Владимир Климанов: «К сожалению, мы видим то, что эксперты называют асинхронностью исполнения бюджета»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/vladimir-klimanov-k-sozhaleniyu-my-vidim-to-chto-eksperty-nazyvayut-asinhronnostyu-ispolneniya-byudzheta-65581.html
Александр Денисов: Агентство РИА опубликовало рейтинг успешности российских регионов в этом году. Оценивали их по уровню жизни, рынку труда, научной и промышленной базе.
В пятерке лидеров – Москва, Петербург, Московская область, Республика Татарстан (сейчас мы покажем график как раз), а также Ханты-Мансийский автономный округ. Таковы у нас лидеры. Замыкают рейтинг Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Еврейская автономная область, Республика Тыва. Новые российские регионы – ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области – понятно, в этом году не оценивались.
О рейтинге мы поговорим с нашим гостем. В студии Владимир Викторович Климанов, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы, доктор экономических наук. Владимир Викторович, добрый день.
Владимир Климанов: Здравствуйте.
Александр Денисов: Только что в новостях был прекрасный сюжет про мэра Саянска…
Владимир Климанов: Саяногорска.
Александр Денисов: Да-да-да, Саяногорска. Про Олега Боровского, который Дедом Морозом переоделся и про чудеса говорил при обсуждении бюджета. Чтобы регион стал лидеров, в какой костюм нужно переодеться губернаторам и какие чудеса совершить?
Владимир Климанов: Ну, на самом деле, да, здесь есть некоторая определенная доля шутки в действиях в данном случае главы города и есть такое рациональное начало. Собственных доходов, бюджета города, я обращу внимание, все-таки не региона…
Александр Денисов: Города, не региона, да. Это Иркутская область.
Владимир Климанов: …не хватает. И в этой связи, конечно, нужно всячески искать средства в вышестоящих бюджетах, вписываться в те федеральные или региональные программы, которые идут вместе с финансированием. Соответственно, тогда город может получить это. Потому что большинство регионов и городов у нас остаются в статусе дотационных.
Для городов это более типично. Большинство муниципальных образований автоматически попадают в те, у которых собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета не хватает для покрытия основной части расходных обязательства, и они, соответственно, получают те или иные межбюджетные трансферты из регионального бюджета. Ну, для регионов такая же картина в отношении федерации.
И вот тот рейтинг, который мы смотрели сейчас вначале, лишний раз просто говорит, что все равно у нас в аутсайдерах такого рода рейтингов окажутся те регионы, где бюджетная обеспеченность низкая и где регионы являются, условно говоря, высокодотационными, как называют, то есть у них доля федеральных дотаций в структуре доходов регионального бюджета максимальная. Это все те же республики Северного Кавказа (большая их часть) и Тыва, Алтай, некоторые регионы юга Сибири. Они традиционно у нас замыкают рейтинг регионов по таким показателям, характеризующим социально-экономическое развитие.
Александр Денисов: Принцип личной ответственности возложен и на кабинет министров, за ними и регионы закреплены. Принцип личной ответственности у губернаторов тоже есть. А что от них можно потребовать в тех, как вы говорите, регионах с низкой бюджетной обеспеченностью? Вы так сказали?
Владимир Климанов: Ну да, я такой термин…
Александр Денисов: Какие претензии предъявить?
Владимир Климанов: Нет, ну смотрите, личная ответственность везде действительно есть, просто она везде разная. То есть если говорить о том, как распределено кураторство членов Правительства по субъектам федерации, то это так называемое кураторство вице-премьеров по отдельным федеральным округам. У нас примерно одинаковое число федеральных округов и число вице-премьеров российского Правительства. Это некое общее курирование таких, ну, глобальных вопросов развития этих территорий.
Если говорить об ответственности губернаторов, то тоже есть даже указ президента № 68 от прошлого года, где утверждены 20 критериев эффективности деятельности глав субъектов Российской Федерации, по которым можно хоть как-то понимать, справляются ли они со своей задачей или нет. Но спрашивать, конечно, тяжело с тех глав, у которых собственных ресурсов для развития не хватает.
