Виталий Млечин: Стремительный рост цен на товары и услуги в России: производители заявляют о сбоях в цепочках поставок, сложностях с закупкой и расчетами – соответственно, все дорожает. Те, кто остался на нашем рынке, официально предупреждают: все подорожает еще сильнее. Марианна Ожерельева: Вот, например, уже завтра, с 15 марта, в среднем на 40% подорожают товары для гигиены и бытовая химия одного из крупных игроков, компания Procter & Gamble, как раз из-за изменения маршрутов доставки, сообщается в официальном релизе компании. Виталий Млечин: Давай просто на всякий случай скажем, что Procter & Gamble... Марианна Ожерельева: Что же это? Памперсы, например. Виталий Млечин: ...производит огромное количество товаров, которыми пользуются ну если не все, то очень многие: это Gillette, Pampers, Oral-B, Always – все что угодно. То есть, мне кажется, эти названия, в общем, знает каждый из нас. Марианна Ожерельева: Я тоже так думаю. И опять же, вот пока все на полках есть, говорят эксперты. А что будет дальше? И у всех ли все есть в магазинах? Вы, пожалуйста, нам звоните, пишите, потому что это любопытно понять все-таки, а может быть, не все есть. Чего нет? Виталий Млечин: Да. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Расскажите, как ситуация в вашем регионе, что с ценами, что с полками, т. е. можно ли купить товары и сколько за эти товары просят денег. Марианна Ожерельева: Да, и, пожалуйста, не только по продуктам питания. Виталий Млечин: Конечно, конечно. Марианна Ожерельева: Вот то, о чем мы говорим, бытовая химия, детские товары. Виталий Млечин: Совершенно верно. С нами на прямой связи Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук. Владимир Викторович, здравствуйте. Владимир Климанов: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Владимир Викторович, скажите, пожалуйста, тут вот мы сейчас обсуждаем то, что происходит в эти дни, и абсолютное большинство людей говорит, что сейчас вообще очень сложно предсказать то, что будет завтра, послезавтра, что будет с курсом доллара, с логистикой, со всем остальным. И тут компания Procter & Gamble говорит: «А мы повысим цены на 40%». Вот скажите, пожалуйста, почему именно на 40%? Почему не на 30%, не на 50%, не на 100%? Вот откуда вот именно это число в 40%? Владимир Климанов: Наверное, это нужно спросить самому компанию, но они просчитали какие-то затраты, которые связаны как раз с их производством и поставкой продукции, и пришли к такому выводу, в т. ч. исходя из увеличения курса доллара, действительно, нарушения этих самых логистических цепочек для поставки. Ну, на самом деле это очень интересное решение, но поскольку они, наверное, носят такой массовый характер, эти товары, то они должны сделать какую-то внятную ценовую политику для тех, кто, собственно, дальше уже поставляет эти товары конечным потребителям. Марианна Ожерельева: Владимир Викторович, вот сегодня компания эта, в газете «Коммерсант» была статья, писала о том, что они товары большей частью доставляли из Польши и сейчас будут искать новые маршруты. И мы возвращаемся к вопросу Виталия. Вот смотрите, вот эта логистика из точки А в точку Б – получается, это одна из самых крупных статей расхода компании на то, чтобы этот товар вообще как-то презентовать на какой-либо территории? Или все-таки сейчас именно логистическая история очень сильно обострилась, потому что научены опытом коронавирусных лет, и плюс сейчас вот эта нестабильность на Украине? Владимир Климанов: Ну, в каждом товаре разные составляющие, которые составляют себестоимость этого товара или стоимость товара для конечного потребителя. Иногда это собственно производство, а иногда вот доставка, иногда страхование даже бывает очень важно для отдельных видов товаров. То есть здесь самые разные могут быть составляющие, и сейчас логистика выходит на первый план. Причем, понимаете, вот мы сейчас говорим о предметах гигиены, но мы знаем, что некоторые товары явно уходят в дефицит именно из-за того, что просто не могут быть доставлены российским потребителям в силу тех самых санкций, которые введены, и в силу нарушения этих самых производственных цепочек, логистических цепочек доставки этих товаров. Мы видим это по отдельным видам лекарств, по, не знаю, кормам для домашних животных, там, по-моему, проблема тоже уже достаточно выпуклая существует. Ну, будем как-то подлаживаться под эти новые условия, которые складываются в результате вот таких недружественных действий западных стран к нам. Виталий Млечин: Владимир Викторович, вот на сайте Procter & Gamble указано, что половина всей представленной на российском рынке продукции выпущена на заводах в Санкт-Петербурге и Новомосковске в Тульской области. Там же, в Новомосковске, расположен крупнейший в Европе дистрибьюторский центр компании. То есть несмотря на то, что половина продукции выпускается в России, она все равно настолько зависит от курса доллара? Владимир Климанов: Нужно помнить, что в целом ряде продуктов есть составляющая каких-то импортируемых компонентов, это тоже нельзя забывать. Возможно, просто нельзя выпустить конечный товар, если там нет тех компонентов, которые ранее импортировались из других стран. То есть, пока им замена не найдена, они могут также не выпускаться в виде уже готовой продукции. Не могу сказать точно, не знаю просто специфику именно этой компании, но могу предположить, что сейчас вот из-за как раз отсутствия каких-то комплектующих, тех самых запчастей для каких-то сложных агрегатов могут испытать сложности самые разные отрасли, казалось бы, ориентированные на отечественного потребителя и с отечественным производством, но просто в силу отсутствия этих самых комплектующих или запчастей производство может сократиться. Марианна Ожерельева: Про комплектующие. Смотрите, из Оренбургской области нам пишут: «Зубная паста Colgate (внимание) в «Пятерочке» стоит 224 рубля». Давайте про составляющие. Вот, например, если эта крышечка производится не на территории Ленинградской области, в той же самой Польше... Я, знаете, больше о такой, наверное, морали, ценности. Понятно, что рыночная экономика, но все-таки вот эта крышечка, отсутствие ее может привести к взрывному росту, потому что крышек десять в Польше, а в России их только пять осталось, и поэтому вот этот тюбик сейчас стоит 224 рубля, считай, что в 2 раза дороже стала зубная паста? Такое может быть? Владимир Климанов: В условиях дефицита, мы знаем, есть разного рода спекулятивные действия, и мы видим такие почти анекдотические сейчас объявления, когда некоторые товары из IKEA продаются на вторичном рынке по каким-то ценам, превышающим их в сотни раз. Но это вот чисто спекулятивные какие-то операции, которые иногда носят скорее даже такой популистский характер. Я не исключаю, что иногда это просто какая-то маркетинговая стратегия каких-то локальных поставщиков. Но в целом понятно, что в условиях дефицита и в условиях востребованности вот этих комплектующих цена может пойти вверх необоснованно, но, в общем-то, никак не преодолеть вот эту необоснованность. Другой вопрос вот о морали, что, когда есть традиционные поставки каких-то видов товаров, идущие на отечественный рынок, и в этих условиях сейчас есть такое завышение исходя из монопольного положения, ну здесь, наверное, могут быть применены какие-то ну если не санкции, то по крайней мере такие ограничения со стороны государства поставщикам отдельных видов товаров, которые завышаются на отечественном рынке. Мы слышали, такие заявления даже из правительства прозвучали в адрес металлургов, в адрес производителей таких массовых видов товаров. Вот сейчас начинается посевная кампания, мы понимаем, что минеральные удобрения при запрете их экспорта или невозможности экспорта цены на отечественном рынке могут взлететь. И вот степень обоснованности такого ценообразования для фактически монопольных производителей товаров нужно каким-то образом оценивать и рассматривать. Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Виталий Млечин: Спасибо. Марианна Ожерельева: Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук.