Петр Кузнецов: Итак, еще раз. Мы сегодня первый час говорили о тратах на новогодние праздники. Напоминаем, до Нового года мы запускали опрос: «Сколько предполагаете потратить?» Средний чек по стране получился в районе 11 тысяч рублей. Сколько денег реально было потрачено? Уместились ли вы в бюджет? Вот как раз выясняем в начале этого часа, в начале программы ОТРажение в новом году. Мария Карпова: Середина, между прочим, программы. Петр Кузнецов: Пишите, рассказывайте о суммах, как это делают наши телезрители сейчас на СМС-портале. «Перед Новым годом потратил на еду и питье, – сейчас, секундочку, с нулями не ошибиться бы, не-а, все-таки думал 15. – Полторы тысячи рублей. – Москва. – Вчера первый раз сходил за продуктами». Еще раз: перед Новым годом, на еду и питье – полторы тысячи рублей и только вчера первый раз сходил за продуктами. Как такое может быть? Ну, как? Москва. Еще и в Москве! Мария Карпова: А давай спросим об этом профессионала, эксперта. Петр Кузнецов: Ну, давайте. Мария Карпова: Члена Гильдии Маркетологов Владимира Козлова. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Владимир! Мария Карпова: Здравствуйте! Владимир Козлов: Здравствуйте, друзья! Петр Кузнецов: Я на самом деле хотел даже, к этому примеру еще вернемся, если успеем, а можно ли финансовую подготовку к праздникам сравнить с финансовой подготовкой к ремонту, когда ты закладываешь одну сумму, а в процессе, а уж тем более на выходе итоговый результат получается, ну, сумма в лучшем случае в два раза больше получается? И здесь то же самое? Владимир Козлов: Только вчера обсуждали ровно то же самое, что и Новый год, и капремонт – это две таких эпохальные системы практически там трат. Особенно когда у нас многодетная семья, суммы могут вылетать в любую сторону влегкую. Петр Кузнецов: А скажите, пожалуйста, это чья вина? Нас самих, не умеем планировать бюджет вот этот вот на такое короткое время? Здесь же все-таки не планировали бюджет на год, речь идет, там, конечно, погрешностей хоть отбавляй. Маркетологов с их акциями какими-то, заманухами различными? Или в чем? Чья вина? Владимир Козлов: Ох уж эти маркетологи, конечно! Петр Кузнецов: Да уж! Владимир Козлов: Ну, да. Потому что это все-таки моя профессия, отчасти. Вы знаете, наверное, главная причина еще в том, что хочется, как лучше, понимаете? Хочется всегда все-таки праздника, а не знаете, такого экономного проживания так называемых праздничных дней. И праздник, конечно, требует отчасти и планирования, и каких-то спонтанных там трат. Вот наша семья закладывает 10-15% там сверху на «Разное». Вот. Каждый год у нас примерно так и получается. Мария Карпова: Угу. Ну, еще о способах, как правильно распланировать бюджет, мы поговорим. Сначала выслушаем Сергея из Кургана, нашего телезрителя. Сергей, здравствуйте! Петр Кузнецов: Сергей, только полаконичней, пожалуйста! Не так много времени у нас. Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте! Рады вас слышать. Зритель: Ну, я считаю, что планировать это как-то не по-русски. Петр Кузнецов: Угу. Мария Карпова: Так. Петр Кузнецов: Э-эх! Да? Зритель: Просто близких, ты их заранее как бы знаешь, что им нужно. Даже за несколько месяцев до Нового года. И если это не приобретено, то ты стараешься это купить в подарок, подарить. Петр Кузнецов: Угу. Мария Карпова: Вы, к тому, что подарки можно купить и летом, да? Зритель: Больше внимания, как говорится. И даже если ты не запланировал, что к тебе пришли гости или ты пошел в гости... Петр Кузнецов: Понятно. Ну вот здесь, да. Зритель: Просто красивая упаковочка... Петр Кузнецов: У вас подход... Зритель: Корзиночка, шкатулочка. Главное – сюрприз. И в нее уже можно положить там, как говорится, не очень дорогую вещь, но приятную. Петр Кузнецов: Ясно. Ну, у вас вот примерно такая же позиция, подход, как у телезрительницы из Москвы, которая пишет: «Никогда не планирую точную сумму. Покупаю продукты вкусные побаловать себя, сколько получилось, то и хорошо! Подарки деньгами дарила и сама получила». То есть в ноль вышла. Мария Карпова: Владимир, если коротко: как правильно распланировать бюджет на новогодние праздники? Владимир Козлов: Вы знаете, действительно вот есть «стол» понятие, есть понятие «подарков», есть понятие, скажем там, «совместно проведенного времени». И мы делим весь бюджет на три, иногда на четыре части. Вот в этом году была четвертая часть – это была дорога, мы ездили к родным. И, по сути, мы делаем четыре конверта и в них раскладываем, ну такой виртуальный бюджет: на стол, на подарки, на какие-то праздничные мероприятия, и на поездку. В этом году вышло, правда, больше. Мы... Петр Кузнецов: Ну, тем не менее, все равно, да, четыре категории – это уже что-то, какая-то основа дается. Спасибо большое! Владимир Козлов, член Гильдии Маркетологов и его советы. Подводим итоги нашего опроса. Мария Карпова: «Потратили ли вы больше, чем планировали?» Да – ответили 55%. 45%, соответственно, нет, не потратили больше, чем планировали. Петр Кузнецов: Ух ты! Какие вы молодцы! Мария Карпова: Молодцы, действительно!