Виктория Касилова и Игорь Шашкин. Как открыть фитнес-клуб

Гости
Игорь Шашкин
директор направления франчайзинг «Русская фитнес группа»
Виктория Касилова
основатель фитнес-клуба Capsula

Анна Тарубарова: Время рубрики «Дело на миллион». Здравствуйте! Меня зовут Анна Тарубарова. Каждую неделю мы делимся с вами, уважаемые зрители, историями успеха тех, кто смог превратить свое увлечение в бизнес, тех, кто не побоялся рискнуть, влез в долги, взял кредит, копил годами и в итоге сумел организовать свое дело.

Сегодня поговорим о том, как открыть фитнес-клуб. Приветствую в нашей студи Викторию Касилову, основательницу лаборатории персонального фитнеса Capsula. Здравствуйте.

Виктория Касилова: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Разбираться в том, как превратить ЗОЖ в доходный бизнес, нам также будет помогать Игорь Шашкин, директор направления «Франчайзинг» «Русской Фитнесс Группы». Сначала давайте посмотрим, как все устроено в клубе Виктории Касиловой.

Игорь Шашкин: ы

СЮЖЕТ

Анна Тарубарова: Это осенью Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснял, где и как россияне предпочитают заниматься спортом. Оказалось, что 12% ходят в фитнес-клубы, но больше половины опрошенных занимаются дома. Вот накануне Нового года, как правило, все активизируются, впереди пышные застолья. Поэтому сегодня мы хотим спросить у вас, уважаемые зрители: вы занимаетесь спортом? Присылайте свои ответы на короткий номер 5445. Пишите, звоните. Нам интересно, кому вы доверяете свое здоровье и тело, сколько это стоит и довольны ли вы качеством услуг.

В нашей рубрике, уважаемые эксперты, мы рассказывали о том, как открыть фабрику одежды, салон красоты, пекарню. Но фитнес-клуб переплюнул всех – 25 миллионов первоначальных вложений! Почему так дорого и долго? Хотелось бы пояснить.

Виктория Касилова: Ну, во-первых, потому, что само оборудование для тренажерного зала, для силовых тренировок стоит достаточно дорого. Обновлять это оборудование регулярно – еще дороже. Поэтому экономичнее сразу купить качественное оборудование, которое будет служить долго.

Анна Тарубарова: А как у вас обстоят дела?

Игорь Шашкин: Ну, учитывая мои знания о площади клуба Виктории, в целом, наверное, у нас сопоставимые цифры, с точки зрения вложений на квадратный метр. Потому что, по сути, этот бизнес считается, как вложения на квадратный метр. На сегодняшний день, если ты строишь хороший и качественный клуб, что называется, полезный для общества со всех сторон, то это инвестиции от 45, наверное, до 60 тысяч рублей в квадратный метр.

Анна Тарубарова: А что значит «полезный для общества»?

Игорь Шашкин: Ну, это когда при проектировании и строительстве клуба вы не пытаетесь сэкономить на таких вещах, как было в ролике у Виктории, как воздух, потому что, действительно, занимаясь фитнесом, активно занимаясь фитнесом, это очень важная составляющая. Ну и то же самое касается полов спортивных специальных, которые предназначены для тех или иных видов занятий. То есть, в принципе, вся фитнес-индустрия, с точки зрения требований, расписана. И мы понимаем, что в залах для групповых занятий должен быть определенный пол, в зале тренажерном – другой пол. Ну и так далее. Все это требует специфических знаний и, соответственно, вложений.

Анна Тарубарова: Как раз вопрос из Нижегородской области: «Какой материал покрытия пола в вашем клубе?» Это важно, да?

Виктория Касилова: Некоторые моменты… Он там разный: есть кафель, плитка, есть паркет и резиновое покрытие в зоне свободных весов, потому что там износопрочное.

Анна Тарубарова: А есть то, что нельзя?

Виктория Касилова: Нет, все только экологически чистые продукты.

