Петр Кузнецов: Маша! Как каратист прямо – справа, слева… Мария Карпова: Без какой вещи не представляете своей жизни? Пишите – 5445, дозванивайтесь в прямой эфир – 8-800-222-00-14 и присылайте свои фото в WhatsApp – 8-925-762-44-48. Ну а пока выслушаем Любовь из Москвы, из Московской области. Петр Кузнецов: Любовь, Подмосковье, здравствуйте. Зритель: Московская область. Здравствуйте. Я хотела бы вам сообщить о своей любимой вещи, без которой жизни своей просто не представляю. Ну это вещь для души, это величайшее произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Первый раз прочла в 16 лет, затем в 20, 30, 40, 50… И вот сейчас возникла необходимость (мне 57 лет), вновь перечитываю. Каждый раз, когда я читаю, нахожу новые слои, новые краски. Это живое произведение, это многогранное произведение. Оно исцеляет душу, оно помогает жить. И значит, антигероями, конечно, для меня являются Анна Аркадьевна… Мария Карпова: Конечно! Вот я хотела как раз спросить… Петр Кузнецов: Сейчас просто чтобы… а то мы дальше будем анализировать. Простите, что я вас из этого мира литературного выдергиваю. Представьте, что вы сидите в пустой комнате: ни холодильника, ни стиральной машины, ни дивана, только «Анна Каренина». Этого достаточно? Зритель: Вы знаете, это самая большая бы потеря была в жизни моей, если бы не существовало это произведение. Правда. Я смогла бы прожить и без холодильника, и без телевизора – с трудом, да, но смогла бы. И без стиральной машины. А вот без «Анны Карениной», без этого замечательнейшего произведения… Всем советую прочесть или перечесть. Петр Кузнецов: Видимо, очень много связано с ним. Зритель: Обогащает, исцеляет. У меня недавно произошла потеря в семье. И по плану было в 60 лет прочесть, а вот – в 57 лет. Реально помогает. Мария Карпова: А вот вы сказали про антигероев, а кто для вас любимый герой, положительный? Левин? Зритель: А герой, конечно же, Константин Дмитриевич Левин. Мария Карпова: Я так и думала. Зритель: Это настоящий герой! Это живой, со страстями, с переживаниями, со своей нравственной позицией. Мария Карпова: Я тоже думаю. Да ну его, этого Вронского. Спасибо большое, Любовь. Еще выслушаем Тамару из Москвы. Петр Кузнецов: Осталось только, знаешь, так, после паузы: «Почитать, что ли?» Мария Карпова: Тамара, здравствуйте. Петр Кузнецов: Тамара. Это уже Москва. Переезжаем в столицу. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Москва. Мне 87 лет. Совершенно не представляю жизни себе сейчас без хорошего радиоприемника. Любая программа, любая тема, в курсе всех обстоятельств и так далее, и так далее, и так далее. Абсолютно, то есть связь со всем миром. Петр Кузнецов: У вас радиоточка на кухне, да? Зритель: Нет, не радиоточка, уже приемник свой. Петр Кузнецов: Приемник свой. Да. Настраиваетесь на разговорное больше? Зритель: Нет. У меня любой приемник, днем, ночью. Петр Кузнецов: И музыка? Телевизор тоже нужно использовать как радио. Зритель: Ну телевизор – это передвижение, а можно мне не двигаться, не обязательно. Там удобно, где удобно. Я электричество включу, приемник, и все. Петр Кузнецов: Все, связь со всем миром. Да, спасибо вам большое. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Радиоприемник – еще одна версия. 5445 – без какой вещи не представляете своей жизни? Продолжайте писать. Призываем вас определиться с чем-то одним, нам так проще подсчитать. Мне кажется, что у нас уже есть… сложилась такая картина, свои рейтинги. 8-800-222-00-14, ждем вас в прямом эфире. Мария Карпова: Да. А у нас даже интервью есть сразу же о том, как меняется отношение у людей к материальным благам в течение жизни. Почему у более старшего поколения не такие, как у молодых людей, что в принципе, мне кажется, не очень-то странно, мы поговорим с Владимиром Козловым, членом Гильдии маркетологов. Владимир, здравствуйте. Владимир Козлов: Добрый день. Доброе утро. Мария Карпова: Владимир, но ведь пандемия существенно не повлияла на эти категории товаров, от которых нам сложно отказаться? Ну стиральная машина – какая разница, это было до пандемии, во время пандемии, и так понятно, что она всем нужна, без нее не прожить. Владимир Козлов: Ну вы знаете, есть большая разница. Вы знаете, до пандемии многие люди думали, что дом – это такое место, куда они приходят спать. И можно сесть, не знаю там, в машину, поехать в путешествие, в гостиницу, что-то там такое веселое, бодрое. Вот. Но наша как бы современная ситуация показала, что быт очень важен для жизни человека, что быт он дает нам покой, возможность совместно существовать, не ссориться. И в последнее время по исследованиям, скажем так, важных вещей для жизни человека, что сейчас наиболее важно в покупке – стиральные машины, посудомоечные машины. Оборудование для быта вышло практически на первые места. Выяснилось, что уют в доме, уют в отношениях, когда жена занята своим делом, не знаю, сидит в своем планшете, то есть, когда люди закрывают свои какие-то потребности и снижают уровень стресса, это очень важно. У нас поменялся спрос. Петр Кузнецов: Владимир, но согласитесь, что мы сейчас живем в мире, когда товары стали нами манипулировать. Вот когда появился такой товарный фетишизм. И во многом, кстати, благодаря и маркетологам тоже. Вот скажите, пожалуйста, можно ли сказать, что основная проблема сейчас – это в том, что общество потребляет больше, то есть потребление имеет явный приоритет над производством? И с этим нужно что-то делать. Владимир Козлов: Ну вы знаете, если раньше было принято «заедать» проблему, то сейчас появилась возможность ее «закупать». Ну и, конечно, коварные маркетологи, куда же без них. И они как бы провоцируют наш спрос, провоцируют у нас, скажем так, потребность в реализации привязки. Стало плохо – что-то купи, станет лучше. Но мы должны с этим бороться и не поддаваться на такие прямые прямо провокации. Мария Карпова: Александр из Челябинска дозвонился. Александр, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мария Карпова: Без чего не проживете? Без чего не представляете своей жизни? Зритель: Без чего? Ну как сказать… Вот я смотрю вашу передачу, гляжу, там говорят про электроплиты, про газовые плиты, про все такое, что обывание все, обывательское. Мне кажется, что самое главное изобретение – это мясорубка. Потому что я помню, когда я еще в детстве, бабушка моя перед тем, как поставить пельмени, она полдня сидела и сечкой рубила вот эти вот куски мяса, понимаете? Или там капусту. Ну в связи с чем она делала пельмени. Ну без разницы. Мария Карпова: Ну с другой стороны, Александр, я хочу с вами поспорить. У меня никогда в жизни не было мясорубки. Зритель: Да вы что? Ну странно. Родоначальником ваших всех навороченных приспособлений была мясорубка. Родоначальник, так скажу. Мария Карпова: Понятно. Спасибо. Мнение очень интересное. Спасибо, Александр. Петр Кузнецов: Возвращаемся к нашему эксперту. Это Владимир Козлов, член гильдии маркетологов. Я все-таки об этике осознанности с вами хочу поговорить, Владимир. Нужно ли призывать, я не знаю, стремиться к отказу от многих, уже привычных и удобных вещей, без которых мы, казалось бы, раньше совершенно спокойно обходились? Просто мы даже не знали об их существовании. Вот экологическое сознание сейчас есть. Оно приведет к умеренному потреблению? Отказ от чего-то в пользу. Владимир Козлов: Да, да, ну вот смотрите, экологичное потребление… В нашем офисе часть наших сотрудников ведает вопросом экологичности офиса. У нас контроль мусора, у нас раздельный сбор и его выкидывание раздельное. То есть наши коллеги учат этому нас, старших, младших товарищей: думать о том, как мы не только выкидываем, но что мы покупаем, чтобы потом это правильно утилизировать. И, наверное, самая главная мысль по поводу этичности – это все-таки умеренность. То есть, вы знаете, иногда бывает такое желание, знаете, разбрасываться деньгами, накидывать на себя какие-то там товары, давайте все мне. Умеренность – это тот путь, который поможет нам и сэкономить и при этом сохранить уровень жизни и комфорта. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов – наш эксперт. Мария Карпова: Спасибо. Петр Кузнецов: Подводим итоги нашего опроса, вопроса или опроса. Но у нас целый рейтинг уже составлен. Мария Карпова: Подбили итоги. Да, действительно, телефоны у нас на первом месте, на втором – холодильник, на третьем – стиральная машина. По-другому вышло, да? Потому что в вопросе ВЦИОМа был по-моему холодильник, ой, стиральная машина была на первом месте. Петр Кузнецов: Стиральная машина лидировала во многих там возрастных категориях, и женщины особенно ее выбирали. При этом, вы не подумайте, что только эти там три слова, три предмета написали. Но вот «без кроссовок люблю бегать», например, – Саха-Якутия; «зимой без лопаты» – Самарская область, «чистая питьевая вода для чая, просто не могу без нее прожить» – Кемеровская область. Смотрите, разнообразная какая аудитория, самая интересная на свете. Мария Карпова: До встречи, через 2-3 минуты буквально мы вернемся во второй час. Петр Кузнецов, Мария Карпова.