Вкалывают роботы, а не чиновник. К 2024 году все полномочия по работе с населением планируют возложить на многофункциональные центры

Гости
Людмила Иванова-Швец
доцент кафедры ТПП «Развитие Человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова
Любовь Адамская
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат социологических наук

Петр Кузнецов: «Ничего не знаю, обращайтесь в МФЦ». Скоро во всех госорганах страны, ну, не так скоро – с 24-го года, – госорганы прекратят прием граждан и, видимо, свое существование. Потому что все полномочия по работе с населением будут возложены на те самые многофункциональные центры.

Ольга Арсланова: Неужели мы не услышим больше: «Вас много, а я одна?»

Петр Кузнецов: Или: «У меня обед». Т. е. мы, может быть, услышим, но голосом робота уже.

Ольга Арсланова: По крайней мере, все это возможно, если реализуется закон, сейчас проект его разрабатывает Минэкономразвития. И по этому документу россияне по всей стране, где бы они ни жили, смогут получить услуги независимо от прописки и места пребывания. Любой сервис федеральных органов можно будет получить в любом центре страны, а региональных и муниципальных – в любом центре субъекта. И главное, все госуслуги будут доступны в электронном виде, и с неприятным чиновником общаться не придется.

Петр Кузнецов: Фантастика. Красота. Для этого появятся – сейчас внимание пенсионеров! – облачная платформа и реестр информационных взаимодействий. Кроме того, МФЦ смогут сотрудничать с негосударственными банками. А еще можно будет подать комплексное заявление сразу на несколько услуг.

Ольга Арсланова: А давайте обсудим эту перспективу. Как вам идея перестать общаться с чиновниками, а получать все услуги у честного, трудолюбивого, безликого и безличного робота.

Петр Кузнецов: С облаком готовы общаться вместо чиновника?

Ольга Арсланова: Плюсы и минусы будем выяснять прямо сейчас.

Петр Кузнецов: И, конечно, рассказывайте, как у вас дела с существующими уже МФЦ. Все ли в порядке? На самом деле стало ли быстрее и проще? Любовь Адамская нам поможет разобраться в этой теме, доцент кафедры «государственное и муниципальное управление» Финансового университета.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Любовь Владимировна, здравствуйте.

Любовь Адамская: Здравствуйте. Рада вас слышать. И приятно, что вы эту тему поднимаете, несмотря на то, что она находится в стадии проекта. Но тема очень важная.

Ольга Арсланова: Кстати о проекте. 5 лет осталось. 5 лет пролетят незаметно. Но уже сейчас, в 2019 году, в очень продвинутой Москве, где, например, за проезд в транспорте можно заплатить уже не только картой или, там, браслетом или кольцом, но и телефоном, по-прежнему люди стоят в окошко к живым продавцам, потому что есть услуги, которые можно получить только у них. И поэтому очень слабо верится в то, что через 5 лет совсем не останется живых чиновников, оказывающих услуги населению. Честное слово.

Петр Кузнецов: Хотя многие бы, конечно, хотели.

Любовь Адамская: Но мы понимаем с вами, что в социуме есть как пенсионеры, так и молодежь и среднее поколение. И время нам в любом случае диктует, как вы сказали, электронное облако. Хотим мы этого или не хотим, весь мир перешел на цифровизацию. И нам отставать от мира просто противопоказано по жизни. В любом случае это хороший шаг вперед. И как исполнительные и распорядительные органы, так и законодательные органы уже сейчас задумываются. Хотя в принципе это тема уже как бы вчерашнего дня. И думаю, что, конечно, не будет радикального такого, что сегодня сейчас объявляют, что с понедельника мы с вами все только по электронным карточкам, по электронной почте, при помощи всех электронных связей будем общаться и задавать вопросы, которые нас интересуют в социуме. Конечно, нет. Конечно, останется окно с живым человеком, который при затруднительном каком-то общении будет отвечать на вопросы. Но в целом сама картинка – она должна выглядеть именно таким образом. На улице цифровизация, на улице уже другой век. И нужно переходить к нему. Все, что касается этого проекта, я так понимаю, мы говорим о проекте МФЦ 2.0, он действительно находится сейчас в стадии развития. И, вероятнее всего, будет таким образом, что федеральные услуги будут оказываться федеральными органами власти, региональные – региональными органами власти. Т. е. даже разделение будет вот таким образом, для того чтобы именно хорошо, четко, быстро ответить на все интересующие вопросы. Я не вижу в этом проблемы.

Петр Кузнецов: Так. Нам есть с чем сравнить. Скажите, пожалуйста, насколько эффективна работа нынешних МФЦ в их виде, в котором они сейчас существуют? Есть ли недочеты? Писали, что вроде цифровизация, онлайн, в один клик, а времени на самом деле на оформление стало больше. Есть такие случаи.

Ольга Арсланова: И важный вопрос. А где у нас вообще есть МФЦ? Где, точнее, у нас их по-прежнему не существует? Ведь таких мест достаточно в стране.

Любовь Адамская: Да, конечно.

Петр Кузнецов: Да, давайте сразу и по географии, и по тому, как они четко исполняют и нам помогают.

Ольга Арсланова: Т. е. где и как?

Любовь Адамская: Если мы говорим о городах федерального значения, то здесь выстроена модель очень неплохо. Мы не можем сказать, что модель работает сегодня на отлично, замечательно. Всегда, когда модель только-только внедряется, конечно, есть какие-то недочеты. Но в целом, когда Москва, как город федерального значения, инициировала такую форму работы с населением, это было принято очень и очень хорошо. И сейчас все в развитии. Но это федеральные, города федерального значения.

Петр Кузнецов: Да.

Любовь Адамская: Все, что касается регионов, – да, там сложнее. Там сложнее с Интернетом, там сложнее и с населением, которое, как вы говорите, пенсионный сегмент социума – это сложно. Но тем работа проводится, тем не менее мы движемся. Да, может быть, не так быстро, как хотелось бы сегодня и сейчас. Но работа ведется. И я уверена, по практике, как это делалось в других странах, что, конечно, это не ограничится пятью годами. Конечно, это еще будет захвачен шестой и седьмой год. Но перспектива десятилетки, я думаю, будет реализована очень хорошо. И почувствуем работу цифровых технологий. А это самое главное на сегодняшний момент. Отставать нам от мира нельзя.

Ольга Арсланова: Я чувствую такой оптимизм в нашей беседе.

Петр Кузнецов: Это целая реформа, по сути.

Любовь Адамская: Да.

Петр Кузнецов: Есть представление, сколько денег и откуда понадобится на перевод услуг из госорганов в единый центр?

Любовь Адамская: Сегодня мы можем только догадываться. Точных цифр нет. Но и фантазировать, как правило, все что касается денег, это очень опасно. Поэтому мы с вами должны чуточку подождать и вернуться к этой теме ровно тогда, когда будет уже оформлен проект и будут подготовлены в проект сметы. Расходные сметы на оказание такой услуги для населения.

Ольга Арсланова: Понятно.

Любовь Адамская: Нужно чуточку-чуточку выдержать время. Но то, что вы подняли эту тему сегодня, это очень великолепно, очень хорошо. Только нужно продолжить ее и, действительно, дать специализацию.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Чуточку подождать. Где мы только этого уже не слышали.

Ольга Арсланова: Да. Но и мы, если будет что обсуждать, обязательно поднимем еще раз. Спасибо. Любовь Адамская была в прямом эфире. Главный плюс нашли наши зрители. Угадайте, какой. Роботы не будут воровать!.. Но программируют-то их люди. Ну, ладно. Продолжаем беседу. У нас на связи следующий эксперт. Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала». Людмила Николаевна, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Людмила Николаевна, здравствуйте.

Людмила Швец: Добрый день.

Ольга Арсланова: В обосновании законопроекта написано, что должна появиться новая философия взаимодействия человека с государством в нашей стране. Это как?

Петр Кузнецов: Какой вам видится эта…

Ольга Арсланова: Какой должна быть эта философия правильная?

Петр Кузнецов: Да, только нам уже пишут, что госаппарат окончательно отделится от народа. Вопрос о том, что плюсы-то есть: робот не будет воровать. Но госаппарат чем будет заниматься?

Людмила Иванова-Швец: Это, конечно, современная технология, это переход на цифровую экономику. И это положительно. Потому что на самом деле удобно будет и для граждан. Да, конечно, мы не совсем привыкли к этому переходу. Есть нюансы, которые не учитывают, наверное, и готовность граждан, и, может быть, какие-то продуманные шаги правильные со стороны государства. Но в целом это движение вперед. Без этого, наверное, невозможно на сегодняшний день.

Петр Кузнецов: Но скажите, вы в МФЦ же сами ходите, оформляете какую-нибудь…

Людмила Иванова-Швец: Конечно.

Петр Кузнецов: Плюсы-минусы?

Ольга Арсланова: Издержки.

Петр Кузнецов: Один плюс, один минус.