Анна Тарубарова: Ну, как правило, я приходила и видела, что ковролин в основном лежит.

Виктория Касилова: Нет, ковролин не подлежит никакой дезинфекции, никакой очистке, обработке. Для фитнес-клубов это совершенно непригодное покрытие.

Анна Тарубарова: То есть если ты видишь ковролин в клубе, то это повод задуматься?

Игорь Шашкин: Ну, если это не входная группа. Все остальное – в общем-то, да. Скорее да.

Анна Тарубарова: Виктория, вы когда начинали, вам было страшно, вы не боялись? Такие риски

Виктория Касилова: Мне до сих пор страшно, я честно скажу. Ну, естественно, боялись. Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И нужно пробовать.

Анна Тарубарова: Игорь, согласно той информации, которая есть в открытых источниках, «Русская Фитнес Группа» – это почти 40 собственных клубов, 46 франчайзинговых в 34 городах России и в 6 странах. Как вы выбираете партнеров для франчайзинга?

Игорь Шашкин: Наверное, это люди, которые в какой-то момент времени… Ну, первое, это все бизнесмены, естественно, потому что у нас инвестиции, как я уже говорил, высокие на квадратный метр, а средняя площадь нашего клуба, такого классического World Class – это порядка 3 тысяч квадратных метров. Ну, инвестиции мы можем посчитать – это порядка 200 миллионов рублей. Поэтому это уже такие зрелые бизнесмены, у которых, в общем-то, есть достаточно устойчивые бизнесы, и они себе диверсифицируют или делают что-то для души в формате…

Анна Тарубарова: Как хобби такое?

Игорь Шашкин: Нет, нельзя сказать «хобби». Мне кажется, у бизнесменов, когда они строят бизнес, хобби не бывает. Рано или поздно хобби должно приносить деньги.

Анна Тарубарова: Ну, в этом надо разбираться.

Игорь Шашкин: Да.

Анна Тарубарова: Это же спорт, это здоровье, это опять же немного медицины.

Игорь Шашкин: В том числе. Но по большому счету, когда ты решил инвестировать в индустрию спорта или построить свой фитнес-клуб, главное, что ты должен понимать – его невозможно построить и, в общем-то, отойти в сторону. Это бизнес, который затягивает, и ты должен быть в нем, потому что он построен на людях. Ну и собственно качество сервиса в первую очередь, профессиональная составляющая твоих сотрудников – это то, что стоит денег, и это то, что оценивает наш член клуба.

Анна Тарубарова: Вернемся еще к этому вопросу. У нас есть звонок из Твери от Михаил. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Алло. Добрый день. Я просто слушаю вас. Понимаете, те, кто организовал клуб… Ну, в принципе, их клуб только для богатых людей, потому что занятия… Вот у нас есть тоже такой клуб, но занятия там стоят 30 тысяч в месяц. Это не каждый позволит из тех, кто живет в провинции. Понимаете?

Анна Тарубарова: Но тем не менее люди туда ходят?

Зритель: Ну, бизнесмены, те, кто могут оплатить услуги. У нас же есть в Твери бизнесмены, те, кто занимаются бизнесом. А простые люди обычно занимаются в простых клубах, где услуги… Ну, простой клуб, у них клубная карта. А сейчас же все по клубным картам занимаются в основном. Там от 11 тысяч рублей. Ну, в принципе, вы знаете, вот то, что вы сейчас показывали – это очень дорогостоящее.

Анна Тарубарова: А вы занимаетесь спортом? Вы ходите в фитнес-клуб? И сколько вы можете позволить себе потратить на спорт ежемесячно?

Зритель: К сожалению, я занимаюсь спортом, потому что у меня вторая группа инвалидности по позвоночнику. Я обязан просто заниматься этим.

Анна Тарубарова: Ну, почему же «к сожалению»? К счастью. Это здорово, что вы поддерживаете себя.

Зритель: У меня каждый день три часа. С утра, чтобы одеться, нужно три часа растяжек, занятий. И потом еще три часа на стадионе каждый день. Понимаете, это не очень весело. Так что… Я бы, конечно, хотел, но я простой советский… ой, российский человек, и я не могу себе это позволить. Это могут только обеспеченные люди позволить.

Анна Тарубарова: Понятно. Спасибо, спасибо за ваше мнение. Давайте вернемся к требованиям, к тем людям, которые хотят открыть фитнес-клуб, у которых уже есть некие накопления, которые могут привлечь инвесторов. Какие к ним требования должны быть, вот если они открыть клуб или моностудию, как сейчас модно говорить?

Игорь Шашкин: У нас есть такое классическое описание этих требований. Это, в общем-то, наличие денег. Желание. Ну и третье – это, наверное, понимание того, что этот бизнес, если ты его строишь, то это становится твоим лицом в том регионе, в том городе, в котором ты его открываешь. Вот здесь нужно понимать. Потому что если ты открыл фитнес-клуб как бизнесмен в своем городе, то весь город начнет тебя оценивать именно по этому бизнесу, потому что туда ходят тысячи людей. В общем-то, они каждый день, возвращаясь, говорят о тебе либо хорошо, либо о каких-то вещах, которые их не устраивают.

Анна Тарубарова: А есть регионы, в которых складывается хорошо этот бизнес, а есть регионы, в которых не идет?

Игорь Шашкин: Вы знаете, я бы так сказал. Дело в том, что в любом регионе этот бизнес идет, потому что… Я сейчас объясню. Потому что если взять такое показатель, как вовлеченность населения в фитнес, то в нашей стране в среднем он порядка 2%. В Европе, в Соединенных Штатах это ближе уже к 20%. То есть мы понимаем, что у нас зазор вот этот очень большой. И люди из года в год все равно идут и позволяют себе этот вид досуга, что ли.

Но при этом этот бизнес тем хорош, что он многоуровневый. Есть премиальные клубы, как у нас. Есть клубы среднего сегмента. И есть клубы так называемые дискаунтеры или лоукосты – кому как приятнее их называть. Это те клубы, которые большей массе доступны. Ну, по сути, это как в продуктовом ритейле: есть «Пятерочки» и «Магниты», есть «Азбука вкуса», есть «Перекрестки» и так далее. В нашем бизнесе то же самое. Поэтому, в принципе, на мой взгляд, ниша фитнес-индустрии еще имеет очень высокий потенциал и будет быстрее развиваться при поддержке и государства, и собственно населения. То есть население должно хотеть.

Анна Тарубарова: А что вы имеете в виду под поддержкой государства? Виктория, вы как-то на себе ее ощутили, когда открывали клуб?

Виктория Касилова: Нет. К сожалению, на себе фактически не ощутили. Кредит для малого бизнеса нам банки не одобрили, и мы оформляли кредит ипотечный.

Анна Тарубарова: Вот так. Игорь, поясните про поддержку государства. Какой она может быть?

Игорь Шашкин: Ну, здесь, наверное, какая история? Бизнесменов, которые строят фитнес-клубы, ну, я скажу так, их достаточное количество. Их может быть больше, но для этого государство должно организовать какие-то льготы, преференции для развития этого бизнеса. Вопросов очень много, все их сейчас перечислять – от доступности кредитования до каких-то еще вещей, с точки зрения аренды и так далее, – наверное, это целая дискуссия для передачи.

Виктория Касилова: Налоговые льготы.

Игорь Шашкин: Но на сегодняшний день Ассоциация операторов фитнеса сделала пакет предложений для государства. В общем, передали на рассмотрение. Поэтому мы ждем. Я думаю, в ближайшее время все-таки этот диалог между государством и бизнесом малым и средним в нашей индустрии должен стать более открытым – что позволит более быстрыми темпами наращивать нашу индустрию.

Анна Тарубарова: Давайте послушаем звонок из Владимирской области, нам дозвонился Александр. Александр, здравствуйте. Александра, Александра.

Зритель: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Да, добрый день.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я живу во Владимирской области, в деревне. Мне кажется, что в деревне это сплошной фитнес.

Анна Тарубарова: В огороде, да?

Зритель: Да, это летом. Летом фитнес в огороде: грядочки, поливка. Все это у нас. Из колоночки носим, 100 метров, а то и 200. А сейчас сплошной фитнес – снег, два-три раза мы ходим, хожу я чистить лопатой очень большую и широкую дорожку. Поэтому где у нас можно заниматься и зачем, когда сейчас в деревне, пожалуйста, кругом фитнес?

Анна Тарубарова: Ну да, все точно так. Спасибо вам большое. Давайте послушаем Бориса из Владивостока.

Зритель: Вот раньше я занимался спортом, ну, серьезно занимался спортом, имею звания и все остальное.

Анна Тарубарова: А каким спортом?

Зритель: Борьбой занимался, греблей на каноэ занимался, я мастер спорта. Но вопрос другой. Вопрос в том, что раньше все было доступно для людей. То есть как бы государство это делало специально, чтобы у нас спорт развивался в стране и все остальное. На сегодняшний день спорт перевели на бизнес-арену, то есть на этом наши магнаты и наши высокопоставленные люди практически зарабатывают деньги. Чтобы вывезти нормальных, хороших и подающих надежды молодых ребят и подготовить, нужны приличные деньги.

Анна Тарубарова: Вы говорите о спорте высоких достижений, а мы все-таки говорим о спорте для себя – тот, который поддерживает здоровье.

Зритель: Я говорю о спорте для себя. Вот фитнес-клубы как бы на сегодняшний день облагаются налогами и все остальное, поэтому содержать их просто так невозможно. И в них могут ходить только люди опять же высокопоставленные и бизнесмены, как вы говорите. И дети, которым родители могут наскрести деньги и все остальное. Но пенсионеры и все остальные практически в эти клубы ходить не могут. И я вообще смотрю на многое.

Вот про пенсионеров только что смотрел, Новый год не могут встретить нормально. А говорить о том, чтобы ходить в фитнес-клуб, чтобы поддерживать свое здоровье на дорожках… Я сам хожу вечерами по улице перед сном, и я очень много вижу пенсионеров, больных людей и все остальное, которые с лыжными палками ходят по улице и все остальное. А вот попасть в фитнес-клуб и все остальное – у них как бы особо денег нет. Вот вы пропагандируете это все. Конечно, это все красиво, хорошо. И строить надо, и все остальное. Может, я заплачу за фитнес-клуб, как бы свой спортивный комплекс. Но на сегодняшний день очень плачевно, честно говоря, обидно смотреть…

Анна Тарубарова: Борис, нам понятно ваше мнение, спасибо большое. Давайте будем двигаться дальше по теме, по поводу…

Виктория Касилова: Я бы даже немного пояснила Борису.

Анна Тарубарова: А?

Виктория Касилова: Я бы даже немного прокомментировала Бориса.

Анна Тарубарова: Да, я бы хотела тоже вопрос задать. Если вы готовы – пожалуйста.

Виктория Касилова: Если говорить про Москву, то у нас есть клубы – от 10 тысяч рублей абонемент стоит годовой. Это для тех, кто желает заниматься фитнесом, желает приобретать здоровье и хорошее самочувствие и не желает переплачивать, как говорит Борис, лишние деньги. Вот от 10 тысяч рублей – годовой абонемент. Посчитайте, какая это сумма в месяц.

Анна Тарубарова: Меньше тысячи.

Виктория Касилова: И это жители Москвы. Если мы будем проецировать на Владимирскую область, наверняка клубы этого сегмента будут и во Владимирской области. Соответственно, и стоимость будет ниже. То есть порядка 5 тысяч рублей, годовой абонемент в клуб позволить могут себе многие. Вопрос в том, что культура фитнеса, у нас еще культура физическая в головах людей не у всех сформирована, что это важно, что это необходимость и что в это стоит вкладывать деньги.