Александр Денисов: А что вы имеете в виду под собственными ресурсами?
Владимир Климанов: Ну, вот то, о чем мы с вами говорили. Доходы бюджета региона формируются либо за счет налоговых и неналоговых доходов, которые собираются на территории – это прежде всего налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельные, имущественные налоги, некоторые другие. Но их явно будет не хватать. И у всех не хватает, условно говоря, по-разному, да?
А другая составляющая – это то, что называется «безвозмездные поступления» или «межбюджетные трансферты из федерального бюджета». И у нас есть регионы – ну, например, Республика Ингушетия или Дагестан, – где доля вот этих трансфертов в общих доходах региональных бюджетов составляет около 80%. То есть представьте себе: на 4/5 регион в своей текущей жизнедеятельности зависит от этих средств, которые ему предоставляет федерация.
В общем, понятное дело, что федерация в большей степени требует соблюдения правильности процедур, скажем так, и меньше какой-то, может быть, инициативы как раз от этих глав субъектов федерации, чем от тех, у которых все-таки свободные финансовые ресурсы в большем объеме и которые могут проявлять большую активность и более инициативно, может быть, выступать с какими-то проектами и действиями.
Александр Денисов: Вот этот рейтинг, который мы посмотрели, ну понятно, он такой несколько общий, что-то упрощающий. В ФСО наверняка покруче считают все это, и подробнее, и регулярнее…
Владимир Климанов: Она только делают соцопросы, если говорить о степени ответственности…
Александр Денисов: ФСО?
Владимир Климанов: Да.
Александр Денисов: Ну, «температуру определяют» по регионам, да.
Владимир Климанов: Соответственно, да.
Александр Денисов: Имеют право предъявить по этому рейтингу, по какому-то другому рейтингу, сказать: «Ребята, а что это вы в конце у нас плететесь? Где ваша ответственность?» – или нет? Или они скажут: «Ну, вы посмотрите, что в стране творится. Какие вопросы к нам?»
Владимир Климанов: Нет, в любом случае ответственность есть. Если ты занял такую какую-то позицию, тем более она выборная, то ответственность в любом случае наступает – и перед избирателями, и перед вышестоящим руководством, в данном случае президентом страны. И никто не снимает эту ответственность с глав субъектов федерации. Если говорить про какие-то сложности, которые есть, то, да, нужно различать некие объективные сложности и субъективные.
Александр Денисов: То есть их трясут за объективные сложности?
Владимир Климанов: Да, конечно. И вот для этого собственно эти рейтинги или какие-то оценки составляются, скажем так.
Александр Денисов: Опросы.
Владимир Климанов: Другое дело, что в последнее время много разных рейтингов. В общем, есть уже определенного рода даже критика, что сложилась нехорошая практика такого рейтингования. То есть иногда даже главы субъектов заинтересованы в том, чтобы где-то что-то… засветиться в позитивном каком-то начале, именно при каком-то рейтинговании. И это уже тоже отмечается, но пока к этой проблеме мы только-только подошли, как мне кажется.
Александр Денисов: Вот поэтому мэр Саяногорска в Деда Мороза и переодевается, переобувается, как говорят.
Владимир Климанов: Ну слушайте, нет. Дело в том, что сложилась такая практика… Она, может быть, более очевидная и более простая в наших условиях. Когда все субъекты федерации и муниципальные образования слишком сильно отличаются друг от друга, то все-таки инициатива во многих случаях должна идти сверху вниз, что называется.
Александр Денисов: Сверху вниз?
Владимир Климанов: Да, сверху вниз, потому что должны инициироваться какие-то проекты, которые имеют такое федеральное начало. Вместе с ними предоставляются средства, и они, соответственно, доходят до города, могут доходить до города через регион, как правило. И на этот счет действительно в последнее время много инициатив.
Есть федеральный конкурс по лучшей муниципальной практике, в этом году распределили там 900 миллионов рублей именно между городами из федерального бюджета, а заявок были там сотни по разным номинациям. Я сам участник федеральной конкурсной комиссии по экономическому блоку. Но там есть вопросы и ЖКХ, есть вопросы общественных инициатив, межмуниципального сотрудничества, самые разные вопросы.