Людмила Иванова-Швец: Плюс существенный в том, что это качественно, это быстро, это очень удобно, действительно все приятно. Но я могу судить, конечно, только по московским МФЦ. Но, наверное, и во многих регионах ситуация приблизительно такая же. Если мы будем совмещать абсолютно все услуги в МФЦ, есть, конечно, много положительных плюсов. То, что гражданам не нужно будет бегать по разным инстанциям. Но и сейчас, конечно, если мы возьмем конкретно, мы можем поменять права в МФЦ и можем поменять права в ГИБДД. А представим себе, если все это соединят в МФЦ, то плюсы, конечно, существенные и для граждан – в том, что мы точно знаем, что это одно место. Но, наверное, и для государства, потому что даже такие моменты, как, не знаю, подготовка, повышение квалификации сотрудников, которые занимаются выдачей тех же прав, обменом прав, это же тоже деньги государственные.

Петр Кузнецов: А этих многих органов, которые перейдут с 24-го года в МФЦ, их просто не будет? Т. е. массовое сокращение госслужащих? Собственно, что и анонсировалось, на самом деле.

Людмила Иванова-Швец: Да. И это, наверное, сокращение госслужащих. То, за что ратуют, что у нас достаточно высокие расходы на государственное управление. Это тоже, наверное, может быть плюсом. Но другое дело, что те МФЦ, которые даже если есть сейчас, они, конечно, можно назвать, что они высокотехнологичные, что они достаточно оборудованы, – но они все равно в некоторых местах их и тесно, и мало места. И, наверное, если перейдут все услуги, то это потребует новых помещений, нового строительства, а это тоже должно думать государство.

Ольга Арсланова: И совершенно точно, это потребует новых затрат. Потому что сейчас к МФЦ у наших зрителей претензий немало. О них как раз сейчас и поговорим. Спасибо большое. Людмила Иванова-Швец была у нас в эфире. Несколько сообщений от зрителей. Удмуртия нам пишет: «Приходилось обратиться в МФЦ. Приезжала 5 раз. Каждый раз просили дополнительные документы, как ни в чем не бывало. Как будто бы нельзя было сказать сразу». «Стоим в очереди в МФЦ», – пишет Бурятия. Астраханская область жалуется на очереди. Краснодарский край. Вот, как минимум, в этих регионах в МФЦ стоят так же, как раньше стояли в окошко к живому человеку.

Петр Кузнецов: Но давайте порадуемся хотя бы, что там есть МФЦ. Уже начинают появляться.

Ольга Арсланова: Не все сразу. Помните, недавно их и нигде не было.

Петр Кузнецов: На самом деле, о взаимодействии с банками я так понимаю, что МФЦ будет взаимодействовать с банками просто потому, что банковская система намного шире МФЦ. И таким образом за счет банковской системы МФЦ будет доходить до глухих уголков.

Ольга Арсланова: Послушаем Валентину. Валентина, откуда вы, кстати, звоните?

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Валентина.

Ольга Арсланова: Насколько ваш уголок глух? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я из Верховажья, это наш районный центр в Вологодской области.

Петр Кузнецов: О! Вам о чем-то вообще говорит это сочетание «МФЦ»?

Зритель: Да. 3 раза обращалась за услугами в МФЦ. Вы знаете, очень довольна. Настолько у нас внимательные, доброжелательные сотрудники. Вот даже через центральное телевидение хочется выразить огромную благодарность Мухориной Ирине Александровне, Соломатовой Любовь Станиславовне. К сожалению, не знаю третьего сотрудника.

Ольга Арсланова: Неважно.

Петр Кузнецов: А их 3 как раз всего? Спасибо.

Ольга Арсланова: Вот смотрите, Валентина довольна услугами. А послушаем сейчас Людмилу и ее мнение узнаем. Добрый день.

Зритель: Здравствуйте. Вот я считаю, что МФЦ абсолютно ненужная структура. Потому что они никаких материальных благ производить не будут, а будут просто лишние затраты. И, как предыдущий эксперт или кто там говорила, что будет большое сокращение госслужащих. Пенсионный возраст повысили, а где люди будут работать-то? Нигде?

Ольга Арсланова: Тоже вопрос.

Петр Кузнецов: Угу. Но вы предпочитаете по старинке: лучше сюда с бумагой в один конец города приехать, а оттуда вас отправят на другой конец города вы проедете, там печать поставите и вернетесь опять туда, откуда вас отправили.

Зритель: Да.

Ольга Арсланова: Ваше право.

Зритель: Здесь больше беготни и никакой разберихи.

Ольга Арсланова: Спасибо всем, кто участвовал в нашей беседе. А мы продолжаем