Марина Калинина: Ну и следующая наша тема. Знаете ли вы, что делают ваши дети в Интернете? В каких соцсетях они общаются? Ведь это может навредить ребенку. По крайней мере об этом говорят результаты исследования, которое провел Фонд развития Интернета. И вот к каким выводам пришли специалисты. Оказывается, каждый 2-й ребенок видел в Сети информацию, которая могла причинить ему вред; каждый 4-й сталкивался с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети; встречал или получал сообщения сексуального характера каждый 20-й подросток, сталкивался с сексуальным домогательством в Интернете, каждый 5-й – с пропагандой курения, алкоголя и наркотиков; каждый 3-й школьник – с материалами на тему насилия и жестокости. И вот Госдума сейчас обсуждает вопрос о том, вводить тотальный виртуальный контроль за школьниками или нет. Обсудим это и мы прямо сейчас в этой студии. У нас в гостях Виктория Бунчук, руководитель проекта фонда "Разумный Интернет" – здравствуйте. Юрий Коваленко: Здравствуйте. Виктория Бунчук: Добрый день. Марина Калинина: Давайте спросим у наших телезрителей: знаете ли вы, что делают ваши дети в Интернете? Отвечайте "да" или "нет", в конце этого получаса, в конце обсуждения темы подведем итоги. Юрий Коваленко: Да, тема звучит достаточно масштабно и обширно, напоминает какую-то антиутопию: тотальный контроль, Большой Брат следит за всем этим делом. Я прекрасно понимаю – да и все мы прекрасно понимаем – что надо, а учитывая статистику, дети получают массу информации, которую им пока что рано знать и которую им вообще не надо знать. Но вообще технически это возможно? Виктория Бунчук: Если мы говорим про Интернет в целом, да в принципе и только про социальные сети, то, безусловно, технически это довольно сложно обеспечить. Можно сказать, что это практически невозможно, потому что есть различные методы обхода различных блокировок, которые могут установить то же самое государство или родители. Тем более что современные дети гораздо больше разбираются в Интернет-технологиях, чем их родители. Юрий Коваленко: Сегодня была новость: 17-летний хакер взломал систему безопасности городской администрации – ну о чем мы говорим? Виктория Бунчук: Да, для 17-летних хакеров это действительно не проблема; и дети более раннего возраста способны на большее, чем их родители. Родители, педагоги зачастую не соответствуют уровню знаний школьников, я не говорю… Юрий Коваленко: А кто должен следить за этими детьми? – родители, школа, государственные организации или какой-то комитет по учету за просиженными в Интернете часами? Виктория Бунчук: Это такой сложный, глобальный вопрос: на самом деле это как говорить о том, откуда все воспитание ребенка идет. Возможно, в первую очередь, конечно, за этим должны следить родители, потому что ребенок чаще общается именно с ними, потом уже педагоги. Но глобальная слежка… Я не вижу, чтобы это могло быть какое-то министерство или отдельная организация, которая могла бы устроить такой контроль и следить за каждым ребенком. Это должно быть все где-то на локальном уровне, где-то рядом с… Юрий Коваленко: Скорее на уровне здравого смысла: ребенка надо учить не лезть туда, куда не надо, во всяком случае. Виктория Бунчук: Да, безусловно. Марина Калинина: Но, к сожалению, это не помогает. Виктория Бунчук: Мне кажется, помогает. Юрий Коваленко: Если честно, мне кажется это крайне сложным еще и с точки зрения того, что запретный плод сладок. То есть ребенку запрещают в школу, ребенку запрещают дома. Он идет из школы до дома и сидит в Интернете в своем телефоне либо планшете и делает все что хочет, никто ему не сможет помешать. Физически я не вижу в этом реальности. Виктория Бунчук: Да, но тут речь идет об ответственности. Например, сейчас есть много различных программ, которые предоставляют и Интернет-провайдеры, и, например, компании, которые антивирусы выпускают – это так называемые программы родительского контроля. Юрий Коваленко: Детский пакет? Виктория Бунчук: Да, что-то типа этого. Это можно установить на компьютер, на телевидение, и ребенок будет входить в учетную запись по собственному паролю и, соответственно, попадать либо на определенный пул сайтов либо каналов, где он может увидеть только правильную, качественную, проверенную информацию. В принципе в большинстве школ, где сейчас есть Интернет, тоже установлены особые системы контроля и фильтрации контента сайтов, что тоже позволяет детям, скажем так, не сталкиваться с этой проблемной информацией. С другой стороны, действительно, у него есть еще мобильный телефон… Марина Калинина: …у него есть друзья с компьютерами. Виктория Бунчук: У него есть друзья с компьютером, у которого, может быть, родители не установили родительский контроль. И потом это все-таки работает для детей, которые, наверное, до 14 лет, а после 14 лет это все-таки подростки, у которых совершенно другой взгляд на мир, у них больше знаний… Марина Калинина: Они уже не воспринимают те советы, которые дают родители. Виктория Бунчук: Да, но они и знают много, на самом деле. Я уже довольно много, скажем так, по роду своей службы общаюсь со школьниками разных возрастов. И если школьники младшего возраста еще, как вы правильно говорите, восприимчивы к тому, что им советуют, какие-то правила, может быть, для них пишут… Марина Калинина: А эти-то вообще невосприимчивы, они просто делают ровно наоборот. Виктория Бунчук: Старшеклассники или подростки – они, конечно, да, невосприимчивы к таким советам. Но с другой стороны, они… Марина Калинина: Давайте сейчас спросим у представителя педагогического сообщества, как он относится к этой инициативе: Леонид Евгеньевич Перлов у нас на связи, учитель высшей категории, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования. Здравствуйте. Леонид Перлов: Добрый вечер. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Марина Калинина: Вот мы сейчас обсуждаем тотальный контроль за школьниками в соцсетях, взяли шире – в Интернете. Вы как к этой идее относитесь? И должна ли школа этим заниматься, с вашей точки зрения? Леонид Перлов: Я слышал об этой идее и отношусь к ней отрицательно. Марина Калинина: Почему? Леонид Перлов: По нескольким причинам. Во-первых, я воспитан, я глубоко убежден, что читать чужие письма аморально – так меня воспитали. Во-вторых, что касается технологий контроля, я не вижу технической возможности, даже если допустить такое, это сделать. Сегодняшний школьник – а я, как вы понимаете, по роду деятельности имею дело с сотнями – в состоянии, во-первых, обойти родительский контроль, а во-вторых, при попытке его проконтролировать… технически грамотно это… Кроме того, владелец аккаунта… сам решает, кого он допускает на свой аккаунт, и при малейшей попытке его контролировать немедленно убирает со страницы этого человека, и больше его туда не пустят. Марина Калинина: Леонид Евгеньевич, а вы можете взять телефон? Звук прерывается, очень плохо вас слышно, к сожалению. Леонид Перлов: Хорошо, давайте по телефону. Так лучше? Марина Калинина: Да, значительно, спасибо. Леонид Перлов: Отключать Skype? Марина Калинина: Да, давайте. Леонид Перлов: Мне повторить то, что я сказал, или было слышно? Марина Калинина: Да, было слышно. Мы вас дальше слушаем. Леонид Перлов: Так вот сам по себе принцип тотального контроля – принцип, устаревший как минимум лет на 50 – сегодня технически невозможен. Другой вопрос, не менее, на мой взгляд, важный: школа должна контролировать? Как вы себе это представляете? У меня без малого четыре сотни учеников. Я как учитель должен сидеть в их соцсетях (допустим даже, что они мне это позволили) и заниматься контролем? Или это должен делать классный руководитель, у которого два с половиной или три десятка детей? Как это себе представляют авторы идеи? Юрий Коваленко: Авторы идеи вообще хотели во всяком случае пойти по пути этакого психоанализа, что ли: на основе того, как выглядит страничка ребенка в соцсетях – как в комнату его зайти, окинуть взглядом и посмотреть, чем он увлекается. Так вот здесь, на основе страничке в соцсетях они могут делать анализ и понимать, к чему у него тяга, к чему у него душа не лежит и возможности его будущего развития. Леонид Перлов: Понятно, я понял. Итак, для этого им нужно как минимум попасть в его страничку, правильно, для того чтобы окинуть ее взглядом? Юрий Коваленко: Ну предположим, что она открыта. Леонид Перлов: Ну допустим, она открыта. Один раз попал, окинул взглядом и сделал выводы? Я не верю в достаточную квалификацию специалистов, которые якобы должны этим заниматься. Кто эти специалисты? – учителя? Они не являются в этом специалистами, их этому не учат. Марина Калинина: То есть вы считаете, что учителя… А вот родители должны заходить? Леонид Перлов: А что родители? Я сомневаюсь, что родители сегодня – многие родители детей особенно в возрасте 12-14-16 лет – разбираются в соцсетях лучше, чем их дети. Сплошь и рядом, скорее всего, наоборот. Ребенок при попытке его проконтролировать, допустим, закроет эту страничку и откроет под каким-нибудь другим ником новую, поди его найди. И он будет писать там все что угодно. Марина Калинина: Спасибо вам большое за вашу точку зрения. Понятно, что вы категорически против такой меры. Спасибо. Это был Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории. В общем… Юрий Коваленко: …идея на грани невозможности реализации, да? Виктория Бунчук: Технически однозначно это невозможно организовать. Но, с другой стороны, родитель действительно может зайти на страничку своего ребенка и посмотреть, действительно понять, чем он занимается, чем увлекается – почему нет? Учителям действительно наверняка это сложно, для них это новая нагрузка… Марина Калинина: Главное, чтобы потом родитель в обморок не упал от того, что там увидит. Виктория Бунчук: Тут родителям тоже надо понимать, что все-таки наступила новая реальность, мы в ней живем, и нужно понимать, что у детей совершенно другие интересы. То есть они могут отличаться от их собственных кардинально, но важно отличать, что есть какие-то пугающие сигналы, а есть, допустим, просто новая субкультура, которой они увлекаются, которая не такая уж и страшная, просто это что-то новое и интересует их ребенка. На самом деле современные школьники довольное ответственные, они понимают, какие есть опасности в Сети, чем можно и чем нельзя увлекаться; они используют информационные технологии для собственного развития, обучения. Вот недавно, кстати, был такой пример: 14-летние школьники из Ахтубинска, будучи фанатами работ Стива Джобса и человека, который создал Facebook (Марка Цукерберга), создали собственную социальную сеть Kenap, которая сейчас пока еще находится в бета-тестировании, но они предполагают, что это будет безопасная социальная сеть для их, скажем так, одноклассников, а потом и для подростков этого возраста примерно. Марина Калинина: Давайте послушаем, что по этому поводу думают наши телезрители. Дозвонился нам Максим – здравствуйте, Максим, вы в эфире. Зритель: Да, добрый день. Марина Калинина: Да, слушаем ваше мнение. Зритель: В общем, мы считаем, что не надо государству лезть в дела семейные. Марина Калинина: А семье нужно лезть в дела детей? Зритель: Любые родители, если захотят, сами проверят, чем ребенок занимается в Интернете у них. Это ведь несложно – подойти к нему и попросить, посмотреть. Если вы ребенку не доверяете, тогда вообще не давайте ему доступа в Интернет. Юрий Коваленко: Вы именно таким образом общаетесь со своими детьми? Марина Калинина: Это практически невозможно, доступ в Интернет – сейчас это можно сделать везде. Зритель: Ну в смысле? Он же у вас с ладони не выйдет в Интернет, ему как минимум нужно техническое устройство. Марина Калинина: Но он может выйти из дома и пойти зайти в Интернет-кафе, поэтому это невозможно сделать. Зритель: Можно пароль поставить, можно ему вообще ничего не покупать, купить Nokia 3310, с нее ты просто не сможешь выйти в Интернет. А у нас государство почему-то пытается всех и все контролировать. Себя не могут… Марина Калинина: А у вас дети есть? Зритель: Да. Марина Калинина: Как вы с ними эту проблему решаете? Или у вас нет такой проблемы? Зритель: У нас нет такой проблемы. У них определенное время есть на Интернет, чем они там занимаются – это их личное дело. Если я увижу, что что-то у них не так, само собой я попрошу, и уверен, что они мне не откажут посмотреть. Марина Калинина: Но в принципе вы свое мнение не навязываете, особо не лезете, не смотрите, что они там в Интернете делают? Зритель: Помню, как меня воспитывали: если мне что-то запрещали, я всегда это делал. Марина Калинина: Спасибо за вашу точку зрения. Давайте еще послушаем Дениса из Казани – Денис, здравствуйте. Зритель: Да, добрый вечер. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Зритель: Я категорически против любого контроля. Надо не забывать, что у нас светское государство, основополагающий документ, исходя из которого формируется законодательство нашей страны – это Конституция. И сама формулировка в начале передачи меня испугала. Я сам политолог плюс ко всему, меня передернуло. Мне кажется, в Америке бы уже в суд подали на телеведущую, и Госдуму бы разогнали… Марина Калинина: А на меня-то за что в суд подавать? Зритель: Сейчас формулировку повторю, секунду: "Госдума хочет контролировать, что делают дети" – как так вообще? Марина Калинина: Она решает вопрос, контролировать детей или не контролировать. Зритель: Госдума решает вопрос, что делать людям. У нас свобода личности, свобода совести в Конституции прописаны, как так вообще? Этот вопрос в принципе не должен задаваться в Госдуме, а общественными организациями должен задаваться, возможно. Марина Калинина: Я вам секрет открою: Госдума много чего решает, что делать к людям, к сожалению, в нашей стране. Юрий Коваленко: И от нас, к сожалению, эти решения никак не зависят. Марина Калинина: Да. Спасибо. Вот такие вот мнения, все как-то против. А ваша компания вообще чем занимается? Вы же "Умный Интернет" разрабатываете? Виктория Бунчук: "Разумный Интернет". Марина Калинина: Да. Как вы себе это представляете? "Разумный Интернет" – что это такое? Виктория Бунчук: Наш фонд занимается несколькими проектами, которые в первую очередь направлены на детей в Интернете, и есть у нас один флагманский проект так называемый – это развитие адресного пространства ".дети", в котором регистрируются адреса для сайтов, которые как раз создаются именно для детей или о детях. И в нашей базе, кстати, есть несколько очень хороших проектов, которые, с одной стороны, помогают изучать Интернет, но в такой игровой форме. Например, один из них называется персональныеданные.дети – этот адрес русскими буквами записывается. Сложный и страшный адрес, но там внутри игра, которая была создана Роскомнадзором, для того чтобы именно дети играючи поняли, что такое персональные данные и как их нужно защищать, пользуясь информационными технологиями, очень полезная игра. Есть каталоги сайтов, например, вебландия.дети, где каждый родитель может для своего ребенка найти сайты совершенно по разным категориям, темам, которые тоже будут безопасны и полезны. И я понимаю, почему все боятся вот этих тотальных контролей. Во-первых, это действительно, может быть, нарушает какие-то права человеческие, но с другой стороны, в данный момент проходит в России "Единый урок безопасного Интернета" так называемый. Он начался, по-моему, 23 октября и закончится 31 октября. Он был инициирован Советом Федерации,и на сайте единыйурок.рф выложены различные методические пособия, какие-то уроки, видеоуроки, которые бы помогали в такой простой и интересной геймифицированной форме рассказывать детям, как работает Интернет, с одной стороны, а с другой стороны, как защитить себя от каких-то разных зловредов – не только зловредов, но и кибермошенников или людей, которые каким-то образом ментально воздействуют на детей, скажем так. Марина Калинина: Понятно. Наши корреспонденты спросили у прохожих на улицах, знают ли они, чем занимаются их дети в Интернете. Давайте посмотрим, что из этого получилось, что люди отвечали. ОПРОС Марина Калинина: Ну вот в основном получается, что люди говорят, что проконтролировать невозможно. Это все… Юрий Коваленко: …только доверие. Виктория Бунчук: Только доверие. Но, с другой стороны, можно один раз или какое-то количество раз объяснить своему ребенку, что это опасно и это неправильно, и наверняка он запомнит и запишет куда-то себе на подкорку. Те же самые государственные органы предлагают ввести уроки кибербезопасности в школ или хотя бы курсы. Юрий Коваленко: Интернет-гигиена – это про это разговор был? Виктория Бунчук: Да. И, кстати, это неплохая инициатива, я считаю: основы безопасности жизнедеятельности в Интернете – ОБЖ такое получается. Это очень полезно. Марина Калинина: Давайте узнаем мнение Ольги из Краснодарского края, которая дозвонилась нам в прямой эфир – здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Ваше мнение какое? Зритель: Я классный руководитель, и в прошлом учебном году я пыталась интересоваться тем, что думают, чувствуют, о чем переживают дети в моем классе, то есть что для меня закрыто. Потому что я знаю как классный руководитель, как учитель-предметник, и мне очень хотелось знать их внутренний мир. Но я столкнулась с тем, что у них есть по несколько аккаунтов, и на том аккаунте, который их собственный – их фотографии, настоящие имя и фамилия – нет совершенно ничего интересного. Они, бывают, ставят там лайки, что-то себе сохраняют, но это очень мало. То есть чем они живут, чем дышат и о чем переживают – это не выкладывается. А вот самая настоящая такая подростковая жизнь ведется под чужими аккаунтами, под чужими фотографиями, они создают беседу закрытую и общаются на таком языке, как мне говорят, "не надо вам это читать", а то тут не только грамматика, но и нарушение норм русского языка. То есть я хочу сказать, что я пыталась, мне было очень интересно, но оказалось, что это невозможно на практике. Юрий Коваленко: То есть получается, что если вам вменят в обязанность следить за учениками, вы просто разведете руками и скажете, что вы этого сможете сделать технологически, да и по логике вещей не сможете этого сделать? Зритель: Да, совершенно верно. Я это пыталась делать, да. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Вот мнение еще одного учителя мы выслушали: все говорят, что невозможно это сделать даже при большом желании. Итак, мы вас сегодня спрашивали, знаете ли вы, что делают ваши дети в Интернете: "да" ответили 44% наших телезрителей, "нет" – 56%. Вот такие вот результаты нашего опроса. Ну а мы благодарим нашу сегодняшнюю гостью – это Виктория Бунчук, руководитель проекта фонда "Разумный Интернет". Спасибо, что пришли. Юрий Коваленко: Спасибо. Виктория Бунчук: Спасибо.