Марина Калинина: Ну что, переходим к следующей теме. В ближайшие полчаса поговорим об отдыхе. Как вы его организуете? Как заказываете жилье на время путешествий? – сами, через сайты в Интернете, может быть, через знакомых или через туристические агентства? Причем не только, естественно, для отдыха на море, но и для поездок в другие места в нашей стране и за рубежом. На эту тему мы решили поговорить вот почему. Юрий Коваленко: Да, действительно, повод есть. В Минкульт Российской Федерации было отправлено открытое письмо с просьбой включить в пакет контрсанкций крупнейший в мире агрегатор гостиничных номеров Booking.com. Его автор – руководитель группы "Свой ТС" Сергей Войтович. Марина Калинина: Ну и небольшая справка о Booking.com: это крупнейший в мире сервис бронирования отелей, создан он в Нидерландах в 1996 году. Ежедневно на сайте Booking.com, который переведен, кстати, на 42 языка, бронируют почти 1 миллион ночевок в гостиницах и других местах размещения по всему миру. Ежедневная аудитория в России Booking.com составляет на март этого года без малого 500 тысяч человек в возрасте от 12 до 64 лет, которые живут в крупных городах. Юрий Коваленко: Казалось бы, зачем закрывать? Россия, как свидетельствуют подсчеты "SimilarWeb", обеспечивает наибольший трафик сервису. По информации за апрель 2018 года, пользователи из России обеспечили почти 7.5% от всех, внимание, 420.5 миллионов заходов на сайт Booking.com. На втором месте США с почти 7% заходов. Марина Калинина: Ну и на эту тему мы будем говорить с нашим сегодняшним гостем – это Владимир Демин, директор по маркетингу туристического холдинга "UTS Group". Владимир, здравствуйте. Юрий Коваленко: Здравствуйте. Владимир Демин: Здравствуйте. Марина Калинина: Что вообще происходит? Давайте разбираться. С чего вдруг такое решение закрыть, по крайней мере ограничить работу в нашей стране такого огромного ресурса? Владимир Демин: Ну это решение здесь одно, не то что решение, а суть проблемы. Она заключается в том, что в принципе Booking.com, давайте признаем, является мировым лидером на рынке бронирования отелей в данный момент. И может быть, это сейчас является самым удобным моментом, для того чтобы, наверное, исключить конкурента определенного с поля боя, скажем так, с коммерческого боя, если так можно назвать. Это, скажем так, основная цель, потому что действительно Booking.com является для бизнеса, для туристического бизнеса такой большой проблемой, большой занозой, большой обидой. Но мне кажется, что это не проблема непосредственно Booking.com. Юрий Коваленко: Ну а у нас есть чем заменить, если вдруг? Владимир Демин: Безусловно, есть. Но вы понимаете, здесь я выступаю как маркетолог, для меня интересно пободаться. Я всегда говорил о том, что мы сколько угодно можем говорить о запрещениях, об импортозамещении, вопрос в другом, что сейчас, когда началась эта тема с закрытием Booking.com, очень многие участники бизнеса сказали определенную прозрачную вещь о том, что сейчас на рынок мы можем получить продукт, который будет уступать по качеству за те же цены. Юрий Коваленко: То есть сыровато и дороговато. Владимир Демин: Да. Это опасение рынка на самом деле. Безусловно, заменить есть чем, есть агрегаторы. Но тут я не хотел бы сейчас влезать в подробности, потому что Booking.com оперирует на рынке B2C, то есть он… Марина Калинина: Объясните, пожалуйста, нашим зрителям, потому что не все это понимают. Владимир Демин: Хорошо, да. Booking.com является агрегатором отелей и позиционирует себя как агрегатор отелей для конечного потребителя, то есть для нас с вами. Вы можете зайти на сайт и так далее. Юрий Коваленко: Опять же скидки. Владимир Демин: Да. Есть очень много сервисов, которые также предоставляют отели на своем сайте, но предоставляют отели для туристических агентств, которые потом продают их в итоге конечному потребителю, то есть это как цепочка такая туристического бизнеса. Юрий Коваленко: Соответственно дороже. Владимир Демин: Ну не всегда так, потому что туристический бизнес является комиссионным бизнесом, то есть… Но бывает и то, что дороже. И на рынке B2C, для конечного потребителя, у Booking.com конкурентов нет. Аналоги, безусловно, в нашей стране есть, безусловно, аналоги неплохие, может быть, его заменят. Но я с чего начал? Я за здоровую конкуренцию. Например, мы часто говорим о том, чтобы что-то запретить, вместо того чтобы что-то создать, создать что-то крутое, тем более если мы говорим об онлайн-рынке, который не имеет границ. Он не имеет границ. Например, ни для кого не секрет, есть компания "Airbnb", вы все тоже о ней знаете, это крупнейший сервис по аренде жилья. Это на данный момент основной конкурент Booking.com. Марина Калинина: Потому