Мошенники активизировались

Гости
Марат Аманлиев
адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита»
Максим Плетнев
партнер юридической фирмы «СМБ Консалт»

Петр Кузнецов: Мы продолжаем. Погода разбудила клещей, мы об этом даже рассказывали, а кризис – мошенников. В этот непростой период риск стать жертвой финансовых дельцов возрастает в разы, предупреждают эксперты, и главное их оружие – наше настроение, ну и как всегда недостаточная осведомленность финансовая.

Марина Калинина: Уже сегодня специалисты говорят о том, что активизировались лжефонды, они предлагают вернуть гражданам все потерянные деньги, просят оплатить услугу, а потом исчезают.

Петр Кузнецов: Пользуются мошенники и высоким интересом к противовирусным всяким препаратам: например, продают «эффективные» лекарства или даже предлагают вложиться в инвест-проекты по разработке новых вакцин. Ну это, видимо, обанкротившимся бизнесменам такое можно предложить. В общем, инструментов много, давайте обсуждать, как они появляются, кто им противодействует, что нам делать, как себя вести и как не вести в той или иной ситуации.

Марина Калинина: В общем, как избежать того, чтобы стать жертвой этих мошенников, и быть начеку.

Петр Кузнецов: Абсолютно, как можем поможем.

Максим Плетнев, партнер юридической фирмы «СМБ Консалт», с нами на связи. Здравствуйте, Максим Владимирович. Слышите нас, да?

Максим Плетнев: Добрый день. Да, слышу-слышу.

Марина Калинина: Да, Максим, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Мы так понимаем с Мариной, что самое опасное в этот период, что сейчас много людей ушли в онлайн, работают онлайн, соответствующие предложения онлайн, а онлайн – это такое непаханое и в каком-то смысле бесправное поле, где одним неверным кликом можно деньги потерять.

Максим Плетнев: К сожалению, да, действительно, время карантина и самоизоляции, как оказалось, это еще и время активизации Интернет-мошенничества. Прежде всего хотелось бы сказать, что, если вы вдруг видите информацию о товаре или услуге, спасающей от коронавируса, не верьте. Верить сейчас стоит во всяком случае в этом вопросе только официальным данным и официальным источникам.

Дальше. Ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям, даже незнакомым людям в белых халатах. Вам могут говорить и про обязательную дезинфекцию, и тому подобное. Если вы на карантине дома, то медработники придут к вам только после предварительного звонка.

Также в связи с нарастающими проблемами на фоне вируса начала возрождаться и криминальная практика людей, которые предлагают обнулить или списать проблемные долги граждан. Важно помнить и понимать, что возможно это только путем подачи соответствующего заявления в суд о личном банкротстве с привлечением профессионального финансового управляющего, все остальное – обман.

Большое количество предложений в Интернете сейчас и по псевдоинвестициям, начиная с предложений выгодно приобрести валюту, а может быть, даже и криптовалюту, заканчивая вложениями в цветные металлы и акции различных предприятий.

Петр Кузнецов: То есть даже криптовалюта вернулась?

Максим Плетнев: Я бы рекомендовал гражданам придерживаться своего стандартного финансового поведения, которого они придерживались до возникновения коронавируса, до возникновения экономического кризиса, дабы не подвергать себя дополнительному риску.

Марина Калинина: А скажите, с вашей точки зрения, вот вы занимаетесь этими проблемами, вы отслеживаете все эти мошеннические схемы – они возникают вот именно в такие времена, когда какая-то проблема, люди немножко обеспокоены, обескуражены, не знают, куда себя подать, что делать...

Петр Кузнецов: Нервы расшатаны.

Марина Калинина: Вот почему... Чем пользуются мошенники, на чем они играют? Это психология человеческая? Вот что происходит в эти моменты?

Максим Плетнев: Конечно, прежде всего это наши панические настроения, это различные психологические факторы. Любые катастрофы и чрезвычайные ситуации мошенники всегда стараются встроить в свой арсенал, в свой набор дополнительных действий. Поэтому это тот самый период, когда мы больше подвержены психологическому воздействию извне, мы переживаем, волнуемся за своих близких, за себя, за достаточно большое количество вещей.

Петр Кузнецов: И последний вопрос. Вот все-таки кто основная жертва сейчас и у нас вот в этот период? Это обанкротившиеся бизнесмены или скорее обычные граждане?

Максим Плетнев: Я думаю, что это скорее обычные граждане, это мы с вами, это наши бабушки, дедушки, родители, это все те, кто находятся дома, – вот это все те люди, которые, конечно, подвержены на сегодняшний день Интернет-мошенникам. Те, кто волнуются, подвержены дополнительно паническим настроениям. Это те люди, которые...

Петр Кузнецов: То есть там, где можно как раз социальную инженерию ту же самую включить всем известную.

Максим Плетнев: Совершенно верно, да.

Марина Калинина: Спасибо. Максим Плетнев, партнер юридической фирмы «СМБ Консалт».

У нас на связи телезритель Сергей из Москвы. Сергей, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Сергей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Петр Кузнецов: Добрый.

Зритель: Вот смотрите, сейчас в Госдуме рассматривается закон о привлечении граждан к ответственности, 2 миллиона штраф и до 7 лет тюрьмы, за нарушение карантина. А вот мошенникам, я предлагаю в данный момент привлекать их к уголовной ответственности сразу на 15 лет, не до 15 лет, а на 15 лет, без условно-досрочного освобождения. Десяток привлекут, покажут по телевизору, и как рукой снимет, никому не хочется сидеть такой срок. Вот что необходимо...

Петр Кузнецов: Сергей, очень разумное предложение, очень правильно вы обозначили проблему, мы об этом поговорим, о том, что на самом деле очень много говорят и без вирусов, вне кризиса, когда это происходит, кибермошенники орудуют всегда.

Зритель: Конечно.

Петр Кузнецов: И возникает всегда при этом резонный вопрос: если их так много... Вот данные только по прошлому году, никак не связанные с каким-то острым периодом, киберпреступники похитили у россиян 2 миллиарда рублей, это только киберпреступники. Каждый раз возникает резонный вопрос: если их так много, то где посадки, где неотвратимость наказания. Так что это очень важный вопрос.

Марина Калинина: Сергей, а скажите, может быть, вы становились жертвой таких мошенников? Были у вас такие случаи в жизни?

Зритель: Нет, к сожалению, я очень хорошо подкован в этом вопросе и на эти уловки не поддаюсь.

Марина Калинина: Почему же «к сожалению»? К счастью!

Зритель: Спасибо вам.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо. Прожженный вы, Сергей, в этом плане, это хорошо.

Марат Аманлиев, адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита», с нами теперь на связи. Здравствуйте, Марат.

Марат Аманлиев: Добрый день.

Марина Калинина: Добрый день.

Чего опасаться людям и как себя вести?

Петр Кузнецов: Да, что важно знать сейчас вот нам, простым гражданам?

Марат Аманлиев: Вы знаете, я думаю, опасаться нужно в настоящий момент в большей степени пожилому населению, нашим бабушкам и дедушкам, потому что мошенники сразу активизируются, они понимают, что это группа риска, наиболее подверженная этому вирусу, который сейчас ходит у нас по миру, коронавирусу, и они сразу начинают им предлагать какие-то лекарства чудодейственные, которые полностью просто от всего оградят, от всех заболеваний, в общем, попадания в больницу, и какие-то невероятные суммы выманивают под эти лекарства. Здесь нужно опасаться более такому населению в нашей стране.

Марина Калинина: А вот что касается не лекарственных препаратов, а именно таких вот мошеннических схем с деньгами?

Марат Аманлиев: Ну это всегда живо, это всегда будет вне зависимости от нынешней ситуации. То есть звонят всегда по телефону, предлагают куда-то вложиться, отправить на карту. Эти люди умеют психологически воздействовать, втереться в доверие, рассказать тем, кто подвержен. Есть люди, которые сразу бросают трубку, допустим, мне когда набирают, просто хотят предложить что-то, «хотел бы вам предложить», на этом телефонный разговор заканчивается. А есть те, кто вступают с ними в долгий диалог, в процессе этого диалога они уже не понимают, что они ведутся на этот разговор, отправляют деньги, а потом, в общем-то, сокрушаются.

Как правильно предыдущий коллега Максим Плетнев сказал, нужно опасаться предложений о вложении денег куда-то там, в какую-то валюту или криптовалюту. Потому что надо спросить у людей, которые покупали доллар когда-то за 70, насколько им это вложение помогло когда-то давно, и все станет понятно, почему не нужно поддаваться панике. Наоборот, лучше эти денежные средства, которые сейчас есть, которые составляют какую-то определенную подушку безопасности, сохранить во избежание быть подверженным эффекту рецессии, потому что если экономика начнет замедляться, а скорее всего это будет происходить, признаки этого видны, растут цены, растет инфляция, то в этом случае людям будет непросто без денег. Если они просто вложатся куда-то непонятно под что, все будет очень неприятно.

Марина Калинина: Марат, еще такой вопрос. Вот пострадавшие люди от мошенников обращаются ведь куда-то в правоохранительные органы, к адвокатам, юристам и так далее. Какова вообще вероятность того, что они могут вернуть свои деньги? Вообще были такие случаи? Насколько это часто?

Марат Аманлиев: Если мошенники, которые получают деньги от людей, не вкладывают их в какие-то свои проекты, какие-то там основные средства, они покупают... недвижимость, то, скорее всего, деньги вернуть будет достаточно непросто. Этого человека максимум найдут и максимум, наверное, осудят, он будет должен какую-то невменяемую сумму денег, но вернуть их практически невозможно, это первое. А второе...

Марина Калинина: Так, второе?

Петр Кузнецов: Марат?

Марина Калинина: Марат?

Петр Кузнецов: Надеюсь, что это не мошенники.

Людмилу давайте послушаем, Вологодская область. Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Добрый день. Я звоню, комментирую, который вам Сергей звонил, его, что, значит, осуждать мошенников прямо на 15 лет.

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: Я, значит, бывший сотрудник полиции в отставке. Вы знаете, как дорого это обходится нам же всем, государству их содержание, понимаете?

Марина Калинина: Ну то есть нам, получается, действительно.

Зритель: Их осудить, и 15 лет мы должны их все содержать, кормить? Для них же там очень хорошие условия созданы в настоящее время. Я предлагаю, что нужно штрафы повысить, чтобы они... Я понимаю, что трудно найти мошенников...

Петр Кузнецов: Особенно кибермошенников, это очень сложно, и к вопросу о том, сколько это стоит, остается только догадываться, сколько стоит отследить группу кибермошенников только одну, а сколько их вообще у нас.

Зритель: Да.

Марина Калинина: Спасибо. А ваше предложение...

Зритель: Так что это тоже не выход сажать их на 15 лет.

Петр Кузнецов: А если уж вы замахнулись на штрафы...

Марина Калинина: Какой выход тогда, с вашей точки зрения?

Петр Кузнецов: Вот какой должен быть размер штрафа для такого вида?

Зритель: Ну если кибер, то там надо штрафы вообще миллионные чтобы были. Если это мошенники типа по деревням ходят и бабушек уговаривают, то это от 50 тысяч штраф, это более-менее. И знаете, у них у всех очень имущество имеется, и пусть службы работают, ищут их, и приставы, имущество это распродают и возмещают ущерб потерпевшим.

Петр Кузнецов: Ну давайте с Маратом обсудим ваше предложение. Марат, вы слышали?

Марина Калинина: Спасибо. Марат к нам вернулся, на связи.

Петр Кузнецов: Не сажать предлагает наша телезрительница...

Марина Калинина: Нет, вы недоговорили по поводу того, что сложно это все потом вернуть.

Марат Аманлиев: Да, это достаточно непросто найти, потому что они же пользуются средствами определенными, шифрованием, чтобы их никто не мог отследить, IP-телефония и прочее. Поэтому нынешнюю преступность, мошенников именно, которые похищают денежные средства у населения вот таким завуалированным путем, их непросто найти, на это уходит невероятное количество усилий правоохранительных органов, создаются специальные управления по борьбе с такой преступностью, потому что это отдельный вид. Одно дело, когда кто-то подделал документы и по поддельному договору купли-продажи вашу квартиру переоформил, там примерно все понятно, там подпись подделанная, вы вернули себе обратно квартиру, оспорили договор, все. А когда у вас похитили деньги, еще поди найди этот след, этого человека, который это сделал. Тут достаточно...

Петр Кузнецов: Это и ответ на предложение Людмилы, которая говорит, что должны быть просто миллионные штрафы.

Марина Калинина: Миллионные штрафы.

Петр Кузнецов: Попробуй их сначала найди, штрафовать-то кого.

И еще несколько слов о «Коллективной защите», Марат, у все-таки общественная организация так называется, вот по поводу самого контроля. Потому что трудно вернуть, вы сказали, но тут-то, наверное, самое главное попытаться предотвратить. Мошенники активничают, а всякие какие-нибудь контролирующие органы, службы? Как и на чем, кому у нас нужно сейчас сконцентрироваться? Вот сегодня увидел, что в Канаде составили специальный список мошеннических схем, появившихся с коронавирусом, его составил отдельный какой-то центр по борьбе с мошенничеством, и вот он этот список выкатил и предлагает гражданам с ним ознакомиться, чтобы не попасть. У нас может какая-то служба, если активничать будут мошенники продолжать и будут все новые схемы?

Марат Аманлиев: Я такой службы никакой не знаю, которая вот отдельно взятая от МВД, Следственного комитета, в принципе отдельно взятая от правоохранительной системы, которая бы занималась исследованиями и выкладывала в Сеть. Наверняка, может быть, они существуют, но единственным, наверное, источником самым популярным должно быть МВД, которое у себя где-нибудь на сайте могло бы выкладывать перечень мошеннических схем, перечень... Знаете, как сейчас принято говорить, скрипты, то есть диалог как выстраивается между мошенником и потенциальным потерпевшим, о чем они говорят, как они говорят, чтобы люди могли ознакомиться. Потому что предотвратить это можно только информированием населения о том, что, если вам вот это и вот это предлагают, это, скорее всего, мошенничество.

Потому что, когда вам предлагают какой-то супернадежный проект, он выстрелит под 130% годовых и у вас берут деньги под него под 25% годовых, первый вопрос, который должен возникнуть, почему они в банк не идут. Ну расписав красивый бизнес-план, отдав его аналитикам в банке, можно взять деньги на процентную ставку намного ниже, чем они вам предлагают. То есть банк бы выдал под такой проект 12–13%, а они готовы давать вам 25%. Не бывает такого, что пришел кто-то к вам по телефону, позвонил, сказал, что «я сейчас тебя сделаю богатым, просто дай мне немножко денег, и ты станешь...»

Марина Калинина: «И немножко подожди, пока я скроюсь». Спасибо большое.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Марина Калинина: Марат Аманлиев, адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита».

Эксперты предупреждают: угроза стать жертвой обмана сейчас возросла в разы