Александр Денисов: То есть это города должны сформулировать заявку и отправить?
Владимир Климанов: Да, и отправить. Соответственно, несколько федеральных министерств ответственные как раз конкурс по отдельным номинациям.
Александр Денисов: И как они формулируют заявки? Качественно? Активно?
Владимир Климанов: Вы знаете, в последнее время я стал замечать, что заявки стали действительно более качественные. То есть то ли уже научились все-таки, в конце концов, хотя бы на презентационном каком-то уровне показать то, что есть в городе. Потому что еще несколько лет назад… А конкурс идут уже достаточно давно, по крайней мере около десяти лет он в той или иной форме существует. И в первые годы были действительно очень странные какие-то презентации. Даже список инвестиционных инициатив был какой-то… Ну, не хочу сказать, что убогий, но…
Александр Денисов: Например, например?
Владимир Климанов: Ну, как правило, это все сводится по вопросам экономического блока, что есть работа с малым бизнесом, для этого создают какие-то центры коллективного пользования в виде бизнес-инкубаторов или каких-то общих структур по работе с малым бизнесом. Есть инвестпроекты, но они носят иногда какой-то странный характер, вплоть до бензоколонок каких-то, которые нужны, наверное, и все прочее, но вот не очень понятно, как они связаны с деятельностью органов местного самоуправления и развитием города.
Александр Денисов: То есть не конкретно?
Владимир Климанов: Скажем так, да, они не укладываются в какое-то стратегическое видение развития города, если можно все так представить. То есть это какие-то точечные проекты, которые имеют и свою отдачу, и определенного рода позитив несут, но не очень понятно, как это все вписывается…
Александр Денисов: …что будет дальше. Понятно.
Владимир Климанов: …в какую-то общую логику, да.
Александр Денисов: Одним коворкингом жив не будешь. А сейчас?
Владимир Климанов: Сейчас больше инициатив, ну, таких… Я не знаю, как правильно сказать. Ну, системных. Даже с малым бизнесом – мы видим, что это уже продуманный прямо комплекс вопросов, который включает целый пакет работы с малыми предприятиями.
Александр Денисов: Примеры тоже приведите.
Владимир Климанов: Помимо этих бизнес-инкубаторов, которые есть, это и поддержка молодежного предпринимательства, какого-то рода субсидии, и просто даже субсидии малому бизнесу, ну, юридическая поддержка. То есть какое-то формирование такого пакета, которого еще не было буквально, может, три года назад, четыре года назад. Это были какие-то, я говорю, уникальные случаи.
Александр Денисов: То есть у вас сейчас ощущение, что эти деньги не впустую вы будете расписывать?
Владимир Климанов: Ну, эти деньги… Во-первых, расписывает их Правительство. Мы делаем только какие-то вещи…
Александр Денисов: Ну, вы как комиссия.
Владимир Климанов: Мне кажется, не впустую, потому что число заявок ежегодно измеряется десятками по каждой номинации, даже первыми сотнями, я бы сказал, около двухсот заявок по одной номинации идет от муниципальных образований. Просто они все очень разные. Ну, иногда даже сельские какие-то муниципальные образования… Мы прямо думали: ну, что-то не так. Действительно, какие-то сельские поселения участвуют в конкурсе, то есть там есть какие-то инициативные люди, которые радеют за то, чтобы эти инициативы довести до федерального центра.
Но это один конкурс. А есть конкурсы, связанные с благоустройством, с развитием исторических центров городов или исторических городов в целом. Есть конкурсы, направленные на получение каких-либо средств (может быть, и заемных) в рамках так называемого «инфраструктурного меню». Правда, это касается уже регионов, а не городов, но тем не менее это тоже сейчас практикуется. Есть проекты социальной направленности.
То есть много инициатив, которые так или иначе находят поддержку. И такого рода конкурсное распределение средств – это, мне кажется, уже отработанный механизм. Он стал… Ну как сказать? Это уже такой формализованный институт, он имеет место. Потому что еще 20 лет назад о нем ну никак не говорили. Может быть, был конкурс «Самый благоустроенный город России», и все, пожалуйста. Больше, по-моему, ничего.
Александр Денисов: А когда вы в комиссии работаете, какую цель для себя внутренне формулируете? Чтобы у получателей заявок бизнес заработал или появился у них дом культуры? Я уж не знаю, на что они отправляют. Чтобы что-то конкретное? И в какой срок? Потому что, знаете, деньги-то можно вложить, а будет ли оно и когда?
Владимир Климанов: Ну, вы знаете, во-первых, все-таки там экспертная работа заключается в том, что есть некие формализованные процедуры, по которым просто выставляются такие формализованные оценки, и потом находится среднее. Ну, любой конкурс подразумевает обычно сочетание элементов. И здесь тоже есть такой заочный как бы опрос экспертов с выставлением неких оценок, а потом обсуждение тех, кто набрал лучшие баллы – ну, в данном случае в Минэкономразвития как в головном ведомстве по блоку «Муниципальная экономическая политика и муниципальные финансы». Вот мы собираемся очно и уже там утверждаем некое решение, связанное с теми оценками, которые полтора десятка экспертов по этому направлению поставили. Вот примерно так.
Александр Денисов: Чтобы уж окончательно развязаться с костюмированными чиновниками, с Олегом Боровским. Я посмотрел, как в прессе, в том числе с таким либеральным подтекстом (вот есть у нас такие газеты, в том числе и центральные, которые… вроде бы им хочется как-то уесть), они комментируют все эти рейтинги и обращают внимание, что многие губернаторы полюбили ездить СВО, они во всем видят подтекст. Мол, они переодеваются, так сказать, в хаки, чтобы прикрыть свои какие-то возможные недоработки, трудности и прочее. Конечно, сомнительное объяснение, но тем не менее вот так это поведение комментируют. Как на это смотрите? Много таких губернаторов.
Владимир Климанов: Вы знаете, я всегда вижу какую-то позитивную сторону в каждом начинании. И здесь ну нельзя сказать, что ее нет. То есть, действительно, наверное, они имеют беспокойство о мобилизованных гражданах, которые там оказались, из данных регионов; или оказание шефской помощи тем муниципальным образованиям, которые на вновь присоединенных территориях. Поэтому здесь задачи, которые они решают, они тоже имеют это позитивное начало. Если кто-то видит в этом, ну, какой-то такой негативный оттенок, связанный с пиаром…
Александр Денисов: А это может прикрыть, вот такой пиар?
Владимир Климанов: Ну, я как раз хотел сказать, что я как-то не очень… Это скорее касается каких-то личных, может быть, амбиций конкретных лиц, нежели ратование за пиар субъекта федерации или вот той территории, которую он выражает. С другой стороны, я просто хочу сказать, что, знаете, в этом году сложилась такая ситуация, что действительно главы регионов столкнулись с новыми вызовами, и не все к ним оказались готовы. Нет у них такой, условно говоря, методички, как себя вести в этой ситуации, поэтому осуждать этих людей я бы голословно точно не стал.
Александр Денисов: Вообще там и убить могут. Это еще тот пиар.
Владимир Климанов: Конечно, да. Я поэтому и говорю, что здесь нужно смотреть именно с позиции, почему они действительно это делают, а не просто находить сразу в этом какую-то критику. Знаете, на самом деле очень интересная ситуация с полномочиями глав субъектов федерации на этот счет.
Вот буквально в декабре прошлого года был принят новый федеральный закон, который переписал полномочия глав субъектов федерации под новые требования Конституции 2020 года. Этот закон, 414-й закон, он вступает в полной мере в полную силу с 1 января следующего года, который наступает. Там указано 170 полномочий, прямо есть перечень…
Александр Денисов:170?
Владимир Климанов: 170, да, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов федерации. Оказалось как-то неожиданным для нас, что когда случилась ситуация этой новой реальности 2022 года, то выяснилось, что целый ряд каких-то действий выпадает из понимания того, кто за это отвечает. Поэтому уже 16 марта этого года появился указ президента, где на губернаторов были возложены полномочия, например, за контролем…
Александр Денисов: Военкоматов?
Владимир Климанов: Ну, вначале контроль за ценами на жизненно важные товары и мониторинг наличия этих товаров в учреждениях торговли. Далее – обеспечение жизнедеятельности объектов инфраструктуры и некоторые другие полномочия, которых не было нигде. Они выпали, оказывается, из законодательного поля. Представляете? Осенью мы понимаем, что появился опять целый ряд новых полномочий у глав субъектов федерации. Ну, в их ведении оказались какие-то вопросы, которые даже законодательно не были прописаны в совсем новых, свежих, только что принятых федеральных законах.
Александр Денисов: Да, я тоже думал. Вот губернатор пришел в военкомат – и что? Он скажет: «Вообще-то, министр обороны есть, друзья».
Владимир Климанов: Ну, формально он ответственный, да, за осуществление призывной кампании в том числе. Это все-таки есть в полномочиях.
Александр Денисов: Это есть, да?
Владимир Климанов: А вот обеспечение каких-то дополнительных задач, связанных с процессом частичной мобилизации, – ну конечно, это нигде не было указано, именно в новых законах. Поэтому 2022 год – это действительно некоторые такие, я бы сказал, вызовы новой реальности, в том числе и по отношению к главам субъектов федерации.
Александр Денисов: А они как отреагировали? 170. Не сказали: «Не многовато ли?»
Владимир Климанов: Ну, на самом деле уже сейчас почти такой же перечень в действующем федеральном законодательстве, там около 130 поименовано. Они немного перекомпонуются, эти полномочия. Но, конечно, губернаторы говорят, что каждый год на них сваливается какой-то новый круг задач, к которым они, может быть, не были готовы.
Ну знаете, я здесь прямо не знаю, на кого опираться. Мне кажется, это какая-то дилемма еще от древних греков, от Сократа или еще от кого-то: есть целый круг вопросов, которые реально существуют, но из какого-то нашего понимания выпадают. Потому что сейчас многие главы субъектов говорят: «Вот с 2019 года нас обязали строить приюты для бездомных животных». Действительно, появился новый федеральный закон, он возложил эту обязанность на субъекты Российской Федерации. Оказалось, что для многих регионов это достаточно дорогостоящая задача и так далее. Ну что, мы с бездомными животными до этого не общались, что ли, то есть до появления этого замечательного закона? Ну, общались, наверное.
И таких вопросов много. То есть они как бы появляются в нашем законодательстве, но они просто выпадали именно из такого формального, я бы сказал, регулирования. То есть они реально в жизни нашей существуют, но просто не регулировались. Поэтому когда мы говорим о росте числа полномочий, которые губернаторы должны решать, то это правда.
Действительно, этот перечень год от года увеличивается. Двадцать лет назад, в 2003 году, первая редакция закона, в которой были они поименованы, их было вообще всего 41 полномочие. Сейчас уже 130. Будет 170 буквально через неделю формально. Ну, мы понимаем, что это некая конкретизация той жизнедеятельности, которая и так нас окружает.
Александр Денисов: В общем, только к лучшему?
Владимир Климанов: Конечно. Нет, мне кажется, что законодательное регулирование этого процесса тоже должно происходить. Как же без этого?
Александр Денисов: Владимир Викторович, может быть, действительно в таких обстоятельствах за экономическое положение строгого спроса нет – все-таки страна переживает период непростой, движется в своем развитии. А вот что касается федеральных денег, то похоже, что тут спрос жесткий.
Так сказать, пример. На совете по нацпроектам Татьяна Голикова предложила лишать финансирования те регионы, которые затягивают. Ну, как выражаются служивые люди, «сдвижка вправо идет», то есть откладывается завершение проектов. Тут действительно справедливо. Вам деньги дали, а вы, как говорится по-русски, ни хрена. Вот многих ли это предложение испугало? Президент поддержал его, сказал: «А что тут – хорошо или плохо. Сделаем, и точка». Много ли регионов это может коснуться? И что это за инфраструктурные проекты?
Владимир Климанов: Вы знаете, для меня и для многих экспертов это тоже было такой неожиданный пассаж, который мы услышали пару недель назад, наверное.
Александр Денисов: Неделю.
Владимир Климанов: Даже неделю. Совет состоялся. Действительно, вот эта инициатива, она прямо такая совсем неожиданная: в случае неиспользования каких-то средств они будут перераспределены в пользу других.
Александр Денисов: В пользу тех, кто как раз справляется.
Владимир Климанов: Да. Здесь есть, как всегда, и одна точка зрения, и другая, потому что неосвоение каких-то, условно говоря, бюджетных средств может быть вызвано и целым рядом объективным причин, а иногда и субъективных, но лежащих вне поля регулирования глав субъектов федерации.
Александр Денисов: Например?
Владимир Климанов: Ну, пришел недобросовестный поставщик продукции, недобросовестный подрядчик, который строил какой-то объект. Он там обанкротился, разорился, еще что-то. Но он был отобран, так сказать, по совершенно законным процедурам, на совершенно прозрачных каких-то основаниях. Он до этого был добросовестным, но у него что-то сложилось не так.
Александр Денисов: Тут с губернатора вообще спрос. Ты своих должен знать как свои пять пальцев. Что у тебя недобросовестные ходят?
Владимир Климанов: Ну слушайте, может эта структура быть и не региональной для него, то есть совершенно внешняя. Почему он должен отвечать, так сказать, за положение этого подрядчика? А ситуация сейчас действительно непростая и сложная. Мы понимаем, что многие предприятия могут оказаться в такой кризисной ситуации. Поэтому здесь есть определенного рода вопросы, то есть в каких моментах это может происходить по объективным, а в каких – по субъективным причинам.
Ну и раньше, и сейчас существует практика такая, что неиспользованные остатки средств федерального бюджета, переданные в виде субсидий или иных межбюджетных трансфертов в регионы, в начале следующего финансового года должна быть возвращены в федеральный бюджет. И там есть достаточно такая забюрократизированная процедура: если их все-таки необходимо оставить в расходах именно регионального бюджета, то регион должен подать определенного рода бумаги на этот счет с заявкой в федеральное Министерство финансов, с федеральное казначейство, и эти средства на те же цели могут быть использованы в следующем году.
Но это такая сейчас действительно немножко забюрократизированная процедура. Поэтому мы видим, к сожалению, то, что эксперты называют асинхронностью исполнения бюджета, когда в конце финансового года (а у нас финансовый год совпадает с календарным) происходит такое избыточное финансирование тех или иных инвестиционных объектов, закрытие разного рода контрактов, закупка товаров впрок для государственных нужд. Почему? Потому что нужно, что называется, бюджетные средства освоить, иначе они уйдут в федеральный бюджет и не пойдут на вот эти обозначенные цели.
Александр Денисов: Ну, видимо, таких регионов много, раз речь зашла на Совете по нацпроектам.
Владимир Климанов: Без сомнения, да. Сейчас их на самом деле, я бы даже сказал, может быть, и больше. Честно говоря, есть вопросы определенные, в том числе даже к новым инициативам федерации. Потому что в этом году уже был выделен триллион рублей в форме так называемых инфраструктурных бюджетных кредитов, и я прекрасно понимаю (кстати говоря, не только я, но и в органах власти это чувствую), что многие регионы брали эти средства без должного, скажем так, обоснования. Да, есть правительственная Комиссия по региональному развитию, она проводит экспертизу этих заявок, но тем не менее выясняется, что на бумаге мы можем это написать, а на деле так быстро запустить процессы развертки инфраструктурных объектов иногда достаточно сложно.
Александр Денисов: То есть брали ношу не по себе?
Владимир Климанов: Мне кажется, во многих случаях так оно и было, да. К тому же, понимаете, тут интересная вещь вот какого сорта. Когда идет одна ситуация, то она как бы исходит из этого. А когда вдруг все регионы, например, начинают проводить какого-то рода инфраструктурное освоение, то выясняется, что есть ограничения просто технологического характера.
В этом году мы столкнулись с дефицитом рабочей силы на целом ряде объектов. И вот это недоучитывается. То есть вроде бы сейчас мы понимаем, что рабочая сила есть, да, а когда все регионы начнут использовать эти самые избытки, то оказывается ее дефицит. Вот такая ситуация.
Александр Денисов: Как поговорка: «Денег нет – проблема. А когда деньги есть – еще больше проблем».
Владимир Климанов: Точно так же, да.
Александр Денисов: И как Лев Толстой говорил: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Не могу вас не спросить. Президент, в этом году частая у него манера – он просит подозвать рабочих (ну, явно это не засадные люди, как говорится) на открытии дорожной инфраструктуры, газотранспортной. И я обратил внимание… Например, на трассе М-4 подозвали мастера участка и спросили, сколько он получает. Это в Воронежской области, трасса «Дон». Он сказал – 100 тысяч, даже чуть больше. А рабочие у него около 80 тысяч получают. Ну, тут можно сказать, что вахтовики. Но это крупная компания, у которой вахты постоянно. Они там явно их держать не будут просто так.
Примерно такая же зарплата была у рабочих на открытии совсем недавно Ковыктинского месторождения, тоже президент попросил подойти. Алексей Миллер долго не мог назвать цифру. Ну или по какой-то причине не хотелось. А рабочий сказал – 100. Тоже вахтовик. И я подумал, смотрите, разные – и добывающая, и не добывающая. А зарплаты примерно большие.
И если посмотреть в целом на страну, то рекордно низкая безработица – 3,9% в этом году. Президент сказал: «Все, что происходит, вся наша устойчивость, она не неба упала». Вот эти общие цифры, они тоже… Можем ли мы, так сказать, обрадоваться и сказать, что в какой-то мере это благополучие и из благополучия регионов складывается? А не так, что они же глянули и ахнули.
Владимир Климанов: Ну, здесь картина такая более многогранная. С одной стороны, действительно, российская экономика показала большую устойчивость, шокоустойчивость к внешним вызовам, чем мы ожидали еще год назад. И действительно, очень многие параметры оказались гораздо более позитивными, чем есть. И бюджет исполняется пока с позитивными параметрами, и исторический минимум безработицы, и много еще чего, что носит такой позитивный характер.
Но здесь я бы все-таки не останавливался, поскольку учет каких-то рисков, мне кажется, сейчас должен превалировать в наших каких-то дальнейших действиях, в действиях органов государственной власти. То есть какой-то эйфории, что у нас все хорошо и так же будет в будущем, не стоит испытывать, потому что все-таки и мировой кризис есть, и давление недружественных стран в части экономических санкций не ослабляется. Поэтому ситуация пока не выглядит, скажем так, обнадеживающей. Мы приняли даже федеральный бюджет с достаточно высоким дефицитом, уже утвержденным.
Александр Денисов: Ну, 2% ВВП. Ну, кто-то говорит, что не будет.
Владимир Климанов: 2% ВВП – это достаточно большой параметр. То есть, конечно, у нас было и 6% в 2009 году, но там был совсем кризисный год. Но все-таки это достаточно немалые параметры в условиях, я еще раз говорю, такого недружественного экономического окружения, которое у нас есть.
Поэтому, с одной стороны, да, многие параметры позитивные. С другой стороны, риски надо как-то закладывать в разного рода действия на будущее. То есть нельзя просто оставаться в понимании того, что ситуация может не измениться в худшую сторону. Может. Ну, тем не менее, правительство делает все, чтобы снизить эти риски, снизить какие-то негативные внешние воздействия, которые у нас есть.
Александр Денисов: В общем, вы с тревогой нас отправляете в 2023 год, Владимир Викторович?
Владимир Климанов: Ну, и так, и так, да. Есть такое.
Александр Денисов: 50 на 50, мы поняли.
Спасибо, Владимир Викторович. В студии у нас был Владимир Климанов, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы, доктор экономических наук. Обсуждали рейтинг успешности российских регионов. Спасибо.
Владимир Климанов: Спасибо.