что Booking.com – это отели, а здесь, собственно, частные владельцы предоставляют Владимир Демин: Booking.com, кстати, сейчас уже не только отели, они уже работают и с частными… Марина Калинина: Отстала. Владимир Демин: Это уже не только отели. И "Airbnb" 10 лет назад дай бог в десятку локальных агрегаторов на рынке Соединенных Штатов попадал. Они проделали огромную маркетинговую работу по позиционированию, огромный труд был сделан. Причем качество продукта не поменялось, они как сдавали в аренду жилье, так и сдают сейчас. Но сейчас это основной конкурент Booking.com по всему миру. И вот у меня вопрос: вместо того чтобы что-то запрещать, может быть, создать что-нибудь свое? Единственное, в чем я еще могу понять бизнес, который говорит о запрещении: Booking.com, конечно, не в правовом поле, он не в правовом российском поле, потому что у него нет лицензии туроператора. И почему я сказал, что он является основной занозой и обидой? – потому что туроператорская лицензия накладывает на ее владельца определенные обязательства, определенную ответственность, ответственность за туриста. Booking.com этой ответственности не несет, то есть вы можете забронировать, например, отель через Booking.com, приехать в отель, вашей брони там не будет, Booking.com ответственности не несет. А если у вас есть лицензия туроператора, вы отвечаете за своего туриста по закону. Но опять-таки это не проблема Booking.com, потому что, к сожалению, наше законодательство туристическое очень сильно устарело, то есть туризм развивается колоссальными темпами, сейчас на рынок выходят онлайн-стартапы всевозможные не только по бронированию отелей, по бронированию трансферов, экскурсий и тому подобного, а туристическое законодательство за этим просто не успевает. У нас до сих пор весь наш федеральный закон об основах туристической деятельности, там рассказано о том, что такое турпродукт и все. Юрий Коваленко: То есть услуга. Владимир Демин: Да, услуга, но турпродукт – это когда в одном пакете у вас есть проживание и перелет, об этом весь закон. Юрий Коваленко: А в других странах как? Владимир Демин: В других странах… Марина Калинина: А вот, кстати, Booking.com в правовом поле других стран имеет какие-то права, официально или неофициально? Как в Европе, например, дела обстоят? Владимир Демин: Вы знаете, я не могу сказать, потому что я не владею юридическими вещами. Единственное я знаю, что с Booking.com были судебные прецеденты, с ними опять-таки… Он самостоятельно достиг того уровня, когда он имеет право диктовать определенные условия рынку, и многим это не нравится, но это все решалось в судебном порядке. Например, ряд сетевых отелей крупных, честно говоря, не помню точно, каких, судились с ним, в общем-то, добивались определенных, грубо говоря, преимуществ к себе, все это происходило через аналог Федеральной антимонопольной службы, по-моему, во Франции это было и еще в ряде стран. Они добивались своих решений, нормально, не вопрос. То есть если, например, нашему бизнесу не нравится с точки зрения действий Booking.com по отношению к себе – хорошо, давайте мы пойдем в суд и будем разбираться в суде. Вопрос в том, что в суде на что опираться, на какие нормативно-правовые документы? Юрий Коваленко: А здесь есть такое слово "контрсанкции". Владимир Демин: Ну есть, да. Марина Калинина: Мы призываем наших зрителей звонить и рассказывать, как вы бронируете гостиницу или другое жилье перед поездкой на отдых – через сайты в Интернете или с помощью агентов, туроператоров и так далее. У нас есть звонок. Здравствуйте, вы в эфире. Слушаем вас. Зритель: Алло. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Зритель: Добрый вечер, это Красноярск. Марина Калинина: Да, Красноярск, здравствуйте. Зритель: Это Красноярск, пенсионерка, 63 года. Дело в том, что в том году мы решили сами поехать, бронировали через Booking.com на 27 ночей (это Таиланд). Прикидываете, нам 3 разных – Паттайя, Джомтьен и Ко Чанг – через Booking.com это обошлось всего в 30 тысяч на 27 ночей. Юрий Коваленко: Сколько-сколько, вы сказали? Зритель: Вы представляете? Это Галина Валентиновна Федоренко из Красноярска. Я считаю, как можно убрать Booking.com, как? Это же вообще здорово, для нас, пенсионеров, это вообще познавание мира. 30 тысяч нам всего обошлось. Это, конечно, не 4-звездочный, но в любом случае у нас был завтрак, бекон и прочее, и нам этого достаточно было. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Вот видите, даже пенсионеры, в общем-то, грамотные… Юрий Коваленко: …могут себе позволить. Марина Калинина: Ездят, бронируют. Мы попросили наших корреспондентов узнать, как люди бронируют жилье перед поездкой на отдых. Давайте посмотрим, что из этого получилось. ОПРОС Марина Калинина: Ну вот давайте еще сразу один звонок возьмем, из Перми Екатерина нам дозвонилась. Екатерина, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Да, здравствуйте. Я бронирую постоянно через Booking.com отели, очень довольна. Не понимаю, зачем закрывать этот сайт? Там все отзывы, и плохие, и хорошие, можно выбрать любой отель по вкусу, по цене, списаться с отелем. Я бронирую, приезжаю в отель, никаких проблем по брони, нас по старым ценам заселяют. Марина Калинина: Екатерина, а вы в основном где путешествуете, по России, или за границу тоже выбираетесь? Зритель: Я за границу стараюсь выехать. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Владимир, я хотела спросить. Ведь есть такая информация, что вообще для российских отелей канал продаж Booking.com является единственной площадкой, где они могут свои отели прорекламировать и представить, чтобы у них покупали номера. То есть, соответственно, с одной стороны, мы собираемся развивать туризм по нашей стране, с другой стороны, мы закрываем выход отелей в люди, как говорится. Владимир Демин: Безусловно, это так. Есть еще ряд ресурсов, где отели могут выставить, показать себя. Но безусловно Booking.com – это наиболее популярная платформа, и многие отели иногда идут даже на определенные, скажем так, условия со стороны Booking.com (завышенные комиссии, на чем Booking.com зарабатывает), но при этом с возможностью того, что их будут видеть. Но в принципе мы сейчас смотрели с вами сюжет, ответы людей говорят сами за себя. Это то, с чего я начал, что закрывать, в общем-то, не стоит. Юрий Коваленко: Все SMS, которые нам приходят, пока что за Booking.com. Говорят: "Бронирую только через него", "Пользуюсь, очень удобно, много раз бронировала, никаких проблем не было" и так далее. То есть фактически людей сейчас могут лишить, скажем так, единственной настолько известной возможности забронировать отели, они останутся фактически ни с чем. Этим могут воспользоваться наверняка какие-нибудь уже более дорогие платформы, которые будут навязывать им свои услуги, а выбора у них не будет, так получается? Владимир Демин: Ну смотрите, не совсем такая страшная картина, потому что у нас сейчас на нашем рынке есть ряд сервисов, которые являются аналогом Booking.com, это российские компании. И есть открывать такие небольшие кулуары туристического онлайн-рынка, у них в принципе такой же продукт, как и у Booking.com. Юрий Коваленко: То же самое, тоже за 30 тысяч в Таиланд можно уехать? Владимир Демин: Запросто. Вопрос в другом: если мы говорим… Что такое Booking.com? Это онлайн-ресурс, для онлайн-ресурса самое главное – это удобство в пользовании: зашел, за один клик выбрал, за второй оплатил, за третий клик распечатал ваучер, все, весь туризм. Соответственно, с фотографиями, с отзывами, что еще клиенту надо, с описанием места расположения, завтраки и так далее. Есть аналогичные ресурсы, у нас они, безусловно, есть. Вопрос в том, что если мы убираем сильного конкурента, мы получаем отсутствие той самой конкуренции и может быть впоследствии завышенные цены. Потому что сейчас мы жалуемся о том, что Booking.com монополист; ну хорошо, уберем мы Booking.com, монополистом станет кто-то другой, который будет ставить такие же цены, это законы бизнеса, спрос рождает предложение. То есть если у нас на рынке останется одна компания, которая будет, соответственно, в режиме онлайн продавать отели, она сможет любые цены выставлять и очень хорошо себя чувствовать. Марина Калинина: Давайте примем звонок из солнечного Крыма. Ирина нам дозвонилась – здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Добрый день. Я живу в Крыму, уже путешествую с Booking.com 10 лет, хотя мне 61 год. И за все это время никаких сбоев с Booking.com у меня не было. У меня там специальные скидки. То есть это настолько удобно, можно связаться с хозяевами жилья. И у меня такое впечатление, что этот закон принимается, для того чтобы людям было труднее жить, другого смысла здесь нет, чтобы запретить. Понимаете, для кого-то бизнеса сделать большого, а всем остальным будет плохо. Помимо этого даже у нас в Крыму, насколько я знаю, уже многие гостиницы тоже работают с Booking.com, и тоже это людям удобно. Смысл тогда? Очередное запрещение? Марина Калинина: Спасибо вам большое. Зритель: Поэтому я считаю, что Booking.com очень полезен и очень помогает в путешествиях. Юрий Коваленко: Спасибо большое. Марина Калинина: Ну вот ваш прогноз? – все-таки будет здравый смысл? Владимир Демин: Да конечно, он уже восторжествовал, по-моему, буквально как раз, когда я ехал к вам на эфир, Минкульт вышел официально со своим мнением, и Ростуризм, насколько я помню, вчера или позавчера опубликовал то, что все хорошо, предпосылок для закрытия Booking.com в нашей стране нет. Юрий Коваленко: То есть на горло собственной песне не будем наступать? Марина Калинина: Но тем не менее звоночки есть. Владимир Демин: Звоночки есть, и я считаю, я начал про это говорить, они обоснованы. Потому что, еще раз говорю, многим конкурентам Booking.com в нашей стране немного обидно, что Booking.com… Марина Калинина: Но надо лучше работать просто тогда. Владимир Демин: Не то что лучше работать, он не в правовом поле, он не платит отчисления в турпомощь, он не несет ответственности за туриста, но при этом все туристы довольны. Марина Калинина: У него другие функции. Вот у нас нет ни одного отрицательного отзыва, честно говоря. Владимир Демин: Есть. На самом деле бывали случаи на моей практике, когда люди жаловались и на Booking.com, это единичные, маленькие случаи, потому что если бы на него жаловались много, через него бы никто ничего не бронировал, это все понятно. Но основное то, что он не несет никакой ответственности за туристов. То есть если турист, например, приедет в отель и у него там бронь где-нибудь потеряется или не потеряется, классический туроператор должен будет решить эту проблему, Booking.com эту проблему решать не будет. Юрий Коваленко: Вот, кстати, несколько минут назад Booking.com написал сообщение, в котором он ответил на предложение заблокировать работу в России: он говорит, что Booking.com способствует развитию туризма в России, привлекая туристов со всего мира в российские отели, на Booking.com представлено более 70 тысяч объектов размещения в России. Владимир Демин: Безусловно. Юрий Коваленко: То есть здраво. Владимир Демин: И более того, насколько я помню, господин Войтович в своем письме не предлагает полностью запрещать Booking.com, он предлагает сделать очень хитрую вещь: он предлагает сделать так, чтобы ограничить бронирование через Booking.com российских граждан и российские отели, но при этом российские граждане могут бронировать зарубежные отели, а зарубежные туристы российские отели. Юрий Коваленко: Как-то нечестно получается. Владимир Демин: Ну вот как-то так. Марина Калинина: У нас есть еще один звонок, успеем послушать. Здравствуйте, вы в эфире, говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Ирина, я из Москвы. Всегда пользуюсь Booking.com, никогда не было никаких проблем. Более того, однажды купила путевку через компанию и уже в аэропорту увидела, что компания неправильно мне забронировала гостиницу. Прямо в аэропорту перебронировала ее через Booking.com, и все было отлично. Так что я за Booking.com, он молодец. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Ну и у нас остается не так много времени, я просто хотела в принципе поговорить о том, как сейчас живут туристические агентства в свете того, что, как мы слышали и в репортаже, люди говорят, что они сами занимаются процессом организации своего отдыха. Владимир Демин: Да. Марина Калинина: Как вот сейчас перестраивается эта система? Владимир Демин: Смотрите. Как я уже сказал, туризм развивается семимильными шагами. Появляется очень много отраслей, направлений в туристическом бизнесе, о которых сейчас очень долго рассказывать. Марина Калинина: Ну хотя бы парочку. Владимир Демин: Там даже Booking.com ни при чем. Например, тот же деловой туризм, вы наверняка не слышали о таком понятии: это когда, например, компания (крупная или мелкая, неважно) организует командировочный процесс и всеми командировками этой компании занимается отдельно взятое туристическое агентство ТМС, они организуют командировки, а это тоже проживание, перелеты и так далее. Очень сильно развивается онлайн-туризм, сейчас развивается динамическое пакетирование, когда в режиме онлайн вы можете забронировать сразу и отель, и перелет. Марина Калинина: И еще машину в аренду взять. Владимир Демин: И еще машину, и еще визу, и такой пакет прямо в режиме онлайн одной кнопкой покупается. Как мы видели из репортажа, возможностей в туризме сейчас открывается огромное количество, и нужно искать, наверное, возможности, а не какие-то запретительные меры. Как я уже сказал на примере "Airbnb", который является конкурентом Booking.com, почему-то у людей хватило и сил из маленькой компании стать… Марина Калинина: …и мозгов. Владимир Демин: Да, и мозгов, чтобы из маленькой компании стать большой компанией. У нас тоже есть на нашем рынке достойные конкуренты того же Booking.com, так что не вижу ничего страшного, что он есть. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Всегда приятно говорить об отдыхе, тем более с профессионалом. Спасибо. Владимир Демин, директор по маркетингу туристического холдинга "UTS Group". Владимир Демин: Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо.