но когда ездил в Читу, там вообще хаотично они стоят. У меня вот такой вопрос. Камеры должны стоять как – где попало, как бы для сбора денег, или все-таки на аварийно-опасных участках? Все равно там статистика зафиксирована, допустим, сбитых пешеходов, аварий автомобильных на этом участке. Или вот так – раз! – и поставили, потому что здесь надо поставить, потому что тут водители все-таки едут побыстрее? Хотя пешеходной зоны там нет особой такой. И второй вопрос – знак о предупреждении камеры. Знак должен стоять с правой стороны от обочины? Или тоже нарисован на асфальте, и он тоже идет как предупреждающий знак? А то зачастую бывает, что на асфальте он просто заезженный, и его даже ночью можно не разглядеть. Свет фар отразится – и даже не поймешь, что там было нарисовано. Вот такой вопрос. Ольга Арсланова: Давайте сначала с первым. У нас, например, жалуются, что на объездных лесных дорогах ставят, где никого нет, и люди, естественно, разгоняются. Виктор Похмелкин: Сегодня, конечно, ставят и там, где аварийные участки, это тоже есть. Но в большом количестве случаев ставят для того, чтобы заработать. Петр Кузнецов: По-прежнему. Виктор Похмелкин: Более того, специально в ряде городов (даже мне жалобы приходили) устанавливают знак ограничения скорости, причем он не оправдан в этой ситуации совершенно, и тут же камеру. Человек не успевает… Допустим, «40» поставили, а он ехал… Ну, разрешенная скорость – 60, может быть, 70 или 80 по городу. И тут – раз! – неожиданно, резко знак. Человек не успевает затормозить. И тут же буквально камера. И таких случаев очень много. Вот там, где обгон разрешен, повторяю, на трассах наших двухполосных традиционных, тоже устанавливают очень часто – что, с моей точки зрения, неправильно. И многие аварийные участки из-за этого оказываются без фотовидеофиксации. И наоборот – там, где в принципе сегодня можно было бы отпустить ситуацию, наоборот, камеры стоят. Сегодня финансовая сторона довлеет. Более того я вам скажу, во многих регионах за безопасность дорожного движения знаете кто отвечает? Те же должностные лица, которые одновременно отвечают за финансы. Ну о чем еще говорить? Это лишний раз показывает, что в регионах воспринимают все эти проблемы прежде всего как источник пополнения собственного бюджета. Петр Кузнецов: Виктор Валерьевич… Виктор Похмелкин: Да, еще был про знак вопрос. Петр Кузнецов: …который не видно ночью. Виктор Похмелкин: Знак, конечно, должен устанавливаться справа от обочины, и именно в виде знака, а не в виде, так сказать… Когда это нарисовано на асфальте – это не знак, это что-то такое между знаком и разметкой. Поэтому если его нет именно в качестве знака, он не установлен справа от обочины, как положено, и он не соответствует стандартам, то считайте, что этого знака нет. И тогда можно, в принципе, обжаловать вынесенное постановление. Петр Кузнецов: И еще один вопрос напоследок. В какой-то момент вернулись гаишники на дороги. Вот с чем это связано? И вообще имеет ли непосредственное отношение к безопасности дорожного движения человек с палкой на дороге? На самом деле к вопросу, что каждую камеру должен предупреждать знак. А он же неожиданно вылезает – по сути, как камера, у которой нет знака. Виктор Похмелкин: За последнее время появилось очень много инициатив. У нас нет времени, чтобы все их перечислить. Но немало инициатив исходит, чтобы расширить полномочия сотрудников ГИБДД – вплоть до того, что дать им право лишать права управления транспортными средствами. Уже об этом заговорили: чтобы не суд, а гаишники могли; или хотя бы отстранять водителя от управления на определенный срок. Я думаю, что здесь все просто: фотовидеофиксация, улучшение дорог и так далее, сокращения в этой сфере, сокращения кадровые. Сократили и доходы, которые они получали. Есть желание эти доходы вернуть. Я называю вещи своими именами. Никто коррупцию в этой системе не отменил, к сожалению. И я думаю, что очень многие мотивы поведения этих должностных лиц и их руководителей станут понятными, если мы про эту коррупционную составляющую будем помнить. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо за ваш комментарий. Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского движения автомобилистов России. Говорили о камерах видеофиксации и о том, что теперь целая карта появилась с ними. Петр Кузнецов: …и о карте, которая не работает, ничего не находит. Ольга Арсланова: Пока. Но поручение президента выполнили. Спасибо вам. Виктор Похмелкин: Спасибо.