Мария Карпова: С нами на связи Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов. Владимир, здравствуйте. Владимир Козлов: Доброе утро. Петр Кузнецов: Владимир, приветствую. Мария Карпова: Владимир, ну вообще, общество потребления оно, ну, мне кажется, его смысл в том, что оно противится ремонту вещей. Оно его отменяет, отдавая предпочтение всему новому. То есть лучше покупать, чем чинить старое. Это не отбрасывает... вот это результаты опроса, что люди стали больше ремонтировать старые вещи, не отбрасывает нас назад в развитии? Владимир Козлов: Вы знаете, это, наверное, даже больше возвращает нас к себе. Потому что в свое время был большой судебный процесс в США, когда вдруг выяснилось, что существует картельный сговор, который ограничивает срок службы ламп. Была такая очень громкая история, когда выяснилось вдруг, что производители обычных осветительных ламп сговорились ограничивать их срок годности. И, по сути, они должны перегорать в определенный цикл. Тем не менее, существуют еще старые лампы, выпущенные до этого как бы договора и до этого изменения производственного цикла, которые работают до сих пор, им уже более 100 лет, вот этим лампам осветительным, и они все еще включаются и выключаются. И вы знаете, есть ряд доказательств, потому что условные «коварные» маркетологи придумывали такое понятие, как лимитированный срок годности. И изделия те же самые – стиральные машинки, о которых рассказывала наша зрительница – есть элементы, которые специально собраны так, что они должны выходить из строя. И, как ни странно, старые машинки работают дольше, чем новые. И у нас есть тоже старая машинка, которая пашет, как танк. С ней ничего не происходит. А современную купишь, и через 2-3 года с ней начинаются проблемы. Петр Кузнецов: Владимир, вот как раз об этом хотел с вами говорить. Все ли перестроились на этот выгодный формат, на который многие жалуются, вы сейчас как раз о нем заговорили. Сделать некачественно, чтобы прослужила недолго, чтобы через год там за новой пришли. Ведь есть же все-таки, осталась, мы очень надеемся, это слово священное – репутация? Разве придут к тебе за новой, зная, что товар твой служит недолго? Как это работает, расскажите. Владимир Козлов: Вы знаете, вы не поверите, но есть ряд, допустим, китайских и там российских производителей, которые действительно стараются работать на имя и на бренд. На бренд, который будет связан со словом «надежность», со словом «долголетие», со словом «долгий срок службы». Очень многие известные бренды как раз и грешат сокращением, скажем так, срока службы. А это проявляется и в технике компьютерной, вообще в очень многих направлениях. И ценовая политика формируется так, что купить новую должно быть дешевле, чем починить. Поэтому делается некий дефицит на запасные части, очень дорогие запасные части. И, по сути, у нас есть 2 выхода – либо мы поддаемся этому и покупаем новое, все время новое, и становимся заложниками этого нового, потому что как только мы новое не купили, тут же старое начинает разваливаться. Петр Кузнецов: Да, как наркотик, да, работает. Владимир Козлов: Конечно, конечно, мы подсажены на постоянное обновление из-за маленькой вточки, которая там сделана, постоянно выходящей из строя. Понимаете, заместо того, чтобы как бы иметь в доме, условно, две стиральные машины, одну у себя, вторую на даче, мы вынуждены каждый год покупать всего одну, потому что вторая уже не боеспособна. И у нас на даче стоит такая древняя стиральная машина, которая стирала, когда еще… Петр Кузнецов: Ну как правило, из квартиры она как раз и переезжает на дачу, когда ты покупаешь новое. Владимир Козлов: И живет там прекрасно, живет и работает. Петр Кузнецов: Оживает на природе, как люди тоже, да. Это все-таки принцип продавца – сделать хуже, или он вынужден сейчас так делать, потому что стали некачественными сами детали, запчасти? Владимир Козлов: Вы не поверите, но это такая как бы корпоративная манипуляция финансовой отчетности. Когда есть рынок, который требует роста акций, он требует роста количества, ну не знаю там, качества продаж, количества обновлений новой техники, выпускать новые версии, которые влияют на стоимость акций. По итогу люди рано или поздно принимают решение: «А давайте будем чаще продавать. Пусть, допустим, будет там срок службы не только ограниченный, но он будет реально ограниченный, чтобы люди были вынуждены чаще покупать». По сути, мы играем в такую игру с ценными бумагами, сами того не понимая. Но есть компании, которые действительно как бы работают на репутацию и на качество, которые не играют на цену каких-то ценных бумаг, и, как ни странно, именно эти компании, которые могут быть не очень сильно известны, выдают то самое качество, которое нам очень с вами нужно. Мария Карпова: Спасибо большое, Владимир. Владимир Козлов был с нами на связи, член Гильдии маркетологов.