Анна Тарубарова: А кто должен ее формировать?

Игорь Шашкин: Мне кажется, это такое двустороннее движение должно быть. И те, кто этим занимается, ну, мы формируем по определению, потому что, как сказал предыдущий…

Анна Тарубарова: Оратор.

Игорь Шашкин: …оратор, мы на этом зарабатываем. Мы постоянно работаем над тем, чтобы большее количество людей к нам пришло, позвонило, ну и так далее. И с точки зрения государства должен быть тоже посыл – что, в общем-то, они и делают. Существует целая сеть физкультурно-оздоровительных комплексов, которые строит и спонсирует государство. Но тем не менее даже это все не позволяет людей вовлечь туда, ну, или так быстро, как мы хотели бы. Потому что, по сути, даже бесплатные уличные занятия, которые пропагандируют крупнейшие производители спортивной одежды или еще чего-то – это, пожалуйста, в парках, приходи, бегай и так далее.

Анна Тарубарова: Но не везде есть парки, к сожалению.

Игорь Шашкин: Согласен, согласен.

Анна Тарубарова: Давайте послушаем Нину из Хабаровска, она нам дозвонилась. Нина?

Зритель: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Здравствуйте.

Зритель: Вот у нас в городе есть, например, фитнес-клуб World Class. Это один из самых дорогих клубов, в котором годовая карта стоит до 60 тысяч рублей в год как минимум. Но существуют различные скидки, акции. Я, например, уже восьмой год пользуюсь этой картой. Сама дорогая была для меня – 36 тысяч.

Анна Тарубарова: Регулярно ходите?

Зритель: Да. Ну, я говорю, что восьмой год. Сейчас, например, акции были, я купила карту за 25 тысяч, годовую, 12 месяцев. Это значит, что 2 тысячи в месяц. Вообще в этом фитнес-клубе можно заниматься, так сказать, сколько угодно. И сауна есть, и, конечно, душ, и плавательный бассейн, и беговые дорожки, и так далее.

Анна Тарубарова: То есть надо отслеживать акции, я так понимаю, да? Вы отслеживаете и выбираете наиболее удобную для вас сумму, комфортную?

Зритель: Есть еще дешевле, например, которые днем занимаются, только днем, либо только вечером. Так что работает удобно клуб. И народа всегда там много, я вам хочу сказать. Но это самый дорогой клуб. А еще у нас очень много появилось в последнее время клубов, у которых карта в два раза дешевле.

Анна Тарубарова: Ну, это радует. Спасибо, спасибо, Нина.

Игорь Шашкин: Спасибо.

Анна Тарубарова: Давайте сообщения почитаем. «Чтобы фитнес-клуб приносил прибыль, владелец должен продать в десять раз больше абонементов, чем вмещает спортзал. Никакая вентиляция не поможет, когда на тренажеры очередь, как за дешевой колбасой», – это нам пишет Игорь из Новокузнецка. Получается, что есть еще и такая проблема – проданные впрок карты и очереди, да?

Игорь Шашкин: Ну, смотрите. Когда мы слышим такую структуру вопроса, то, наверное, все-таки речь идет, когда клуб более дешевый.

Анна Тарубарова: И зарабатывает на картах. И неважно, как люди будут заниматься.

Игорь Шашкин: Он, в принципе, зарабатывает на потоке. Собственно, это тот самый сегмент дешевых клубов или лоукостов, как их можно назвать. Они как раз работают на потоке, потому что они не работают над удержанием клиентов и над всеми другими вещами, включая сервисную какую-то составляющую, глобальную. Чем дороже клуб, тем больше требований к качеству и к сервису.

И поэтому мы, конечно, как владельцы и регуляторы следим за тем, чтобы не было вот этого переполнения, поэтому есть некое ограничение. Ну, в нашей системе координат это один член клуба на квадратный метр полезной площади. Собственно, вот максимальная емкость нашего клуба. Ну, отсюда мы регулируем. Как только мы понимаем, что клуб перезаполняется, мы, в общем-то, начинаем так или иначе с этим работать.

Анна Тарубарова: Понятно. Виктория, когда мы снимали репортаж, вы нас познакомили со старшим тренером, с Сергеем, и сказали о том, что таких специалистов буквально один в стране. А что происходит с кадрами? Потому что вы мне дали одну информацию. А когда же мы заходим в социальные сети, там каждый второй – это фитнес-тренер, причем высшего разряда, и у него можно за 3 тысячи рублей получить месяц онлайн-тренировок, программу питания и так далее. Может, тренеры просто ушли туда, в интернет, им невыгодно работать в фитнес-клубах?

Виктория Касилова: Нет, к сожалению, как мы с вами говорили во время записи ролика, у нас нет высшего учебного заведения, которое бы готовило специалистов по физической культуре, которые будут работать с населением в целях оздоровления. Есть институт, который готовит тренеров по подготовке спортсменов. Это несколько другая специфика, и там другая цель. Цель в спорте – победа любым путем, и иногда на алтарь приносится здоровье человека. А цель физической культуры, фитнеса в том числе, – это как раз таки здоровье человека.

Вот поэтому нет института, который готовит спортсменов, высшего учебного заведения. Есть курсы. Самые долгие из них – это четыре месяца. А также недельные, трехдневные, онлайн-курсы. Вы можете отправить анкету, заполнить – и вам выпишут сертификат тренера. Это общее состояние индустрии.

Анна Тарубарова: Кстати, в тему сообщение: «Занимаюсь в фитнес-клубе два месяца. Пришла к массажисту – тот сказал, что мне повредили спину интенсивными упражнениями, надо лечить. Тренер – опытный спортсмен. Как предъявить претензию – не знаю. Несет ли клуб ответственность за мое здоровье?» – Ирина, Волгоградская область.

Виктория Касилова: Тренер – опытный спортсмен? Вот как раз то, о чем мы говорили. Да, он может быть опытным спортсменом, он может подготовить опытных спортсменов, которые тоже оказались успешными. Он может быть сам достаточно удачно сложен, как атлет, и представлять собой якобы визитную карточку своей деятельности. Но это не всегда так. Работа, скажем так, с обычными людьми, которые не хотят достигать спортивных достижений, хотят здоровья, красоты – это совсем другое направление. И России только самообразование.

Анна Тарубарова: Как в таких условиях конкурировать?

Виктория Касилова: Оказывать качественную услугу, внимательно относиться к подбору кадров своего заведения, смотреть на их опыт, не на то, что они рассказывают, а на истории их успеха. Если это конкретные люди, какие-то рекомендации, успешные кейсы. Двадцать человек, которые за его десятилетнюю историю хотя бы могут сказать: «Да, сделал счастливым и здоровым, болей нет». К счастью, у нас сейчас есть социальные сети, которые позволяют промониторить эту ситуацию, оценить ее, отследить, составить имидж человеку. И мы это можем делать.

Анна Тарубарова: Так что если сейчас нас смотрят хорошие тренеры, то, наверное, им есть куда обратиться, да?

Виктория Касилова: Да, безусловно, безусловно.

Анна Тарубарова: Давайте подведем итоги нашего опроса. 48% наших зрителей занимаются спортом, ну и, соответственно, 52% – нет. Я благодарю вас за беседу. О том, как превратить увлечение здоровым образом жизни в дело жизни, нам сегодня рассказали основательница фитнес-клуба Capsula Виктория Касилова и директор направления «Франчайзинг» «Русской Фитнес Группы» Игорь Шашкин. Спасибо вам. Здоровых вам новогодних праздников!

Игорь Шашкин: Спасибо и вам.

Виктория Касилова: До свидания.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Секреты оздоровительного бизнеса в рубрике «Дело на миллион»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты